Место под солнцем

ИванюкУже по репродукциям было понятно, что надо было срочно садиться на велосипед и отправляться в галерею Ильи Сёмина - чтобы успеть на открытие выставки Игоря Иванюка. В этой галерее Иванюка выставляют чаще, чем в других местах. Но важнее то, что Игорь Иванюк каждый раз  делает какой-то поворот, открывает новую страницу... На этот раз картины по-настоящему светились. Может быть, потому что на них совсем не было людей?

СОЛНЕЧНАЯ АКТИВНОСТЬ («Псковская губерния»)

Там, где люди - много суеты. Люди часто изображают из себя кого-то. Борются за место под солнцем. А потом умирают. Солнце же остаётся

«Эта выставка, безусловно, откровенный жест, - настаивает галерист и художник Илья Сёмин, характеризуя новую выставку Игоря Иванюка «Дом восходящего солнца». - И она, что бы ни говорил её автор, отказ от реальности. Вероятно, реальность пугает, развращает, обесценивает».

Отказ от реальности? Игоря Иванюка никогда нельзя было назвать реалистом. Он всегда старался на своих полотнах реальность преобразить и  переосмыслить. И в какой-то момент пришёл к тому, что на его картинах стало совсем безлюдно. Это первое, на что обращаешь внимание, когда смотришь на новые картины Игоря Иванюка, написанные в 2017 году. Шесть из них родились в момент подготовки к выставке, открытой в галерее Ильи Сёмина в мае 2017 года, где проходит седьмой фестиваль художников.
«Вот за эту выставку я могу ответить. Это случается редко», - негромко произнёс Игорь Иванюк за несколько минут до открытия. Не то чтобы он раньше за свои работы не отвечал. Но видно, что здесь возникло что-то для него очень важное. Изменилась степень ответственности.


«А люди здесь есть, - кивнул Иванюк на вывешенные картины. - Архитектура...»

Да, без людей архитектура появиться не могла. Но то, что мы видим на картинах нового цикла, - не совсемИванюк архитектура. Это призрачные, но могучие сооружения - отблески то ли будущего, то ли прошлого. Они не сильно отличаются от скал, неба, воды... Это тоже стихия - красивая и немного пугающая своим величием. Даже не совсем понятно - Земля ли это? Не столь важно - где это. Там, где нас нет. Воображению не нужно топливо, чтобы отправиться в космос или в другие времена. Точнее, топливо должно быть совсем другого рода.


Выставка называется, как всем известная песня - «Дом восходящего солнца» (House Of The Rising Sun). «Есть в Новом Орлеане один дом, // Известный как «Восходящее солнце». // Он погубил многих несчастных парней. // Бог ты мой, я и сам такой пропащий...»


«Дом восходящего солнца» неожиданно возвращает меня в реальность, - говорит Илья Сёмин, - почти «романтическую», «блатную», «шансонную»... почти нашу, гибридную...».


ИванюкВряд ли Игорь Иванюк думал о блатной романтике, когда выбирал название. Необязательно двигаться в сторону Нового Орлеана. В конце концов, народная песня «Дом восходящего солнца» тоже менялась. Первоначально под «Восходящим солнцем» имелся в виду то ли притон, который содержала некая мадам с говорящей фамилией Дю Салей Леван, то ли казённый дом - женская тюрьма...


Песня пелась от имени падшей женщины. Но в 60-е годы в самой известной версии группы The Animals  всё уже было по-другому. Хотя какая-то обречённость и отчаяние  остались. Песня о пропащей душе.


Однако у Игоря Иванюка  в картинах есть высокие обрывы, но нет надрыва. Его нет ни на полотнах, ни в тех немногих словах, которые он по поводу своих картин произносит. «Мне нравится золото молчания, - сказал он на открытии. - Думаю, что этой выставкой я многое сказал». Из динамиков тем временем тихо доносилась песня House Of The Rising Sun.


На новых картинах Игоря Иванюка солнце ещё не погасло, а люди уже исчезли. Сносить старое и строить новое уже некому. Некому даже любоваться красотой. И это превращает искусство совсем уж в бескорыстное, чистое. Но остаётся ещё художник, который с удивлением всё это запечатлел. Услышал, уловил и, главное, увидел эхо и нарисовал его много раз. Если можно нарисовать журчание ручья, то почему бы не нарисовать эхо?


Там, где люди - много суеты. Люди часто изображают из себя что-то и кого-то. Борются за место под солнцем. А потом умирают. Солнце же остаётся и по-прежнему восходит и заходит, восходит и заходит.


Все притоны и все тюрьмы - это что-то приземлённое, прибитое к земле. Но есть дома, которые стремятся ввысь, к солнцу. Они не рукотворные. К ним, конечно, люди могли приложить руки, но больше сделало время.
У каждого дома восходящего солнца имеется своя тень.Иванюк


Каждая исчезнувшая цивилизация оставляет за собой след.


На открытии Илья Сёмин сказал, что «у Игоря Иванюка был выбор: либо быть в реальности, либо не быть. И Иванюк отказался от реальности».


От объективной реальности Иванюк, может быть, и отказался, но существует ещё и реальность субъективная, в том числе сны и фантазии. От них отказаться сложнее.

 

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий