Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Крест на ёлке

Дед МорозЗдесь публикуется расширенный текст про политизированный Новый год. Первоначальная версия появилась в «Городской среде» в последнем номере 2017 года. Читатели спрашивали, а где же информация про выступление большевистского партийного функционера Постышева? Имя его действительно не упоминалось, но только потому, что оно неизменно появляется во всех публикациях, рассказывающих об истории празднования Нового года в России. Просто не хотелось повторяться. Важнее было показать другое: Новый год - праздник государственный. Не случайно же новогодние обращения к народу в России записывают и президенты, и главные оппозиционеры .

 «СТАРОРЕЖИМНЫЙ ЁЛОЧНЫЙ ДЕД» («Псковская губерния»)

Празднование Нового года - дело политическое

Принято считать, что Новый год - самый аполитичный праздник. Хотя история доказывает, что празднование Нового года - дело политическое. И это касается не только запрета на ёлку и Деда Мороза, существовавшего в СССР с 1927 по 1935 годы. Пётр I, когда вводил новое летоисчисление и, стало быть, переносил праздник на 1 января, делал это, угрожая своим подданным. Это была большая политика. До конца XVII века в России Новый год отмечали 1 сентября (провожали лето), а ещё раньше, до 1495 года, провожали зиму.

«Ребят обманывают, что подарки им принёс Дед Мороз»

Пётр I, следуя западноевропейским порядкам, отделил празднование Нового года от проводов времён года и соединил с Рождеством. В последний раз в России официально провожали лето в сентябре 1699 года - в присутствии царя и патриарха. Это был государственный праздник. В Кремле долгие годы до этого проводились церемонии, называвшиеся «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья».


А потом пришёл новый XVIII век. Был 7208 год и сразу же стал 1699 год. Царь изменил летоисчисление, 20 декабря 1699 года издав подробный указ-инструкцию: «...Волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года».


В России это долгое время воспринимали как немецкий обычай. И прижился он лишь отчасти. После смерти Петра мало кто наряжал ёлки. Разве что русские немцы и другие иностранцы из западноевропейских стран. Устанавливали их, в основном, в питейных заведениях.


Но летоисчисление прижилось. Новогодние ёлки прижились спустя век. Хотя во время Первой мировой войны от них стали понемногу отказываться, называя их немецким пережитком. С той же яростью отказывались тогда же от немецких названий городов и даже от своих немецких фамилий.


Ещё спустя лет десять снова пришла пора отказываться от новогодних ёлок, а заодно и от Деда Мороза. На этот раз они воспринимались как пережиток старого режима - религиозный и буржуазно-монархический.


Самый известный стишок на эту тему под названием «Рождественская картина. Бытовая» опубликовал 30 декабря 1928 года в газете «Правда» (№ 302) Демьян Бедный (Ефим Придворов): «Старорежимный ёлочный дед // С длинной-предлинной такой бородой, // Вылитый сказочный «Дед Мороз» // С ёлкой под мышкой саночки вёз, // Санки с ребёнком годочков пяти. // Советского тут ничего не найти!»


Борьбу с  новогодне-рождественскими «пережитками» в СССР активизировали ещё в 1927 году. Тогда были изданы «Материалы к антирелигиозной пропаганде в рождественские дни». В них говорилось: «Ребят обманывают, что подарки им принёс Дед Мороз. Религиозность ребят начинается именно с ёлки. Господствующие эксплуататорские классы пользуются «милой» ёлочкой и «добрым» Дедом Морозом ещё и для того, чтобы сделать из трудящихся послушных и терпеливых слуг капитала».


В 1936 год вышел Декрет Совета народных комиссаров, разрешающий официально и публично праздновать Новый год (но не Рождество). Вернулась новогодняя ёлка.


Через год восстановили в правах и Деда Мороза.


В 1939 году в журнале «Красная новь» Аркадий Гайдар опубликовал почти что святочный рассказ «Телеграмма», более известный как «Чук и Гек». В нём встреча Нового года выглядит уже привычно: «Днём чистились, брились и мылись. А вечером была для всех ёлка, и все дружно встречали Новый год...»Дедушка Ленин


«Разрешена и даже рекомендована ёлка»

Фактически Новый год с ёлкой в СССР вышел из-под запрета в конце 1935 года. Ёлка выбралась из-подполья.


Один из основоположников национал-большевизма Николай Устрялов записал 31 декабря 1935 года в своём дневнике: «К Новому Году - две радости: одна - бытовая, другая - политическая. Разрешена и даже рекомендована ёлка, и везде, повсюду - ёлочный энтузиазм, ёлочная вакханалия. В срочном, срочнейшем порядке мастерятся украшения, в «Детском мире» за ними густые очереди, в магазинных витринах сверкают отлично убранные ёлки, повсюду весёлые разговоры на соответствующие темы, - прекрасно!»


Вторая радость, по Устрялову, касалась «мудрой» политики Иосифа Сталина: «Какая мудрая, дальнозоркая политика - и какой радостный симптом! Внутри страны тают последние тучки, последние облачка, солнце социализма - да, да, солнце и да, да, социализма  - плывёт от утра к полудню. И нет сомнения - эти акты великодушия, мудрости, гуманизма еще прочнее утвердят наше великое государство, советский порядок, советскую власть».


Возможно, из великодушия, мудрости и гуманизма советская власть ещё некоторое время продержала Николая Устрялова на свободе, а 6 июня 1937 года арестовала. 14 сентября 1937 года, тотчас после приговора суда, Устрялова расстреляли.

«Наносят вред религии мусульман»


Однако в ХХ и ХХI веке всё время появляются новые страны, в которых руководители вдруг понимают, что празднование Нового года 1 января - это не просто беззаботный праздничный ритуал, а нечто более серьёзное. Тот, кто встречает Новый год в этот день, вольно или невольно присоединяется к цивилизованному миру с его современными ценностями, показывает, что хотя бы отчасти их разделяет. А вот желание отгородиться от современной цивилизации рождает запреты празднования западного Нового года.
Если в СССР, когда запрещали новогодние атрибуты, руководствовались антирелигиозной пропагандой, то сегодня в некоторых мусульманских странах в том же случае включается религиозная  пропаганда.


В 2015 году правительство Брунея запретило наряжать рождественские ёлки, украшать помещения, носить колпаки Санта-Клауса и поздравлять с Рождеством. Нарушителям грозит штраф в 20 тысяч долларов и/или пять лет тюремного заключения. Запрет появился после того, как в 2014 году в Брунее вступил в силу новый уголовный кодекс, основанный на законах шариата. Султан Брунея Хассанал Болкиах, правящий с 1967 года, объявил, что праздничные мероприятия и символика христианского Нового года «наносят вред религии мусульман».


В том же 2015 году официальный запрет празднования Рождества и Нового года ввели власти Сомали. Запрет объяснили мерами предосторожности. Власти Сомали опасались, что празднование спровоцирует исламских террористов. В Саудовской Аравии тоже официально запретили праздновать Новый год, ещё раз напомнив потенциальным отступникам, что настоящий Новый год по исламскому календарю обычно отмечается в первый день священного месяца мухаррам - в день весеннего равноденствия.


Определённые новогодние запреты появились и на некоторых территориях бывшего СССР. В Таджикистане с 2009 года запретили проводить новогодние корпоративные застолья. Появился закон «Об упорядочении традиций и мероприятий». Нарушителям грозят штрафы от 300-1000 долларов. В декабре 2017 года Минобразования и науки Таджикистана запретило «устанавливать новогодние ёлки в школах», объясняя это жалобами родителей из-за «сбора денег на расходы». Но если почитать таджикские СМИ, то очевидно, что новогодние ёлки в Таджикистане устанавливать не запретили. На центральных площадях Душанбе установлены пять новогодних ёлок.

«Это всё мое, родное!»

Ближе к концу ХХ века в России всё чаще стали противопоставлять российского Деда Мороза и западного Санта-Клауса. Под конец 2017 года российский пропагандистский телеканал RT (ранее Russia Today - «Россия сегодня»)  выпустил праздничный рождественский ролик: https://www.facebook.com/RTRussian/videos/1553663744751678/


В ролике американский мальчик с нетерпением ждёт Санта-Клауса, а наутро возле рождественской ёлки обнаруживает особенный подарок - привязанного к стулу растерянного Санта-Клауса с кляпом во рту. В том, кто это сделал, сомнений нет: русский Дед Мороз. И кляп - это на самом деле правая рукавица Деда Мороза. Он стоит рядом и заставляет испуганного «пиндосского» мальчика прочесть стихотворение. Мальчик не хочет, но вынужден это сделать.


Стишок этот такой: «Я узнал, что у меня // Есть огромная семья...»
Очевидно, что это чуть переделанное начало стихотворения: «Я узнал, что у меня // Есть огромная родня: // И тропинка, // И лесок, // В поле - каждый // Колосок, // Речка, // Небо надо мною - // Это всё мое, родное!». Автор этого стишка - Микалай Курилэу (Николай Курилов), поэт из Якутии. Перевёл с юкагирского - Михаил Яснов. Его опубликовал в октябре 1987 года советский журнал «Колобок». Но известен этот стишок стал благодаря не «Колобку», а фильму «Брат 2», где он тоже звучит в слегка изменённом виде. С той поры он сделался одним из символов агрессивного «русского мира».
То, что RT выпустил такой ролик, можно объяснить по-разному.

Поздравительный ролик называется «Русские хакеры взломали Рождество». Он, конечно, шуточный. В той же степени шуточный, как и недавнее высказывание Рамзана Кадырова: «Я ещё не получил приказ вступить на землю США».


Дедушка ПутинПоздравление RT можно воспринимать как пародию на истерию, связанную с русскими хакерами. Дескать, вы подозреваете во всех бедах русских хакеров? Они такие всесильные? Ну, хорошо - получайте вам новый сюжет: «Русские хакеры взломали Рождество». Ха-ха...


Но вообще-то здесь считывается и другой смысл. Очевидна гордость за хакеров. Рождественская фантазия с заголовком-поздравлением от RT это, прежде всего, праздничная демонстрация силы в довольно примитивном виде. Ведь силу можно продемонстрировать иначе - с помощью культурных, научных и спортивных прорывов, например. А можно танковым биатлоном, «вежливыми людьми» без опознавательных знаков, интернет-троллями и «террористом» - Дедом Морозом, который, в отличие от Кадырова, видимо, получил приказ вступить на землю США. Не случайно же, недавно Кадыров написал, что Дед Мороз назначил его «помощником по добрым делам».
Комментарии под этим роликом RT появляются соответствующие: «И чего только Россию считают агрессивной страной, непонятно...»
Так что Новый год, кто бы что ни говорил, от политики далеко не ушёл.
Но рано или поздно любой Новый год превращается в старый.

 

 

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий