Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 
2016 2017 2018 2019 2020 
2 3 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Мучительные мечты

«Коль горе чужое тебя не заставит страдать,
Возможно ль тогда называть тебя человеком?»
Саади Ширази.

Тегеран, БоингНачало 2020 года кровью связано с Ираном. Сотни погибших. Зловещий запах большой войны. Большая война отступила, но большое враньё осталось.

Как всегда, мирные жители гибнут чаще, чем военные.

Иран признал, что сбил «боинг», и это доказательство того, что в 2014 году «боинг» сбила Украина. Такова отныне установка российской пропаганды. Пропагандисты недолго мучились. Им быстро объяснили, какими словами нужно реагировать на внезапное признание иранцев. Дескать, Иран прижали с помощью спутниковых снимков, которые наверняка есть и в случае со сбитым малазийским «боингом». Но раз американцы до сих пор снимки 2014 года не предъявили, значит, это им не выгодно. Следовательно, снимки укажут не на российскую зенитно-ракетную установку, а на украинскую. Такова логика.

А незадолго до этого вся российская пропаганда насмерть стояла, защищая иранского союзника, заподозренного в том, что иранские ПВО сбили  украинский пассажирский «боинг».  Заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков называл высказывания канадского премьер-министра и других официальных и неофициальных лиц «громогласными бездоказательными заявлениями», хотя уже было понятно: разговоры от технической неисправности погибшего «боинга» несостоятельны.

Но во время информационной войны правда не значит почти ничего. Она в расчёт просто не принимается. Зато есть установка на «удобную правду». На правду, которая выгодна, иначе говоря - на ложь.

В данном случае, ложь была важна для того чтобы обвинить во всём США. Ирак как союзник должен был остаться вне обвинений. Видимо, предполагалось, что проблему заболтают. Ведь удалось же растянуть на много лет расследование по сбитому малазийскому «боингу».

Но в случае со сбитым украинским самолётом расследование затянуть не получилось. Всё-таки, внутреннее российское медиапространство, зачищенное в значительной степени, мало что определяло. Те, кто привычно внимает антиамериканской пропаганде, исправно потребляли «удобную правду». Пропагандисты - официальные и неофициальные - твердили о технической неисправности, а то и об американском следе. Бесчисленные» "военные эксперты" и блогеры типа Артемия Лебедева, как обычно, отрабатывали задание.

Особенно старались «военные эксперты». У них мгновенно находились ответы на все острые вопросы. Почему на кусках обшивки «боинга» заметны следы, похожие на следы от шрапнели? Всё просто. «Я сам сталкивался с птицами, к примеру, воробей, который попадает в носовую часть крыла самолёта, - пробивает отверстие, а в этой части металл достаточно прочный, - пояснил телеканалу «Звезда» генерал-майор Владимир Попов, начальник Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания при МО РФ. - Осколки летят даже от земли. Они могли детонироваться от удара и пробить обшивку, из-за чего и создаётся впечатление, что это воздействие поражающих элементов».

Не ракетная шрапнель, а воробьи. Это же очевидно.

А в это же время декан факультета прикладной политологии Московского педагогического государственного университета Владимир Шаповалов в интернет-издании «Политэксперт» объяснял, что причины катастрофы совершенно другие: американский беспилотник, использовавший украинский лайнер как прикрытие («оператор аппарата намеренно прикрыл его траекторией гражданского лайнера от иранских ракет»).

Да, уже появлялись всё новые и новые данные, что украинский самолёт не просто сбит, а сбит иранской ракетой. Поэтому пришлось к иранской ракете «пристёгивать» американский беспилотник, чтобы сгладить неприятный эффект.

И вот, наконец, через три дня Иран признал очевидное. Им это было проще сделать потому, что самолёт сбили над своей территорией. Актом агрессии это не являлось. Всё списали на ошибку, на помехи связи, на нервозную обстановку...

Тем не менее, после признания российские пропагандисты не унимались. С одной стороны, они упрекали Иран: слабаки. Какая разница, кто сбил? Но признаваться нельзя в любом случае - потому что это «льёт воду на мельницу» врагов (американцев, либералов и т.п.)

Но часть пропагандистов переключилась на украинскую тематику, о чём было сказано выше. Якобы последние события подтверждают, что «боинг» над Донецкой областью сбила Украина.

На фронтах информационной войны затишья почти никогда не бывает.

И всё же многое пока не понятно. Случайный ли этот был выстрел (или два выстрела?)? Как могло получиться, что между диспетчерской аэропорта Имама Хомейни и пунктом управления ПВО не имелось закрытых каналов связи? Возможно ли вообще перепутать прилетающую из Ирака американскую крылатую ракету с взлетающим по заранее известному воздушному коридору пассажирским самолётом?

Важно понять и другое: какой ракетой был сбит самолёт? Пишут, что ракета, которой Иран сбил украинский самолет, была поставлена Россией в обход международных санкций. Так ли это? Наберётся с десяток важных вопросов...

Причём, сомнения остаются и у российских пропагандистов. Виталий Третьяков 13 января 2020 года у твиттере написал: «По-моему, почти очевидно, что украинский Боинг был кем-то приговорён к закланию. Цель - политическая. А далее простой вопрос: кто имел физическую (техническую) возможность извне отключить электричество на самолёте?» Украинцы, что ли?

В эти дни я специально для интернет-издания Mnews.world написал две статьи, посвящённые этой проблеме. Одна из них опубликована 8 января - через несколько часов после крушения. Вторая почти сразу же после того, как Иран, устав отпираться и обвинять врагов в информационной войне, признал «ошибку». Мы публикуем ниже обе эти статьи в авторском варианте.

Алексей Семёнов.

 

ОГРОМНЫЕ РОССИЙСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ БЫЛИ БРОШЕНЫ НА ТО, ЧТОБЫ УБЕДИТЬ: УКРАИНСКИЙ «БОИНГ» СБИЛИ АМЕРИКАНЦЫБоинг
(11 января 2020 года)

Несколько дней подряд многие российские СМИ публиковали однообразные «новости» о сбитом над Ираном украинском пассажирском «Боинге». Комментарии давали так называемые военные эксперты. «Эксперты» были разные, а мысль - одна и та же: Иран не виноват, самолёт сбили американцы.

Впрочем, мнение «экспертов» иногда расходились. Случайно сбили и специально?

«Как США сбили украинский «Боинг»

Кто такой российский «военный эксперт»? Это тот, кто способен в два счёта «доказать», что во всём виноваты американцы. Параметры задаются разные, а вывод должен последовать один: во всём виновата Америка. С непривычки это сделать непросто, но умение оттачиваются годами, нет, десятилетиями. Немаловажно и мастерство «журналиста», который должен избегать неудобных вопросов. Самая действенная пропаганда - прямолинейная. Полунамёки не приветствуются. А вдруг читатель или зритель не поймёт и подумает на другую страну? Всё требуется называть своими именами.

Чрезвычайно важно искусство заголовка. Почти идеальный заголовок в случае с погибшим «Боингом» в Иране такой: «Эксперт обвинил США в уничтожении украинского «Боинга» в Иране». Ещё лучше: «Военный эксперт рассказал, как США сбили украинский «Боинг». Чуть хуже, но тоже приемлем: «Версия с иранской зенитной ракетой неубедительна». Дальше можно не читать. «Правда» раскрыта сразу. Подробности интересны лишь любителям остренького, воспитанным на многочасовых шоу Владимира Соловьёва. Вот им нужны подробности. Детали, от которых стынет кровь и вскипает мозг. Таких потребителей информации не устроит случайный выстрел американских ПВО. Им подавай тонко продуманную диверсию. Желательно услышать о каких-нибудь «спящих», устроивших провокацию под носом у слишком доверчивых иранских спецслужб.

«Московский комсомолец» 10 января 2020 года предоставил слово очередному «военному эксперту» - председателю президиума «Офицеров России», герою РФ генерал-майору Сергея Липовому (обычно его представляют как потомка Дениса Давыдова).

Как писал  в позапрошлом веке Денис Давыдов: «О, кто, скажи ты мне, кто ты, // Виновница моей мучительной мечты?» Ответ знает генерал Липовой: виновница, конечно же, Америка. Кто же ещё? «Сейчас США, Канада активно, но неуклюже обвиняют Иран, - объяснял российским читателям «военный эксперт». - Но любой здравомыслящий человек, даже далёкий от военной сферы, понимает, что Иран не будет сбивать лайнер, вылетающий из гражданского аэропорта в Тегеране, где в общем-то всё спокойно. Какой в этом смысл? По ошибке можно принять за вражескую цель самолет, заходящий на посадку, но никак не вылетающий».

В общем, всё ясно. Иран невиновен по определению. Но остаются нюансы. Сознательно уничтожили американцы самолёт или по ошибке? «Сознательно или по ошибке - вопрос, - глубокомысленно отвечает «потомок Дениса Давыдова» Липовой. - Впрочем, провокации - фирменный стиль американской внешней политики, для оправдания своей агрессии... А то, что у США есть силы и средства для уничтожения самолетов на территории Ирана - это очевидно».  Таким «военным экспертам» всё заранее известно. Очередной катастрофы ещё не произошло, но им уже понятно, в чём дело.

«ПВО США ошибочно приняло «Боинг» за цель»

Тот же «Московский комсомолец» 8 января - через несколько часов после катастрофы - опубликовал интервью с другим «военным экспертом» - Сергеем Леонковым. У него тоже не было сомнений, что пассажирский самолёт уничтожили американцы.

«Зачем это Ирану, когда в самолёте большинство иранцев, - объяснил Леонков. - Ошибка маловероятна: самолёт взлетает с аэродрома в Тегеране, вдали от ракетных ударов. А вот противовоздушная оборона американцев, развернутая в Ираке, спокойно обнаруживает и «дотягивается» до авиалайнера. И когда случился иранский ракетный обстрел по американским базам, то комплексы противовоздушной обороны США были приведены в полную боевую готовность. Дальше - дело техники: ПВО США ошибочно приняло «Боинг» за цель, и вот мы видим объятый пламенем гражданский самолёт».

Сразу видно работу мастера. Несколькими предложениями объяснил то, что произошло. Но и интервьюер не подвёл. Другой бы спросил: почему, в таком случае, иранцы отрицают, что самолёт сбит ракетой? Они что - хотят оправдать США? Но этот интервьюер знает, что спрашивать. Он немедленно переводит стрелку на Украину. Его интересует: почему украинцы не спешат соглашаться с тем, что их самолёт сбит ракетой.

Сергей Леонков отвечает: «Спонсорами украинской власти являются США, а значит, именно США будут контролировать ход расследования. Следовательно, никаких последствий для Америки не будет. А Украина никогда не признает, что самолёт был сбит США, поскольку для Зеленского лучше пожертвовать людьми и самолетом, чем публично обвинить США, рискуя потерять деньги. Поэтому настоящей правды, боюсь, мы в ближайшее время не узнаем».

Теперь, когда иранцы официально сознались, что сбили «Боинг», казалось бы, всё окончательно стало ясно. Однако, по предыдущим случаям, мы знаем, что пропагандисты не успокоятся. Когда сирийцы сбили российский военный самолёт, официальные российские СМИ всё равно делали акцент на вине Израиля, который подставил российского союзника  Сирию. Настоящий «военный эксперт» всегда найдёт выход из положения.

«Соединенные Штаты терпят на Ближнем Востоке очевидное поражение»

А вот что сообщал сайт kremlinrus.ru: «Американский БПЛА мог сбить «Боинг-737» в небе над Ираном, полагают кандидат исторических наук, главный редактор журнала «Архонт» Антон Бредихин и политолог и политтехнолог Наталия Елисеева».

От экспертов вроде бы надо ожидать каких-то профессиональных комментариев, но эти «эксперты» не размениваются на пустяки и сразу приступают к клеймению врага: «Соединенные Штаты терпят на Ближнем Востоке очевидное поражение и в бессильной злобе пытаются отыграться, ведя информационные войны. Их инструменты - откровенная ложь и дезинформация, тиражируемые в глобальных масштабах». «Военным экспертам» всё заранее понятно. Бессильная злоба. Откровенная ложь. Теми же словами до последнего отвечали иранские официальные лица, реагирую на подозрения в их адрес («Иран возмущён версией о попадании ракеты в украинский «Боинг»).

Читателям «Комсомольской правды» очередной «военный эксперт» Виктор Мураховский популярно объяснил, что будет дальше, оценивая подозрения, которые высказывались западными СМИ в адрес Ирана: «Я практически на 100 процентов уверен в том, что весь поднятый шум - это элементы информационной войны, которые используются на всю катушку. Ну вот соберут все обломки, следы поражения зенитной ракетой не найдут и замолчат. А о фактах предпочтут забыть - ну а дальше всем наплевать. Главное - информационная атака была проведена и ее задачи оказались выполнены».

Глава гражданской авиации Ирана Али Абедзаде спустя несколько часов после авиакатастрофы говорил: «С научной точки зрения невозможно, чтобы ракета попала в украинский самолёт». За три дня то ли в науке совершилась революция, то ли Иран понял, что отпираться под грузом неопровержимых улик бесполезно, а лучше, пока не поздно, другим способом свалить вину на США. Если полностью переложить вину не получится, то хотя бы частично. В итоге пришлось иранцам  признать, что самолет МАУ был сбит случайно в результате человеческой ошибки - «на фоне обострения отношений Ирана и США».

Командующий ВВС и Военно-космическими войсками Корпуса стражей исламской революции, бригадный генерал Амир-Али Хаджизаде объяснил, что же произошло: «Система противовоздушной обороны Ирана приняла пассажирский самолет за крылатую ракету».

Но для официальных российских СМИ и «военных экспертов» ничего принципиально не изменилось. Как и для потребителей подобной информации. Потребители свою порцию, если не сказать - дозу «экспертных мнений» уже получили. Они по-прежнему будут уверены, что здесь «не всё так просто». Возможен самооговор. Иран заставили взять чужую вину на себя. Ведь не мог же «военный эксперт» Леонков говорить неправду? Он же ясно сказал: «Я допускаю, что пассажирский самолёт «Международных авиалиний Украины» был сбит двумя ракетами. Но то, что они были выпущены из «Тор-М1» - это неверно. Дело в том, что этот комплекс создан российскими разработчиками таким образом, чтобы исключить сбивание гражданских бортов».

***

На главной странице информационно-аналитического журнала «Арсенал Отечества», который редактирует «военный эксперт» Мураховский, есть новость под названием «Американцы не смогли покакать». Такого рода аналитика (или анализы) - это то, что идеально подходит официальным российским СМИ. Так работают «военные эксперты» - члены Корпуса стражей путинской контрреволюции.

Mnews.world

 

НЕБО НАД ИРАНОМ

(8 января 2020 года)

Авиакатастрофа под Тегераном стала крупнейшей за всю историю украинской авиации

Регистрацию на рейс PS752 Boeing 737 Международных украинских авиалиний в тегеранском аэропорта Имама Хомейни по маршруту Тегеран-Киев прошли 168 пассажиров и 9 членов экипажа (командир - Владимир Гапоненко, весь экипаж - граждане Украины). Большинство пассажиров - иранцы и канадцы. Среди пассажиров были шведы, афганцы, немцы, британцы. Все они погибли.

К моменту падения самолёт находился в воздухе около 6 минут и упал возле города Паранд (округ Робаткарим). В этом городе живёт персонал аэропорта Имама Хомейни.

Boeing 737 разбился приблизительно в 6:00 по тегеранскому времени, пропав с радаров на высоте 2415 метров (сообщают, что он вылетел на 57 минут позднее, чем указывалось в расписании).

Секретарь Совета нацбезопасности и обороны Украины Алексей Данилов призвал не спешить с выводами относительно причин авиакатастрофы украинского самолёта в Иране до окончания официального расследования. И в то же время официальные лица эти выводы по горячим следам уже успели сделать.

Посольство Украины в Иране первоначально заявило, что версия о теракте или ракетной атаке исключена. Предварительно считалось, что причина гибели - техническая неисправность. В министерстве дорог и городского развития Ирана утверждают, что причиной крушения стал пожар в двигателе. Во всяком случае, на любительском видео, которое тиражируется в интернете, можно увидеть быстро снижающийся горящий летающий объект (самолёт?).

Правда, через некоторое время посольство Украины в Тегеране  изъяло фразу об исключении теракта и ракетной атаки из своего сообщения в фейсбуке. Там теперь говорится, что все высказывания о причинах аварии до решения комиссии носят неофициальный характер.

В таких случаях, если теракта или столкновения с инородным телом не было, неизбежна и ещё одна версия - ошибка пилота. Но в данном случае эта версия вряд ли будет приоритетной. По всей видимости, на борту что-то случилось в первые минуты полёта. Самолёт разбился не во время экстренной посадки, а, судя по всему, был охвачен пламенем ещё до падения.

Чересчур быстрые выводы, исключающие ракетную атаку или теракт, пользователей соцсетей смущают больше всего («Обломки ещё не собрали, а версия теракта уже исключена»)... Хоть и найдены, но не расшифрованы оба чёрных ящика, а предварительное заключение уже сделано. Не рано ли?

В техническую неисправность поверить было бы легче, если бы не события, происходившие в этом же регионе в ту же ночь. За 15 минут до гибели пассажирского самолёта Иран со своей территории нанёс ракетный удар по двум военным базам США в Ираке. Центральное командование США заявило, что всего было выпущено 15 ракет (четыре не достигли цели, десять попали по авиабазе Айн аль-Асад, а одна - по военной базе в Эрбиле). Иранцы говорят, что выпустили 22 ракеты. Сразу возникает вопрос: куда полетели и куда попали 7 ракет? Не могло получиться так, что одна из них по ошибке сбила пассажирский самолёт? (в это сложно поверить, потому место запуска иранских ракет было далеко от Тегерана).

Но, возможно,  в самолёт попала ракета ПВО - по той причине, что Иран после масштабного обстрела американских баз как раз ожидал ответного американского ракетного удара. И это куда более правдоподобная версия.

Иранские дивизионы ПВО находятся, в том числе, и в черте Тегерана или вблизи него. В частности, у аэродрома совместного базирования военных и гражданских самолетов «Мехрабад» (1-я тактическая авиабаза ВВС Ирана) в западной части Тегерана, а другой дивизион на базе ПВО в нескольких километрах к юго-востоку от Тегерана. Там расположены зенитно-ракетные системы С-300ПМУ2. Самолёт МАУ летел на вполне досягаемой высоте.

Но, например, Юрий Бутусов (украинский журналист, военный эксперт, главный редактор сайта Цензор.НЕТ) у себя фейсбуке написал, что катастрофа не может быть ошибкой экипажа и что «маловероятно, чтобы это могло быть поражение ракетой». Бутусов ссылается на видео падения. К тому же, «свидетельства пуска и полёт ракеты были бы заметны на радарах. Стрелять ракетами в полётной зоне международного аэропорта - это очень заметное и демонстративное действие, которое ночью нельзя скрыть, заметят. Да и экипаж наверняка успел подать сигнал». В теракт или столкновение с птицами он тоже не верит и, скорее, склоняется к версии «повреждения двигателя или топливной системы в аэропорту».  Возможны «ошибка в эксплуатации и не устраненная неисправность» и «технический брак при производстве самолёта» (самолёт был относительно новый - производства 2016 года, получен авиакомпанией напрямую с завода концерна, а последнее плановое техническое обслуживание прошёл 6 января 2020 года).

Пресс-секретарь министерства дорог и городского развития  Ирана Кассим Низами сообщил: «Если бы ЧП было вызвано ракетой, самолёт взорвался бы в небе, но причиной стал пожар в двигателе, а также неудачная попытка пилота взять лайнер под контроль».

Однако уже появились фотографии с места катастрофы. На обломках можно разглядеть отверстия, похожие на те, что возникают от столкновения с ракетой ПВО («следы шрапнели»). Но подлинные ли это фотографии? Да и качество этих фото не слишком хорошее.

Сложно поверить в то, что самолёт почти мгновенно погиб в результате нештатной ситуации, связанной с неисправной техникой (пожар в двигателе и т.п.). Высоту он набирал стабильно. Курс не менял. Падения скорости не было.

Как бы то ни было, о приостановке полётов над Ираном сообщили почти все ведущие авиалинии мира: Singapore Airlines, China Airlines, Lufthansa, Malaysia Airlines, Emirates, Flydubai, China Southern Airlines, Air Canada, Srilankan Airlines, Air France...  Росавиация тоже рекомендовала российским авиакомпаниям не совершать полёты в воздушном пространстве Ирана, Ирака, Персидского и Оманского заливов.

Президент Украины Владимир Зеленский во время трагедии находился в том же регионе - на отдыхе в Омане. После известия о гибели украинского самолёта он вернулся в Киев.

В комментариях в фейсбуке Зеленского, после того как он поручил генеральному прокурору страны Руслану Рябошапке начать уголовное производство по факту крушения самолета авиакомпании МАУ и создать следственную комиссию, появились как слова поддержки, так и обвинения («Это твоя поддержка американского беспредела и есть результат крушения нашего лайнера. Кровь этих людей на твоих руках»).

В любом случае, даже если гибель самолёта - техническая неисправность, катастрофа будет использована разными политическими силами для достижения своих целей. Прежде всего, это касается политического противостояния на Ближнем Востоке.

Гибель пассажирского самолёта Международных украинских авиалиний со всем экипажем и пассажирами - всего 177 человек - теперь находится на 48 месте в числе крупнейших авиационных катастроф в мире (178 человек погибло во время катастрофы ТУ-134А 11 августа 1979 года в небе Украинской ССР недалеко от Днепродзержинска).

Mnews.world

 

На первой полосе: российские «военные эксперты» и политологи: председатель президиума «Офицеров России», героя РФ генерал-майор Сергей Липовой, редактор журнала «Арсенал Отечества» Сергей Леонков,  главный редактор журнала «Архонт» Антон Бредихин, главный редактор журнала «Арсенал Отечества», полковник в отставке Виктор Мураховский, политолог и политтехнолог Наталия Елисеева.

 

 

 

 

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий