Молния в мозгу коммуниста

Молния в мозгу коммуниста«Одна из любимых моих книг в детстве — "Муфта, Полботинка и Моховая Борода" Эно Рауда: это очень, очень эстонская книга.

Путешественники (а путешествие — главнейший, архаичный мотив литературы) путешествуют там в красном автомобиле-фургоне, который одновременно является домом Муфты. Самым настоящим домом: занавески на окнах, холодильник, стол и проч. Порядок, уют… Муфта — обыватель, а не бродяга. Спасаясь от одиночества, он пишет письма себе и получает их в каждом городе, переезжая с места на место.

Путешественники, маленькие сказочные человечки, колесят, кажется, в пределах одного и того же замкнутого мира. Там есть все — города, дороги, леса, реки, мосты. Но леса не бескрайни, дороги не бесконечны, города не огромны: все подогнано под пропорции частного человека, даже маленького человека. Кажется невозможным покинуть этот сказочный и одновременно обыденный мир, дружественный и уютный. Этот сказочный мир и есть Эстония. В одном городе жители страдают от крыс, которые развелись в подвалах домов: даже инфернальные, кромешные миры оказываются домашними и обыденными. Спасением стали коты, которых путешественники заманили в город с помощью игрушечной мышки. Последовала «великая битва» котов с крысами, и вот наших героев чествуют как избавителей органы местного самоуправления. Так даже эпические столкновения происходят как-то камерно, внутри обывательского мира».

(Эдуард Зибницкий. Русский след. Эстонское отсутствие. “Новый Мир”, 2006, №8)

Член компартии Украины и дважды депутат Юрий Соломатин пишет по поводу процитированной выше статьи: «И вот пару лет назад эта тема как молнией блеснула для меня в публикации социолога, журналиста, философа ЭДУАРДА ЗИБНИЦКОГО...»

Отрадно, что мои статьи читают и находят интересными, но... это не я разражаюсь молниями в мозгу у коммунистов. В этой статье я только ссылаюсь на одного зарубежного русиста:

Голландец Кейс Верхейль, филолог, специализирующийся на русской литературе, писал в свое время, что все культуры делятся по принципу преобладания двух начал.

Есть культуры, основанные на идее слова — логоса, и культуры, основанные на идее вещи, дела, действительности — всего того, что на латыни называется res.

Вероятно, считает Верхейль, возможность такого разделения связана с разделением Европы на ее византийскую и римскую половины. Далее он добавляет: «Русская идея, мне кажется, такая, что логос порождает действительность, а не наоборот». Свою голландскую культуру он относит к ярко выраженным res-культурам. Именно поэтому Нидерланды для него — это преимущественно страна великой живописи, «при относительном отсутствии интересной литературы».

...Я тоже считаю, что это замечательное и очень точное обобщение. Но все-таки не следует теперь все на свете делить по этой схеме. Эстонию в статье я тоже рассматриваю как ярко выраженную res-культуру, что отражается в эстонском искусстве, политике, мироощущении. Вещественный, материальный микрокосмос дома лежит, на мой взгляд, в основе эстонской идеи. Поэтому характерно, что фургон Муфты — это и его дом, что даже путешествуя, Муфта не расстается с домом, а для Моховой Бороды лес, природа — это тоже дом... Впрочем, эта детская книжка — не единственный источник, который я использую.

Депутат далее пишет: «В заключительной части своей статьи Э. Зибницкий выступил как откровенный апологет РИМСКОЙ и ЕВРОПЕЙСКОЙ RES-культуры, поставив ее в качестве образца для сторонников ВИЗАНТИЙСКОЙ и РОССИЙСКОЙ LOGOS-культуры».

 Почему бы это? Видимо, Соломатин так трактует именно этот мой пассаж о России и русском народе:

«И на фоне этой бывшей имперской окраины, чухонского захолустья, явственней проступает, что наш народ сейчас, несмотря на огромность территории, богатство ресурсов и стратегический вес в мире, отмечен страшной каиновой печатью бездомности, которая, увы, не есть странничество в лесковском или клюевском смысле. Это состояние брошенной на поле боя деморализованной армии, которая когда-то по замыслу ее красных вождей должна была взять и навечно удержать не то что Таллин, но и Берлин, и Прагу, и Будапешт… Но истина в том, что никакие победы, никакие флаги над столицами Европы и Азии не заменят народу собственного дома».

По-моему, в этом отрывке речь идет не о типах культур, которые хороши тем, что они разные. Если Россия – это логос-культура, то она такой останется и в том случае, если народ перестанут приносить в жертву маниакальному тщеславию вождей и алчности их слуг. И расцвет русской литературы напрямую был связан со свободомыслием. Да, перед этим я похвалил эстонцев за уважительное отношение к своей земле, к своей культуре... А логос, господа товарищи, – это Слово, а не танк... И не товарищ маузер... Слово – это свобода, а не порабощение. В том числе и свобода слова.

Но дальше украинского депутата совсем понесло. Он пишет: «А пока происходит замещение великого, одухотворяющего запросы всего человечества LOGOS-призыва "ХЛЕБА и ТВОРЧЕСТВА" на приземленное и животное RES-требование "ХЛЕБА и ЗРЕЛИЩ". Два ПОЛЮСА: на одном – КОММУНИЗМ, как благодеяние для всего ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, на другом – ФАШИЗМ, как благодеяние для ИЗБРАННЫХ (расы, нации, элиты). Так кто Ты, человек? ТВОРЕЦ или СКОТИНА? – и т. д.»

Вот так меня в фашисты и скоты записали, вместе с эстонцами и всей Европой...

Вот тебе и логос...

Иллюстрация: Автомобиль Муфты на рисунке Эдгара Вальтера. Иллюстрация к книге Эно Рауда «Муфта, Полботинка и Моховая Борода»

ed-basilius.livejournal.com

Эдуард ЗИБНИЦКИЙ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий