Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 
2016 2017 2018 2019 2020 2021 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Песнь песней

«- Странно, - сказал я, - очень странно. Непонятно, к чему бы это.
- Объяснят, - сказала Зоя. - Не может быть, чтобы в газетах не было разъяснений.
- Товарищи, это провокация! - Игорь заметался по комнате, разыскивая рубашку...»
Юлий Даниэль, «Говорит Москва».

Ради ребятЧтобы твои стихи на заборе не закрасили дети или работники ЖКХ, стихи надо размещать на других носителях - хотя бы в бумажном альманахе (тогда их придётся сжигать экземпляр за экземпляром, а это не всегда удобно). И такой альманах в конце весны 2020 года в Пскове появился. Называется «Ради ребят» («издание третье, исполненное и доправленное»). И ещё немного отравленное. Но не смертельно. Ради ребят постарались семь литераторов. Важную роль сыграл автор графики Игорь Черкасов.

«Извини, конечно, ты сам просил быть искренним...»

Ребята - это, надо полагать, мы - потенциальные читатели. Те, кто не станет делать вид, будто никакого альманаха нет (учитывая небольшой тираж не заметить - проще всего). Авторы и составители действительно постарались. Подобрали подходящие цитаты. Вспомнили даже древнего натурфилософа Анаксимандра Милетского, о котором Диоген Лаэрций вроде бы сказал: «Говорят, что, когда он пел, ребята подняли его на смех, а он узнал и сказал: «Ну что же, ради ребят нам следует петь лучше».

Участники альманаха сами кого хочешь могут поднять на смех. В том числе и себя. А для солидности книгу насытили цитатами из Хармса, Эйнштейна, Канта, Сервантеса, Державина... Как говорил Кант, «Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой - отражающиеся в ней звёзды». Авторы нового альманаха, если глядят в лужу, видят в ней и то, и другое. И третье, и седьмое тоже видят - по числу авторов. 

Литературные альманахи, издаваемые в Пскове и окрестностях, обычно наводят тоску. Самый известный - «Скобари». Первый выпуск альманаха «Скобари» пришёлся на весну 1995 года. Но даже в многочисленных «Скобарях» иногда попадались достойные строки. Тоски они не отменяли, но в отдельных авторов и читателей вселяли надежду (часто напрасную).Ради ребят

С альманахом «Ради ребят» всё, кажется, немного иначе. Чтобы не получились очередные «Скобари», создатели альманаха поступили концептуально. От типичной «братской могилы» отказались и сделали нетипичную: разбили тексты на десять разделов. Сопроводили многозначительными картинками. Предварительно подстелили соломки в виде самоиронии. Разделы предваряются специально написанными отзывами - ругательными и хвалебными. Это очень удобно. Не надо ждать рецензий со стороны. Читатели - существа, как правило, неблагодарные. От них ничего путного не дождёшься. Хвалят невпопад, ругают не по делу, а чаще всего - отмалчиваются. Возможно, учатся читать. Так что в этом альманахе всё переведено на самообслуживание.

Прежде чем дойти до поэтических строк, читатель видит некий «отзыв» типа: «Я прочитал это ваше творчество, как ты и просил, эту вашу, с позволения сказать, поэтическую книгу. Сказать, что мне понравилось, значит соврать. Извини, конечно, ты сам просил быть искренним, но это какой-то ужас и кошмар...» Это, наверное, должно подогреть интерес к современной поэзии. Интересно ведь, где просто ужас, а где всего лишь кошмар? Наводящие слова приводятся. Они принадлежат инженеру-геодезисту Николаеву Артёму, Олечке, Анониму, ученику 5-го класса средней общеобразовательной школы Володе Петрову, сотруднику ЧОО «Рембрандт» - гвардии прапорщику в отставке С. Кузькину, Кузякину Вадиму Петровичу - заместителю председателя псковской общественной организации «Поэтическое слово в массы!»...

«Ты строишь воздушные замки, мечтая всегда быть первым. // Твои стихи на заборе скоро закрасят дети. // В душе заиграли скрипки надрывно, немного нервно, // Ты мысли хватаешь в охапку, а их обрывает ветер...» Это написал один из авторов - Диана Константинова. Ничего ужасного или кошмарного. Тем более что в последнее время появилось много новых современных материалов для строительства воздушных замков.

Авторы, чьи тексты попали в альманах, сочиняют в разной манере. Но надо понимать: участие в альманахе подобно участию в хоре. Солисты (каждый поэт непременно солист) невольно поют вместе. Даже если друг друга не слышат. Так что «Ради ребят» - это гипертекст, отдельное произведение, построенное на текстах совершенно разных авторов. Их объединяют место проживания (выживания?) - Псков и обложка альманаха. А в результате получается, что «мир печальной радостью окутан», как сказано у Светланы Павловой. Печальным мир быть не перестал, но откуда-то взялась радость. Просочилась.

Бедный принц мой в ржавой колеснице!
Ничего у нас с тобою нет.
Только небо. Только в небе птицы.
Только звёзд далёких тусклый свет.

Мир печальной радостью окутан.
На груди у неба засыпают
годы, месяцы, недели, дни, минуты...
...засыпают, тают, исчезают...

Вполне традиционная поэзия. Романтическая меланхолия. Светлая печаль. Но недолго ей быть. Вдруг то ли из-под ржавой колесницы, то ли ещё откуда-то вылезает один из лидеров группы «Отцы хороших звуков» Алексей Жихаревич (в сборнике ему, как и Сергею Звонарёву, досталась ответственная роль матерщинника). Он за словом в карман не лезет, а лезет в другие места. У Алексея Жихаревича получается так:

со всей дури лупит каменным молотом
бесконечная русская молодость
улыбаясь, свистит щербатою пастью
скоротечное русское счастье
шелестит складками кожи устало
неприличная русская старость
и заканчивает наш концерт
молчаливая интернациональная

«Обезумев от сотни несвязных страниц...»

Вообще-то скоротечно не только русское счастье. Альманах «Ради ребят» тоже вечно читать не будешь. Не волнуйтесь, он небольшой и быстро пройдёт.

Но пока что хор продолжает звучать. Песни подобраны соответствующие, то есть на все случаи жизни. У Дианы Константиновой мы читаем:
 
В узелок связалась тонкая нить.
Дело дрянь, не пожелаешь врагу.
Ты смеёшься надо мной, может быть,
Только шутки я понять не могу...

Цитат из песен  

Ради ребят

в альманахе полно. «Дело дрянь...» (это из Алексея Романова), «В узелок связалась тонкая нить» - из Константина Никольского, «Все от винта!» из Александра Башлачёва, «И я сяду в кабриолет» из Любови Успенской... Всё смешалось. Высокое, низкое, никакое. А есть ещё «Убью тебя, лодочник!» - из Профессора Лебединского.

Это уже Светлана Павлова.

Прочитала все книги от корки до корочки.
Обезумев от сотни несвязных страниц,
С громким яростным криком: «Убью тебя, лодочник!» -
Выбегаю на улицу к тысяче лиц.

Это стихотворение называется «Город - на грани гротеска». Не знаю как город П., но альманах «Р.Р.» точно находится на грани гротеска, временами эту грань пересекая. 

Если все книги прочитаны до последней точки, до ISBN, а все песни услышаны-переслушаны, то остаётся их только цитировать.

Выбор у нас один, только lose or win 
We are the champions, словно бы группа Queen,
Буду your girlfriend, как пела Avril Lavigne,
Мало тебя мне. Как Бузовой половин.

К счастью, выбор у нас всё же не один. Не только победа или поражение, но и ничья. Хотя бы договорная ничья. Так бывает чаще всего. Люди о чём-то договариваются и живут, терпят друг друга, и многие пока не умирают - несмотря на унылые песни, о которых напомнил Сергей Звонарёв:

осталось рублей двести,
я шёл и разглядывал лужи,
про себя пел унылые песни
Сплина или даже хуже.

«Вокруг памятников вырубят все деревья, чтобы увеличить Ради ребят
обзор...»

Псков находится не только на грани гротеска. Здесь то ли начинается, то ли заканчивается Россия.

ледяная кожа реки
в родинках - рыбаки

солнце у куполов
в куртке из облаков

ветра порывы легки
касаясь моей руки

без каких-либо слов
с моста наблюдаю

Псков.

С моста за Псковом наблюдал Александр Елисеев. А вот Алексей Жихаревич выбрал другую точку обзора (под мостом?). И вид оттуда совсем другой. Всё переплелось. Боль и шок, Сибелиус и Синеус, оскорблённые и экстремисты.

...В сухом остатке имеет место быть
следующий финал данного происшествия:
вандал был жестоко избит
неустановленными общественниками.
Вокруг памятников вырубят все деревья, чтобы увеличить
обзор,
и поставят забор:
наш город по праву считается совершенством,
с героическим прошлым его связывает множество нитей,
его нужно оградить от повторения подобных происшествий.
Редакция продолжает следить за развитием событий.

Фразу «наш город по праву считается совершенством», помимо всего прочего, можно считать кратким пересказом всех литературных альманахов «Скобари».

«Когда эльфы перекуют меч Довмонта...»

Альманах «Ради ребят» при желании воспринимается как сводка городских происшествий. Дмитрий Емельянов в «Подражание Ха» написал:

На Сиреневом бульваре лошадь схватила девочку за голову.
Сбежались зеваки, кричат на извозчика, а тот и сам понять
не может причину такого инцидента.
Спустился он с козел, подошёл к лошадиной морде и тоже
вцепился девочке в голову, только с другой стороны...

Подробности инцидента читайте в альманахе «Ради ребят».

Против лома нужен другой лом. Против всеобщего абсурда выдвигается личный абсурд.

Во время прочтения альманаха в воспалённом воображении может возникнуть пейзаж города П. Он узнаваем. Определённо, это тот же город, который предстаёт в небезызвестном антипутеводителе «Пост-исторический город П.». Том самом, что вышел несколько лет назад.* К той книге тоже прямое отношение имели Алексей Жихаревич и Дмитрий Лебедев. Город этот сильно пришиблен многовековой историей, точнее - поверхностным пониманием этой истории. Он вроде как перестал быть историческим, но так и не сделался современным. Он застрял между эпохами и завалился на бок.

Город этот - тоже пост-исторический, более того - пост-ганзейский (к сожалению, в начале июня 2020 года нельзя сказать, что пост-пандемический). Безнадёжность в нём уравновешивается абсурдностью, а ужас иронией. Любви в нём ровно столько, сколько требуется для выживания, но не более. Всё остальное как бы необязательно. На такой почве начинает расти не только борщевик, но и другие растения. И не только растения, но и сомнения.

Люди всегда что-нибудь сочиняют. С одной стороны, чтобы от этой реальности оторваться, а с другой - чтобы взять её в плен, в смысле - описать. Ради чего всё это? Неужели ради ребят? Наверное, всё же ради себя. Это самозащита (не путать с самоизоляцией). Но и ради ребят тоже. И ради жизни на земле. И ради прикола. И Христа ради.

Авторы альманаха проявили начитанность. Чувствуется влияние неизданных сонетов генерала Власика (непризнанного классика), застольных бесед Ивана Цецерского и ненаписанных писем князя Довмонта-Тимофея. Нельзя не учитывать и псковских летописей, особенно «Повести о псковском взятии» (взять - взяли, а назад не положили). В отдельных строках угадывается знание секретной переписки Пушкина с Дантесом.

«Сиди, Емеля // За репост Даниэля», - безжалостно изрекает Александр Елисеев. «Позолоченным веком мёртвый лист // но // пространство и время схлопнулись», - подпевает ему Глеб Лемайкин.

Ведь как обычно бывает?

Не зная правил этикета
И без претензий на искусство,
Провинциальные поэты
С тоской описывают чувства...
(Диана Константинова).

Ради ребятНезнание не освобождает от ответственности. Чувства перехлёстывают. Рифмы пугают. С такими рифмами как «порублю/полюблю, спала/ждала, Москву/живу засыпают/исчезают, тянется/останется» не во всех интеллигентных домах принимают. Однако создатели альманаха не отчаиваются. Они знают, как с этим бороться. Клин вышибают клином. В самое начало альманаха помещено высказывание, подписанное как «по-прежнему твой друг»: «... когда кончились цензурные слова и появилась усталость от брани. Нелепица какая-то, небылицы под рифмами». Это магическое заклинание. Оно должно отвести порчу и выбить табуретку из-под язвительных критиков. Особенно тех критиков, которым не понять, что город П. в альманахе не совсем реальный. Он скорее сказочный или фэнтезийный. Во всяком случае, Глеб Ломайкин говорит:

автобус сто лет не едет
ты превратился в медведя
стал сучковатым деревом
мир из моно стал стерео
из лона ты выпал опять
автобус работа кровать:

И уж совсем прямо высказывается Александр Елисеев. Место реки Великой ненадолго занимает залив Белфалас, а где-то на востоке ощущается смрадное дыхание Мордора.

этому гондору
нужен свой арагорн
эпоха безвременья
и фейковые странички
самозванцев
сим победиши
когда эльфы
перекуют меч Довмонта

Но пока меч никто не перековал, и остаётся только ждать, когда отцов хороших звуков сменят матери долгожданной тишины.

 

 

Графика: Игорь Черкасов. 

*А. Семёнов. Попытка взглянуть по-новому. http://pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=3606

 

 

 

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий