В псковской галерее «На Бастионной» по-прежнему можно увидеть выставку «Новогодние сны». И там, под картинами Александра Оболенского, лежит его же альбом. Репродукции, проза, стихи…
Эта книга заслуживает отдельного разговора.
Александр Оболенский. Художественный альбом. Изд-во: М-Сканурус, 2008, стихи и проза - Александр Оболенский. Автор предисловия - Светлана Макаренко. Дизайн, макет - Сергей Лавриненко.
Прежде всего, обращаешь внимание на то, что автор уважает себя и других. Книга издана так, что не придерешься.
Бывает, что картины в книгах теряются. Не тот масштаб, не та полиграфия. Когда репродукция попадает под обложку, то с ней может случиться всякое. Кто знает, что там происходит под обложкой, когда на репродукции никто не смотрит?
Иногда, никого не предупредив, открываешь какой-нибудь альбом и застаешь творческий беспорядок. Картины наседают друг на друга, соревнуются, вытесняют… Значит, их неправильно разместили. Точно также происходит и со стихами. В одном порядке стихи читаются на одном дыхании, а в другом – расплываются и ускользают. До некоторых вообще не добраться. Они теряются между соседними, более заметными стихами, выпадают из гнезда.
В альбоме Александра Оболенского все на месте. При составлении книги характер картин учитывался. А чтобы настроение случайно не ускользнуло, художник дополнил книгу своими эссе и стихами. Это важная часть книги.
В прошлом году я рецензировал один фотоальбом и был поражен несоответствием изображения и текстового сопровождения. Фотограф слишком понадеялся на составителей.
Александр Оболенский действовал так как надо и надеялся, прежде всего, на себя.
В качестве эксперимента можно поступить следующим образом: эссе Александра Оболенского публикуется в этом и следующем номерах «Городской среды».* А его картины (не вошедшие в альбом) ждут вас в галерее «На Бастионной». В итоге можно составить в воображении свою собственную картину того, что представляет собой творчество автора.
В моей собственной картине на заданную тему, в таком случае, будет много приглушенного солнечного света. В картинах Оболенского он просачивается отовсюду.
Александр Оболенский не любит громких слов и слишком ярких красок. Он не выстраивает свои картины как памятники, которым принято поклоняться. Художник не спешит шумно восторгаться красотой и никого не торопит. К реализму присоединятся авторское воображение, и в итоге привычные пейзажи медленно преображаются. Так, например, происходит с «Утром старого дома».
Я бы не хотел жить в таком доме, но был бы рад пройти мимо и ненадолго остановиться. Это примерно то же самое, что прогуляться по лесу. Я бы не хотел жить в лесу, но мне его не хватает.
В том, каким художник увидел старый дом, столько любви, что становится понятно: ночь вокруг этого дома настанет не скоро.
Есть еще одно качество, без которого работы Оболенского трудно представить: насмешливость. Оно проявляется не всегда, но в этом дополнительная ценность.
Угрюмых реалистов в России всегда хватало. С некоторого времени здесь начали размножаться и неутомимые работники соц-арта, для которого характерна всепоглощающая ирония. А у Оболенского нет ни угрюмой любви к Родине, ни издевательского взгляда на окружающих. Он предпочитает тихо радоваться. В его картинах таится старомодная нежность, которая в наше время кому-то может показаться даже вызывающей.
Обо всем остальном вы узнаете из картин Александра Оболенского и из его эссе.
* см. «Эффект солнца», Александр Оболенский, Городская среда, № 1(38), 2010
Алексей СЕМЁНОВ