Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 
2016 2017 2018 2019 2020 2021 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Отключение мозга

СурковВ начале 2014 года на российских телеканалах «эксперты» любили говорить, что «нет никакой Украины». Это было в тот самый момент, когда украинская тема начинала доминировать в российских СМИ. Украины, получается, нет, но разговоры о ней - есть, и их так много, что они вытесняют на задворки разговоры в России о России.

К такому положению дел, несомненно, руку приложил и Владислав Сурков. Он, конечно, большой любитель слов, но, учитывая его должности, слова иногда превращались в дела. Задача таких людей как Сурков была непроста, но всё же осуществима: создавать  условную реальность, отталкиваясь от неких специфических  представлений о добре и зле.

«Мне интересно работать в жанре контрреализма....»

Теперь, когда Сурков подал в отставку, он может саркастически говорить: «Украины нет. Есть украинство. То есть, специфическое расстройство умов. Удивительным образом доведенное до крайних степеней увлечение этнографией. Такое кровавое краеведение. Сумбур вместо государства. Борщ, Бандера, бандура есть. А нации нет. Брошюра «Самостийна Украйна» есть, а Украины нет. Вопрос только в том, Украины уже нет, или пока еще нет?»

Возможно, ему самому это кажется остроумным и оригинальным. Не может же демиург излагать банальности? Хотя в действительности «демиург» только их и излагает (изрыгает?). Это слова разочаровавшегося человека. Остапа Бендера, например - как в романе "Золотой телёнок": «Всё это выдумка, нет никакого Рио-де-Жанейро, и Америки нет, и Европы нет, ничего нет. И вообще последний город  - это Шепетовка, о которую разбиваются волны Атлантического океана».

Или как у Макаревича: «Хватит о дальнем береге, Хватит про Новый Свет! Нет никакой Америки, Да и Европы нет...»

У Суркова, имевшего репутацию идеолога Кремля, в нашумевшем интервью есть более интересная строка - о контрреализме: «Мне интересно работать в жанре контрреализма. То есть, когда и если надо действовать против реальности, менять её, переделывать».

Он, таким образом, себя похвалил - вроде бы продемонстрировал свою исключительность. Дескать, большинство плывёт по течению, а он не то что не плывёт, а творит новую реальность - вопреки всему.

Но есть ощущение, что контрреализм - не только любимый жанр Суркова. В этом жанре творят многие наши влиятельные современники, причём не только граждане России.

Люди сочиняют идеальный для них мир. Они сочиняют друзей, врагов, государственные интересы. Пишут и публикуют статьи, книги. Ведут бесконечные разговоры - в том числе в узком кругу. Но они ведь не только мыслители. Они способны повлиять на тех, у кого реальная власть - с огнестрельным оружием, с атомными боеголовками, с правом вето в Совете безопасности ООН...

И вот уже контрреализм, словно ракета, отбросив первую ступень, превращается в реализм. Украины нет, но война на Украине есть.

Хотя параллельно существуют и другие  реальности. В одной из них Украина есть, но войны в ней нет. В другой Украина есть, и война есть, но российских военнослужащих там нет и не было. В четвёртой реальности Украины нет и войны нет, и российских военных там нет, но зато есть солдаты, которые спят и видят себя штурмующими Курск, Коломну¸ Великие Луки... Чтобы остановить продвижение войск НАТО, необходимо нанести превентивный удар - помочь «восставшему народу Донбасса».

«Как ягодицы Терпсихоры видны сквозь звездные штаны!»

Сурков не единственный выступил в своё время в России в таком жанре. Он из тех, кто, как и любой постмодернист, не изобретает, а использует изобретённое другими.

В какой-то момент российские контрреалисты вытащили из пыльных сундуков фигурки Сталина, Берии, Судоплатова и много кого ещё, вплоть до Ивана Грозного и Владимира Красное Солнышко. За одну команду в эту странную игру должны были сыграть и адмирал Колчак, и маршал Жуков...

Когда-то автор-исполнитель поёт: «С кем там опять истерика? - Время держать ответ. Нет турецкого берега, И Африки тоже нет!», то мы прекрасно понимаем, что спетое не означает, что здесь есть полное отрицание существования Турции и Африки. Это поэтический образ такой. Нет того, где нет нас. И наоборот: есть то, где мы есть.

Но как быть с авторами, которые к тому же ещё и занимают большие государственные посты? «Поэт» Александр Бастрыкин (он же - некий Станислав Струневский) пишет: «Опять Навальный сел на сутки...», то это не поэтический взгляд со стороны, а формирование новой реальности (контрреальности). Глава Следственного комитета РФ ведь не просто занимается стихотворными экспериментами, когда сочиняет свои графоманские вирши про Навального типа: «Чтобы за деньги от Ходора  // Опять лет пять еще шуметь // И словно летчик у мотора // Команду ждать: когда лететь? // Туда, где символы свободы // Так очевидны! Так видны! // Как ягодицы Терпсихоры // Видны сквозь звездные штаны!»

Невозможно полностью отделить хобби от работы.

Контрреалистами являются не только такие «эстеты» как Сурков и Бастрыкин, но и те скромные следователи и оперативники, что «шьют» уголовные дела - подбрасывают наркотики, засылают провокаторов... Прежде чем расследовать преступление, они его  вначале совершают. Чем не контрреализм?

«Мы не зря принесли с собой войну в этот прекрасный город»

Пропаганда и троллинг - это типичная контрреальность.  Пранкерами становятся деятели из МИДа и министерства обороны. Одни писатели сбивают самолёт, а другие писатели придумывают дюжину альтернативных версий того, кто же этот самолёт сбил.

Такой литературный подход. Литературоцентричная страна.

Подробнее о писателях-контрреалистах читайте в материале «Городской среды»  «Сказка Старой Липы», опубликованной в июле 2014 года: http://pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=2396

Помните фразу небезызвестного воина-литератора? «Мы не зря принесли с собой войну в этот прекрасный город». Звучит не только зловеще и саморазоблачительно, но ещё и по литературному. Абсурдизм, но кровь при этом проливается настоящая.

О том, как литература превращает реальность в контрреальность много говорят и показывают такие персоны как Прилепин, Лимонов, Проханов... И Сурков маячит где-то по близости.

Но для того чтобы придумать войну, недостаточно одной фантазии. Необходимы сверхусилия пропаганды. Чтобы развязать войну, вначале надо сочинить миф. И желательно не один.

Несколько лет назад один из самых одиозных участников «русской весны» Александр Жучковский написал: «Украина, украинский народ, украинский язык специально, сознательно и целенаправленно создавались геополитическими противниками России для того, что расколоть русский народ, ослабить и расчленить Россию. Для того чтобы соединить русский народ, собрать заново и усилить Россию, - Украину и украинцев необходимо уничтожить».** Он, вроде бы, здесь, в отличие от Суркова, признаёт наличие Украины. Иначе нечего было бы уничтожать. Но, по сути, он всё равно отрицает реальность. Для упрощённого ведения боевых действий противника желательно расчеловечить, иначе говоря - убить заранее. По этой причине и появляются такие высказывания как  «это не люди, а волки...» Волка убить проще, чем человека, особенно мысленно. Это не так страшно.

На этом вообще построена пропаганда войны. Из потенциального противника делают монстра. Все фобии такого рода держатся на этом - в том числе украинофобия и русофобия.

***

Бывший помощник Путина Сурков сообщил, что после того, как написал заявление об уходе, несколько недель медитировал. Он даже назвал, какой именно медитацией он занимался: «Я практикую один из видов, так называемое безмыслие...»

Похоже, что безмыслие - это не только сурковская практика. Отключение мозга, бессовестность и безответственность - это то, что позволяет успешно развивать жанр контрреализма на мировых просторах.

**«Жажда вражды»: http://pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=3496

«Антиевропа»: http://pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=3966

Первая полоса - Владислав Сурков. Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

 

 

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий