Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 
2016 2017 2018 2019 2020 2021 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Знакомые черты

РахманиновВ таких местах как Псков живое исполнение Третьего Концерта  для фортепиано с оркестром Рахманинова - событие редкое.  Долгое время псковские музыканты за него вообще не брались. У псковского симфонического оркестра есть такая особенность: ему лучше удаются произведения, которые «не на слуху». 21 февраля 2020 года, во время пресс-конференции в день исполнения Третьего концерта на псковской сцене,  Елизавета Барышникова (директор Псковской областной филармонии) и Николай Хондзинский (главный дирижёр и художественный руководитель оркестра) не смогли вспомнить, звучал ли на псковской сцене Третий Концерт Рахманинова раньше.

1.

Звучал. Десять лет назад. Это было в сентябре 2010 года в рамках фестиваля Crescendo. Вступительное слово тогда произнёс Святослав Бэлза. За роялем - Денис Мацуев. Но оркестр был, конечно, не псковский, а Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской государственной филармонии им. Д.Д.Шостаковича (дирижёр Николай Алексеев).

Более того, Мацуев сыграл в один вечер это произведение дважды. Была в первые годы проведения в Пскове фестиваля Crescendo такая традиция - проводить открытые репетиции, куда бесплатно пускали тех, кому не достались билеты на дорогие концерты. В филармонии собрались учащиеся из детских музыкальных школ и школы искусств, студенты областного колледжа искусств, воспитанники Псковского детского дома, Производственных Интеграционных мастерских им. Шмидца, Центра лечебной педагогики...Первоначально, до Третьего Концерта Рахманинова дело так и не дошло. С оркестром сыграли Татьяна Васильева (виолончель) и Алексей Огринчук (гобой), а вот Денис Мацуев к тому времени в Псков приехать не успел. Поэтому  было решено, что в том же Большом зале областной филармонии за два часа до концерта будет проведена дополнительная открытая репетиция, на которой всё-таки прозвучит Третий Концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова.

2.

Третий Концерт  для фортепиано с оркестром был написан Рахманиновым в 1909 году. Революция подавлена. Революционеры деморализованы.  Главная книга того года в России - сборник «Вехи», который Ульянов (Ленин) назвал «сплошным потоком реакционных помоев». В веховской статье «Героизм и подвижничество» Сергий Булгаков  написал о «космополитизме пустоты» русской интеллигенции, о том, что для русской интеллигенции характерно «отсутствие здорового национального чувства, препятствующее и выработке национального самосознания».

Но именно в 1909 году была издана на счёт автора более важная книга, чем «Вехи», книга - «Великое заблуждение» («Оптическая иллюзия Европы»). Правда, автор был англичанин - Норман Энджелл, журналист-пацифист, доказывавший бессмысленность войн, потому что они не несут экономической выгоды даже победителям. Страдают все. В мире к Энджеллу не прислушались. Запоздалая нобелевская премия, вручённая ему в один год с Буниным - в 1933 году, тоже ни к чему не привела. Политики упрямо стремились к войне, хотя в 1909 году ещё многим казалось, что ХХ век будет более мирным, чем предыдущий. В июне 1909 года в местечке Виролахти встретились русский царь Николай II и германский кайзер Вильгельм II. Ничего хорошего встреча венценосных родственников не принесла.

В 1909 казалось, что наступило длительное затишье - и политическое, и культурное. Культурная жизнь в России слегка угасла. Зато русские музыканты были заметны за рубежом. В мае 1909 года в Париже продолжились Русские дягилевские сезоны  - оперой "Псковитянка" Римского-Корсакова. Третий Концерт Рахманинова тоже первыми услышат иностранцы - в Нью-Йорке. Но написал Сергей Рахманинов этот концерт всё-таки в России - летом 1909 года у себя в Ивановке.

У Рахманинова, где бы он ни жил, «здоровое национальное чувство» определённо было. Хотя его музыка, в том числе и Третий Концерт, только корнями уходит в русскую почву. Во всём же остальном она космополитична, а Рахманинов как композитор сумел примирить новаторов и традиционалистов. Он мелодист, но в то же время новатор.

Недавно южнокорейские математики с помощью искусственного интеллекта оценили влиятельность классических композиторов начала XVIII - конца XIX века. Испытание прошло на 900 произведениях классиков. Определялось, насколько похожими были мелодии и гармонии в произведениях. Искусственный интеллект определил, что главными новаторами были Рахманинов, Бах и Брамс. Ссылка на эти результаты отчасти выглядит курьёзно. «Поверить алгеброй гармонию» пытались не раз. Но и без искусственного интеллекта было понятно, что Рахманинов - один из стержневых композиторов-классиков. Причина не только в таланте, но и в том, что он не загонял свой талант, не пускался в крайности. Его нежелание оставаться на месте и тяготение к золотой середине оказалось целительными. Влияние Рахманинова испытали и простые слушатели, и композиторы, сочиняющие в разных жанрах.

3.Карлис Быковскис

Третий Концерт Рахманинова - произведение коварное, потому что мощное. С этой мощью надо ещё суметь совладать. Не у всех получается. Сможет ли справиться с этим пианист Карлис Буковскис?

На псковской сцене он уже выступал - в 2015 году. Тогда он был совсем юн - ему было двенадцать лет.  Но и сейчас он всё ещё юн - особенно если иметь в виду, что ему предстояло сыграть Третий Концерт. Если во Втором Концерте Рахманинов стремился максимально уровнять партии солиста и оркестра, то в Третьем на первый план выходит именно фортепиано. Ему отводится главная роль.

Вспоминается комическая история, когда в Москве перед самым выступлением исчез пианист, которому предстояла исполнить как раз Третий Концерт Рахманинова.

В 2012 году оркестр «Русская филармония» под управлением Дмитрия Юровского в Московском международном доме музыки должен был играть вместе с именитым русско-англо-германо-швейцарским пианистом Андреем Гавриловым. Слушатели уже заполняли зал, но Гаврилов вдруг исчез. Его стали искать. Буфетчики подсказали, что пианист сбежал через пожарный вход. Пришлось срочно искать замену.

Потом британский критик Норман Лебрехт сыронизирует: в России среди зрителей всегда найдётся пианист, который сходу сможет заменить пианиста, сбежавшего перед исполнением Третьего Концерта Рахманинова. Это почти так же, как прямо во время хоккейного матча в НХЛ в ворота команды был вынужден встать немолодой чистильщик льда с пересаженной почкой - потому что оба вратаря травмировались. Для этого он в перерыве спешно подписал контракт на одну игру, после чего в третьем периоде парировал восемь бросков из десяти, и его команда победила. С тем скандальным концертом было то же самое. За рояль без всяких репетиций сел Александр Гиндин, исполнивший всё как надо. А после концерта дирижёр Юровский объяснил причину побега маститого пианиста: на репетициях Гаврилов «не смог воспроизвести и половины нотного текста, написанного Рахманиновым». Гаврилов в свою очередь сказал, что оркестр «Русская филармония» играет «на уровне инкубатора больных цыплят», и он не захотел позориться.

Сложность Третьего Концерта Рахманинова для фортепиано с оркестром в том, что здесь чрезвычайно важна роль солиста. Это должен быть, по сути, человек-оркестр.  При этом сам симфонический оркестр должен вести себя деликатно. Не то чтобы подыгрывать, но не напирать. У оркестра здесь роль второго плана. Но она из тех, что не менее важна, чем роль первого плана. Бывали времена, когда псковский оркестр с «ролью второго плана» не справлялся - потому что это тонкая работа. Камерность и приглушённость - не его сильная сторона.  

Перед псковским концертом дирижёр Николай Хондзинский отметил, оркестр заметно вырос, когда готовился к этому Концерту («Это очень непростое сочинение, во время репетиций оркестра растёт и меняется»).  Вечернее исполнение показало, что Хондзинский оказался прав. Оркестр следовал рахманиновским курсом. Но прежде - в первом отделении - прозвучали произведения Бедржиха Сметаны - из цикла «Моя Родина» («Влтава» и «Бланик»). Не все слушатели остались на второе отделение. Сметана их не впечатлил. Если бы они дождались Третьего Концерта, то их настроение могло бы измениться к лучшему. Для любителей музыки терпение - немаловажное качество. Надо уметь ждать.

Один из критиков после премьеры Третьего Концерта Рахманинова сто с лишним лет назад написал: «Кто знает рахманиновскую лирику, кто привык к его манере вести мелодию, кто помнит его широкое, ясное фортепианное письмо, тот сразу найдёт все знакомые черты рахманиновского творчества в 3-м концерте и с радостью убедится, что талант композитора так же свеж, ясен, как он был свеж и ясен в лучших вещах Рахманинова». Но это был как раз тот случай, когда музыкальные критики поняли больше, чем зрители. Третий Концерт оказался для широкой публики сложным для восприятия - по той причине, что он сильно отличался от Второго Концерта Рахманинова. Композитор стал сдержаннее. И в то же время уделил больше внимания сольной партии фортепиано. Пианист в этом концерте главный. Семнадцатилетнему Карлису Буковскису удалось то, что не всегда удаётся опытным исполнителям.  Вершин он пока не достиг, но публика устроила ему долгие «стоячие аплодисменты» не из вежливости. Скромный долговязый юноша в очках сумел пройти сложные места (так проходят пороги, сплавляясь по бурным рекам).  

Рахманинов о первой части Концерта говорил: «Я хотел „спеть" мелодию на фортепиано, как её поют певцы,- и найти подходящее, вернее, не заглушающее это „пение" оркестровое сопровождение». На псковском концерте цель была определённо достигнута: оркестр не заглушал, а рояль пел.

Третий Концерт в финальной части напоминает реку, текущую вспять - вопреки всему. Во времена реакции и декаданса Рахманинов написал жизнеутверждающую светлую музыку, которая и через сто с лишним лет может звучать вызывающе свежо.

 

 

 

 

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий