Соединение несоединимого

ЖбановПосле публикации этой статьи один из псковских художников мне сказал, что я сам не понимаю, до какой степени я попал в точку. Не знаю, хорошо это или плохо. Не было никакого желания кого-то уязвить. Я просто описал то, что увидел и услышал. Это показалось достойным внимания. Пусть даже и в таком виде.

Автор.

 

ВЫБРАТЬСЯ ИЗ-ПОД ПРЕССА («Псковская губерния»)

Живописец Эдуард Шарипов: «Мелкий убогий ремесленник Леонардо да Винчи определил жизнь последних шести столетий»

Не каждый день вы встречаете людей, которые считают, что они как художники превзошли Микеланджело Буонарроти и Леонардо да Винчи. Но это был как раз тот день. Псков. Дом Сафьянщикова. Открытие выставки с не предвещающим сенсации названием «Разные о разном». Члены общественного движения «ПсковАрт» демонстрировали свои действительно разные произведения. Речь не только о тематике. Здесь  чувствовался разный подход кШарипов плоскости, к цвету, к тому, зачем вообще художник берёт в руки кисть.

«Смысл этой выставки - соединить несоединимое»

На красной скатерти на видном месте, словно Библия, лежал раскрытый первый том шеститомника «Истории КПСС», изданный в 1965 году. «Зачем вы его положили?» - спросил я Анатолия Жбанова - автора висящих за книгой картин. «Я положил просто так, - ответил он, хитро улыбаясь. - Мне важно заставить человека думать».


Когда вы приходите на какую-нибудь выставку и видите что-то непонятное, то считайте, что авторы достигли своей цели. Чем непонятнее, тем больше возникает вопросов. Вы на них стараетесь ответить. Значит, процесс пошёл. Вы не прошмыгнули мимо, а зацепились. Допустим, прониклись недоумением, а то и возмутились. То есть современные авторы уже достигли своего результата. Они довольны.


«Смысл этой выставки - соединить несоединимое, - объяснил ещё один участник выставки «Разные о разном» Эдуард Шарипов. - Обычно выставки очень одинаковые. В Пскове то же самое. А здесь работы спорят, Жбановразговаривают - каждая на своём языке».


Действительно, кажется, что работы в двух с половиной залах небольшой галереи современного искусства в «Доме на набережной» развесили по стенам произвольно. Умиротворяющие реалистические пейзажи, чёрно-белые фотографии, нестандартные литографии и стандартные виды Изборска, нефигуративная живопись...


На открытии выставки немногочисленным посетителям Эдуард Шарипов рассказал о «кодировании мёртвой плоскости» (по мнению Шарипова, в смысле плоскости работы Сурикова, Малевича и Кандинского ничем друг от друга  не отличаются, «плоскость не обманешь»). И вообще, по его словам со времён эпохи Возрождения в мире изобразительного искусства ничего не изменилось. Впрочем, не всё так плохо - считает Эдуард Шарипов. Он выделил фрески псковского Снетогорского монастыря, живописцев Древнего Китая, башкирские пещеры времён палеолита («там нет зажатости»)...
«Древние люди были тоньше, умнее, - постарался объяснить он свои взгляды. - А нынешние люди зомбированы литературным словом, и мы видим, как мысли отражаются на плоскости. Но это не живопись, а иллюстрация. Мне не интересен такой подход. Сто ребят, и все на один лад. Я этого не понимаю. Что же надо делать? Перевернуть всё. Многое...»

«За последние шестьсот лет у людей - зрителя и художника, выработался плохой вкус»

Эдуард Шарипов регулярно публикует в интернете свои литературные миниатюры на эту же тему. У него есть текст «Плохой вкус». Вот он: «Люди во многом зомбированы. Общество давит на мозги. Да и смысл слова, его суть, как механика внушения, отрабатывает своё. Литературно-сюжетная оправа мысли.


Я, по своей природе, живописец и смею утверждать, что, за последние шестьсот лет у людей - зрителя и художника, выработался плохой вкус».
Если есть плохой вкус, то, значит, есть и хороший. Какой?
Шарипов противопоставляет литературно-сюжетной живописи фрески псковского Снетогорского монастыря Древние фрески башкирского палеолита, псковские фрески Снетогорского монастыря - это лучшее, что сделано руками  человека. Это тёплая стена, от которой можно и должно России оттолкнуться. Это другой формат мозгов, говоря современным языком...»).


А пока что Эдуард Шарипов оттолкнулся один или с предельно узким кругом единомышленников, с которым очень легко не соглашаться.


Когда слушаешь Шарипова, то первое, что хочется спросить - а зачем здесь слова? Вы же против литературоцентризма? Но вопроса я такого ему не задал, а попросил лучше на примере какой-нибудь его картины рассказать, чем его живописный подход отличается от того, что навязали человечеству Леонардо да Винчи, Рафаэль и другие «ремесленники» (у Шарипова есть миниатюра «Ремесленник». Она состоит из трёх предложений: «Как всё печально. Мелкий убогий ремесленник Леонардо определил жизнь последних шести столетий. Маразм»).


В ответ Шарипов стремительной походкой повёл меня в другой зал - туда, где до открытия галереи размещалась его мастерская. Он подвёл меня к своей картине 2008 года «Структура». На ней было что-то вроде коридора, созданного мазками чёрного и серого цвета.

«Ноги растут из «Тайной вечери». Это довольно примитивный подход...»


«Суть в том, что человек увидел и получил информацию сразу же, не разглядывая картину, не отвлекаясь на сюжет и подход «похоже - не похоже», - пояснил Эдуард Шарипов. -  Здесь работают не углы. Нет времени разглядывать картины. Происходит сокращение времени... Почему Снетогорский монастырь крутой? Потому что они уничтожили время... Китайцы и мы говорим на языке образа...»


Насколько я понял, разница между «мёртвой линией» и «живой линией», по Шарипову, в том, что в первом случае художник рисует форму, а потом её раскрашивает, как на детских картинках-раскрасках, а во втором случае сразу пишет всю форму.


Потребовалось уточнение: «Значит ли это, что вы считаете себя лучше Леонардо да Винчи?» - «Мы - № 1», - убеждённо ответил он.
Эдуард Шарипов не из тех, кто любит шутить. Похоже, он и здесь не шутил: «Здесь важны цвет, форма, плоскость. Мы ещё живём в эпоху Леонардо - под прессом Возрождения. Для этой эпохи важны наука, религия, искусство... Ноги растут из «Тайной вечери». Это довольно примитивный подход. Там мёртвая плоскость... А в Снетогорском монастыре другой подход. Это самое ценное, что есть... Я об этом 30 лет молчал...»


30 лет - большой срок. Сегодня Эдуард Шарипов утверждает: «Поймите, я живописец, я древний воин. Я же здесь не сказки про великое прошлое и великое будущее России рассказываю».


Сказки - не сказки, но без желания прикоснуться к «великому прошлому» здесь точно не обходится. В Пскове, во всяком случае, похожие мысли приходят на ум не одному только Шарипову. Это настораживает, потому что похоже на утверждение «Россия начинается здесь». Если вы хотите услышать что-то вроде «Мы - №1», то вам срочно надо ехать в Псков. Здесь вам популярно расскажут, как плох и страшен Запад и как хорош Восток. И какое особое место в мироздании занимает Псков.


В категоричности Эдуарда Шарипова чувствуется авторитарный, а то и тоталитарный подход. И действительно, если вчитаться в тексты Шарипова, то ответы найдутся быстро. «Не могу понять блудливую логику о том, что диктатор - это так плохо, - пишет он. - Задаю простой вопрос, - ПО-ЧЕ-МУ??.. Там, где нет диктатора, диктатуры, то там правит толпа...» Судя по тому, что пишет Шарипов, выбирать приходится между умным диктатором и умным, а третьего не дано.


Его миниатюра под названием «Сталин» состоит всего из трёх слов: «Сталин не воровал». Из всех деяний этого диктатора, автор выбрал самое для него в момент написания существенное: не воровал (миллионы отнятых жизней не считаются). В другом месте Шарипов разъясняет: «Человек с хорошим вкусом воровать не будет. Как- то это связано на высшем уровне с порядочностью...»


Схожим образом сегодня любят рассуждать о бескорыстии Путина, который, будто бы, тоже бессребреник. Владеет автоприцепом «Скиф» и внедорожником «Нива». И всё. Не для себя живёт, а для страны, и печётся о судьбе человечества.Жбанов и Шарипов


Взгляды Эдуарда Шарипова, если иметь в виду «мёртвую плоскость» эпохи Возрождения, кажутся вызывающими и непопулярными. Но зато всё остальное вполне традиционно для средней полосы России. Он пишет: «Чем ближе к западу, тем всё примитивнее и глупее». Но так в России считает каждый второй. И поиск «золотого века» в прошлом - это тоже обычное дело. Предки, в отличие от большинства современников, кажутся умными и талантливыми. Для Шарипова фрески башкирской пещеры Шульган-таш или псковские фрески XIV века - вершина. А дальше - непрекращающийся закат и самоповторы.


«В ХХ веке новых живописных идей не было, одни и те же приёмы, перекрытие углов....», - считает Эдуард Шарипов.


Но выставка «Разные о разном» так бы не называлась, если бы на ней выставили работы только Шарипова и Жбанова. Работы Анатолия Портнягина, Дмитрия Яблочкина, Ираиды Самойленко, Николая Самойленко... Их создатели явно не готовы подписаться под тем, о чём говорит Эдуард Шарипов, обращая внимание на «матрицу безвкусия».
Но почему-то кажется, что «матрица безвкусия», созданная в эпоху Возрождения, всё ещё не исчерпала себя.

 


Имя
E-mail (опционально)
Комментарий