Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Экстраординарные обстоятельства

Дубровская, Пирумов и Голышев 17 января 2019 года на официальном сайте Псковского государственного объединённого историко-художественного и художественного музея- заповедника появилось открытое письмо, которое, казалось, не должно было там появиться. Во всяком случае, вряд ли псковские областные власти это предвидели - учитывая содержание письма.

«Коллективу сообщили о ликвидации старейшего в России музея»

Текст озаглавлен так: «Открытое письмо сотрудников Псковского музея». Далее следует пояснение: «Открытое письмо коллектива ГБУК - Псковского музея-заповедника».

Авторы письма назвали происходившее в музее все последние дни и недели  «экстраординарными обстоятельствами». Начало письма такое:

«Экстраординарные обстоятельства вынуждают нас написать это письмо и уведомить общественность, что в настоящее время складывается ситуация, парализующая работу всего музея и напоминающая рейдерский захват Псковского музея, грозящая развалом его фондов, утратой исторического имени и престижа одного из старейших музеев России».

Здесь можно поспорить по поводу того,  насколько происходящее экстраординарно. Думаю, необыкновенно было бы совсем другое - если бы очередные перемены в псковском музее обошлись без сомнительных решений и публичных скандалов. Областные власти уже не первый раз принимают связанные с музеем решения, которые трудно назвать продуманными.

Экстраординарным было бы отсутствие скандалов.

Очередной публичный скандал разразился ближе к вечеру 17 января. Но и до этого люди, так или иначе связанные с музеем, с тревогой обсуждали грядущие неизбежные перемены. И не только обсуждали, но и собирали подписи, писали письма. Они не были открытыми. Расчёт, видимо, делался как раз на то, что обойдётся без публичного скандала. Его никто не хотел. Получит, допустим, президент Союза музеев России академик Михаил Пиотровский письмо, прочтёт, ужаснётся, сообщит «куда надо», и всё наладится.

Но в какой-то момент стало понятно, что Пиотровский далеко, а председатель Комитета по культуре Псковской области Малышева Жанна Малышева рядом. Именно она оказалась проводником идеи объединения двух музеев Псковской области - Государственного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Изборск» и Псковского музея-заповедника. Причём - под руководством скандально известной Натальи Дубровской, одно время уже руководившей псковским музеем. Судя по настроению сотрудников, раздражала, прежде всего, именно персона Дубровской. А слухи о том, что Жанна Малышева, никогда не имевшая к музейному делу отношения, тоже вот-вот будет переброшена на «музейный фронт», придавала дополнительную тревогу.Жанна Малышева

В открытом письме говорится : «В устной форме, коллективу сообщили о ликвидации старейшего в России музея (основан в 1876 году), а затем о переименовании Изборского музея в Псковский объединенный музей-заповедник».

Ликвидация музея, конечно, не подразумевает прямое уничтожение фондов. Но музей - не только фонды. Экспонаты без профессиональных сотрудников - уже не то. Так что опасения коллектива казались небезосновательными.

Проект преобразования, появившийся в недрах областной администрации, производил странное впечатление, а некоторым вообще казался довольно пугающим. Разработчики проекта ссылаются на Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и постановления Администрации области от 30 марта 2011 г. № 112 «О порядке создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных учреждений Псковской области, а также утверждения уставов государственных учреждений Псковской области и внесения в них изменений».

Первые три пункта проекта звучат так:

1. Переименовать государственное бюджетное учреждение культуры - Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник в государственное бюджетное учреждение культуры «Музейное агентство Псковской области».

2. Переименовать государственное бюджетное учреждение культуры Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск» в государственное бюджетное учреждение культуры «Псковский объединенный музей-заповедник».

3. Согласовать ликвидацию следующих филиалов государственного бюджетного учреждения культуры, указанного в пункте 1 настоящего распоряжения.

1) Музей-усадьба М.П.Мусоргского;

2) Музей-усадьба Н.А.Римского-Корсакова;

3) Музей-усадьба С.В.Ковалевской.

На месте ликвидированных филиалов предполагалось создание филиалов с теми же названиями, но уже переданными в ведение бывшего музея-заповедника «Изборск». Губернатор Михаил Ведерников возлагал ответственность за выполнение распоряжения на Государственный комитет Псковской области по культуре. Контроль за выполнением распоряжения поручили первому заместителю губернатора области Вере Емельяновой.

«Клевета чистой воды и совершенно недостойное поведение»

О том, что псковский и изборский музей объединят, было известно с августа 2018 года - с момента визита в Псковскую область министра культуры РФ Владимира Мединского. Тогда же началась медийная подготовка. Региональные СМИ начали публиковать новости с оптимистичными названиями: «После объединения Псковский и Изборский музей станут получать больше денег», «Руководители обоих музеев оценивают положительно объединение и получение федерального статуса»...

Собственно, на это и был расчёт: привлечь в оба музея новые денежные потоки - федеральные. Речь шла о том, что оба музея, объединившись в один, обретут федеральный статус  (хотя, причём здесь «Музейное агентство Псковской области»?). Само по себе это сотрудников музеев скорее обнадёживало, тем более что идея не новая. Об этом говорится много лет, и серьёзных оппонентов не было. Федеральный статус сулил преимущества.

Областные СМИ публиковали не только одобрительные высказывания директора изборского музея Натальи Дубровской, но и одобрительные высказывания Сергея Сарченкова - директора Псковского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. По его словам, «сотрудники учреждения уже давно готовились к этому событию. Поэтому все приветствуют решение врио губернатора области Михаила Ведерникова довести до логического конца объединение музеев». С тех пор губернатор отбросил приставку «врио». Прошло несколько месяцев. Но вместо новых приветствий и радости по поводу того, что объединение музеев вскоре доведут «до логического конца» - новый остросюжетный поворот. Открытое письмо изобилует драматическими фразами: «рейдерский захват», «развал фондов», «утрата исторического имени»... О Дубровской вспоминают как о «распоясавшейся помещице» и ничего хорошего с её приходом не ждут.

17 января, вскоре после публикации открытого письма, я поинтересовался: «Много ли стоит подписей под открытым письмом?» (на сайте текст подписан не был).  Мне ответили, что подписей много, но будет ещё больше, и что аналогичное письмо Пиотровскому подписало 62 человека. На что я ответил: «Ждите, что через несколько часов в СМИ напишут, что письмо подписала «жалкая кучка отщепенцев, выступающая от имени всего коллектива».

Так оно и оказалось. На следующий день Наталия Дубровская  «дала отповедь»: «То, что это сообщение было опубликовано на сайте, - клевета чистой воды и совершенно недостойное поведение коллег. Я не думаю, что за этим стоит весь коллектив. Это просто группа лиц. И оправдываться я не считаю необходимым».

Клевета - это сильно сказано. Как, впрочем, и слова «рейдерский захват». Однако стоит разобраться, что же такое здесь может быть клеветой и что имела в виду г-жа Дубровская. Это важно понимать, потому что она стала в этой истории главным раздражителем.

В открытом письме сказано: «...опять же устно, представители администрации Псковской области объявили о тотальном сокращении через перевод только сотрудников Псковского музея-заповедника, а затем в приеме на работу во вновь созданный Псковский объединенный музей под руководством так называемого «успешного менеджера» Дубровской Н.П. С 2006 по 2008 г. она уже была директором Псковского музея. В результате директорской деятельности Н.П. Дубровской была сломана эффективно работавшая структура музея, уничтожен художественный отдел, отдел археологии, служба климатологии, начались репрессии в отношении отдельных сотрудников, не согласных с политикой директора. Опытных профессионалов старались изгнать или понизить в должности. Так, Заслуженному работнику культуры РФ, члену Союза художников, ведущему специалисту по древнерусскому искусству И.С. Родниковой были предложены вакансии сантехника, электрика и другие подобные должности по административно-хозяйственной части. В результате деятельности Н.П. Дубровской уволились 40% сотрудников, в числе которых в полном составе покинул музей научный коллектив отдела археологии, искусствоведы. Сотрудники музея вынуждены были неоднократно обращаться в судебные инстанции, неизменно отменявшие те взыскания, которыми Дубровская щедро награждала подчинённых. Множились случаи грубейших нарушений в области хранения фондовых коллекций, учёта и экспонирования музейных предметов...»

Дубровская, Остренко и Пирумов в ИзборскеКлевета ли это «чистой воды»? Так можно было бы подумать, если бы об этом заговорили только что. Но про конфликты и нарушения законодательства многие СМИ писали в 2006 - 2008 годах. Всё тогда подтвердилось. И не только это. В открытом письме упоминаются судебные процессы - против Дубровской, которые сотрудники музея выигрывали.

Скандал 2006 года привёл тогда к проверкам. Об одной из них в открытом письме тоже говорится тягучим бюрократическим языком: «Вопрос о целесообразности занимаемой должности директора музея Дубровской Н.П. ставился в п. 7 Акта проверки №14 от 03.11.2006 года, когда проводилась проверка на основании Приказа №109 от 01.10.2006 г. Руководителя управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Северо-Западному федеральному округу».

Противостояние закончилось тем, что «вначале 2008 г., после нескольких проверок и по рекомендации руководства Федерального агентства по культуре и кинематографии МК РФ Н.П. Дубровскую освободили от занимаемой должности директора Псковского музея».

«Умышленное введение в заблуждение федеральных органов»

В 2006 году я имел отношение к подготовке четырёх газетных материалов о музейных делах: «Система ценностей I II III и IV» - с пространными цитатами из актов проверки. В актах говорилось о «грубейших фальсификациях музейных предметов» и о многом другом. Это творилось, когда Наталия Дубровская возглавляла Псковский музей-заповедник. Одна из самых впечатляющих историй была связана с «делом о контрабанде».

Управление Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу провело проверку и сделало вывод о грубейших нарушениях закона со стороны руководства музея-заповедника. Наталия Дубровская выступила с возражениями. Они не подтвердились. Это было тогда воспринято Управлением Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия как «умышленное введение в заблуждение федеральных органов исполнительной власти». Проверяющие настаивали, что был совершён подлог, «на основании которого было получено разрешение на вывоз экспонатов за рубеж».

Речь шла о картинах из музея, вывозимых за рубеж - в Таллин на выставку. Проверяющие пришли к выводу, что экспертное заключение вывозимой  коллекции сделали неполномочные лица. Даты оформления не было. В документах содержались недостоверные сведения и т. п. Комиссия сообщала, что «есть основания полагать, что выписка из протоколов заседания реставрационного совета № 5, 6 от 16.11.2005 и от 16.02.2006 г. «Об утверждении списка памятников для экспонирования в галерее «Дом учителя», г. Таллин (Эстония)» Там же было сказано: «Материалы по подготовке документов к вывозу за границу требуют передачи в правоохранительные органы...»

О том, что же произошло в 2006 году (Наталия Дубровская стала директором Псковского музея-заповедника в феврале) лучше других знают в ФСБ. Именно они занимались тем делом. Если же говорить коротко, в ходе таможенного досмотра составили Акт от 29 апреля 2006 года, в котором отражались серьёзные расхождения состава и размеров вывозимых музейных предметов со списком музейных предметов, предъявленных к вывозу. Можно только догадываться, почему эти расхождения произошли. Нарушений обнаружили множество. В частности, две картины оказались  «грубыми подделками» (так написано в акте проверки). Они вывозились под видом картин Айвазовского и Нестерова.

Ещё одна работа значилась как живописное полотно Е. Лансере. Хотя никаких, даже формальных доказательств этому не было. Слишком уж низким был художественный уровень этой картины. Она была «написана в 1960-нач. - 1970-х гг.». Комиссия посчитала, что относительно её была «дана заведомо ложная информация».

Проверяющие обратили внимание на то, что в «списках выставки эти картины имеют страховые оценки, превышающие её более чем в 100 раз». Выпускать выставку с такими нарушениями таможня не имела права. Пришлось заниматься переоформлением документов. Число вывозимых экспонатов сократилось на восемь единиц. Куратор выставки (Ольга Васильева) наказана не была. Полномочия её не поменялись. Это немедленно было замечено, когда была предпринята вторая попытка пройти таможенный досмотр. И в списках, и в декларации, как утверждалось в акте проверки, были вновь предоставлены «неточные сведения». Некоторые ценные экспонаты (например, художественная рама в стиле «модерн») вообще не были зафиксированы в документах. Повторная задержка выставки грозила превратиться в международный скандал. Сроки её открытия и так уже были сдвинуты. А ведь выставка планировалась в рамках соглашения между министерством культуры Эстонии и федеральным агентством «Роскультура». В общем, экспозицию пришлось за границу выпускать, приложив к неверно оформленным документам множество дополнительных объяснительных записок и справок (так сказать, «здесь читать, здесь - не читать»). Скандал замяли, а СМИ бодро отчитались о достижениях Псковского музея-заповедника. Пирумов и Голышев

Тем не менее, акты проверки бесстрастно свидетельствовали: «Картины и иконы перевозились без ведома зам. директора по безопасности, в обычном микроавтобусе, без охраны. Это было в феврале 2006 года. В апреле того же года те же картины и ещё три иконы XVI века перевозились таким же образом». Все эти документы секретными не являлись и активно обсуждались в те годы. Люди ждали, чем же всё закончится? Выговором? Уголовным делом? Наиболее сведущие говорили, что Дубровскую перебросят на другую высокую должность, и она будет «висеть на крючке», послушно выполняя «деликатные поручения». В качестве возможной переброски указывался музей-заповедник «Изборск» (надвигался юбилей 1150-летний Изборска огромным бюджетным финансированием). А Наталия Дубровская вышла из той истории, укрепив свои позиции и приобретя бесценный опыт. В том числе и опыт чтения открытых писем, одно из которых, написанное жителями Изборска, заканчивалось так: «Мы не согласны с тем, чтобы праздник 1150-летия русской государственности превращался в войну с жителями Изборска».*

После убийственной реставрации Изборской крепости и проведения юбилея** сенатор от Псковской области Михаил Маргелов приехал и вручил г-же Дубровской почётную грамоту Совета Федерации РФ «За многолетний добросовестный труд и вклад в развитие культуры Псковской области». Он же передал директору музея высшую десантную награду страны - медаль «Генерала армии Маргелова». Никто, кроме нас?

«Сокращение сотрудников обоих учреждений не планируется»

Пройдёт много лет, и на всю страну прогремит скандал, связанный с результатами расследования уголовного дела «по факту превышения должностных полномочий при приёмке невыполненных работ в рамках реставрации Изборской крепости».


К тому времени один из ключевых фигурантов дела - заместитель министра культуры РФ Григорий Перумов уже был осуждён по ч. 4 ст. 159 УК РФ «Мошенничество в особо крупном размере, совершенное группой лиц». По данным следствия при реставрации Новодевичьего монастыря в Москве, Музея космонавтики в Калуге, Иоанно-Предтеченского монастыря, драматического театра в Пскове, Изборской крепости и крепости в Калининграде были похищены более 100 миллионов рублей.

Через некоторое время Перумов вышел на свободу, но в мае 2018 года его снова задержали в Санкт-Петербурге. Экс-заместителю Мединского предъявили обвинение по делу о хищении 450 миллионов рублей, выделенных на строительство комплекса зданий ФГБУК «Государственный Эрмитаж».

Два года назад - между двумя задержаниями Перумова - второй отдел по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по Псковской области сообщил, что к уголовной ответственности привлечены бывший председатель комитета по культуре Псковской области (председатель регионального отделения Российского военно-исторического общества в Псковской области) Александр Голышев и директор государственного музея-заповедника «Изборск» Наталья Дубровская. Что это могло означать? Одно из двух: либо Голышева и Дубровскую всё же решено наказать, либо всего лишь припугнуть.

ДубровскаяЧуть ли не те же самые люди, предрекавшие Дубровской выгодное служебное перемещение в 2008 году, снова намекнули: как бы она не пошла на повышение. Похоже, они оказались правы.

Хотя публикация открытого письма привела к тому, что процесс объединения на прежних условиях слегка притормозился. 18 январе Вера Емельянова приняла у себя представителей Псковского музея-заповедника и заверила: «Сокращение сотрудников обоих учреждений не планируется. Все фонды и функции музеев будут также сохранены в полном объеме».

Директор Псковского музея-заповедник Сергей Сарченков после встречи с Верой Емельяновой назвал проблемы, описанные в открытом письме, «недоработками». «Думаю, сегодня в ходе рабочего совещания они были решены, - высказал предположение г-н Сарченков. - Опасения сотрудников Псковского музея-заповедника в общей массе развеяны».

Вера Емельянова пообещала, что «при выборе руководителя учреждения обязательно будет учтено мнение коллективов».

Нет сомнений, за кого проголосует коллектив музея-заповедника «Изборск». А вот с коллективом Псковского музея-заповедника придётся немного поработать.

Но решающее слово будет сказано, разумеется, не коллективами.

 

*Освоить Изборск // «ПГ», №38 (560) от 05 октября-11 октября 2011. http://gubernia.pskovregion.org/number_560/10.php

 

**О. Волкова. Некуда ехать // ПГ», №34 (656) от 04 сентября-10 сентября 2013. http://gubernia.pskovregion.org/number_656/02.php

 

Фото: Наталия Дубровская во время визита замминистра по культуре Григория Пирумова в Псковскую область. 13 сентября 2013 г. pskov.ru

Жанна Малышева.

Наталья Дубровская, Виктор Остренко и Григорий Первумов в Изборском музее. pskov.ru 

Григорий Первумов и Виктор Голышев в Изборской крепости. pskov.ru 

Наталия Дубровская во время визита замминистра по культуре Григория Пирумова в Псковскую область. 13 сентября 2013 г. pskov.ru 

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий

Т.В. Вересова | veresovatv@mail.ru | 16:43 - 01.02.2019
Надо все эти документы о событиях 2006-2008 гг. вновь предъявить Емельяновой, иначе назначение - если не Дубровской, то Васильевой Ольги - состоится: ведь не случайно вчера в Вести-Псков прошёл сюжет сначала о восхвалении достижений Изборского музея, а потом в кадре появилась Васильева под дырой в потолке какого-то хранилища...