Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Балаган вместо заповедника

ЗаповедникТам, где на экране появляется Сергей Безруков, рано или поздно наступает очередной приступ самолюбования. Фильм «Заповедник» исключением не стал. В некоторых пресс-релизах одним из трёх авторов сценария этого фильма значился аж сам Сергей Довлатов. Разумеется, никакого сценария он не писал. Он написал повесть «Заповедник». 

Спустя тридцать пять лет сюжет был использован в фильме, действие которого происходит в наши дни. Фильм «Заповедник» - максимально облегчённый вариант довлатовской повести - без всяких спецлужб и тому подобного. Очень удобная вещь. Довлатова адаптировали для тех, кто заповеднику предпочитает балаган.

 

«БЕЗУМНЫХ ЛЕТ УГАСШЕЕ ВЕСЕЛЬЕ...» («Псковская губерния»)

Фильм «Заповедник» - попытка соединить музыкальный и шанцевый инструменты, иначе говоря - сыграть на лопате

«Он ел фаршированную рыбу, то и дело восклицая:
- Потрясающая рыба! Я хотел бы иметь от неё троих детей...»
Сергей Довлатов, «Заповедник».

Только что вышедший из запоя гитарист ищет работу по специальности. Наконец, находит её в Пушкинских Горах - в ресторане «Лукоморье». Но когда приезжает, оказывается, что место уже занято. И гитарист тут же устраивается экскурсоводом в Пушкинский заповедник, он же - PushkinWorld. Там как раз журналисты Би-би-си снимают документальный фильм о Пушкине. И кто же ещё, кроме гитариста-неудачника сможет рассказать о Пушкине английскому зрителю? Такова завязка фильма Анны Матисон «Заповедник».

«Мир чудиков превратился в балаган»

В фильме «Заповедник» есть такой эпизод: под гитаристом-пушкинистом Костей (Сергей Безруков) проламывается крыша избы, и он вдребезги ломает гитару. Вечером концерт, и надо срочно что-то делать.  И Костя быстренько мастерит гитару из лопаты, после чего с успехом выступает на поляне в Михайловском с композицией «Мой дядя самых честных правил...»
Это подходящая метафора, чтобы дать характеристику всему фильму.

«Заповедник» - попытка сыграть на лопате. Соединить музыкальный и шанцевый инструменты. Но авторы копают не слишком глубоко.
Рабочее название фильма «Заповедник» Анны Матисон (супруги Сергея Безрукова) - «Пушкин, виски, рок-н-ролл».  Фильм снят по повести Сергея Довлатова «Заповедник». Действие перенесено в наше время.


Возможно, если бы в этом фильме был настоящий рок-н-ролл, то кино можно было, не напрягаясь, смотреть. Но вместо этого там есть песни в исполнении Сергея Безрукова. Слушать их - тяжёлое испытание. Не все его выдерживают. Кое-кто нервно выскакивает из зала и больше не возвращается.Заповедник


По сути, многие эпизоды «Заповедника» - это клипы группы «Крёстный папа», лидером которой Безруков является. Звучат песенки типа «Я так завидую ему» (за заднем плане на поэтической поляне в Михайловском огромные светящиеся буквы «Пушкин»). Фильм этими песенками нафарширован. Если вы смотрите это в кинозале, то деваться некуда - разве что мчаться прямиком в довлатовские «Псковские дали» - подальше от Безрукова и от члена псковской губернаторской «Команды-2018» Гоши Куценко (он играет алкоголика-аниматора Маркова). Хотя обожатели творчества Безрукова в рецензиях пишут: «Невероятные песни на стихи Александра Сергеевича Пушкина в исполнении Сергея Безрукова переносят в другую реальность». Пусть будет так. Но что это за реальность?


После того, как фильм, снимавшийся в Псковской области летом 2017 года, в декабре 2018 года вышел в прокат, многие зрители с трудом подбирали слова, чтобы выразить своё негодование от увиденного: «Матисон взяла и опошлила», «Падение ниже плинтуса», «Довлатовский мир чудиков превратился в балаган», «Полный трэш», «Так Довлатова, ещё никто не унижал»...

«Чтобы Безруков попел на всю страну»

Это как раз тот редкий случай, когда негодовать вправе и любители Пушкина, и любители Довлатова. А если вы любите творчество обоих, то вас может настигнуть двойной удар. Смягчает удар, разве что, Евгения Крегжде, играющая жену Кости Таню. Прекрасная Евгения Крегжде способна примирить зрителей даже с этим фильмом.


В афишах «Заповедник» обозначен не как комедия, а как драма. Но скорее это музыкальная  мелодрама, в которой снялись медийные персонажи Митя Хрусталев, Леонид Агутин, Полина Гагарина, Анна Михалкова, Виктор Бычков, Александр Семчев...


Кинокритик Антон Долин так впечатлился, что назвал «Заповедник» чуть ли не самым худшим российским фильмом этого года. Раньше он называл худшим российским фильмом года «Временные трудности» с Иваном Охлобыстиным. Наверное, «Заповедник» на фоне «Временных трудностей» всё же не так плох. Долин в «Спутнике кинозрителя» охарактеризовал фильм Анны Матисон так: «Как замысел, как исполнение это всё невероятно аляповато, местами похоже на какой-то телекапустник, сделанный к Новому году». Но представим, что вместо песен в исполнении Безрукова звучит что-нибудь приличное. Думаю, получилось бы удобоваримое кино.
«Я материал твой послушал - хороший», - говорит Косте Леонид Агутин, играющий самого себя. Звучит как издевательство. Если вы хотите показать гениального музыканта, то петь должен уж точно не Сергей Безруков. И песни должны звучать другие. Один из комментаторов написал: «Впечатление, что этот фильм создан только для того, чтобы Безруков попел на всю страну. Лучше бы сходили ещё раз на Рапсодию».

Действительно, когда в соседнем зале второй месяц показывают «Богемскую рапсодию»,* нам предлагают слушать Безрукова. А тут ещё с экрана доносится похвала Косте: «Ты вообще талантище».


И всё же «Заповедник» - не полный трэш. Он лучше, чем отпугивающий трейлер этого фильма.  Он не такой тупой. Тем более что нам, псковичам, которые неплохо знают все эти пушкинские места, многое из увиденного очень близко - и плохое, и хорошее. Вот по этим дорожкам и полям мы тоже бегали - ещё задолго до Сергея Безрукова, вот здесь мы тоже купались, а здесь ужинали и слушали песни, читали стихи...


ЗаповедникУ авторов явно не было задачи любой ценой зрителей рассмешить. Скорее, ими двигала романтика. Они снимали «про любовь», но, как сказано у Довлатова в «Заповеднике»: «Любовь - это для молодёжи. Для военнослужащих и спортсменов... А тут всё гораздо сложнее...» Авторы фильма «Заповедник» таких сложностей избежали. В итоге получился не рок-н-ролл, а попса (Довлатов был меломан и, боюсь, не оценил бы всей гениальности группы «Крёстный папа»).


Безруков в кино уже играл Есенина, Высоцкого, Пушкина... Теперь сыграл как бы Довлатова. В том же духе он может сыграть кого угодно - хоть Маяковского, хоть Льва Толстого (кстати, первая эпизодическая кинороль у него была в фильме Евгения Евтушенко «Похороны Сталина»). Не думаю, что фильм «Заповедник» - это попытка похоронить Довлатова. Это всего лишь попытка к нему прислониться.
***
Говорят, один раз в год могила Пушкина в Пушкинских Горах превращается в могилу Довлатова. Но только на один день.

Фото:

Кадр из фильма «Заповедник».

*А. Семёнов. Королевская ночь // «ПГ»,

http://gubernia.pskovregion.org/society/korolevskaya-noch/

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий