Каждый год перед Рождеством в Центральной городской библиотеке устраивают парад новобранцев, в смысле – парад книг, которые поступили в библиотеку в предыдущем году. Собираются читатели, обсуждают…
И всегда это бывает парад победителей.
Тем книгам, которые попали в библиотеку на Конную, - повезло. Их будут читать. Авторы некоторых книг успели получить в 2009 году престижные литературные премии. Читателям тоже повезло (хотя и немного меньше). Среди новинок попадаются достойные экземпляры. Но, боюсь, разочарований не избежать. Многие литературные премии распределяются каким-то причудливым образом. Часто бывает так: писатель уже имеет премию, но еще не имеет своего голоса. И на вершину его заносит политическая, экономическая или литературная конъюнктура.
Премия – это как право голоса. Право голоса уже есть, а своего голоса еще нет.
В 2010 году на встречу с читателями пришли Натан Левин и Александр Бологов. Краевед Натан Левин завел разговор о здоровой зависти. По его словам, псковичам завидуют новгородцы. В Пскове с 2004 года выходит серия «Псковская историческая библиотека», в которой переизданы книги, до этого недоступные даже специалистам. Эта серия появилась неожиданно - благодаря выборам главы Островского района. Претендент на эту должность решил переиздать летопись Острова, написанную когда-то протоиереем Николаем Пановым. Давно прошли те выборы, сменились руководители района и области, а серия все еще выходит.
«Первая задача 2010 года – издание большой научной книги о Пскове – городе воинской славы», - сообщил Натан Левин.
Несколько раз на встрече добрым словом упомянули человека, который, как сказал Александр Бологов, «невиданным образом развернул в Псковской области книгоиздание». Речь о г-не Биговчем. В голосе выступающих слышалась неподдельная тоска по Сергею Биговчему, который, видимо, для некоторых все еще олицетворяет высокую культуру.
Одной из самых заметных книг на выставке оказались воспоминания Александра Бологова «Правит парусом не ветер». Единственный экземпляр вырывали из рук. Возникло опасение, что книгу «зачитают».
Автор обстоятельно объяснял присутствующим – почему он взялся за воспоминания и насколько они для него важны. Для некоторых читателей это тоже было важно. Откровенность автора их восхитила.
Несколько раз прозвучало: «Там всё правда». Потом слово взял еще один писатель – Анатолий Иванов. Он живет в Москве, но родился под Псковом. Псковский москвич продолжил ту же мысль, убеждая присутствующих: «В моей книге всё правда». Генерал железнодорожных войск и секретарь горкома партии Анатолий Иванов написал мемуары и в итоге недавно стал членом Союза писателей. Чтобы убедить присутствующих в том, что он писатель, Анатолий Иванов достал из нагрудного кармана удостоверение члена Союза писателей.
Так получилось, что мемуары Анатолия Иванова попали ко мне в руки около года назад. Познакомившись с ними, я подумал, что автору действительно необходим писательский билет – в качестве важного дополнения к книге. Этот советский подход к литературе очень пригодится. Есть удостоверение – ты писатель, нет – не писатель. Исходя из сказанного, Анатолий Иванов – безусловно, писатель.
А о писательском таланте говорить как-то непринято. Вместо этого употребляются понятия «актуальность», «откровенность», «смелость», «правдивость»…
Но, к счастью, у читателей всегда есть выбор. Читать ли им патриота Александра Бологова или космополита Владимира Набокова. Восторгаться ли им новой книгой православного мыслителя Игоря Смолькина или ограничиться прочтением переиздания Борхеса.
Алексей СЕМЁНОВ