Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 
2016 2017 2018 2019 2020 
2 3 4 5 6 7 8 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Кнут без пряника

ХолопОб этом ещё Эрик Фромм писал - о садистских наклонностях главного советского вождя. Если продолжить его мысль, то увлечения садо-мазо у довольно значительной части народа действительно есть. Не только вожди и баре этому привержены, но и холопы, то есть широкая публика.

Редакция.

РОССИЯ, КОТОРУЮ МЫ НАШЛИ: САДО-МАЗО БЛОКБАСТЕР

Эпиграф: "Если вам нужен образ будущего - вообразите себе сапог, топчущий лицо человека. Вечно" (Дж.Оруэлл, 1984)

Сходил в кино на «Холопа». Я, ей-богу, не хотел и вообще не собирался; в свое время, еще в декабре, на меня трейлер этого фильма произвел самое отталкивающее впечатление. Однако - пришлось: чертов «Холоп» весь январь бил рекорды по кассовым сборам - 1 млрд., 2 млрд... Пока, наконец, к началу февраля он не только превысил по сборам отметку в 3 млрд., но и, что еще хуже, внезапно стал рекордсменом по сборам за всю историю отечественного проката, обойдя то ли «Движение вверх», то ли «Т34», то еще какой-то подобный бред. И это уже вывело сию поделку на качественно иной - социологический уровень. Если фильм, причем именно в этом году, рвет кассу и собирает больше всех за всю историю РФ - значит, он задевает какие-то важные струны народной души, то есть становится инструментом социальной диагностики.

 

Попросту говоря: под новый год «Холопа» погрузили, как градусник, в заднепроходное отверстие доброго российского народонаселения - а когда вынули, он показывал 3,2 млрд. рублей. Это ЖАР. Так что я отложил до лучших времен своего любимого режиссера Сэма Мендеса с его «1917», и твердой рукой взял билет на «Холопа». Социология - прежде всего!

 

Кстати, мало того, что фильм вообще до сих пор в кинотеатрах (на второй месяц показа!), но и, что еще любопытнее - на него до сих пор прет народ. Я брал билет за полчаса до начала сеанса, и пришлось соглашаться на первый ряд - на других оставались буквально одни «боковушки». И более того - в итоге зал оказался почти битком. Мне даже не удалось, как я люблю, разложиться со своей одеждой на два сиденья - плюхнулись и слева, и справа, в итоге был вынужден весь фильм держать куртку на коленях (они б так на Тарковского ходили!)

 

Есть ли смысл обсуждать художественные достоинства «Холопа»? Неизвестно. Это ж примерно как про красоту шрифта, которым обозначены цифры на шкале прибора - все равно ведь главное, чтобы показывал правильно... Но справедливости ради скажу, что все не так плохо, как говорили некоторые честные критики: исполнитель главной роли (какой-то то ли серб, то ли словенец Бикович) совсем не такой уж деревянный, как его расписывали. То есть актер он, конечно, так себе, не Хабенский и даже не Петров - но все-таки эмоции как-то обозначает, и кое-какое обаяние у него есть. Потом, снято все здорово, камера живая, местами - прямо что твой Ларс фон Триер, картинка трясется, все как положено, по-современному; играть актерам по большей части нечего, да - но и сценарий не совсем безнадежен, вовсе не все шутки так уж глупы, некоторые почти остроумны. Однозначно очень плох Охлобыстин - но и у него, есть смягчающее обстоятельство: мне весь фильм казалось, что Охлобыстину очень неловко за свое участие в сем фарсе, и поэтому они вдвое более зажатый и лающий, чем даже обычно. То есть по-человечески его за это вполне можно понять и простить...

 

Но в этом дело. Главное - другое. «Холоп» не так плохо снят, но сам фильм в целом - больной, его физически тяжело смотреть. Это - в чистом виде садо-мазо постановка, сделанная для соответствующего контингента. От «Холопа» так и прет тяжелым неврозом. И - он с восторгом принимается зрителем. Вот такой, с позволения сказать, парадокс.

Достаточно просто в двух словах обозначить сюжет и основную идею «Холопа». Они таковы: распущенного негодяя похищают и помещают в специальный исправительный лагерь, в котором его принуждают заниматься тяжелым физическим трудом, а за малейшую провинность нещадно бьют, оскорбляют, унижают и подвергают истязаниям (а за попытку побега не просто угрожают смертью, но и инсценируют его казнь, лишь в самый последний момент отменяя приговор). В результате (!) такого обращения негодяй становится вежливым, тактичным, приятным в общении человеком.

Что можно сказать о людях, которым вообще пришел в голову такой сюжет?

А о тех, кто жадно смотрит постановку с таким сюжетом, потом приходит смотреть еще раз и настоятельно рекомендует посмотреть своим знакомым и близким?

И у тех, и у других тяжелый садомазохистский комплекс. Причем те и другие его в себе, скорее всего, даже не осознают - им «просто» нравится смотреть на сцены унижений и избиений других людей... не напрямую, конечно, что вы. Надо чтобы было какое-то типа оправдание - что всё «как бы не всерьез». Прекрасное оправдание - «комедия»! Человека бьют кнутом, «с оттяжечкой», мажор сбил полицейского и он «сломал себе задницу» (то есть кости таза) - это же «аха-ха-ха», смешно, то есть как бы «понарошку». В этом смысле создателями «Холопа» была чрезвычайно удачно угадана форма подачи контента - «избиения с юмором». Измученный S-M комплексом народ потянулся в кинотеатры, как наркоманы за дозой - полюбоваться на садомазосцены с железной отмазкой: «а нам просто хотелось поржать».

Архетипична - в самом кондовом, русском народном смысле - основная идея «Холопа»: если человека много бить и унижать (в частности, наступать ему сапогом на лицо - холоп же, есть соответствующий кадр) - такой человек станет ХОРОШИМ. «Страданием душа лечится!» Ога. Вот тут очень интересно проследить - а, собственно, что такое «хороший» для создателей фильма и, видимо, зрителей (раз зритель валом валит на фильм - значит, ему, видимо, по нраву то, как изменился герой, и он согласен с методами его «изменения»?)

Кто-то сказал бы под впечатлением «трудового лагеря», что кино какое-то хунвейбинское получилось. Но это не так, конечно. При чем тут Китай? Это наше, исконно-посконное. Это опыт Соловков, Гулага, всяких вавиловых-королевых, собиравших частью выпавшие от недоедания, частью выбитые зубы себе в карман... Вам и сейчас в любой соцсети напишут, что «лагеря Гулага служили для перевоспитания». Ну да - и мы видим, для какого. Был герой Биковича мажор на Ягуаре, стал конюхом Гришей, получил 5 плетей, потом еще 20 плетей, бессчетно зуботычин, поубирал за лошадьми навоз - пожалуйста, стал человеком: тихий, вежливый, не грубит, не хамит.

"Единственное по-настоящему смешное кино в российском прокате" (из рецензии в СМИ; фото иллюстрирует мысль рецензента)

Маленькая говорящая деталь о нашей «комедии»: в начале фильма героя-мерзавца, попытавшегося бежать, тащат на виселицу «за побег», оборудованную прямо во дворе «российского помещика». На виселице уже болтаются два как бы трупа (среди них - один ребенок), а рядом - по дороге к виселице - два или три мужика... посаженные на кол! Я поначалу глазам не поверил; но нет - их показали несколько раз, хоть и как бы мельком - натурально, мужики на колу. В «России» «1860 года»! Посаженные «барином»!

Возмущений обычно многочисленных «защитников русской старины» (какие колы в России 19 века? Это ж все-таки не Турция!) что-то не слышно в энторнетах - оно и понятно, фильм ведь тут подмигивает, это ж, мол, «не настоящая история», это как бы фантазия больного фрика-режиссера, которого играет Охлобыстин... Понятно, что «фантазия», но характерна направленность всех этих «фантазмов»: s-m акцентуация так и прет...

Почему я говорю, что фильм физически неприятен? Да потому что, если разобраться, это фактически - по жанру - антиутопия. Оценим хотя бы «вселенную «Холопа» - ту действительность, в которой развивается все действие. Это ведь не только кое-как, на коленке, сляпанная «крепостная деревня»; это еще и современная Россия, РФ 21 века, в которой «на самом деле» происходит действие. Что объединяет их - придуманную деревню и как бы подлинную Москву в наши дни? Объединяет тотальное отсутствие самого понятия о каких-либо правах, отсутствие ПРАВА. Там и там - вселенная произвола. Мажор в Москве может делать абсолютно что угодно с кем угодно - ему ничего за это не будет; а в деревне наоборот - с самим мажором могут делать что угодно, и там тоже никому за это ничего не будет. А если еще чуть вдуматься, то в обеих «вселенных» и мажор тоже абсолютно бесправен, потому что и там, и там есть один Бог - олигарх весьма неприглядного вида, его отец (актер А.Самойленко). И вот этот Олигарх-Отец во всех пластах реальности абсолютно властен над жизнью и смертью, причем не только мажора-сына, но и вообще всех.

Еще один тревожный для специалиста звоночек - практически отсутствие секса. Насилие есть в самых разных видах, секса нет. Более того - секс высмеивается, секс это как бы глупо, пошло и несовременно. Единственную сцену милосердия в фильме (грудастая Аглая просит не казнить героя) подают в максимально пошлом и сниженном виде, а потом герой с отвращением отказывается от секса с ней. Герой-мажор вообще подчеркнуто асексуален и равнодушен к "этому делу". Типа это грязно, глупо и т.д.

Что это? Это уже даже не садомазо - это уже некрофилия в чистом виде. Некрофил, как учил нас дедушка Фромм, любит причинять боль, любят превращать живое в неживое - и он ненавидит секс, потому что любит смерть. Некрофилия - дальнейшая стадия развития садомазохизма, куда более опасная...

Крайне мерзкая реальность имеет место в фильме - потому и смотреть лично мне было неприятно. От такой реальности и такого бога хочется сбежать подальше... Но народу нравится, он, видимо, привык. «Мама, мы все тяжело больны, мама, я знаю, мы все сошли с ума», - когда-то давно пел Цой.

https://sapojnik.livejournal.com/3135459.html

 

 

 

Алексей РОЩИН

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий