«Я проклял знаний ложный свет…»

ГИТИСПостоянство – признак класса. В этом смысле, Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль, ежегодно проходящий в Псковской области – заслуженный ветеран, все еще не потерявший форму.


Ценность фестиваля не столько в том, что можно увидеть хороший спектакль. Ценность в том, что можно увидеть все что угодно, и не раз, и не два. И составить более-менее целостную картину того, куда движется русский театр. Или куда он катится.

В 2010 году фестиваль прошел в семнадцатый раз. И каждый год февральские вечера становятся короче, а на сценах, в театральной лаборатории и в СМИ (очень редко) кипят страсти.

XVII фестиваль снова обратил внимание на одну очень важную особенность. Она касается и театра, и литературоведения, и вообще культуры. Уважаемые люди все чаще занимаются игрой в бисер – строго следуя заветам Иозефа Кнехта – одного из героев Германа Гессе. Оппонент Кнехта Плинио Дезиньори утверждал, что в чистоте и оторванности от жизни дух усыхает, превращается в абстракцию, в бессильный, жалкий призрак.

Вот и многие режиссеры, а вместе с ними театроведы и литературоведы давно увлеклись Игрой. Видимо, они считают себя магистрами Игры и в результате регулярно выпускают на сцену чистую абстракцию. По сцене двигаются жалкие призраки, а закулисные разговоры о высокой литературе, в основном, касаются незначительных деталей. Главное ускользает.

Когда смотришь такие спектакли как «Каренин. Анна. Вронский» Санкт-Петербургского театра им. Ленсовета (режиссер Геннадий Тростянецкий), то все время натыкаешься на детали. Все выстроено, все размечено и определено. Лишь одно мешает режиссеру – Толстой. Этот бородатый граф здесь явно лишний. И Толстой идет под откос, а на сцене суетится Вронский, меняет маски Каренин, передвигается туда-сюда Анна…

Как-то сразу очевидно, что за такую роль, какая досталась Владимиру Матвеев (Каренин), обязательно дадут какую-нибудь премию. И не одну. А Толстой – это всего лишь отброшенная за ненадобностью ступень. Ракета давно взлетела и много лет вращается по орбите.

Во время антракта телевизионщики бегали по залу и выискивали «жертвы» - пытались выяснить, насколько публике понравился спектакль. Один из зрителей явно стеснялся того, что происходящее на сцене ему не нравится. Но разве мог он сказать это на камеру? Дураком прослывешь. И он начал подстраиваться «под высокую» планку. Основной его посыл был прост: если такое показывают на Всероссийском фестивале, значит это хорошо.

Была на фестивале и другая крайность. Ярославский театр юного зрителя представил спектакль «Пушкин.Forever». «Песни западных славян». Юного и не очень юного зрителя авторы спектакля решили соблазнить беспрерывным движением и фолк-роком, временами переходящим в нечто ресторанное.

Искусство превращается в балаган. Пушкин выступает в качестве масленичного столба, по которому любой желающий карабкается наверх, чтобы получить подарок. Но подарков на всех не хватает.

А вот студенты ГИТИСа из мастерской профессора Кудряшова свой подарок не в сувенирной лавке купили. Они сделали его с любовью. Особенно эта любовь чувствовалась во время исполнения «Пушкинского венка» Георгия Свиридова.

И все же ближе всех к Пушкину в очередной раз подошли актеры «Пушкинской школы» вместе режиссером Владимиром Рецептером. Они показали два рыцарских спектакля. Один из них, «Роза и крест» по Александру Блоку, перекликался с пушкинскими сценами из рыцарских времен. Юбиляр Рецептер (ему в дни фестиваля исполнилось 75 лет) не стал разбавлять спектакли беспроигрышной (но и безвыигрышной) призрачной абстракцией. Он помнил Пушкина и его «В глубоком знанье жизни нет…» Речь о рациональном подходе, о холодном расчете… Холодный расчет слишком скучен.

Фауст в «Сценах из Фауста» у Пушкина произносит:

Перестань,
Не растравляй мне язвы тайной.
В глубоком знанье жизни нет -
Я проклял знаний ложный свет,
А слава... луч ее случайный
Неуловим. Мирская честь
Бессмысленна, как сон... Но есть
Прямое благо: сочетанье
Двух душ...

«Пушкинская школа» не добывает себе славу любой ценой. А сочетанье двух душ – актера и зрителя – приносит не бессмысленную славу, а прямое благо. Ради этого можно подождать всего год и дождаться XVIII фестиваля.

 На фото: студенты ГИТИСа из мастерской профессора Кудряшова (pskovpravda.ru)

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий

D5rDIlLg1C | yz00qy2anau@mail.com | 03:19 - 12.02.2017
This was so helpful and easy! Do you have any artelcis on rehab? http://cuauypxq.com [url=http://goyxocfn.com]goyxocfn[/url] [link=http://oteiwpepfu.com]oteiwpepfu[/link]
p36UTb9bsj | eazce5b7q@outlook.com | 19:49 - 11.02.2017
Shiver me timbers, them's some great inronmatiof.
FalEQ5TwEs | 9b5vf0oc@gmail.com | 07:54 - 09.02.2017
You really saved my skin with this infoamrtion. Thanks!