Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Кара

«Благополучно-то благополучно. Такая чертовщина водится, что прямо бери шапку, да и улепетывай, куда ноги несут...»
Николай Гоголь. «Вий».

МатильдаВ России продолжается публичный показ 25 миллионов долларов. Деньги показываются в виде художественного фильма «Матильда». Хотя художественных достоинств у этого фильма немного. Возможно, оно только одно. Зато какое... Вокруг этого фильма заранее был создан общественно-политический фон - с элементами пламенных перформансов, авангардного театра и тому подобных вещей.

Взять, хотя бы, попытку поджога кинотеатра в Екатеринбурге, когда «православный активист» намеренно врезался в кинотеатр на автомобиле и поджёг его. При желании эту акцию можно воспринимать как нечто, похожее на огненные акции «художника» Петра Павленского.

Или взять обращения-проклятия Всеволода Чаплина. Он сделал несколько видеообращений. Одно из них появилось уже после всероссийской премьеры «Матильды». Чаплин замогильным голосом произносит:

«Совершилось всероссийское кощунство. Проклятие Божие да падёт на тех, кто снял и продвинул кощунственный фильм. Проклятие Божие да падёт на всех тех, кто одобрил его распространение по всей стране. Проклятие Божие да падёт на всех нас, на народ, который это кощунство не остановил и допустил. Пусть ваш наглый и самодовольный смех сменится горькими слезами. Пусть ваши киношные наряды сменятся траурными. Помните, слово Божие непреложно... Те, кто устроил это всероссийское кощунство, и все мы, кто его допустили - не достойны жизни. Кара Божия да будет ответом...»

https://www.youtube.com/watch?v=djFzKOhLcqM

Думаю, что если бы этот ролик показывать сразу после «Матильды» в кинотеатрах, то финал бы был более эффектным. Во всяком случае, более эффектным, чем тот, что мы видим в фильме Алексея Учителя.

Народ, разумеется, смотрит на всё это и веселится («Посмотрел архангела Чаплина. Понравилось,конечно.Умеет чувак Хеллоуин отметить, да. Но непонятно, есть шансы завтра проснуться?»). Алексей Навальный тоже посмотрел ролик Чаплина и не удержался - написал: «Я теперь такие же ролики буду записывать».

Чаплин в обличье чёрта из «Вия» обращается к народу («Пусть ваш наглый и самодовольный смех сменится горькими слезами»). Но как после такого не смеяться? Захочешь - не получится.

Главная художественная проблема «Матильды» - «плавающие» жанры. Этот фильм называют триллером, мелодрамой, просто «мылом»... Но в «Матильде» явно имеется комедийный потенциал. При другом монтаже и небольшой переозвучке эта странная, с элементами абсурда, история могла бы иметь успех у интеллектуального зрителя. А так это кино ориентировано, в основном, на непритязательного зрителя, который любит, чтобы было «красиво».

«Матильда» это гламурное кино, которое заранее было избавлено от прокатного провала. После того показа, на котором я присутствовал, были даже попытки аплодисментов - когда пошли финальные титры. Аплодисменты быстро смолкли, но то, что такое кино вошло в пятёрку самых кассовых российских фильмов 2017 года, для подобного фильма всё-таки успех. В прокате фильм, конечно, не окупится, но зрительский интерес всё же очевиден. Если бы не многомесячный скандал, то на «Матильду» мало бы кто пошёл. Молодой аудитории этот фильм чужд заранее, а зрелые люди в большом количестве в кинотеатры вообще не ходят. Но на «Матильду» пошли.

Алексей Учитель, судя по его многочисленным интервью, к Николаю II относится очень хорошо. Считает его успешным правителем, сделавшим Россию процветающей в экономическом смысле государством. И водевильная история с балериной императорского театра - это всего лишь повод сказать, что человек страстно любил одну женщину, а женился на другой (а по сути, женился на России). Таков основной мотив этого приторного кино. Чтобы подчеркнуть эту мысль создатели фильма используют всё что можно, включая гламурный эпизод со смертельной давкой на Ходынском поле. Даже Ходынка идёт новоявленному царю на пользу.

Что поделаешь, Алексей Учитель видит наше прошлое таким образом. У него получается что-то, похожее на мыльную оперу в сказочных декорациях. Учитель наслал на наши головы такую кару - идти и смотреть «Матильду». Легкомысленную легковесную штуку, рассчитанную на тех, кто больше всего любит разглядывать «картинки» на большом экране. И это резко контрастирует с тем, что творилось и продолжает твориться вокруг этого фильма.

Угрозы, попытки отозвать лицензию и даже истерические высказывания о том, что Россия, а то и весь мир после того, как фильм прорвался на большой экран, теперь погибнут наверняка.

То есть все элементы чёрной комедии в наличии. Если соединить кадры с Поклонской, Чаплиным, лидерами «Христианского государства - Святая Русь» (в том числе и со сценой ареста) с тем, что наснимал Алексей Учитель, получится неплохое кино о современной России. Правдивое, дикое, смешное, страшное... А так мы видим только гламурную мишуру, которой и без «Матильды» на наших экранах хватает.

Алексей Семёнов

ВСЁ ДЕЛО В КРОВИ («Псковская губерния»)Матильда

«Сказки не получилось», - произносит в фильме Матильда Феликсовна Кшесинская. Ещё как получилось

После показа фильма «Матильда» женщина-полицейский заинтересованно спросила меня: «Ну как, понравилось?» Впервые полицейские спрашивали меня об увиденном только что кино. И вряд ли когда-нибудь ещё спросят. Но такова особенность кинопроката этого фильма режиссёра Алексея Учителя. Угрозы поджогов, сами поджоги, проклятья «православных активистов», стояния и молебны в храмах против «Матильды» (в том числе и в Пскове), кинологи с собаками перед сеансами...

«Если он будет показан - Россия погибнет»

На первый сеанс (он начинался в 11.10 по московскому времени) 26 октября 2017 года в псковский кинотеатр «Мираж Синема» пришли, в основном, пенсионеры. Набралось две трети зала. К мужчине, сидевшему через одно кресло от меня, подошёл вежливый полицейский из дорожно-постовой службы и попросил ненадолго выйти из зала для беседы. Но полицейскому издали крикнули, что надо было подходить не к человеку в красной куртке, а к человеку в чёрной куртке. То есть ко мне. Полицейский кивнул и предложил выйти из зала уже мне.


За пределами зала меня ждали представители кинотеатра и та самая женщина-полицейский.


Оказалось, я вызвал у сотрудников кинотеатра подозрение - фотографировал кинологов, проверявших кинотеатр перед показом. «Вы же знаете, что происходит с этим фильмом», - сказал полицейский. «Ещё бы не знать...» Мы показали друг другу удостоверения и, обменявшись репликами о так называемом «Христианском государстве»,* разошлись в разные стороны - каждый заниматься своим делом. Они - патрулировать подходы к кинотеатру, а я смотреть «Матильду», которую при других обстоятельствах смотреть бы в кинотеатре не стал. Но после многомесячной шумихи не прийти на сеанс было невозможно.


«Сказки не получилось», - произносит в фильме Матильда Феликсовна Кшесинская (Михалина Ольшанская). Ну уж нет. Ещё как получилось. Алексей Учитель снял безобидную сказку. Правда, на сайтах кинотеатров пишут, что это триллер.


Триллер - этот то, что происходит вокруг фильма. Угрозы, аресты, апокалиптические предсказания. Экстравагантный клирик московского Храма Вознесения Господня на Никитской Всеволод Чаплин договорился до того, что своим басом изрёк: «Фильм «Матильда» непременно должен быть запрещён, - потому что если он будет показан - Россия погибнет, - говорит  клирик московского Храма Вознесения Господня на Никитской. - И это будет справедливо в Божиих очах. Это будет не зло, а благо, - потому что через это Господь покажет своим наставлением, своим наказанием - чего никогда нельзя делать».


Кинорежиссёр Дмитрий Месхиев, осуществляющий сейчас художественное руководство псковским драмтеатром, Матильданапример, считает, что вся эта возня вокруг «Матильды» (депутат Поклонская, предостережения о поджогах кинотеатров и т.п) - всего лишь «вышедший из-под контроля пиар» (об этом Месхиев говорил на прошедшем в сентябре фестивале «Заповедник»). В это поверить трудно. Многомесячный скандал действительно сделал фильм известным, но причина всей этой нескончаемой дикости вокруг обычного фильма в том, что дикости вообще вокруг стало больше. Растёт число психически неуравновешенных людей. Раньше их было не видно-не слышно, а нынешнее медиа-пространство словно бы специально для них создано. Вот они и подняли головы и распустили языки.


«И не будет нашей России, - грозил совсем недавно Всеволод Чаплин. - И погибнет она заслуженно, - потому что допустила повторное цареубийство.... Бог накажет вечной смертью всех, кто потворствовал этому греху». 


Итак, премьера «Матильды» прошла по всей России. Посмотрим, что после этого станет с Россией и с нами.


А пока что, изолировав лидера «Христианского государства» Александра Калинина и усилив полицейское наблюдение,  российское государство позволило организовать всероссийский прокат фильма, в котором снимались Евгений Миронов, Данила Козловский, Сергей Гармаш, Ингеборга Дапкунайте...

«Матильда» - пощёчина русскому народу»

Накануне всероссийской премьеры «Матильды» на псковской пресс-конференции артистов театра им. Ленсовета я спросил Сергея Мигицко о том, как так получилось, что он вместе с депутатом Виталием Милоновым, облачившись в стихарь, возглавил многотысячный крестный ход по Невскому проспекту? Тот самый крестный ход, во время которого участники развернули плакаты вроде: «Матильда» - пощёчина русскому народу». Сергей Мигицко ответил, что «Матильду» не видел, Милонова видел второй раз в жизни, а крестный ход был посвящён святому Александру Невскому... От неуравновешенных «православных активистов» он отмежевался, заметив, что некоторые его коллеги этот фильм уже посмотрели, и скосил глаза на сидевшую рядом Анну Ковальчук (многим зрителям известную по телефильмам «Тайны следствия» и «Мастер и Маргарита»). Анна Ковальчук сказала, что фильм «Матильда» исключительно о любви, и его стоит посмотреть.


После пресс-конференции Сергей Мигицко окликнул меня и поинтересовался, почему я задал вопрос о «Матильде»? К разговору присоединилась Анна Ковальчук.
Артисты хотели знать - кто такие эти люди из «Христианского государства» и что им надо? В нескольких словах я пересказал их требования. «В таком случае, они и «Мастера и Маргариту» потребуют запретить...», - озадаченно ответила Анна Ковальчук.


Но дело в том, что Михаил Булгаков давно умер, а создатели фильма «Матильда» живы. Сжить со света умерших нельзя, а вот живых... Или хотя бы слегка покуражиться.
«Там, наверное, людей в полицейской форме было больше, чем на съёмках фильма «Тайны следствия», - предположил я, имея в виду официальную премьеру «Матильды» в Мариинском театре, на которой Анна Ковальчук была. - Металлические барьеры, автозаки...» Исполнительница роли Маргариты в «Мастере и Маргарите» с этим согласилась, но ещё раз порекомендовала этот фильм посмотреть.

«Держи Россию вот так...»

Если «Матильда» и пощёчина, то лёгкая. Когда мы обсуждали «Матильду», то всё неизбежно упиралось в понятие «святость». Людей, которых много десятилетий спустя после мученической смерти объявили святыми, в фильме Алексея Учителя двое: будущие император и императрица.  Николай Александрович (Ларс Айдингер) и Александра Фёдоровна (Луиза Вольфрам). Кроме общих претензий о «кощунственности» темы любви наследника престола и балерины, после просмотра у противников фильма появились и дополнительные частные претензии: святая мученица Александра Фёдоровна «показана колдуньей». Видимо, имеется в виду эпизод с окровавленными пуантами (Матильда до кровавых мозолей репетировала тридцать два фуэте). Ревнивая невеста Аликс тайно прячет балетную туфельку под свою юбку, чтобы отнести «специалисту» и  по образцу крови разузнать будущее.


«Всё дело в крови», - разочарованно произносит Матильда.


В российской истории - правдивой и выдуманной - многое построено на крови.
Вообще-то нам показали сказку. Отчасти это история про золушку и принца. Балы, опасение неравного брака... Туфелька тоже имеется.


Появляется в этой сказке и русский медведь. Даже несколько медведей, самый заметный из них - поручик Воронцов (Данила Козловский). Буйный, карикатурно-ревнивый... Он ведёт себя так, как будто он тоже какой-то фанатик-активист на подобие нынешних, тех, кого захлестнула безудержная ревность.


Фильм «Матильда» - это любовные обмороки, интриги тайной полиции, дворцовая роскошь, церковная роскошь, крушение царского поезда, Ходынка... Всего понемногу. Быстро и пышно. Сказочная мелодрама в исторических декорациях.


Кроме любви Николая в «Матильде» интересует разве что кино («движущие картинки»), которые он увлечённо демонстрирует приближённым.


Спустя полтора века появятся «движущие картинки» под названием «Матильда».
Александр III (Сергей Гармаш), подорвавший своё здоровье после крушения, завещает будущему императору Николаю: «Держи Россию вот так...» И сжимает слабый кулак. Царь Россию именно так её и держал...


Николаю все постоянно что-нибудь советуют: «Ты погубишь всех, кого любишь... Отрекись». Вот он и отрёкся. Вначале от Матильды, а спустя много лет и от престола.
А между этим была другая любовь - к законной супруге и детям, о которой авторы фильма тоже высказываются.


Сказка - хотите вы того или нет - получилась с дополнительным смыслом.Матильда


Нам показывают валяющуюся под ногами императорскую корону и тридцать два кровавых фуэте вокруг неё.


Тридцать два фуэте и девяносто девять лет.

***

Девяносто девять лет прожила Матильда Кшесинская, скончавшись в Париже в 1971 году.
Это была уже абсолютно другая эпоха. Страшно сказать, но она умерла в Париже 6 декабря, а, к примеру, Джим Моррисон в том же Париже умер 3 июля 1971 года.
Такие бывают сказки.

 

Перед сеансом «Матильды» в Пскове.

Кадры из фильма «Матильда».

 

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий