На этой выставке были не только книжные иллюстрации, но так как действие всё-таки происходило в библиотеке, то иллюстрациям следует уделить более пристальное внимание. Иллюстрациям сказок, стихотворений, афоризмов, фантастических
СКАЗКИ ДАЛЬНИХ СТРАНСТВИЙ («Псковская губерния»)
Сказки в жизни Веры Белюсь превращаются в быль
Свой день рождения псковский художник Вера Белюсь отметила с размахом - в зале Центральной библиотеки города Пскова на улице Конной, где 3 сентября 2017 года открылась персональная выставка «Мой изм». В данном случае «изм» означает поиск. Поиск форм и техник. Не реализм, не абстракционизм, не сюрреализм, а просто «изм», как символ изменений. Действительно, двадцать представленных работ выполнены в разных формах и техниках.
На выставке есть иллюстрации Веры Белюсь к «Сказке о гноме и камне-радуге» Аллы Агафоновой. В этой сказке гном в шахте увидел непонятный камень. Вначале он отливался красным цветом, потом оранжевым, потом жёлтым... Поначалу гному показалось, что это рубин. Потом он последовательно думал о яшме, янтаре, изумруде, аквамарине, сапфире, аметисте... Это и был камень-радуга.
Вот так и с работами Веры Белюсь. Подойдёшь к одной и увидишь то, что совсем не похоже на соседнюю работу. Если бы не афиша на входе, можно подумать, что руку приложили разные художники.
Этому способствует и то, что многие работы - книжные иллюстрации. Книги разные, и подход к иллюстрациям тоже разный. Это важно. Помню давние впечатления от иллюстраций к стихам Владимира Набокова одного маститого художника-иллюстратора. Вроде бы это была профессиональная работа - не придерёшься, но с поэзией Набокова никак не сочетающаяся. Художник иллюстрировал стихи Набокова, словно бы их сочинил Владимир Маяковский.
У преподавателя художественного отделения псковской Детской школы искусств Веры Белюсь совсем другой подход. Она чувствует не только цвет, но и текст. Меняет яркость, контраст и цвет в соответствии с текстом. Когда надо - вообще убирает краски, сосредотачиваясь на чёрно-белом.
Иногда это рисунки-сюжеты, иногда - переполненные ассоциаций картины, иногда почти плакаты (Вера Белюсь - выпускница Санкт-Петербургского университета технологии и дизайна).
На открытии выставки сказали, что это первая персональная выставка Веры Белюсь в России. Но так уж получилось, что в США художник уже выставлялась - в музее Discovery в Лос-Анджелесе, в генеральном консульстве Российской Федерации в Нью-Йорке. Её разглядели издали и пригласили проиллюстрировать книгу «Сказка о форте Росс», рассказывающую о бывшем русском поселении на побережье Калифорнии.
Сказки в жизни Веры Белюсь превращаются в быль. Не только «Сказка о гноме...» или о Форте Росс, но и «Маугли» Редьярда Киплинга, «Счастливый принц» Оскара Уайльда... Или вот стихотворение Генриха Сапгира «Воспитанная лошадь» («Сидела спокойно, // Громко не ржала // И блюдечко // Правым копытом держала...»). У Веры Белюсь, правда, блюдечко воспитанная лошадь держит левым копытом, но ведь художник имеет право на вольности?
Во время открытия выставки Вера Белюсь в шутку сказала, что успех выставки на 85 процентов зависит от фуршета. Думаю, что посетители выставки, с трудом поместившиеся в библиотечном зале, отправляясь на открытие, о фуршете думали меньше всего. Но пиршество им всё равно устроили. Прежде всего, с помощью работ и создавшейся вокруг них непосредственной атмосферы.
Слово, как обычно на подобных мероприятиях, взял художник Валентин Решетов, выступивший «от имени старорежимных мухоморов-художников». Его совет молодому художнику был таков: «Сделать то, что нравится не всем».
Мухоморы-художники - это была, наверное, завязка какой-то новой сказки, которую в дальнейшем тоже можно проиллюстрировать. Мухоморы-художники поучают молодых опят, что-то вроде того.
«Я рад, что в нашем захолустном городе появляются такие ростки», - продолжил свою речь Валентин Решетов. «Он давно не захолустный!» - донеслось в ответ. Но Решетов - оратор опытный, сбить его трудно. Сказано «захолустный», значит захолустный. Поэтому он продолжил держать речь «от лица уходящих художников», после чего сразу же заслужил очередной комментарий: «Говорит, как могильщик».
По мнению Решетова, «художники на 80 процентов работают на публику».
80 процентов, конечно, меньше, чем 85 фуршетных процентов, но тоже много.
Вряд ли Вера Белюсь берёт в руки кисть, чтобы понравиться всем. На всех не угодишь, особенно когда речь идёт о книжных иллюстрациях. Когда мы читаем книги, то картина перед нами возникает сама собой - в зависимости от наших фантазий, опыта, пристрастий. Но потом мы открываем очередную страницу и видим иллюстрацию. Не всегда это совпадает с нашими представлениями.
Кроме того, не каждый художник вообще способен иллюстрировать что-либо. Это особенный жанр. Кому-то он кажется несамостоятельным. Но это зависит от автора. Если автор теряет лицо, то он уже не автор.
Сейчас Вера Белюсь работает над иллюстрациями к книге Александра Беляева «Человек, который потерял лицо».
У Беляева главный герой произносит: «У нас, в культурнейшей стране мира, совершенно иное. У нас наше лицо крепко спаяно с нашим кошельком. И, пока кошелёк толст, нам не грозит потеря лица в китайском смысле слова, какими бы проделками мы ни занимались. Я надеюсь скоро показать вам это! Но горе тем, кто, как я, осмеливаются изменить своё физическое лицо. Тогда их лишают всего: денег, имени, дружбы, работы, любви. Да и может ли быть иначе в стране, где царит доллар?»
В какой-то момент в руки гитару взяла Елена Белюсь - сестра Веры, и спела песню Боба Дилана Knocking on Heavens Door («Достучаться до Небес»). Чтобы тебя гарантировано услышали и увидели люди на Земле, вначале желательно достучаться до Небес. И тогда даже царство доллара окажется бессильным.
Алексей СЕМЁНОВ