«Нездоровая ситуация»

ЧиполлиноНу вот, «Приключения Чиполлино» тоже запретили. Не везде, но всё же. Или не запретили?

История с запретом детского спектакля в Москве очень характерна для нашего времени.

На странице ВКонтакте Центра театрального искусства Александра Таттари появилась запись с таким вот кричащим заголовком: «ЧИПОЛЛИНО ЗАПРЕТИЛИ!!! Просим максимальный репост!»

Последовали и репост, и новости в СМИ. В них, со ссылкой на Александра Таттари, сообщалось: «Спектакль «#рябчиковжуй #новыдержитесь» по мотивам повести Д.Родари «Чиполлино» Центра Театрального Искусства А.Таттари при Московском Лианозовском Театре был отобран в программу XVI Международного театрального фестиваля любительских театров «Молодые-молодым» г. Москва (с 05 по 10 ноября 2019г). Был предварительный отбор по полной видеозаписи, аннотации и фото. Мы получили официальное приглашение. Вышла афиша. На открытии фестиваля был ролик с нашим участием. Показ должен был состоятся 9 ноября в 12.00 на площадке ЦК «Сцена» (организатор фестиваля). Спектакль играют подростки, они готовились, пригласили зрителей. Спектакль до этого был показан на одном Всероссийском и одном Международном фестивале, получил награды. 06 ноября, уже в период проведения фестиваля, поздно вечером директор ЦК «Сцена» А.В. Петрова запрещает показ спектакля...»

В качестве доказательства того, что спектакль был одобрен и отобран к показу, всем желающим был предъявлен официальный документ из Департамента культуры Москвы и афиша.

Но через несколько дней на той же странице театральной студии появилась другая запись:


«Друзья! Мы люди, а не жареные новости!
12.11, 15.11, 19.11 - ПОКАЗОВ НЕ БУДЕТ.
К сожалению, вокруг ситуации с запретом спектакля «Чиполлино» по мотивам повести Д.Родари театральной студии "Классики" сложилась ситуация нездорового ажиотажа. Мы должны были участвовать в международном фестивале, организаторы которого нарушили правила (сняли предварительно отобранный спектакль с показа). И создателям спектакля, детям и педагогам, и родителям наших студийцев безусловно, было неприятно и они сочли это несправедливостью. Поэтому мы сообщили об этом, путем публикаций постов в соцсетях. У нас в студии занимаются творчеством несовершеннолетние, они любители, а не профессиональные актеры. Ни они сами, ни их родители не хотят, чтобы их показывали по федеральным каналам в такой нездоровой ситуации ажиотажа вокруг спектакля, обсуждали в различных, зачастую сомнительных пабликах, они не планируют становиться «звездами» в таком ключе. Уже начались какие-то нелепые интерпретации художественного замысла спектакля, которые не соответствуют действительности. В этой ситуации мы вынуждены отказаться от всех интервью с журналистами, которые были запланированы. Мы не будем показывать данный спектакль в ближайшее время, чтобы не подогревать эту нездоровую ситуацию. Просим прощения и понимания у тех зрителей, которые зарегистрировались на спектакль 12.11, 15.11, 19.11 в 20.30 - ПОКАЗОВ НЕ БУДЕТ. Мы продолжим наши занятия в студии в обычном режиме».

Вроде как это не опровержение. Даже слово «запрет» в этом посте присутствует. Но акцент всё же сделан на СМИ и том, что они опять всё переврали.

Обычно, если СМИ перевирают (такое случается постоянно), то пострадавшая сторона наоборот старается объяснить, что же произошло на самом деле. В данном случае, Александр Таттари отделался тем, что максимально дистанцировался от шума вокруг спектакля - ссылаясь на «нездоровую ситуацию». Однако после такой ссылки ситуация стала ещё более нездоровой. Тем более что до этого он объяснял всё довольно подробно.

Постановку и отмену показа прокомментировал даже Дмитрий Киселёв. В беседе с Daily Storm он сказал: «Я не знаю, чего они там все боятся. Но это же не государство им позвонило, а руководитель площадки. Я как организатор джазового фестиваля тоже могу сказать, что вот это мне нравится, а это нет...»

 С некоторых пор так принято отвечать. Дескать, запрещают не чиновники, а некие организаторы, практически частные лица. Хозяин-барин. Какие претензии?

И всё же этот самый «хозяин» - именно чиновник, имеющий должность. Фамилия чиновника - Петрова, имя - Анжелика... У неё есть должность и печать. «Мотивы озвучены следующие: такое нельзя показывать на сцене государственного учреждения, у нас сотрудники, семьи, ипотека, - первоначально объяснил  на своей странице в Facebook Александр Таттари. - Она не может рисковать, вы сами должны понимать, она приносит свои извинения, - написал постановщик. - Более того, она накажет всех сотрудников, кто отобрал данный спектакль на фестиваль, хотя приглашение подписано ею лично».

Создатели спектакля, по словам Таттари, не занимаются политикой и не ставили перед собой цели поддерживать какое-либо движение. Но у них, в соответствии с сюжетом, получился именно сатирический памфлет, но что с того? («Подростки не виноваты в том, что актуальность «Чиполлино» растет день ото дня!») 

С Чиполлино постоянно происходят какие-то казусы. Достаточно вспомнить псковскую постановку (описанную в материалах «Горе луковое» и «Огородный рэп»). Её никто не запрещал. Но с ней произошёл другой казус. Точнее, два. Первый был связан с тем, что режиссёр Кладько представил в Пскове спектакль, который уже несколько раз ставил в других городах. Это были сплошные самоповторы под видом премьеры. Второй казус заключался в том, что Кладько максимально смягчил сюжет. Все герои там, включая принца Лимона, вполне нормальные ребята. Никакого революционного содержания. Сплошная законопослушная история.

Так что есть два способа обезвредить произведение. Запретить его или сгладить острые углы.

 

*Горе луковое; «Огородный рэп». http://pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=3137

 

 

 

 

Алексей ВЛАДИМИРОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий