Боязнь просвещения

УчёбаЛегче ли управлять малообразованными? Ответ зависит от того, что вы подразумеваете под образованием. Если только знание иностранных языков, знание законов физики и т.п., то едва ли это так.  Люди с дипломами и степенями вполне спокойно могут проявлять рабскую покорность. Здесь намного важнее воспитание как часть просвещения. Если в учебных заведениях  присутствует свободолюбивый дух, то это  уже представляет опасность для тех, кто хочет не управлять, а помыкать.

Редакция.

МАЛООБРАЗОВАННЫМИ ПОМЫКАТЬ ЛЕГЧЕ

Екатерина II считала вредным распространение знаний среди населения. В письме графу Строганову она была откровенна: «Черни не должно давать образования, поскольку будет знать столько же, сколько вы да я, то не станет нам повиноваться в такой мере, как повинуется теперь» (1). Посол Англии в Москве Дж. Флетчер еще в ХVI в. писал: «Цари ... не дозволяют подданным выезжать из отечества, боясь просвещения, к коему россияне весьма способны, имея много ума природного» (2). 

Н.М. Карамзин в записке для императора Александра I написал о политике имперской бюрократии, как о «давней традиции держать умы в невежестве, чтобы властвовать тем спокойнее» (3). В итоге ко времени освобождения крестьян грамотными было менее 10% населения. Зато к моменту распада Российской империи среди малоимущих слоев стали популярны утопии «архаичного крестьянского коммунизма» по принципу «черного передела» земли и настроения в защиту крестьянской общины.

Безграмотностью и средневековым сознанием русского крестьянства объясняется «аграрный террор», разлившийся в начале ХХ в. по европейской части России. Настроенные против помещиков, стремясь сохранить общину и добиться передачи ей помещичьей земли, крестьяне громили и поджигали помещичьи имения и хозяйства вышедших из общин кулаков - «мироедов». Масштабы «аграрного террора» были огромны: «За 1907-1909 гг. сожжено 71% помещичьих усадеб и 29% хозяйств кулаков. В период с 1910 по 1913 г. сожжено 32% помещичьих усадеб и 67% кулацких хуторов» (4).

Выразительно признание тогда еще Саратовского губернатора П.А.Столыпина в отчете Николаю II: «Все крестьянские беспорядки, агитация среди крестьян и самовольные захваты возможны только на почве земельного неустройства и крайнего обеднения сельского люда. Грубое насилие наблюдается там, где крестьянин не может выбиться из нищеты. Там он обозлен и верит всякой пропаганде, а отчасти полагает, что насилием заставит власть имущих обратить внимание на свою обездоленность» (5).

Столь же ожесточенным был и «городской террор». С 1901 по 1916 г., по данным А. Гейфман, террористы убили и покалечили  порядка 17 тыс. государственных чиновников,  из них только в 1905-1907 гг. было 2180 убитых и 2530 раненых (6). Этот «бессмысленный и беспощадный» бунт - следствие недостатка образования и отсутствия современной политико-правовой культуры в качестве универсальной технологии предотвращения масштабных социальных конфликтов. Затем по вине большевиков была спровоцирована кровопролитная Гражданская война. Еще осенью 1915 г. Ленин выдвинул «лозунг превращения империалистической войны в войну гражданскую» (7), в ходе которой миллионы гибли либо за сохранение монархии, либо за социалистическую утопию. Что легло в основу диктаторского режима Ленина-Сталина, приведшего к гибели миллионов жертв? Все та же необразованность и утопическое сознание масс, которых большевики использовали в качестве «пушечного мяса».

 Иерархи РПЦ не без оснований полагали: распространение европейского знания подорвет основы православной веры и власть монарха. Юношей поучали: «Спросят тебя, знаешь ли философию, отвечай, еллинских борзостей не ведаю, риторских астрономов не читах, с мудрыми философами не бывах», «ибо богомерзостен перед Богом всяк, любя геометрию, се душевные грехи - учиться астрономии и еллинским книгам» (8).

Ключевский образно сформулировал русскую традицию ортодоксального понимания мира: «Древнерусское миросозерцание: не трогай существующего порядка, ни физического, ни политического, не изучай его, а поучайся им, как делом Божиим. Русское духовенство в своих 700-летних заботах о спасении русских душ не завело школы дешевой, доступной для деревенского народа» (9).

М.В. Ломоносов уже в правление Елизаветы Петровны настаивал: «Духовенству к учению... не привязываться, а особливо не ругать наук в проповедях» (10) .

Как писал В.О. Ключевский (1911 г.): «Средства западноевропейской культуры, попадая в руки тонких слоев общества, обращались на их охрану... усиливая социальное неравенство, превращались в орудие разносторонней эксплуатации безоружных народных масс, понижая уровень их общественного сознания и усиливая сословное озлобление, чем  подготовляли их к бунту, а не к свободе» (11). Предвидение ученого сбылось спустя всего 6 лет.

Сегодня  мы наблюдаем все то же стремление власть имущих не допустить хорошего образования у россиян, особенно в экономике и политологии. Школьные и вузовские программы не предполагают  объяснения причин бедности одних стран и богатства других. В учебниках не разъясняют важность для развития страны плюрализма, политической и экономической конкуренции, верховенства права и независимости судебной системы.  Вместо прежней коммунистической утопии насаждаются имперские фантазии.

Снижается не только уровень преподавания экономики и политологии, но и технических дисциплин. Не хватает толковых преподавателей. Причина проста - исполнение указов Путина о повышении зарплат преподавателям при одновременном сокращении финансирования вузов. Официальные данные о размерах средней зарплаты бюджетников вызывают у них оторопь и гнев. Как и установленные властями заоблачные оклады ректоров. Действительно годовые доходы трех ректоров, имеющих самые большие зарплаты, составили:

руководитель Петербургского Горного университета, помощник нынешнего президента во всех этапах предвыборной кампании, - 80 млн рублей в год;

глава НИУ ВШЭ - 45 млн рублей;

новоназначенный ректор РГСУ - 41 млн рублей.

В то же время преподаватели, которые не заработали ученых степеней, едва ли получают больше 10 тыс. рублей, зарплата доцентов - 15 тыс., профессора готовы похвастаться 25 тыс. рублей. Вспоминается  старая шутку: «Если начальник каждый день ест мясо, а рядовые сотрудники - капусту, то в среднем получится, что мы едим голубцы».

 Для двукратного увеличения зарплаты (согласно указам президента) есть только два пути: либо наращивать фонд заработной платы, либо уменьшать численность профессорско-преподавательского состава. Первый путь сложен: хотя есть хоздоговоры, платное обучение, но эти ресурсы уже исчерпаны. В Москве средняя зарплата преподавателя составляет 60 тыс. рублей, а ректор вуза должен по указу добиться повышения средней зарплаты до 120 тыс. Где взять деньги? Только за счет сокращения числа преподавателей!

Знакомому заведующему кафедрой было приказано сократить четыре ставки. Он думает, кем жертвовать? Действительно: кем, если нагрузка на преподавателей уже зашкаливает?

 В мировых рейтингах соотношение числа преподавателей и студентов в ведущих вузах мира составляет 1:3 или 1:4. А российские власти поставили задачу довести это соотношение до 1:12!

 Преподавателей становится меньше,  качество образования падает. Но властям это на руку, малообразованными гражданами помыкать легче. А дети чиновников и олигархов давно уже учатся в Англии или Германии.

Эта политика рациональна, если оценивать ее, исходя из  корыстных интересов правящей группы. Она нацелена, прежде всего, на обогащение власть имущих, а не на прирост в стране человеческого капитала. Сверхприбыльные госзаказы друзьям-олигархам отплатить надо? Надо! А ненасытный ВПК кормить надо? Тоже надо. Если не можем заставить себя уважать экономическими успехами, то будем стращать мир ракетами. Заодно получим поддержку массы своих «патриотов», больных имперским величием. Откуда же тогда брать деньги на образование? Да и нужно ли оно простолюдинам?

И если Путин на «прямой линии» обманывает соотечественников, рассказывая  о мифическом росте их зарплат, то его друзья, например,  братья Ротенберги, покупают огромную «латифундию» в Италии и строят там роскошные дворцы для себя и своих детей. Полтора триллиона долларов, вывезенных олигархами из России, наглядно свидетельствуют об интересах правящей клики. Сколько дорог, домов, современных предприятий можно было бы построить в стране на эти деньги!

Как показывает опыт, люди образованные хуже поддаются пропаганде, не верят в то, что «царь хорош, а бояре плохие». (Речь идет о действительно образованных людях, а не о специалистах по марксистко-ленинской философии.) Они знают языки и могут сравнивать жизнь и порядки в России и в развитых демократических странах. Их труднее обмануть. Не случайно каждый пятый москвич, по опросам социологов Левада-Центра, готов сегодня эмигрировать, распростившись с реалиями путинской «демократии». Поэтому курс на свертывание системы образования,  исходя из интересов "партии жуликов и воров", вполне логичен. Нынешние властители России вняли советам императрицы Екатерины.

Куда ведет такая политика, многие россияне понимают. Но молчат, не протестуют, боятся. И даже голосуют за "национального лидера". Правильно, мы же не армяне, мы еще потерпим...

 

__________________________________________

 

1. Константинов Н.А., Струминский В.Я. Очерки по истории начального образования в России. М.,1953. С. 55.

 

2. Флетчер Д. О государстве русском // Проезжая по Московии. М.: Международные отношения, 1991.

 

3. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. URL: http://az.lib.ru/k/karamzin_n_m/text_0120.shtml (дата обращения 16.01.20124)..

 

4. Ильин В.В. Россия в сообществе мировых цивилизаций. М.: Книжный дом университета, 2009. С.29.

 

5. Столыпин П.А. Всеподданейший отчет саратовского губернатора. 1903-1904 гг. Сост. А.Г.Бесов, 1993. Обращает внимание: ни о каком иностранном влиянии на крестьян или подстрекательстве из-за рубежа Столыпин не упоминает.

 

6. Гейфман А. Революционный террор в России. 1894-1917. URL: https://royallib.com/book/geyfman_anna/revolyutsionniy_terror_v_rossii_1894_1917.html. (дата обращения 15.06.2017).

 

7. Ленин В.И. Поражение России и революционный кризис. ПСС. Т.27. Политиздат. М.: 1973. С.29.

 

8. Цит. по: Ключевский В.О. Курс русской истории, часть 3, лекция 54 // Сочинения в 9 томах, т. 3. М.: 1988. С. 278.

 

9. Ключевский В.О. Афоризмы за 1911 г. // Из русской мысли о России. Автор - составитель Янин И.Т. «Янтарный сказ», Калининград, 2002. С.242.

 

10. URL: http://moudrost.ru/avtor/lomonosov.html (дата обращения 15.06.218)

 

11. Ключевский В.О.  Курс русской истории. М.:. 3, 1958. С. 296.

 

Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

 


 

 

Сергей МАГАРИЛ, Пётр ФИЛИППОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий