Обратная сторона человека

Вийве НоорСлова звучат на разных языках, но смысл одинаков: loup-garou, ulfhedhinn, lupo mannaro, hombre lobo, lobisomem, vilktaki... Человек-волк.

Человеку человека мало. Ему подавай ещё-что-нибудь. Хочется влезть в чужую шкуру - в волчью, тигровую, медвежью...  И дело не только в тёмном тотемном прошлом. Об этом ещё раз напомнила выставка в псковской библиотеке на Конной.

РЫСКАТЬ ВОЛКОМ («Псковская губерния»)

Роль оборотней в отечественной и мировой истории и культуре никогда не была второстепенной

«Самые зловещие оборотни - волки... Оборотень-волк редко бывает мужчиной. Поэтому часто это не волк, а волчиха...»
Тэффи. «Оборотень».

В Центральной городской библиотеке Пскова открылась выставка эстонской книжной графики «Бегущая с волками. Оборотень». Первоначально было объявлено, что псковичам покажут иллюстрации к книге «Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях» Клариссы Пинкола Эстес (американского поэта, философа и психоаналитика). Но во время презентации эстонский художник и вице-президент эстонской секции Международного Совета по детской книге Вийве Ноор вдруг сказала: «Это вообще не так». Оказалось, что книга - отдельно, а иллюстрации - отдельно. Чуть позднее последовало подтверждение: «Иллюстрации к книге «Бегущая с волками» отношение не имеют».Оборотни

«Пусть вам встретится волк!»

Когда вы имеете дело с оборотнями, то событие может обернуться чем-нибудь неожиданным. Вы думали об одном, а произошло другое. Впрочем, разочарованных среди посетителей библиотеки оказалось немного. Большинство пришло не книгу Клариссы Пинкола Эстес читать. Они хотели увидеть книжные иллюстрации из Эстонии. С иллюстрациями не первый раз знакомит псковичей Вийве Ноор.*


Присутствие Вийве Ноор означает, что обязательно покажут что-то необычное. Эстонские книжные иллюстраторы - одни из лучших в мире. Хотя то, что представлено в библиотеке на Конной, имеет отношение не только к Эстонии. Люсия Мржяк, Джулия Ландонио, Прийт Реа, Елина Силдре, Урмас Виик, Юри Милдеберг... Как видите, имена не только эстонские, но хорватские, итальянские... Хотя живут все художники в Эстонии, и на заданную тему - волков-оборотней - высказались каждый по-своему.


Вийве Ноор рассказала, что для эстонцев и итальянцев  волк - «национальное животное». В пресс-релизе выставки написано: «В эстонском фольклоре увидеть волка - хорошее предзнаменование. В Эстонии и сейчас иногда говорят: «Счастливого путешествия! Пусть вам встретится волк!»
В России к волкам в фольклоре отношение не такое благостное. Место волка здесь, скорее, занимает медведь, хотя и с ним мало кто добровольно пожелает встретиться. Живой медведь в лесу - это не добродушный мишка из сказки или с картины Шишкина.


ОборотниНо выставка - не о волках и не о медведях, а об оборотнях. А их в фольклоре всех стран мира предостаточно. Вийве Ноор рассказала об аргентинских поверьях, доживших до наших дней. Там некоторые до сих пор уверены, что седьмой сын, родившийся в семье, - оборотень. С 1907 года в Аргентине происходят официальные обряды экзорцизма и «усыновления» седьмых детей президентами страны - чтобы с детьми не расправились борцы с оборотнями. Эти обряды законодательно утверждены указом президента Хуана Доминго Перона в 1973 году. В ХХI веке традиция привлекать главу государства к «усыновлению» продолжилась.

«И волком обротясь, дружину в бой ведёт, смеясь...»

Постепенно оборотни, в частности оборотни-волки, стали в мире частью массовой культуры. Одни только фэнтезийные книги и фильмы из серии «Сумерки» чего стоят.  Главная приманка «Сумерек» - мелодраматические повороты и типичные ходы, позаимствованные из мыльных опер (Белла любит и вампира, и оборотня, и (о, ужас!), целуется с обоими). И всё это происходит на фоне надвигающейся войны.** Юным барышням нравится.
Присутствующие на псковской выставке стали приводить примеры волков-оборотней в русской литературе. Поэт Артём Тасалов  вспомнил об одном из героев поэмы «Слово о полку Игореве» и о былинном богатыре Волке (Волхе) Всеславьевиче, он же Вольга Святославич. Этот богатырь (хотя некоторые учёные считают, что Волх и Вольга, судя отчествам, - разные богатыри) - один из самых известных русских оборотней. «Стал Волх расти-матереть,// Научался Волх многим премудростям: //Щукой-рыбою ходить Волху по синим морям, // Серым волком рыскать по тёмным лесам, //Гнедым туром - золотые рога рыскать по полю, //Ясным соколом летать под облаком...»


В «Слове о полку Игореве» действует правнук Владимира Крестителя полоцкий князь Всеслав Брячиславич (Всеслав Вещий, Всеслав Чародей): «Самъ въ ночь влъкомъ рыскаше». В переводе Жуковского это звучит так: «Князь Всеслав людей судил, // Князьям он рядил города, // А сам в ночи волком рыскал; // До петухов он из Киева успевал к Тьмуторокани, // К Херсону великому волком он путь перерыскивал...»


С Псковом у «князя-оборотня» Всеслава Полоцкого были особые счёты. В 1065 году он приходил сюда с войском,Оборотни осадил город, но взять его не удалось. Следующий поход оказался успешнее. Псков полоцкий князь снова не взял - на подступах к городу его встретило войско новгородского князя Мстислава Изяславича. Бой произошёл на реке Черёхе. Новгородское войско разгромили, новгородский князь бежал в Киев. Всеслав повернул на Новгород. После осады город взяли и разграбили. Женщин и детей взяли в плен. Из Софийского собора сняли колокола, иконы и паникадила. Возможно, трофеи предназначались для строящегося Софийского собора Полоцка (первой каменной постройки на территории современной Беларуси).
В репертуаре группы «Пелагея» есть восьмиминутная композиция «Оборотень-Князь» - про полоцкого князя Всеслава Чародея («И волком обротясь, //Дружину в бой ведёт, смеясь...»).


В том же 1067 году объединенное киевское войско нанесло Всеславу поражение у реки Немиги. В «Слове о полку Игореве» сказано: «На Немиге снопы стелют из голов, бьют цепами булатными, на току жизнь кладут, веют душу из тела...» Через четыре месяца Всеслава с двумя сыновьями обманом взяли в плен и бросили в киевскую темницу. Но поражение обернулось победой. В 1068 году в Киеве вспыхнуло восстание, и Всеслава Полоцкого возвели на престол. Ненадолго.

«Путали некрофилию с филателией»

Оборотни являются не теми, за кого себя выдают. Царевна-лягушка, царевна-лебедь, Финист - Ясный Сокол, волколаки... Список почти бесконечен. Люди во все времена любили истории о превращениях - вольных или невольных. За сменой личины всегда стоит какая-то загадка, двойная жизнь... Так и хочется спросить: «А как его настоящая фамилия? Не шпион ли он? Не двойной ли агент?» Разброс книг и жанров огромный. От «Эпоса о Гильгамеше» и «Метаморфоз» Овидия до «Аленького цветочка» Сергея Аксакова и «Священной книги оборотня» Виктора Пелевина. Без упоминания «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова с котом-оборотнем тоже не обойтись. О компьютерных играх и говорить нечего.

 

Попробовать себя в роли вервольфа может любой желающий.


На рисунках из Эстонии, демонстрирующихся в Пскове, большинство оборотней - существа скорее привлекательные, добродушные. Почти как из фильма «Джентльмены удачи»: «Я злой и страшный серый волк, я в поросятах знаю толк. Ррррр...»


ОборотниВ советских фильмах оборотней хватало. Но это особенные оборотни. Такие, как медведь из сказки Евгения Шварца «Обыкновенное чудо».


«Когда какая-нибудь первая попавшаяся принцесса меня полюбит и поцелует, - объясняет человек-медведь, - я разом превращусь в медведя и убегу в родные мои горы». Коварство и любовь с последующим жертвоприношением (самопожертвованием).


В рассказе «Оборотень» Тэффи вспоминает о литературном кружке, в котором она состояла. Тэффи пишет о повальном увлечении «чароманией», вампиризмом и оборотнями. Брюсов, Сологуб... Молодёжь тоже старалась за ними угнаться: «Путали некрофилию с филателией, но от века отстать не желали. Начинающие поэты любили в своих стихах суровых ведьмаков и летали на Брокен целыми выводками. Оборотни были тоже в большей чести...»


Оборотни всегда будут в большой чести. Людей интересует двойная жизнь и превращения. Им самим иногда хочется в кого-нибудь превратиться.

*А. Семёнов. Сказки на ночь // «ПГ», №17 (789) от 04 мая-10 мая 2016. http://gubernia.pskovregion.org/number_789/16.php
А. Семёнов. Отделившиеся ступени // №42 (814) от 02 ноября-08 ноября 2016.http://gubernia.pskovregion.org/culture/otdelivshiesya-stupeni/

**А. Семёнов. Оборотни без погон // pravdapskov.ru, 2 июля 2010 года

Фото:

Вийве Ноор.

Автор Лусия Мржяк.

Автор Елина Силдре.

Автор Юри Милдеберг.

Автор Прийт Реа.

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий