За тенью и светом

ЦехКартины к этой выставке раньше можно было видеть в магазине. И висели они там не для красоты. Скорее всего, эти работы мы ещё увидим - в том же магазине (в недавно переехавшей «Находке»). Но сейчас их место в театральной галерее «Цех» в Пскове. Но особенность в том, что о художниках, чьи работы демонстрируюся, мало что известно. В том числе и о тех, кто, вроде бы, на слуху. Это собенность некоторых частных коллекций, особенно переходящих из рук в руки и теряющих родословную. Есть картины, есть фамилия автора, но что дальше? Художников в мире много, есть однофамильцы... Тогда-то и начинается самое главное. Определяется авторский почерк.

«ОСТАЛИСЬ ДОЖДИ И ЗАМЁРЗЕЕ ЛЕТО» («Псковская губюерния»)

После посещения этой выставки одни загадки разгадываются, но зато возникают другие

На фоне недавно прошедшей выставки «Корея сегодня»* любая другая экспозиция в театральной галерее «Цех» смотрится выигрышно. Но это не главное достоинство новой выставки «Осталась любовь и ожившие камни». На её открытии в художественной галерее «Цех» первоначально были одни загадки и недоговорённости («кто эту коллекцию собирал - неизвестно», «когда точно коллекция создавалась - сказать невозможно»). Но к концу открытия кое-что всё-таки прояснилось - для того чтобы вскоре снова покрыться туманом.

«И мы наблюдаем за тенью и светом...»

Кому представленная коллекция принадлежит - стало понятно после нескольких наводящих вопросов, заданных нескольким посетителям. Пустые клетки по горизонтали заполнились, как в кроссворде. Действительно, нынешний владелец - человек небезызвестный, но здесь предпочёл остаться в тени. А вот о предыдущем владельце частной коллекции (том самом, кто собирал представленные в псковском драмтеатре работы) неизвестно ничего. Во всяком случае, об этом не говорят. Клетки по вертикали остались пустыми.


Несмотря на разную стилистику, перед нами всё-таки не набор картин, а именно коллекция, собранная человеком со вкусом. Работы создавались в 1985 - 1993 годах. Среди шести авторов есть художники известные, а есть те, о ком сказать нечего. Разве что фамилию назвать. Да и то: настоящая ли это фамилия? Некто Семёнов. Даже имя неизвестно.


«Семёнов. Больше ничего о нём не знаю, - сказала на открытии выставки руководитель выставочного центра Марина Николаева. - Есть простор для исследователей». Тем не менее, картины именно этого автора, словно бы нарисованные на лету, оказались в центре экспозиции. Здесь же работы Александра Джикия, Арутюна Акопяна, Сергея Шулимы, Михая (Михаила) Греку и Эдуарда Гороховского.


К выставке лучше подойти через её название: «Осталась любовь и ожившие камни». Долго вспоминать не надо. Это предпоследняя строка песни группы ДДТ: «Осталась любовь и ожившие камни. // Последняя осень». Как поёт в этой песне Юрий Шевчук: «Последние песни осыпались летом. // Прощальным костром догорает эпоха, // И мы наблюдаем за тенью и светом...»


Мы тоже наблюдаем. Света и теней сколько угодно. И ещё блики от стекла. Коллекция, которую можно увидеть в Пскове до 29 июля 2017 года, создавалась во времена, когда эпоха уже догорела окончательно и начиналась другая. А некоторые представленные работы появились ещё в предыдущую эпоху, но на излёте. Для искусства такой период бывает плодотворным (на презентации говорили о «вдруг появившемся разнообразии»). Запретное разрешили, однако новый канон ещё создан не был. Коммерческое псевдоискусство, связанное с «новыми русскими», ещё не утвердилось. Творческая свобода преобладала, а прежние ограничения превращались в мираж.


Во время открытия выставки были предприняты попытки выяснить не только кто такой художник Семёнов, но и кто такой художник Арутюн Акопян. Было даже высказано предположение, что автор - тот самый знаменитый иллюзионист Арутюн Акопян (якобы он учился на художника и мог на старости лет вернуться к живописи). Вряд ли это так, тем более что Суриковскую художественную школу посещал не он, а его сын Амаяк. Можно предположить, что автор работ, представленных в псковской галерее - это другой Арутюн Акопян, проходивший студенческую практику в музеях и галереях Ленинграда и Москве в 1982 году. С 1992 года он художественный редактор детского журнала «Цицернак», член союза художников Армении (работы выставлялись в Париже, Нью-Йорке, Москве, Варшаве...). Впрочем, в Санкт-Петербурге живёт ещё один художник Арутюн Акопян. Фамилия и имя слишком распространённые, чтобы заочно делать определённые выводы.

«Только прошлое  переливалось всеми цветами радуги»

Картины, выставленные в галерее «Цех», в Пскове можно было увидеть и раньше. Не все вместе, но хотя бы некоторые - в букинистическом магазине «Находка» - до его переезда. Две работы Арутюна Акопяна там точно были на виду. В галерее «Цех» их больше, - в основном, посвященных деревне. Мрачноватых, нарочито грубоватых и очень убедительных. Не живопись, а словно бы резьба по дряхловатому дереву. Деревня времён упадка и распада.
Живущий в Москве Александр Джикия больше известен как автор рисунков, отчасти напоминающих карикатурные. Начиная с 1988 года он делал их на «селёдочной» кальке рапидографами и раскрашивал фломастерами. Но в галере «Цех» мы видим совсем не рисунки, а живопись, причем абстрактную, цветастую. «...и в неопределённости будущего // только прошлое // переливалось всеми цветами радуги», как говорится в одном стихотворении Александра Джикия. Но дело в том, что того Джикию, о котором вспомнили псковские художники, зовут Александр Ролланович. А под живописными работами «Лестница в небо», «Коррида», «Психея» и другими написано: «Джикия А.О.». Может быть, это псевдоним Семёнова?Коррида


Самый известный из представленных на выставке художников  - Эдуард Гороховский, классик московского концептуализма, основатель российского photo-based art. К 1990 году он оформил более 120 книг Шарля Перро, братьев Гримм, Вильгельма Гауфа, «Тысяча и одну ночь»... Но в Пскове выставлены совсем не книжные иллюстрации. В центре внимания помещённая в овал советская газета, её международная полоса с броскими однозначными заголовками: «Покушение на президента», «Двуликая политика», «Арест террористов», «Открытая политика расистов»...

Покушались, конечно же, на президента Рональда Рейгана, террористов арестовывали в натовской Турции, расистов поддерживали в ЮАР и США... А в советской сказке всё было тихо и благостно. Пока не сгнило окончательно.


Ещё один известный художник - Михай (Михаил) Греку. Его жизнерадостные картины с горожанами и городом Время, вперёдкак будто альтернатива деревенским работам Арутюна Акопяна.


И что же такое получается, если охватить взглядом всё и сразу? Советский Союз. Многообразный, противоречивый, но всё ещё существующий в единых границах. Греку, Джикия, Акопян, Семёнов, Шулима, Гороховский... Интернациональная модель, слепок недалёкого прошлого.


Но, наверное, самая выразительная работа на выставке называется «Время вперёд» (графика Сергея Шулимы). Колесо времени с пятиконечной звездой-клеймом. Сорвалось и рвётся вперёд. А его графическое изображение висит над роялем в самом углу. Действительно, время умчалось вперёд, пространство распалось на куски, а люди разлетелись кто куда. Одни уже на том свете, другие ещё на этом.


Как поётся в песне, давшей название этой необычной выставке: «Остались дожди и замёрзшее лето...» С дождями и замёрзшим летом в этом году у нас полный порядок. Комплект. Не хватало только любви и оживших камней, но теперь и они на месте.

Иллюстрации:

Глядя на работы художника Семёнова. (А. Кокшаров).

«Коррида», А.О. Джикия.

«Время вперёд», Сергей Шулима.


 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий