Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Новогодняя пропаганда

Новый годУважаемые читатели! Следующий номер выйдет 17 января 2018 года.

Празднование Нового года - дело политическое. И это касается не только запрета на ёлку и Деда Мороза (запрет длился в СССР с 1927 по 1936 годы). Пётр I, когда вводил новое летоисчисление и, стало быть, перенос праздника на 1 января, делал это, угрожая своим подданным. До конца XVII века в России Новый год отмечали 1 сентября (провожали лето), а ещё раньше, до 1495 года, провожали зиму.

Пётр, следуя европейским порядкам, отделил празднование Нового года от проводов времён года и соединил с Рождеством. В последний раз в России официально провожали лето в сентябре 1699 года - в присутствии царя и патриарха. Это был государственный праздник. В Кремле долгие годы до этого проводились церемонии, называвшиеся «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья».

А потом случился новый XVIII век. Был 7208 год и сразу же стал 1699 год. Царь изменил летоисчисление, 20 декабря 1699 года издав подробный указ-инструкцию:

 «...Волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года»

В России это воспринимали как немецкий обычай. И прижился он лишь отчасти. После смерти Петра мало кто наряжал ёлки. Разве что русские немцы и другие иностранцы из западных стран. Ставили их, в основном, в питейных заведениях.

Но летоисчисление прижилось. Новогодние ёлки прижились примерно спустя век. Хотя во время Первой мировой войны от них стали понемногу отказываться, считая их немецким пережитком. С той же яростью отказывались тогда же от немецких названий городов и даже от своих немецких фамилий.

Ещё спустя лет десять пришла пора отказываться от новогодних ёлок и Деда Мороза. На этот раз они воспринимались как пережиток старого режима - религиозный и буржуазно-монархический.

Самый известный стишок на эту тему под названием «Рождественская картина. Бытовая» опубликовал 30 декабря 1928 года в газете «Правда» (№ 302) Демьян Бедный (Ефим Придворов): «Старорежимный ёлочный дед // С длинной-предлинной такой бородой, // Вылитый сказочный «Дед Мороз» // С ёлкой под мышкой саночки вёз, // Санки с ребенком годочков пяти. // Советского тут ничего не найти!»

Борьбу с «пережитками» в СССР активизировали в 1927 году. Тогда были изданы «Материалы к антирелигиозной пропаганде в рождественские дни». В них говорилось: «Ребят обманывают, что подарки им принёс Дед Мороз. Религиозность ребят начинается именно с ёлки. Господствующие эксплуататорские классы пользуются «милой» ёлочкой и «добрым» Дедом Морозом ещё и для того, чтобы сделать из трудящихся послушных и терпеливых слуг капитала».

В 1936 год вышел Декрет Совета народных комиссаров, разрешающий официально и публично праздновать Новый год (но не Рождество). Вернулась новогодняя ёлка.

Через год восстановили в правах и Деда Мороза.РТ

Ближе к концу ХХ века в России всё чаще стали противопоставлять российского Деда Мороза и западного Санта Клауса. По конец 2017 года российский пропагандистский телеканал RT (ранее Russia Today - «Россия сегодня»)  выпустил праздничный рождественский ролик: https://www.facebook.com/RTRussian/videos/1553663744751678/

В ролике американский мальчик с нетерпением ждёт Санта Клауса, а наутро возле рождественской ёлки обнаруживает особенный подарок - привязанного к стулу растерянного Санта Клауса с кляпом во рту. В том, кто это сделал, сомнений нет: Дед Мороз. И кляп - это на самом деле рукавица Деда Мороза. Он стоит  рядом и заставляет испуганного мальчика прочесть стихотворение. Мальчик не хочет, но вынужден это сделать.

Стишок этот такой: «Я узнал, что у меня // Есть огромная семья...»

Очевидно, что это чуть переделанное начало стихотворения: «Я узнал, что у меня // Есть огромная родня: // И тропинка, // И лесок, // В поле - каждый // Колосок, // Речка, // Небо надо мною - // Это всё мое, родное!». Автор этого стишка - Микалай Курилэу (Николай Курилов), поэт из Якутии. Перевёл с юкагирского - Михаил Яснов. Его опубликовал в октябре 1987 года советский журнал «Колобок». Но известен этот стишок стал не благодаря «Колобку», а фильму «Брат 2», где он тоже звучит в слегка изменённом виде. С той поры он сделался одним из символов агрессивного «русского мира»

То, что RT выпустил такой ролик, можно объяснить по-разному. Поздравительный ролик называется «Русские хакеры взломали Рождество». Он, конечно, шуточный. В той же степени шуточный, как и недавнее высказывание Рамзана Кадырова: «Я ещё не получил приказ вступить на землю США».

 

РТПоздравление RT можно воспринимать как пародию на истерию, связанную с русскими хакерами. Дескать, вы подозреваете во всех бедах русских хакеров? Они такие всесильные? Ну, хорошо - получайте вам новый сюжет: «Русские хакеры взломали Рождество». Ха-ха...

Но вообще-то здесь считывается и другой смысл. Очевидна гордость за хакеров. Рождественская фантазия с заголовком-поздравлением от RT это, прежде всего, праздничная демонстрация силы в довольно примитивном виде. Ведь силу можно продемонстрировать иначе - с помощью культурных, научных и спортивных прорывов, например. А можно танковым биатлоном, «вежливыми людьми» без опознавательных знаков, интернет-троллями и террористом - Дедом Морозом, который, в отличие от Кадырова, видимо, получил вступить на землю США. Не случайно же, недавно Кадыров написал, что Дед Мороз назначил его «помощником по добрым делам».

Комментарии под этим роликом RT появляются соответствующие: «И чего только Россию считают агрессивной страной, непонятно...»

Так что Новый год, кто бы что ни говорил, от политики далеко не ушёл.

 

Вечером включили дурака: просто дёрнули рубильник,
И разлилась повсюду новогодняя радость.
На нашу милость она сдалась.
Слегка потеплел к ночи холодный циник.
Немного притупились колкие шутки,
На которые мы были в Старом году слишком падки.
В припадке радости, после побудки,
Циник уложил Санта Клауса в схватке.

В избытке сыплются, словно снег, праздничные сводки.
Вокруг ёлки хоровод водят милые детки.
Новогодний раздел находится в разработке.
Предки с фотографий ухмыляются едко.
И так продолжается целые сутки.
Праздничный карнавал затеял звёздный циник.
Хоровод нужен был ему для раскрутки
И для введения новогодней вакцины.

Люди в масках упиваются танцем.
Их прибаутки не в меру сладки.
Над головой висит непробиваемый панцирь.
Он способен скрыть все недостатки.
Циник выщипывает лишние иголки,
Из-под палки извлекая исторические уроки.
Под ёлкой блестят множественные осколки.
Новый год застыл прямо на пороге.

Не стесняйтесь, проходите. Будьте как дома.
Есть ещё время от праздника до погрома.

 

«Городская среда» не без удовольствия провожает 2017 год и в 2018 году собирается продолжать в том же духе.Дед Мороз

 

Дни похожи на ёлочные иголки,
Но им всегда есть искусственная замена -
Где-то на самой высокой полке.
Выше, разве что, только облачная пена.

Отсохшие иголки, расколотые игрушки...
У вчерашних дней навязчивый запах гари.
После сухих иголок полетят стружки.
Неизбежные перемены на ёлочном базаре.
Ещё одни сутки растоптаны в снежной пыли.
На задворках - иголки-стружки-опилки.
В этих краях давно позабыли
Вкус слёз и другие напитки.


Не верят слезам и не верят крови.
Но больше всего сами себе не верят.
Новый день предыдущему вровень,
И одинаковое давление в атмосфере.
Смотришь назад под острым углом.
Путь оказался довольно долог.
Мелко и долго дрожат за стеклом
Живые тени искусственных ёлок.

На первой полосе фото из спектакля псковского драмтеатра «Мой папа - Дед Мороз». Фото: Андрей Кокшаров.

 

 

 

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий