Дуэт Маруси Климовой и Вольфганга Моцарта. Часть II

Витас(Продолжение. Начало в № 538). За пятнадцать лет набралась подборка статей о так называемых эстрадных концертах. Каким-то образом надо же этот жанр называть? Пусть будет «эстрада». Хотя, что общего между Кристиной Орбакайте и Леонидом Серебренниковым? На некоторые концерты приходилось заставлять себя идти. Ещё сложнее было не покинуть концерт досрочно. Правда, некоторые выступления были по-настоящему хороши. В предыдущем номере читайте о псковских концертах Раймонда Паулса, Александра Журбина, ВИА «Песняры» (в нескольких весрияз), «Карнавал», «Синяя птица», «Добры молодцы», «Лейся, песня!», Николая Носкова, Ольги Кормухиной и Алексея Белова, «Хора Турецкого», петербургского театра «Рок-опера». А сегодня тексты о концертах Валерия Леонтьева, Витаса, Авраама Руссо, Кристины Орбакайте...

18.

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР НА РУМЫНО-КИТАЙСКОЙ ГРАНИЦЕ
(«Городская среда», 2010 г.)

Витас, который 28 февраля 2010 года в очередной раз выступил в Большом концертном зале Псковской областной филармонии, не слишком похож на певца. Если бы он вышел на сцену и запел, то он бы напоминал певца значительно больше.

Но и на этот раз Витас не стал злоупотреблять «живым звуком», сосредоточившись на движении по сцене. Впрочем, двигался он так, что выглядел как заторможенный робот. Зато его движения были хорошо отлажены.

Главное в шоу Витаса - переодевания. Полконцерта он проводит за кулисами - меняет костюмы. В это время музыканты его группы D.I.V.A. исполняют что-нибудь возвышенное и чрезвычайно узнаваемое - из Эндрю Ллойд Уэббера или Бетховена.

Шоу Витаса похоже на представление театра кукол, где главная кукла - он сам.

Перед началом концерта Витаса в Пскове в Большом концертном зале областной филармонии публику подогревали объявлениями на русском и английском языках: «До начала «Бессонной ночи» осталось 15 минут», «До начала «Бессонной ночи осталось 5 минут...»

Когда уже совсем ничего не осталось, на сцене зажёгся свет, что, видимо, и означало наступление бессонной ночи.

В семь вечера, перед наступлением антракта, в зале торжественно объявили: «Дамы и господа, леди и джентльмены, наступила полночь!».

Позднее Витас скажет: «Пусть ночь будет не то чтобы бессонной, но самой яркой и запоминающейся».

Репертуар Витаса подобран так, как будто затевается игра в «Угадай мелодию». Ave Maria, O sole mio, «Ямайка», «Калинка»... Всё понятно по первым аккордам, всё предсказуемо, причём настолько, что можно и уснуть, если бы не главная особенность - голос-сирена.

Вот, оказывается, зачем издаются такие звуки - чтобы народ не спал.

И совершенно не важно - о чем Витас поёт. Он даже в песне, посвящённой своей покойной маме, умудряется играть на публику, демонстрировать свои  «выдающиеся» вокальные данные.

Аудитория Витаса - в основном дамы за пятьдесят. И он их вполне устраивает. Даже те, кто первоначально шептались: «Тягомотина, много играют. Пока нет ничего хорошего...», к концу концерта оттаяли. Молодой, стильный, душечка...

Людям, видимо, всё равно - какой в действительности у исполнителя голос. Им важно увидеть знаменитость из телевизора, желательно поближе. И Витас вместе со своим продюсером Сергеем Пудовкиным это понимает. Поэтому Виталий Грачёв (настоящее имя Витаса) и спускается в зал, ходит вдоль рядов, раздаёт женщинам цветы, произносит слова вроде: «Ласточки вы мои, вы сидите такие красивые, вооще...»

Женское сердце так доверчиво.

Несмотря на кажущуюся хаотичность шоу, несмотря на репертуарную пестроту, «Бессонная ночь» хорошо продумана. Немного оперы, немного ресторана, немного патриотической песни... Плюс румыно-китайская экзотика. Обязательное выбивание слезы с помощью грустной истории о мальчике из китайской провинции Сычуань, который во время землетрясения попал под завал и переписывался с мамой с помощью sms-ок.

Кроме того, определенной части публики требуется «высокая музыка» в понятном изложении. И Витас своим исполнением Верди переводит классическую музыку на понятный язык. Слушатели приподнимаются в собственных глазах, вспоминают молодость (хотя бы Робертино Лоретти) и тают, тают, тают...

19.

ВИТАС. СРЕДСТВО ОТ СНА
(«Псковская правда», 2010 г.)

С задачей приехать в Псков и выйти на сцену певец справился успешно.

Продюсерский проект Сергея Пудовкина под названием «Витас» - образцово-показательный. Всё выстроено по законам жанра, всё исправно работает и приносит доход. В Тибете Витаса (Виталия Грачёва) посвятили в монахи, в театре им. Маяковского - в артисты... Кроме того, его включили в некий  попечительский Совет Всемирной Лиги «Разум вне наркотиков», где он оказался в одной компании с патриархом Московским и всея Руси, Тиной Тёрнер и Далай Ламой. У подножия священной горы Таштар Ата ему подарили «камень мира» возрастом 350 миллионов лет, якобы вобравший в себя все добро мира за историю человечества.

В Пскове Витасу камней никто не дарил, но и камней в его огород не бросал. Предпочитали дарить цветы. Однако прежде администратор Витаса дал задание - купить  35 роз.

По сценарию певец должен был спуститься в зал и раздать их псковичкам. И он их раздал. Но не 35, а 34. Одну розу приберегли для самого Витаса. В антракте администратор опытным взглядом вычислил в нулевом ряду самую красивую девушку и сделал предложение, от которого она не смогла отказаться. Перед исполнением «Птицы счастья» надо было выйти на сцену и преподнести Витасу красную розу. «Цветок я дам. Только не подведите», - волновался администратор. Девушка по имени Вика не подвела. Вышла, подарила и даже немного попела в микрофон. Мимо нот, но зато «вживую».

В первом отделении Витас полчаса потратил на переодевание и ещё полчаса - на демонстрацию своих костюмов. Вышел в чёрно-золотом одеянии, затем сменил его на серебристое. Потом были белый костюм, чёрный костюм, ещё один чёрный - с вышитой буквой «V» на левом плече...

Что касается пения, то в антракте одна из его поклонниц выразилась недвусмысленно: «Ясно, как белый день, что он только рот открывает». Спорить с этой поклонницей смысла нет. Задача Витаса была проста и незатейлива - приехать в Псков и выйти на сцену. С этой задачей он справился успешно.

Репертуар Витаса в программе «Бессонная ночь» подобран почти идеально. В том смысле, что песни узнаваемые и разнообразные. Разброс номеров - от «Ямайки» до «Калинки», от старого хита группы «Форум» до вечно молодой арии из «Травиаты». Всё это сильно напоминает аттракцион.

«Как мне кажется, я с честью и достоинством представляю нашу державу», - скромно заявил Витас со сцены, рассказывая, какие страны он посетил с гастролями. Нет сомнений, что певец и дальше будет представлять нашу державу с той же честью и с тем же достоинством.

20.

РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПЛЯСКИ
(«Псковская правда», 2010 г.)

В переполненном зале Большого концертного зала Псковской областной филармонии выступил Валерий Леонтьев

 

Лет тридцать назад, еще до всесоюзной популярности, певец гастролировал в Пскове регулярно, но потом стал появляться здесь гораздо реже. Предпоследний раз он пел в Пскове в 2004 году. 

Выход на связь

В зале собралась публика в возрастном диапазоне от сверстников певца (ему 61 год) до тех, на чей возраст Валерий Леонтьев выглядит (лет на 30-40). Концерт открылся танцем балета «Опасные связи» в светящихся костюмах. При этом звучало: «В час, когда мне бесконечно одиноко...» (песня «Вероока» Ильи Резника и Раймонда Паулса). Оставаться в одиночестве певцу в этот вечер было довольно трудно. Цветы ему несли весь вечер после каждой песни. И не только цветы. Заглянув в один из пакетов, господин Леонтьев произнёс: «Постельное белье и обувь... Не обращайте на меня внимания». Он был склонен к шуткам такого рода.

Перед тем, как исполнить на польском языке старый хит «Разноцветные ярмарки» Улицкого и Лясковского из репертуара Марыли Родиович, Валерий Леонтьев сказал: «Эта песня настолько стара, что петь её со сцены неприлично. Когда она была написана, шоу-бизнес для меня был чрезвычайно привлекателен. А сейчас я промолчу, чтобы меня не депортировали в Испанию или Америку...»

И Леонтьев отправился гулять по залу. Навстречу ему двинулся милиционер. «Это за мной?» - вздохнул Леонтьев. Но, похоже, депортировать его в этот вечер никто не собирался. 

Ягодные места

Происходящее на сцене больше всего напоминало кабаре. И по репертуару, и по подаче. Дамы несут из зала бумажные купюры и засовывают их танцовщикам в штаны. На сцене разыгрывается шоу, в котором главное место отводится стилизации. Танго, блюз... Для вас за ваши деньги всё что угодно. Аранжировка песни «Люди не птицы» сделана в духе Билли Айдола. Музыканты цитируют Deep Purple (естественно, «Дым над водой»)... Бесконечная смена костюмов. Вначале Леонтьев весь в чёрном, потом весь в белом, потом весь в красном... Всё было, как в песне: «Короля играл, и шута играл». Ключевое слово здесь: ИГРАЛ. А самое искреннее, что было пропето, заключалось в словах: «Вы меня не знаете, господа».

Смысл же большинства песен сводился к фразе, «Спасибо, ягодка моя...». Валерий Леонтьев помчался по залу, обращаясь к женской части аудитории: «Спасибо, ягоды!» И был засыпан цветами. Там, где ягоды, там и цветы. 

Вождь и учитель

Многих своих старых песен певец не исполнил, зато вместе с «Опасными связями» разыграл сценку Amore no под музыку Тото Кутуньо из репертуара Адриано Челентано. Пел Леонтьев на итальянском. На поясе болталась розовая женская туфля.

А в завершение певец обратился совсем уж к древнему, в прямом смысле дореволюционному репертуару. El Condor Pasa в 1913 году была написана для сарсуэлы (что-то среднее между оперой и опереттой) перуанским композитором Даниэлем Роблесом. Пол Саймон в конце 60-х написал английский текст, вместе с Артом Гарфанкелом сделав  песню всемирно знаменитой. Этой версией Валерий Леонтьев завершил своё двухчасовое выступление, сняв с голой шеи галстук-бабочку и облачившись в костюм индейского вождя с опереньем до пят. Над его головой взметнулись гигантские крылья кондора, словно бы опровергая прозвучавшую со сцены мысль о том, что люди - не птицы.

 21.

 «УГАДЫВАЕТ ЖЕЛАНИЯ МАСС»
(«Городская среда», 2019 г.)

Глядишь, Аллу Пугачёву наградят Орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени.  II степень на пятидесятилетие она получила ещё при Ельцине - 15 апреля 1999 года. Но это тот самый случай, когда репутация подмочилась не из-за сотрудничества с властями, а сама по себе.  С таланта наибольший спрос. Талант, в отличие от бездарностей, многое должен обществу. И разговоры о том, что свободный талант никому ничего не должен - лукавство.

Предать можно не только Родину или друзей, но и свои книги, фильмы, песни... Такие мысли появляются, когда смотришь на очередного заслуженного юбиляра, дожившего до наших дней. Смотришь и думаешь: человек, конечно, существо хрупкое. Но талант можно потерять значительно раньше, чем жизнь./.../

22.

ЖЕНЩИНА, КОТОРАЯ ПЕЛА
(«Псковская губерния», 2019 г.)

Никита Богословский: «Конечно, Пугачёва - со вкусовыми сбоями, но у кого их не было?»

Десять лет назад я опубликовал на сайте pskovcenter.ru статью, посвящённую 60-летию Аллы Пугачёвой. В бумажном виде она не выходила. А в день 70-летия Пугачёвой понял, что ничего нового о ней мне сказать нечего.  Сегодня в той статье под названием «Женщина, которая пела» пришлось изменить только одну цифру - переправить «6» на «7». Правда, гастрольный тур по стране она в этот раз не устраивала. Зато Пугачёва много лет подряд находится в виртуальном мировом туре. Её имя и имена её мужей всегда на слуху.

70-летие Аллы Пугачёвой Россия и окрестности празднует примерно так же, как 200-летие Пушкина и Гоголя вместе взятых. Ничего удивительного в этом нет. Если бы Пушкин перед дуэлью с Дантесом организовал годовой прощальный тур по стране, то эффект получился бы примерно такой же (но только при одном условии: если бы во времена Пушкина существовали телевидение и радио).


Когда на экраны вышел фильм «Ирония Судьбы, или С лёгким паром», в праздничную передачу «Кинопанорама» Аллу Пугачёву, в отличие от Сергея Никитина, не позвали. Несмотря на то, что Пугачёва исполнила в фильме четыре песни - на стихи Беллы АхмадулинойМихаила Львовского и две - на стихи Марины Цветаевой. Рассказывают, что этого не захотел композитор Микаэл Таривердиев. Он знал, что песню «Мои друзья» Алла Пугачёва так хорошо, как спела её для фильма, уже не споёт больше никогда. С момента записи прошло около полугода, а голос Пугачёвой уже изменился.


Это был не первый опыт совместной работы Пугачёвой и Таривердиева в кино. В 1969 году она пела за кадром вместо Валентины Малявиной в фильме Павла Арсенова «Король-олень» (по пьесе Карло Гоцци). Её партнёрами были Юрий ЯковлевОлег ЕфремовСергей ЮрскийОлег Табаков... Таривердиев назвал Пугачёву играющей певицей, потому что она «вживалась в образ и музыкальный, и драматический, и пластический».


Через некоторое время Алла Пугачёва оказалась в оркестре не менее знаменитого в своём деле первого джазмена страны Олега Лундстрема.


Страна её тогда ещё толком не знала, но специалистам всё было уже понятно. Певица не собирается мелькнуть и исчезнуть. Тем более что конкурировать с ней, в общем-то, было некому. Пугачёва ломала стереотипы, впускала на советскую эстраду рок и блюз, и первые перемены в голосе были не слишком заметны. В то время её основной репертуар от этих перемен даже несколько выигрывал.

К концу семидесятых Алла Пугачёва стала главной певицей СССР. Значительная часть успеха принадлежит композиторам. С ней сотрудничали самые талантливые и, что не менее важно, - передовые, отлично ориентирующиеся в новых музыкальных направлениях. Александр ЗацепинМарк МинковРаймонд Паулс, а спустя несколько лет - и Юрий Чернавский, и Владимир Кузьмин. Пугачёва и сама сочиняла вполне приличную музыку («Звёздное лето», «Три желания», «Папа купил автомобиль»...)

Алла Пугачёва добилась для себя права быть на эстраде той, кем она хочет. Она позволяла себе то, что другим высокие начальники никогда бы не позволили. Она выступала от своего собственного имени и, тем самым, своей раскованностью скорее напоминала какую-нибудь западную звезду. Именно по этой причине её, несмотря на постоянное присутствие «в телевизоре», признавали даже «отщепенцы» из андеграунда.


О ней одобрительно отзывались люди, которым, по статусу, об эстраде, казалось бы, вообще не стоило высказываться: Иннокентий СмоктуновскийВладимир Высоцкий...
Постепенно стало понятно, что Пугачёву часто хвалили за то, отчего можно было бы и предостеречь. Дмитрий Пригов как-то сказал: «Она с невероятной оперативностью угадывает желания масс». Это точно. Но массы, определяющие репертуар, - это слишком двусмысленно.


До середины 80-х, к счастью, массы были не самой главной действующей силой. Высказывания таких авторитетов как Клавдия ШульженкоНикита Богословский или Булат Окуджава могли показаться кому-то старческим брюзжанием. Шульженко как-то сказала: «И всё же хочется посоветовать Алле Пугачёвой быть строже к себе, строже формировать свой репертуар, не гнаться за последним "криком" моды».
Язвительный Богословский доброжелательно добавил: «Конечно, она - со вкусовыми сбоями, но у кого их не было?»


Окуджава дал короткую, но почти исчерпывающую характеристику Пугачёвой: «На мой взгляд, ей иногда изменяет вкус, или она, таким образом, вынуждена приспосабливаться к аудитории - очень широкой и разноплановой... Но она - человек, склонный к риску, мне это нравится, - к творческому риску...»


До определённой поры риск Пугачёвой себя оправдывал. Гарантией служил впечатляющей список композиторов, с которыми она сотрудничала. Слова для музыки брались тоже не где попало. Определённый уровень выдерживался (ВознесенскийЕвтушенко... Доходило и до Шекспира, и даже до учителя Боба Дилана Вуди Гатри (!)).


Однако система, в которой существовала Пугачёва, начала исчезать. Кому-то свобода определённо пошла на пользу. Но Пугачёву, на мой взгляд, свобода подействовала слишком опьяняюще.


Культ уже был создан. Оставалось его только поддерживать. Кабацкий дух для нового времени оказался наиболее подходящим. Аудитория, состоящая из «мадам брошкиных» и «настоящих полковников», с радостью приняла её такой.


Пугачёва стала не только главной певицей, но и, во многом, начала определять телевизионную музыкальную политику. Когда-то её ценили за независимость. Позднее чужая независимость стала в её кругу недопустимой. Круг Пугачёвой тесно сплотился возле самых сытных мест. Из-под её крыла выпорхнули такие личности как Филипп КиркоровБорис Моисеев...


Какой там Шекспир? Киркоров, Галкин... Для того чтобы быть первой, вообще не надо петь. В каком-то смысле, Алла Пугачева давно не поёт. Она исполняет роль Пугачёвой. И некоторые прежние почитатели видят в ней символ пошлости и безвкусицы. Пугачёвой пугают детей. Но не потому, что она самая пошлая и безвкусная. А потому, что, в отличие от многих на сегодняшней эстраде, она действительно талантлива. Но её песни последних лет двадцати даже пародией на её прежние песни назвать нельзя. Это полная противоположность тому, что она делала в начале своей карьеры. И всё равно при этом Пугачёва умудряется быть главной певицей. Для этого ей, в отличие от других «звёзд», не надо особо тревожить свой старый репертуар. Для этого, наоборот, следует петь что-нибудь попроще.


Некоторые из тех, кто побывал на «прощальных» апрельских концертах 2009 года, - имеют основания говорить, что во многих песнях Пугачёва поёт не «вживую». Несмотря на то, что репертуар её давно не тот. Голос не позволяет певице браться за многие старые песни. Но убитой эстраде живые голоса и живые песни не слишком-то и нужны. Возможно, всё это нынешней российской эстраде строго противопоказано.


Когда сегодня говорят об Алле Пугачёвой, то, в сущности, говорят об истории популярной музыки в нашей стране, а если точнее - об истории падения. При желании, каждый на этом длинном пути может выбрать близкий ему временной период и на нём сосредоточиться. Почти у каждого найдётся то, что не стыдно будет похвалить.


Такая масштабная личность как Алла Пугачёва имеет к расцвету и к падению прямое отношение.

23.

МЕЖДУ ЛЮБОВЬЮ И МОРКОВЬЮ
(«Псковская правда», 2010 г.)

Кристина Орбакайте спела в Пскове вживую 

«Если бы я не умела петь и танцевать, я бы к вам не приехала, - сказала Кристина Орбакайте во время концерта в Псковской областной филармонии. - Мы не используем на нашем концерте фонограмму». 

Жизненный уровень

Всё верно, два часа Кристина Орбакайте обходилась без фонограммы. Для многих других российских поп-звёзд два часа без фонограммы - это все равно что два часа под водой без воздуха, то есть смерти подобно. Но госпожа Орбакайте продемонстрировала неплохую форму, в том числе и спортивную. О ее репертуаре и вокальных данных то же самое сказать трудно. Но на количестве поклонников это никак не сказывается.

Самый дешевый билет на концерт стоил 1200 рублей, самый дорогой - 2000 рублей. Но зал был заполнен. Причем концертную программу составили таким образом, чтобы не разочаровать никого.

Танцовщицы Катя, Оля и Надя в нужный момент скинули платья и остались в купальниках. Мужчины были довольны.

Вслед за этим Кристина Орбакайте запела «Губы бантиком», и к сцене побежали маленькие девочки - за воздушными шариками. Получить шарик из рук дочки Аллы Пугачевой - это для них огромное событие. Почти как благословение папы Римского.

Женщины постарше с восторгом воспринимали вальс и романсы, в том числе из репертуара «её мамы». 

Элементарные частицы

В ансамбле Кристины Орбакайте на гитаре играет победитель международного конкурса «Виртуозы гитары» Роман Бондаренко. Но догадаться о том, что перед вами - виртуоз, не просто. Песенные аранжировки - без изысков. И не потому, что музыканты не умеют играть лучше. Просто планку опасно поднимать слишком высоко. Могут не понять. Есть риск повторить историю героини одной из песен Кристины Орбакайте: «Ты меня не понял... Я вернулась только ты уже с другою». Чем элементарнее, тем популярнее.

Когда-то газета Los Angeles Times в своей рецензии сравнила Орбакайте с Мэрил Стрип. Это произошло после того, как фильм «Чучело» показали в США. Сейчас, спустя двадцать с лишним лет, после того как Орбакайте снялась в 12 фильмах, с Мэрил Стрип её больше не сравнивают. Ни в Лос-Анджелесе, ни в Москве, ни в Пскове. У Орбакайте свой зритель, свой слушатель. Это люди, которые любят фильмы про любовь и про морковь (морковь, опущенную в нашу почву).

Из своих песен Кристина Орбакайте тоже устраивает фильмы - короткометражные. «За один вечер можно сыграть много ролей», - сказала она на концерте, прежде чем перевоплотиться в очередную героиню. В одной песне к ее ногам рухнут четверо мужчин, в другой - она безжалостно порвет любовное письмо и обрывки разбросает по сцене. А потом, выйдя из образа, произнесёт: «Надо ненадолго впасть в детство. Со мной это периодически происходит - правда, только в кино».

Очень важное место в шоу занимает танцевальная группа: четыре парня и три девушки. Здесь важно, что танцоров семь. Восьмая - это сама Орбакайте. Кружиться в танце ей нравится не меньше, чем петь.

Одна из самых главных в программе Кристины Орбакайте - песня Марка Минкова и Леонида Дербенева. Её когда-то исполняла Алла Пугачева. «Нет, мне ничего не надо от тебя, // Нет, всё, чего хочу я, // Тенью на твоём мелькнуть пути, // Несколько шагов пройти». А это строка из другой песни, прозвучавшей на концерте: «...Я говорю тебе: Люби меня всю ночь!» В первом случае - любовь, во втором - морковь. Тень на пути уже мелькнула, несколько шагов давно пройдено.

«За эти годы спето так много песен, хороших и не очень...», - пустилась в воспоминания Кристина Орбакайте. И здесь каждый подумал о своём. 

Когда Кристина Орбакайте разговаривает, то ее голос очень напоминает голос Аллы Пугачёвой. Но как только она начинает петь - сходство немедленно исчезает.

В фильмографии Кристины Орбакайте более десяти фильмов, в том числе «Чучело», «Графиня де Монсоро», «Виват, гардемарины», «Лимита», «Московская сага», «Любовь-морковь,1,2,3»

Сын Кристины и Владимира Преснякова-младшего Никита снялся в фильмах «Индиго» (2008), «В гостях у $kazki» (2009), учится в нью-йоркской киноакадемии.

 

 

История одной песни

Тексты большинства песен Кристины Орбакайте обезоруживающе просты. Любителей высокой поэзии они вообще могут лишить дара речи. «Ещё в детстве к нам приходит понимание, // Как приятно и дорого внимание...» Очень напоминает скучнейшую газетную статью. Но «завёрнутые» в ритмическую оболочку, тексты публикой воспринимаются иначе, а особо впечатлительных - настраивают на лирическую волну.

«Эту песню я не собиралась исполнять в своей программе», - сказала певица перед тем, как спеть вальс «Тучи в голубом» из сериала «Московская сага».

И сразу же вспомнился приезд в Псков автора этой песни Александра Журбина. Дело было года три назад. Если Орбакайте не собиралась вальс исполнять, то Журбин не собирался его сочинять. Продюсеры уговорили. Композитор рассказал о том, как трудно он над «Тучами...» работал. Песня не получалась. Стихи Василия Аксенова, взятые из романа, на музыку не ложились. В них были очень длинные строчки. И тогда Журбин попросил о том же самом написать Петра Синявского. Аксенов был возмущён и песню не признал. Но потом песня стала популярной, и всё изменилось. Александр Журбин вспоминал: «И вдруг я читаю, что в одном интервью Аксенов говорит так: песня, конечно, гениальная. И стихи мои - гениальные, и вообще это я напел Журбину эту мелодию...»

Вряд ли Аксенов говорил что-то подобное. Да и вальс «Тучи в голубом» язык не поворачивается назвать гениальным. Здесь важно другое - миф. Точнее - несколько мифов. Популярность преподносится как гениальность. Как будто это одно и тоже. Работоспособные люди производят востребованный продукт. Кто-то снимает сериалы, кто-то - трусы, кто-то пишет музыку, кто-то устраивает шоу...

Массовая культура удивительна и неповторима. Здесь часто бывает так: чтобы добиться успеха - надо свои таланты не показывать, а скрывать, выставляя на первый план другие свои качества.

24.

МАКSИМАЛЬНОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ

Певица МакSим в Пскове с удовольствием устроила «хулиганство»

В Псков из-за нелётной погоды МакSим прилетела поздно. В филармонии появилась только за сорок пять минут до концерта, в 18.15. А ушла со сцены Большого концертного зала примерно в 21.30.

Разумеется, всё это время она не только пела. После окончания концерта МакSим сбегала переодеться, а когда вернулась - села на край сцены. Очередь за автографами к ней выстроилась человек в двести. 

Цена успеха

Перед концертом в переполненном зале обстановка была - как на детском утреннике. В ожидании МакSим зрители кричали: «Сне-гу-ро-чка!» Наконец, «Снегурочка» появилась со словами: «Я такая эффектная, иду по тротуару. // Мне завидуют женщины, // ловлю на себе взгляды. // Я самая шикарная и умопомрачительная. // Я не буду растрачиваться, знаю себе цену».

Этот концерт был полной противоположностью тому, что устроил недавно на той же сцене Витас. Во-первых, звук был живой. МакSим не изображает из себя великую вокалистку. Голоса у неё нет, зато есть - голосок. Именно им она и берёт зал.  Оперный вокал был бы только помехой. Когда она предлагает спеть в микрофон какой-нибудь девочке из зала, то большой разницы не заметно. У МакSим образ не звезды, а школьницы с соседней парты.

Во-вторых, музыканты играли более расковано и разнообразно. Звук был чуть-чуть грязноватый, громкий и агрессивный, совсем не «ласковомайский».

В музыкальном смысле песни МакSим скорее напоминают «новую волну» середины восьмидесятых (родителям десятилетних девочек подобная музыка должна быть небезразлична).

К четвёртой песне на сцене лежало около тридцати букетов. Причем девочки лет шести-двенадцати подбегали к сцене, быстро-быстро, не поднимая глаз, возлагали цветы и сразу же отбегали прочь. Редко кто отваживался протянуть букет певице. «Эх, Пугачёва не видит», - выдохнула МакSим, глядя на образовавшуюся у её ног цветочную клумбу

Миниатюрная двадцатишестилетняя МакSим сама выглядит как школьница, и слова её песен - под стать. «Не ищу в жизни мачо, // я в любовь святую верю». Так может написать шестиклассница в тетрадке в клетку. 

Как провести ночь в «обезьяннике»

С чем связан успех МакSим? Откуда взялись миллионный тиражи? Дело не только в амурной романтике. Не менее важно и так называемое «хулиганство». Не случайно МакSим обратилась к публике: «Хулиганство мы устраивать будем?!» - «Да!» - радостно закричали зрители звонкими детскими голосами.

Это такое трогательное девчачье хулиганство. Как будто вы бросаетесь друг в друга мягкими игрушками. «Не смотрите - вздыхая, я на правила чихала. // Кодекс ваш не читала, так живу, и ведь живая». Нет, это совсем не «Белые розы». Дети в XXI веке воспитаны иначе.

«Охранников у нас всего четыре человека. Так что давайте веселиться!» - заговорщески продолжала МакSим, а когда дело дошло до исполнения песни «Одиночка», она почти обречённо произнесла: «Если я буду петь такие песни, то проведу эту ночь в обезьяннике».

Но долг - превыше всего. И она, рискуя попасть в руки псковских милиционеров, смело запела: «Уи-сти бири бири пи // Заходи бири пи // Мне до утра только небо да вода // Я одна до утра и остальное ерунда // Эти глуби дуби ду пу / Пошли они в пипу // Дома посижу лучше дуну покурю // Мне любви мало // От него устала // В общем этой ночкой я - одиночка // Уи-сти бири бири пи / Заходи бири пи...»

Это одна из самых зрелых песен МакSим - из последнего на сегодняшний день альбома. Слушая ее, не каждый догадается, что любимый поэт МакSим - Анна Ахматова. Макsим счастливо избежала ее влияния. Иначе не видать МакSим популярности.

Певица обожает разговаривать с залом. Можно сказать, что она - болтушка. Стоит на сцене и говорит зрителям: «У вас отличная фотокамера. Кстати, какая?» Иногда у неё вырывается нечто более рискованное: «Какие в зале красивые девушки. Я даже переживаю, что я, МакSим, не того пола».

Обстановка на псковском концерте была такая: первые девочки (Карина и Олеся), прорвавшиеся на сцену, - поют в микрофон, а МакSим - у них на подтанцовке. И у певицы не возникло вопроса - знают ли они наизусть слова песни? Конечно же, знают.

Автографы - погонными метрами

Особое внимание МакSим уделила на концерте милиционерам. «Сегодня мы можем танцевать?» - обратилась она к младшему лейтенанту. «Можем» - «А чего вы не танцуете?»

Но младший лейтенант в пляс так и не пустился, а занялся своей непосредственной работой - отправился сдерживать девяносто девять девочек, которые хотели увидеть МакSим вблизи.

Позднее, когда началась регулировка движения во время автограф-сессии, я спросил у одного из милиционеров: «А вы что не берёте автограф?» - «Бумаги нет». - «Могу дать. Или лучше пусть МакSим поставит вам автограф у вас на погоне. Ни у кого такого не будет. А ещё лучше - возьмите автограф для своего начальника». - «Прогнуться?» - «Да. Вернётесь и скажете: товарищ генерал, ваше приказание выполнено...»

«Я с юморцой отношусь к тому, что я написала», - сказала МакSим, когда представляла свою очередную песню. Но её публика, судя по всему, относится к творчеству исполнительницы более серьёзно.

Рассказы о том, что её песни - для «пэтэушников», не соответствуют действительности. Скорее, это песни для девочек младшего школьного возраста, которые хотят казаться старше. А так как на концерт их, как правило, приводят родители или бабушки, то зал неминуемо должен быть заполнен до отказа. А в зале - «всё по-честному», как любит говорить МакSим.

*МакSи́м (настоящее имя - Мари́на Абро́симова). В 2006 году ее первый альбом «Трудный возраст» разошелся тиражом более 1,5 миллиона копий. В 2007 году МакSим стала самой коммерчески успешной певицей в России.

 

 

25.

РУССО И «РУССОФИЛЫ»

Авраама Руссо можно назвать не только певцом, но и проповедником

О вере певец много говорил и в интервью, и со сцены Большого концертного зала Псковской областной филармонии. Новая концертная программа так и называется - «Воскрешение». После того как на Авраама Руссо в августе 2006 года было совершено покушение (машину, за рулем которой он сидел, в Москве обстреляли из автомата), певец предпочитал жить подальше от России. Но несколько месяцев назад все же вернулся.  Главная песня в новой программе так и называется  -  «Воскрешение». Авраам Руссо назвал её «обращением к Богу, который меня спас». 

-   Благослови вас Бог,  -   обратился Авраам Руссо к зрителям. - Молитесь больше. Я не священник, но чувствую необходимость это сказать.

Монастырское прошлое певца потребовало уточнения, поэтому в  гримерке мы задали ему вопрос:

-   Вы жили в католическом монастыре?

-   Первый был католический, а второй - православный.

-  Ваш отец - православный?

-  Православный. А мама была католичка, хотя по происхождению - тоже православная. Когда шла Вторая мировая война - народ нуждался, и там появились священники-католики. Они помогали продовольствием, давали хлеб, молоко...

-  Пишут, что ваш отец по происхождению - грек.

-  У него есть греческая кровь, есть армянская кровь...

Когда Авраама Руссо спросили о впечатлениях о Пскове (в БКЗ он выступает во второй раз), он ответил без традиционной для многих гостей города политкорректности:

-  Честно говоря, без обид, но то, что думаю, то и говорю: не развивается ваш город. Я не политик и не вмешиваюсь в ваши дела, но пограничный город -  это окно на Запад и с Запада к нам, в Россию...  По-другому этот город должен выглядеть. Он должен быть примером для всех остальных городов России -  если хотим себя показывать в мире, что мы великая держава. А пока заезжаем в Россию и что видим? Разваленную Россию? Старая стена, половина которой рухнуло. Дома развалены. Ну, о чём говорить...

Авраам Руссо развёл руками.

Вы когда-то сказали, что в жизни надо бояться двух вещей  божьего гнева и неверующих людей. А ваши враги, они что  все неверующие?

-  Я не знаю, что у человека внутри. Вы стоите передо мной, и я вас вижу как физического человека. Но я не знаю вашу душу. Душа вместе с вами. Если я говорю на каком-то языке и ваш мозг меня не поймёт, ваши уши меня не услышат, но душа ваша поймёт. Запомните это. Я не могу судить - верующие ли они...  Если бы были верующими, поступили бы так? Я не считаю их своими врагами. Я не знаю, как они чувствуют сейчас. Виновными или невиновными. Я убеждён, что даже если с ними встретился бы, то они скажут то, что думают. Но внутри сам себе человек говорит, что он сделал то, что хотел. У него нет сожалений... Я сказал, что передаю мое дело в руки Бога. Когда я говорю о Боге, то это всегда искренне. «Да» это да, а «нет» это нет. Третьего не дано. Пусть судит их Господь. Мне нечего от них получить. Я не верю, что прокуратура что-нибудь сделает, тем более - в России.

 На каком языке вы спели свою первую песню?

-  На сцене - на английском, а первую в детстве - на арабском. Я жил тогда в Сирии и по телевизору у нас показывали много программ на арабском языке. Поэтому этим языком я владею хорошо. Хотя очень тяжело петь на настоящем арабском языке.

 Как вы изучаете языки?

-  Нельзя сказать, что язык можно выучить за два месяца. Полгода - оптимальный вариант. За это время человек может выучить две тысячи слов и сможет объяснить - что он хочет.

У вас есть какой-то специальный секрет?

-   Приезжая в новую страну, ты должен тщательно слушать все слова, которые люди говорят. Ты должен записывать важные слова, спрашивать, тратить на это время. Всё это не просто так. А когда ты знаешь много языков, то словарный запас уже большой. Ты начинаешь сравнивать слова между собой. Одну-две буквы меняешь и запоминаешь легче. Но для этого надо иметь свободное время. Кто приезжает и сразу занимает большие посты, то он никогда не выучит язык новой страны. У него нет времени этим заниматься. Всегда есть переводчик. Если с переводчиком жить в России или любой другой стране, то значит, что ты развиваться не будешь. У тебя не будет друзей.  Что мы за друзья, если общаемся через переводчика? Симпатии не будет.

Судя по бурной реакции зала, симпатия в Пскове была. Тем более что здесь Авраам Руссо предпочитал петь на русском.

Концерт задержался на полчаса. Настраивали звук. Настройка  продолжалась и по ходу концерта. Живой звук требует особого подхода. К тому же  музыканты, работающие с Руссо, играют друг с другом недавно, и им пока не хватает сыгранности. Впрочем, особых претензий к ним предъявить нельзя. По подаче это напоминает арт-рок-коллективы с этническим уклоном. Иногда гитарист удачно копирует Сантану. Важная роль отведена саксофонисту (особенно когда он берется за сопрано-саксофон).

Руссо пел, Руссо танцевал, Руссо утопал в цветах...  Во время одной из песен на сцене появились девушки, которых он пригласил из зала. С каждой из них он станцевал. Среди «руссофилов» почти все - женщины. Мужчин-зрителей в переполненном зале было чуть больше, чем на сцене мужчин-музыкантов.

Проповедями певец не ограничивался и в разговоре с залом старался шутить. В текст «Лето» внёс некоторые дополнения. После слов «небо для тебя, море для тебя, солнце для тебя, звёзды для тебя, лето для тебя» появились еще и  «газ для вас, нефть для вас, золото...  Всё для вас». Интересно, какую страну он имел в виду?

Двухчасовой концерт Авраам Руссо закончил песней, которую он когда-то исполнял с Кристиной Орбакайте. В ней есть такие строки: «Я не отдам тебя никому, прощу любую твою вину».

Своих врагов он простил, а с друзьями, судя по всему, у него сейчас всё в порядке. 

***
Вот ещё несколько ответов на вопросы, которые мы задали перед концертом:

- Я не верю, что прокуратура что-нибудь сделает, тем более - в России (о расследовании покушения на него).

 - Я никогда не говорил точную цифру, но пою больше, чем на десяти языках. Много пел на английском, французском...  Пою на испанском,  итальянском, арабском, турецком, на армянском, иранском... Это получается потому, что приезжаешь в какую-нибудь страну, там заключается контракт. И именно в том месте, где я выступаю, есть, например, клиенты из Индии. И для них обязательно надо петь одну песню на их языке. Точно так же происходит, когда русские приезжают на Кипр. Им интересно, чтобы хотя бы одна песня прозвучала на русском.

- На большую сцену в России я вышел в 2000 году, а впервые приехал и выступил в 1997 году.

-  Монастырь в Ливане. Это не Ливия, чтобы не путали. Там я учился сначала год, потом два года. Готовился стать священником.

26.

ТРЕВОЖНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ
(«Псковская правда», 2011 г.)

Отныне христианские проповеди в Пскове проходят и в ночных клубах. Впрочем, не уверен, что это в полной мере можно назвать проповедями. Да и к христианству это имеет отдаленное отношение.

На этот раз в городе была проведена православная юмористическая акция в поддержку строящегося в Крестах православного храма Веры, Надежды, Любови и Софии. До этого в Пскове уже провели несколько благотворительных концертов с участием Вячеслава Бутусова, Сергея Стадлера, Евгения Дятлова... Всякий раз инициатором выступал советник псковского губернатора по культуре Игорь Гаврюшкин, а помогал ему экс-депутат Госудмы от ЛДПР Виктор Яшин.

Приезд в Псков юмориста Юрия Гальцева тоже был обставлен как просветительская и благотворительная акция одновременно. Заблаговременно в центре города на газонах разместили огромные баннеры. Всё было сделано для того, чтобы Юрий Гальцев внёс посильный вклад в строительство православного храма в псковских Крестах.

Молитвенный дом

Первый человек, которого я встретил у входа в КСК «Супер» перед концертом юмориста Юрия Гальцева, был литературный критик Валентин Курбатов. «Вот уж кого не ожидал здесь увидеть», - произнёс я, и в ответ услышал слегка смущенное: «Что-то давно я не был здесь на "Женских боях в грязи"». Валентин Курбатов печально иронизировал. Лауреат пушкинской, горьковской и толстовской премий «Женским боям в грязи», как известно, предпочитает прогулки с Валентином Распутиным, а в последнее время еще увлёкся и Общероссийским народным фронтом с Владимиром Путиным во главе.

Однако же в этот день у Курбатова была другая миссия: подобрать нужные слова, открыв концерт «клоуна с гитарой» Гальцева. Судя по печальному взгляду Курбатова, миссию свою он воспринимал с христианским смирением. Тем более что-то концерт был благотворительный.

«С тревогой вглядываюсь в этот зал, - начал свою речь Валентин Курбатов, а продолжил совсем уж неожиданно для присутствующих: - Во имя Отца, Сына и Святого Духа... Уверен, что со дня основания этого здания - здесь когда-то был завод "Выдвиженец" - такие слова в этих стенах не звучали».

Курбатов теперь уже публично вспомнил о проходивших в этих славных стенах «Женских боях в грязи» и мужском стриптизе, и смело предположил, что в этот вечер будет нечто другое.
 
Публика, пришедшая слушать шутки, погрузилась в тяжёлое раздумье: шутить уже начали или ещё нет? По всей видимости, кое-кто решил, что уже НАЧАЛОСЬ, и, чтобы не выглядеть дураком, неуверенно засмеялся. 


Надежда на Бога

Незадолго до начала концерта о Боге письменно и устно Юрий Гальцев тоже вспоминал. Задержавшись часа на полтора, он всё же предстал перед журналистами, ожидавшими его возле деревянной избы, временно приютившейся рядом Псковским педагогическим университетом. Там сейчас можно приобрести именной кирпич, который используют при строительстве крестовского храма. Свой посильный вклад в строительство православного храма в псковских Крестах внёс и Юрий Гальцев.

Посмотрев видеопрезентацию, артист-юморист начал подписывать именные кирпичи и очень увлекся этим процессом. Советник губернатора по культуре Игорь Гаврюшкин подносил кирпичи, а Юрий Гальцев - подписывал. Получился неплохой дуэт.

Кроме того, петербургский гость оставил запись в книге пожеланий: «Я благодарен судьбе, что она мне помогла сделать этот небольшой вклад в храм "Вера, Надежда и Любовь"... Храни нашу Россию, Бог!»
 
Вызов XXI веку

А ещё через час в переполненном зале  КСК «Супер» Гальцев продолжил общение с псковичами и с Богом. Но прежде на сцену поднялся Игорь Гаврюшкин. Он заявил, что строительство храма в Крестах - «вызов сегодняшнему веку». Он имел в виду, что за весь XX век в Пскове построили два храма, а в XXI веке - пока ни одного. Но «основательный фундамент» уже заложен, и он «продержится две тысячи лет». Гаврюшкин, также как и Курбатов, тоже поделился с присутствующими своей тревогой. Он публично признался, что в его жизни, также как в жизни многих, есть «неудовлетворенность и беспокойство». И всё это из-за того, что не хватает Веры, Надежды, Любови и Софии.

Потом, наконец, настал черед Юрия Гальцева. В своем клоунском костюме в крупную клетку на фоне огромного баннера с видом будущего храма он смотрелся своеобразно. «Я даже не знаю с чего начать, - произнёс художественный руководитель петербургского театра эстрады. - Сегодня необычный день, и я спою вам несколько своих песен...»

И Гальцев запел: «Середина лета, // Я вас видел где-то...» Гальцев-композитор примерно такого же уровня, как Гальцев-поэт. То есть надо любить эти песни странную любовью, чтобы всерьёз и надолго ими увлечься. Но большая часть зрителей с благодарностью приняла музыкальные откровения. Более того, появились и восторженные отклики. Псков - город отзывчивых людей.

На границе


Что же касается всего концерта, то он проходил в модном сейчас жанре: о чём думаю, о том и говорю (пою). Преобладали байки из студенческой и гастрольной жизни.

С особенной любовью Гальцев рассказывал о своем однокурснике Сергее Селине (Дукалисе), с которым когда-то пришлось сдавать экзамен по сценическому мастерству. Гальцев изображал пограничника, а обнаженный по пояс и переодетый в лосины Селин - дрессированного бульдога, по приказу лизавшего разные части тела хозяина. Тема проявления слишком пылкого «мужского братства», недвусмысленные обнимания, поцелуи взасос и голые финские парни, с упоением танцующие етку-енку, похоже, - излюбленная тема шуток Гальцева и его партнеров по театру эстрады им. А.Райкина.

Однако Гальцев не забывал, что концерт-то был - особенный, и не уставал время от времени добавлять: «Людям надо помогать». О духовности со сцены в этот вечер тоже говорили многократно. Да и как о ней забыть, если всё происходило на фоне изображения будущего храма.

Вскоре на сцене под звуки рок-н-ролла появились три джигита. Когда они скинули бурки и остались в разноцветных майках с №3, один из сидящих за столиком зрителей тихо, но внятно произнёс: «Я знаю - кто это» и с ужасом отвел глаза.

«Неужели Вера, Надежда и Любовь?» - хотелось спросить его. Но это было бы уже кощунство.

Шансон, разрывающий пасть


Надо учитывать, что Гальцев прошел клоунскую школу «Лицедеев» и особый упор делает на сценодвижение и пантомиму. А наиболее активно публика реагировала на шутки, в которых вообще не было слов, зато присутствовали гримаса и какой-нибудь громкий возглас.

На свои композиторские таланты Гальцев пока ещё не слишком рассчитывает. Поэтому очень часто используется самая «раскрученная» музыка исполнителей, включая Пола Маккартни и Status Quo. Гальцев вообще с удовольствием вспоминал музыку, которую любил слушать в юности. Упомянул 10 CC, Boston, Queen и много кого ещё.

При этом огромный блок концерта он посвятил так называемому русскому шансону. Гальцева трудно заподозрить в том, что он к нему равнодушен. Один из центральных номеров в его программе - как раз пародия на «русский шансон». Но духом этого самого шансона были пропитаны и прочие номера «Июньского вечерка» (так назывался концерт). Не случайно Гальцев во время своего недавно прошедшего 50-летнего юбилея получил от московского радио «Шансон» премию «За нешуточные заслуги в развитии шансона по-русски».

Весь концерт Гальцева был построен на плохо скрытом противоречии. С одной стороны - задник, на котором изображен будущий православный храм. С другой стороны - сомнительные шуточки, некоторые - ниже пояса, многие связанны «горячей мужской любовью», то есть с гей-тематикой. «Это мой маленький вклад на наше общее духовное дело», - уточнил Юрий Гальцев со сцены.

Артист уверен, что никакой пошлости в его выступлениях нет. И уж тем более её не было в этот вечер, учитывая православную тематику. Об этом он рассказал после концерта, общаясь с журналистами и поклонниками.

Доходное место

Если судить по всевозможным словам, произнесенным Гальцевым во время недолгого пребывания в Пскове, работа на эстраде - явление для него в значительной степени вынужденное и связано, разумеется, с деньгами. Всё-таки, он преподает в театральной академии, руководит театром, пишет и исполняет песни, снимается в кино. Но лишь эстрадный юмор, основанный на телевизионной узнаваемости, приносит славу и деньги.

Вынужденное - не значит нелюбимое. В орбите Гальцева-эстрадника давно находятся профессионалы высокого уровня. С ним, в том числе и на концерте в Пскове, работают специалисты с консерваторским образованием. И всё же стремление развлечь широкую публику приводит к тому, что требования ко многим номерам явно занижены. Это своего рода игра в поддавки. Она способна порождать не только смех, но и чувство неловкости.

В следующий раз устроители благотворительного концерта обещали устроить в Пскове выступления Олега Митяева, Дмитрия Дюжева... Свободных кирпичей, неподписанных известными людьми, ещё достаточно.

27.

МЕНЯЮ ПОДЕРЖАННЫЙ MODERN TALKING НА НОВЫЙ БАЯН
(«Городская газета», 2006 г.)

Накануне рождественского концерта ансамбля «Псков», который состоится 10 января в Большом концертном зале областной филармонии, интервью «Городской газете» дал Александр Либ.

Сколько евро в одном часе

Разговор состоялся в тесном получердачном помещении, где собираются артисты. Выпрямится в полный рост в этой комнатке удастся не всякому. Но всё-таки это лучше, чем находиться в соседнем Малом зале филармонии. Он уже несколько лет недоступен из-за аварийного состояния. Попытка отремонтировать его закончилась неудачей. Когда нет денег, подобные попытки часто заканчиваются неудачей.

Исходя из всех этих обстоятельств, первый вопрос прозвучал так:

- Александр, почему вы не уезжаете заграницу? Насовсем.

- Если бы мне было 25 лет... Я уже пенсионер. Куда мне? У меня даже вид на жительство в Германии есть. Но там такая же жизнь. Богема там тоже без денег. Хорошо живёт десяток главных музыкантов... А отличные «нераскрученные» музыканты также существуют, как и у нас. Пятьдесят евро за час получают... Я вначале был в шоке. Как же так? А они говорят: «Это нормально». Я им в ответ: «Да у нас круче. Можно штуку баксов за концерт получить». Хотя наш маленький коллективчик «Эй, ухнем!», который я вожу на Запад - там популярен. Несмотря на то, что в Европе сейчас весь Советский Союз выступает. Большая конкуренция. Даже на выступление на улицах заграницей теперь надо иметь разрешение. Продажа дисков - это вообще проблема в Европе. Если мы проводим на концерте презентацию своего очередного диска, то «всё уходит влёт». Владельцам магазинов это не нравится.

- А договориться с ними не пробовали?

- Мы пытались. Они на это не идут. Зато с фестивалями на Западе хорошо. Там мы гости желанные, потому что на нас зарабатывают. А если захочешь еще пару месяцев просто так поработать, то превращаешься в конкурента. Не скажу, что диски раскупаются с невероятным ажиотажем, но наш коллектив любят. А вот дома мы не очень нравимся. Здесь нам говорят: «Ну, это не серьезно, давайте сложные формы». Но на сложные формы не ходят люди.

- Вот об этом немного. Мне кажется, что снижается уровень нашей публики. Причём той самой публики, которая была воспитана в 60-70 годы.

- Тут ещё деньги играют важную роль. Они бы пришли на хороший концерт. Но за билет любой звезды надо заплатить 900 рублей. Леонтьев, Долина... Куда пойдёт педагог за 900 рублей?

-  На Казарновскую пришёл полный зал.

- Пришли богатые, а мои друзья-врачи говорили, что «мы бы пошли, но это же треть заработка». Это немыслимо.

- А телевидение? Там выбор бесплатный. Однако большинство зрителей предпочитают смотреть программы невысокого качества.

- Когда что-то в стране происходит, то люди меняются. На лилипутов ходят смотреть, на что-то ущербное, на уродство какое-то... Благородным что-то не очень интересуются. А вот когда все устаканится, как говорится, тогда, возможно, пойдут. Сейчас люди ходят на концерты, чтобы «оттянуться», чтобы ни о чем не думать. Они озабочены тем, как заплатить за ребенка в музыкальной школе. Кстати, в этом году плата за неё может дойти до 2000 рублей в месяц. Это же можно с ума сойти! Всему же есть предел. Надо ответственность какую-то иметь.

Сколько куплетов в «Коробейниках»

- И всё-таки, почему российские музыканты пользуются таким спросом за границей?

- Мы дешевле, потому на нас и спрос большой. Западный артист не пойдёт на тот гонорар, который предлагают российским артистам. Ну и, конечно, русская музыка им нравится. В Финляндии, например, люди приходят на концерт и порой даже «достают». Говорят: «А почему вы в «Коробейниках» спели шесть куплетов, а не восемнадцать?» А нашим «по барабану» - сколько там куплетов. Я знаю российских музыкантов, которые преподают в Германии игру на домре и балалайке. Получают хорошие оклады. Интерес к русской музыке большой... Иногда мы не брезгуем, особенно в Нидерландах, даже выступать возле магазинов ... И тогда делаются объявления: «Завтра в центре города будут пробки. Приедет русская команда».

- Давно вы выступаете на улицах?

- Начинали работать мы в Петергофе - 14 лет назад. Причем, мы были первыми, кто стал там играть. Это сейчас в Петергофе даже с Мариинки музыканты сидят. Все перешагнули эту стыдливость. Кстати, деньги там дают, в основном, русские. Иностранцы деньги берегут...А в филармонии у меня оклад - 200 долларов. Смех. Ни титулы, ничего не учитывается. Сидишь здесь, потому что этой мой дом. Я здесь тридцать лет работаю. Лучшие годы провел здесь. Взять тот же ансамбль «Каскад». А сейчас, если честно, без дотаций такой коллектив не мог бы существовать. Даже на Западе музыкальные коллективы  дотируются! А у нас звучат разговоры вроде: «Если вы не окупаетесь, зачем вы тогда существуете?» Проще, конечно, всех закрыть. А вот туризм разовьется, дай Бог, через два года. А где музыкантов взять?

- Появится молодежь.

- Сколько людей заканчивает консерваторию, а если они изюминку не найдут, не смогут удивить мир, то ничего у них не получится... Можно быть гениальным технарем, но интереса не вызывать.

- Вы упомянули «Каскад». А какова судьба музыкантов этой рок-группы?

- Интересная судьба. Например, наш бывший художественный руководитель Виталий Фроликов - ведущий администратор Москвы. Самый крутой и богатый. У него офисы в Вашингтоне, Берлине. Он делает звёзд за миллион долларов. За эти деньги он «раскручивает» любую «звезду». Интересно, что его никто нигде не упоминает. Саша Серов, вы знаете, работает также как и раньше. Ну, как работает... Они все умненькие... Это мы, дурачки, только музыкой живём. Надо бизнес свой открывать. У Серова свой магазин. Володя Мигуля был обладателем акций вино-водочных комплексов. Потом он передал это Алле Борисовне. А что концерты?... Да, Пугачёва 100 тысяч долларов попросит, если вы захотите 31 декабря пригласить её на дачу.

- Не захочу.

- Да... А записи сколько стоят? Это мы можем записать за копейки диск. А с Пугачёвой возьмут в сто раз больше. Возьмите Киркорова. Мюзиклы делал-делал - пролетел же «по-чёрному». Теперь надо «бабки делать». Молодец парень, работает...

- Спустимся с заоблачных высот на нашу псковскую землю. Расскажите о концерте, который состоится 10 января в нашей филармонии.

- Это традиционные рождественские встречи. Придут наши любимые интеллигенты. Билеты будут самые дешевые. Надо ведь как-то людей поощрить. Они нас обожают и располневшими, и чуть охрипшими... Концерт 10 января - это дань друзьям.

Сколько стоит концерт Галкина

 

- В Пскове тоже можно жить

- Да. По оплате в Пскове можно получить иногда  даже больше, чем в Москве. Москва сейчас переполнена хорошими музыкантами.

- Там западные звезды работают сравнительно за небольшие деньги.

- Modern Talking приехал в Россию за 8 тысяч долларов. А Галкин здесь 65 тысяч стоит. Если человека по телевизору показывают, то значит - он самый лучший. Нравится - не нравится. Неважно. Лишь бы он выступал по телевизору, а потом в зале.

- А вот вас, например, по телевизору не увидишь.

- В этом смысла никакого уже нет. Поздно.

- А Сезария Эвора или кубинские дедушки из Buena Vista Social Club?

- Наш «Каскад» в сво время знали по стране из-за гастролей. По четыре концерта в день во дворцах спорта «бомбили». И нам сказали, что если вы хотите и дальше развиваться как группа - переезжайте в Москву. Сегодня вечером нужна команда для записи какой-то очередной передачи. И ждать, пока вы приедете из провинции - никто не будет. Это только кажется, что там какой-то конкурсный отбор. Ничего подобного! Просто Люба позвонила Маше и сказала: «Слушай, возьми ребят...» И поэтому появляются такие люди как Малахов... Этот мальчик ездил в свое время за Леонтьевой - ведущей передачи «От всей души». Мальчики - их было человек тридцать - таскали ей чемоданы, чтобы она за это «ввела их в телевидение».

- Вот она и ввела, и теперь живет где-то в глухой деревне, а Малахов - известно где.

- Сегодня надо быть наглым. Только в классической музыке еще важен талант. На эстраде не разберешься, кто кому записал «фанеру». Вы же знаете Овсиенко. Пять лет пела чужим голосом. Цирк же был. А зрители говорят: «Нам плевать, что под «фанеру». Один из тысячи возмутится. Лишь бы красиво было. Непонятное отношение. А возьмите Уитни Хьюстон. Она в Москву приехала больная. Она, бедная, с температурой 40  пела «вживую». Хрипела, но пела. И это запомнили. А наши так не хотят... По пальцам можно пересчитать тех, кто поет «живьем». Леонтьев - «2/3 вживую». Долина - полностью «вживую» работала.

- А небезызвестный любитель мюзиклов Киркоров?

- «Фанера». Но он работяга.

- Наверное, вы слышали его настоящий голос.

- Я только настоящий стараюсь слушать. На распевках. У него очень славный голос и образование приличное. Другое дело, что тембр немножко с «песочком». Но это кому что нравится. Однако он шоу делает, как может.

- Да. Как может, так и делает...

Сколько стоит День Победы

Разговор неожиданно вновь перекинулся на тему финансирования.

- Нефтедолларов в стране много, а толку никакого. Ну, казалось бы, дайте хоть немного. Чтобы люди не бродили по улицам. Надо же занять людей. Когда начнут убивать по подъездам еще больше, чем сейчас, вот тогда начнут думать... Кстати, есть города, где все неплохо. Вот Вологду возьмите... Там доплата идет от администрации - «будь здоров». Взять тот же День Победы. Там только на печатную продукцию к празднику один миллион рублей выделили. А мы получили на проведение концерта каких-то 20 тысяч рублей!.. Недавно Наташа Александрова, Вика Цыганова и Рогожин пели в «Андромеде». Наташу принимали «На ура!». Но гостям подарили огромные букеты, а Наташе - хоть бы один цветочек дали. Натура такая. Вот так у нас относятся к своим... Баяны у нас разваливаются. Ремонтируем их как можем. 8 тысяч долларов стоит новый баян! Где их взять?

- Один баян стоит как один Modern Talking? Забавно... Поговорим лучше о хорошем.

- О нашем ансамбле «Псков». Это генофонд. Я не преувеличиваю... Несмотря на трудности, мы все-таки привлекли к сотрудничеству Костю Шаханова. Он будет выступать десятого числа. Это мастер игры на гуслях. Он всегда публику «порвет». Хотя казалось бы - гусляр.

- Как Джимми Хендрикс.

- Да-да... И композитор славный. Сам он из Архангельска, но в этом году в Питере хорошо устроился. И нас не бросает. ... Хотя не скажу, что я такой уж фанат русской музыки. Я с ней не засыпаю. Слушаю что-то другое.

- Например?

- Ян Гиллан как был для меня бог, так и остался. Pink Floyd - это всё моё, родное. На память могу воспроизвести любую партитуру.

- И даже из Umagamma-II? Это интересно.

- А ансамбль «Псков» для меня - это моя семья. В концерте 10 января будет много новых вещей. Концерт готовим праздничный, каким он и должен быть на Рождество. Такие коллективы как наш в других филармониях уже исчезли... Однако когда учителя получают гроши - думаешь: «Да наши-то беды?» А ведь мы помним времена, когда нам Большой театр шил костюмы! Выделялись сумасшедшие деньги на подготовку программы... 

- А ведь мы хотели закончить разговор чм-то хорошим.

- Самое главное, что я хотел поздравить псковичей. Это мой любимый город. Мне кажется, что я тут родился.

28.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ БАРНОЙ СТОЙКИ
(«Городская среда», 2009 г.)

Наконец-то завершился песенный конкурс «Евровидение-2009».

Показ или, правильнее говоря, показуха «Евровидения» очень хорошо вписалась в программу антикризисных мер российского правительства. Правительство Путина выделило на поддержку фондовым биржам 175 миллиардов рублей без малейших надежд на возврат. И, как уже официально признано, без пользы.

На подготовку песенного конкурса правительство России выделило из бюджета  один миллиард рублей. Еще по 200 миллионов добавили правительство Москвы и Европейский вещательный союз.

Правительство России поступило привычным для себя способом. Ставка по традиции была сделана на внешний эффект. Достичь его иным способом кроме как вложением бешеных денег было невозможно.

 

Организаторы с гордостью заявляют, что ничего подобного по размаху в прошлые годы на «Евровидении» не наблюдалось. И вряд ли это повторится в дальнейшем. Заявление, судя по всему, справедливое. Просто ни кому больше и в голову не придет тратить столь значительные бюджетные средства на мероприятие, которое считается коммерческим.

Если коммерческое, то, значит, прибыльное. В случае же с московским конкурсом убытки планировались заранее. Гигантские убытки. Ставка, как обычно, была сделана на стремление показать Величие России.

За счёт чего может быть достигнуто это Величие? Конечно же, за счет чужой аппаратуры, которую завезли со всего света: из Китая, из Западной Европы... Спорткомплекс «Олимпийский» напичкали техникой со всего света. Туда уместились 2 километра новейших светодиодных экранов, 1800 световых приборов... Над головами 20 тысяч зрителей висело 140 тонн всякой всячины. На каждого зрителя приходилось по нескольку тонн...

Чтобы кризис отступил окончательно, соорудили 26-метровую барную стойку, и теперь идут яростные споры, в основе которых лежит наиглавнейший на сегодняшний день русский философский вопрос: это самая длинная стойка в Европе или в мире? Тех, кто с гордостью утверждает, что это всего лишь самая длинная барная стойка в Европе, настоящие русские патриоты уличают в недостаточной любви к Родине, от которой один шаг до плавного превращения в изменников Родины.

Чтобы никто по ту сторону экрана не сомневался, что в России кризис преодолен, на сцену согнали артистов, ряженых белыми и бурыми медведями. Добавили березок, матрешек, балалаек, группу «Тату» и прочие символы русской государственности... Но чего-то не хватало. Ну, конечно же, цирка. Цирк на Цветном бульваре показался жидковат, поэтому выписали из Канады Cirque du Soleil.

Таким образом, вся Европа несколько дней в прямом эфире могла наблюдать последствия бюджетного финансирования бородатого анекдота. Это было по-настоящему историческое событие. Никогда еще бородатые анекдоты не ставились на большой сцене и экранизировались с таким размахом.

По всей Москве развесили 800 баннеров «Евровидения-2009» - на правах социальной рекламы. Очень показательная история. Коммерцию в очередной раз подменили социальностью.

К заурядному конкурсу поп-музыки отнеслись как к культурному и социально-значимому событию. Деньги, естественно, черпали из бюджета без церемоний. Было понятно, что ради пыли в глаза никаких денег не жалко. Никто не спросит: зачем? А если и спросит, то ответом может быть только презрительное молчание.

Говорить о том, сколько денег необходимо для поддержания подлинной российской культуры - сейчас просто неприлично. Упоминать об этом одновременно и банально, и бессмысленно. Люди, которые имеют прямое отношение к «Евровидению-2009» (Владимир Путин, Константин Эрнст), не раз уже доказали свой нездоровый цинизм, помноженный на поразительную недальновидность. И решение геополитических задач любой ценой с помощью ординарного поп-конкурса - это как раз в порядке вещей. На этот раз получилась «Сказка о норвежском  Рыбаке и золотой рыбке» с разбитым корытом, замаскированным иностранными светодиодными экранами.

Самой известной на «Евровидении» оказалась песня, до Москвы так и не доехавшая (грузинская, с упоминанием Путина). Скандалы раздувались и непосредственно во время конкурса. Например, на болгарского певца и его танцовщицу за кулисами неизвестные совершили нападение, пытались отнять самое святое - ходули... Что и говорить, без ходуль какая может быть песня?

Вся нынешняя российская власть - это поп-проект, раскрученный по телевизору на бюджетные деньги. Люди, находящиеся у власти, давно на практике уяснили, что запустив лапу в бюджет, можно решить все свои проблемы. Контроль над телевидением - это главный признак их власти. А те, кто власти подпевает, давно поняли, что для такого подпевания голос, слух и вкус иметь не обязательно. Власть и электорат отлично спелись.

Но есть во всем этом одна проблема. «Евровидение-2010» будет проходить тоже в нефтеносной, но более бережливой Норвегии. Вынимать из российского бюджета ради доказательства Величия еще один миллиард уже не придется. Совсем другое дело - поп-проект «Единая Россия» или тандемократический поп-проект Путин-Медведев. Каждый год поддержание рейтинга требует небывалых затрат. Телезрителей каждый год надо чем-нибудь удивлять. И это должно быть дорогое удивление.

Терпение у телезрителей не закончится никогда. Но деньги в бюджете рано или поздно обязательно закончатся. И тогда у тандема останется только один способ понравиться телезрителям: взять в руки скрипки, встать на ходули и выйти на сцену (главное, чтобы за кулисами никто не напал). А на заднем плане этим двоим будут подпевать, подвывать и подтанцовывать единороссы и справороссы в шкурах бурых и белых медведей. Барную стойку при этом желательно развернуть от Кёнигсберга до Владивостока.

29.

РАЗМНОЖЕНИЕ ГОЛОСОВ
(«Городская среда», 2013 г.)

Когда победительница российской версии телешоу «Голос» Дина Гарипова получила возможность участвовать в «Евровидении» - раздались голоса: «Ну, всё, испортили нашу Дину».

Дина Гарипова в шоу «Голос» победила заслуженно. Особенно хорошо она поёт не по-русски (её в Зеленограде учили по уникальной американской методике, и русское звукоизвлечение пока 21-летней Дины Гариповой дается с трудом).

Отправление Дины Гариповой на «Евровидение» - вещь естественная. Раз уж это «Евровидение» всё еще существует, то кого туда отправлять? Конечно же, тех, кто умеет петь.

А Дина Гарипова петь умеет. Причем делает это так, что традиционная телевизионная аудитория воспринимает это благоприятно.

Так что говорить о том, что «испортили нашу Дину» - было преждевременно.

Тем не менее, её все-таки испортили. Это стало понятно после премьеры песни, которую показали 24 февраля 2013 года в передаче «Воскресное время» на «Первом канале».

Дина Гарипова спела песню What if...

Сама по себе песня неплоха, - если бы не тысяча вопросов, которые возникли сразу же после прослушивания.

Создается устойчивое ощущение, что где-то эта песня уже звучала, причем - много раз. Учитывая то, что премьера What if... состоялась 24 февраля 2013, закрадываются неприятные подозрения.

Авторов у конкурсной песни целых три - два шведа и один русский. Русский - бывший басит группы «Автограф» Леонид Гуткин, а шведы - Габриэль Аларес и Йоаким Бьорнберг.

Но выясняется, что авторов в действительности намного больше. Есть подозрение, что зовут их совсем не Габриэль Аларес, Йоаким Бьорнберг и Леонид Гуткин.

Правда, Александр Градский, курирующий Дину Гарипову, это с присущим ему гневом отвергает.

Тем не менее, многие слушатели уловили в песне What if... знакомые нотки. Каждый, у кого есть интернет, может при желании уловить то же самое. Если обратится к творчеству польской певицы Госи Анджеевич (искать ей лучше по имени Gosia Andrzejewicz). Наберите: Gosia Andrzejewicz «Pozwól żyć» и убедитесь сами, просмотрев клип в YouTube. На мой взгляд, начало песни в исполнении Дины Гариповой похоже на начало песни «Pozwól żyć». Что же касается припева, то здесь вдохновителей оказалось значительно больше. Например, композиция Carried Away британской группы Hearsay. Но не только.

Существуют еще, по крайней мере, две композиции, которые едва ли ни один в один перекликаются с What if.... Это почти одинаковые композиции Painting Flowers группы All Time Low и All Over The World Brian Kennedy. Кто у кого украл - сказать трудно. Но определённо, что последними в свет выпустили свое творение авторы What if...

На мой взгляд, наибольшее влияние на What if... оказала композиция All Time Low - All Over The World.

Таким образом, часть зрителей опасается, что впервые российского исполнителя с «Евровидения» могут снять с гонки заранее - за плагиат.

Это было бы печально для России, но еще более печально - для Дины Гариповой. Она уж точно не заслужила такого к себе отношения. Прежде всего, имеется отношение продюсеров, которые ввязались в эту дорогостоящую историю, ухватившись за сомнительную песню. Из этой истории красиво выпутаться сейчас чрезвычайно сложно.

Но если даже все пройдет без снятия с дистанции, осадок все равно останется.

Но и голос у Дины Гариповой - останется.

30.

БЕЗНАЛИЧНЫЙ РАСЧЁТ
(«Городская среда», 2013 г.)

Когда мы в конце апреля 2013 года находились в Стокгольме на шведском общественном телевидении, то разговор не мог не коснуться «Евровидения».

Один из руководителей шведского телевидения сказала, что устроители шведского финала не собираются проводить «помпезное шоу» в духе того, что происходило в Баку. «Мы и за 5-ю часть суммы проведем «Евровидение» замечательно», - заявила она российским журналистам.

Рассуждать о «Евровидении» - занятие бессмысленное, как и само «Евровидение». Не важно - сколько денег на это отпускается. Осмысленней это мероприятие от этого не становится.

Тем не менее, забыть об «Евровидении» раз и навсегда не получается.

После финала в Мальмё свой комментарий сделал ни больше не меньше как министр иностранный дел Сергей Лавров. Он назвал возмутительным то, что исчезли голоса, отданные телезрителями Азербайджана за российскую участницу Дину Гарипову.

Г-н Лавров предупредил, что без ответа это событие не останется.

По версии российской стороны, у России было украдено 10 баллов. К тому же азербайджанцев обвиняют в том, что они скупали голоса в Литве.

Было бы что скупать.

Скупать чужие голоса - нельзя. А скупать чужие песни?

В череде этих скандалов ушло на второй план то, что российская участница отправилась на конкурс с очень сомнительной песней, которая почти без изменений под разными названиями уже несколько лет звучит по всему миру.

В «российской» интерпретации эта вещь называется What if..., в польской - Pozwól żyć. А есть ещё Painting Flowers и All Over The World.*

«Евровидение» хорошо тем, что лучше позволяет понять психологию толпы и психологию тех, кто этой толпой манипулирует.

Российская сторона, когда отправляла Дину Гарипову в Швецию, рассуждала примерно так же, как рассуждают владельцы футбольных клубов «Зенит» и «Анжи»: мы вложим большие деньги в иностранцев и получим высокий результат на международной арене. Покупку совершили у шведов - Габриэля Алареса и Йоакима Бьорнберга, авторов. Но шведы подсунули залежалый товар: What if....

Наших продюсеров это не смутило. Они сделали вид, что всё нормально.

Нельзя сказать, что деньги вообще ничего не решают. Но думать, что это определяющий фактор - очень несерьезно. Это всё равно, что думать: раз российский хоккеист Радулов - самый высокооплачеваемый хоккеист мира, то, следовательно, он будет играть на чемпионате мира в два раза лучше, чем все остальные (чем это только закончилось для России в чемпионате, который проходил в Финляндии и той же Швеции - все уже знают).

Однако в безграничную силу денег верят не только в России и Азербайджане. И это существенно сказывается на общем уровне музыкальной или спортивной индустрии.

Поразительное дело: уровень гонораров спортсменов, музыкантов, кинематографистов во всем мире за последние лет 15-20 вырос неизмеримо. И одновременно с этим снижалось качество.

Представить себе, что на очередном «Евровидении» появится кто-нибудь уровня ансамбля ABBA, совершенно невозможно. С увеличением бюджетов фильмов все реже рискуют кинопродюсеры. В футболе многие команды тоже потеряли свое лицо - из-за бесконечных переходов игроков.


Добавляем сюда еще вкусы толпы, и получаем не слишком красивую картинку.

Однако нет ничего непоправимого. Достаточно скупить некоторое количество голосов - и картинка станет значительно красивее.

31.

 «ПЕТЬ БЕССМЫСЛЕННЫЕ ПЕСНИ НЕПРАВИЛЬНО»
(«Городская среда», 2015 г.)

На выступление Дины Гариповой пришли, прежде всего, представители старшего поколения. Это и есть основная аудитория Первого канала, на котором уже третий год подряд показывают музыкальное шоу «Голос»./.../

32.

ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА
(«Псковская губерния», 2015 г.)

На сцене Дина Гарипова выглядит так, как будто она не из нашего времени

После концерта Дины Гариповой, состоявшегося в Большом концертном зале Псковской областной филармонии, немолодые зрительницы с радостью говорили о том, что в составе группы Дины Гариповой в этот вечер не было барабанщика и бас-гитариста. Объяснение было простое: «Мы пришли слушать Голос (!), а грохот всё портит».

«Петь бессмысленные песни всё-таки неправильно»

Действительно, Дину Гарипову сопровождало три музыканта: Юрий Костенко (флейта), Виталий Гудков (гитара) и Манук Газарян клавишные). Звук коллектива Дины Гариповой - это фьюжн 70-х годов, в духе Return To Forever.

Дина Гарипова прославилась благодаря российской версии голландского шоу The Voice («Голос») в 2012 году. Жизнь девушки из Зеленодольска резко изменилась. Финал «Евровидения», ностальгический фильм «Кураж», гастроли, наконец, запись первого альбома «Два шага до любви».

Не случайно значительная часть слушателей, пришедших в филармонический зал в этот вечер, - это немолодые люди. Дина Гарипова сама как будто не из нашего времени. То есть она формально вроде бы уже поп-звезда, но манера общения с залом, вообще поведение на сцене, а главное - голос и репертуар отправляют нас в прошлое, лет на сорок назад, когда на эстраде пели и были популярны Анна Герман, Людмила Сенчина, Нина Бродская, Майя Кристалинская...

Как сказала в Пскове Дина Гарипова: «Петь бессмысленные песни всё-таки неправильно». Видимо по этой причине Дине Гариповой трудно подобрать репертуар, состоящий из новых песен. Старые оказываются лучше. Правда, на первом альбоме и (на концерте) звучат не только старые песни. Например, Глеба Матвейчука. И это невольно подчёркивает, что старые - всё-таки несравнимо лучше.

Дина Гарипова способна трогательно и нежно исполнить песню Леонида Дербенёва и Эдуарда Колмановского:

Одна снежинка - ещё не снег, ещё не снег,
Одна дождинка - ещё не дождь.

А потом с лёгкостью взяться за исполнение песен, ставших знаменитыми благодаря Алле Пугачёвой.

Во время выступления в шоу «Голос» казалось, что Дина Гарипова на английском или французском поёт лучше, чем на русском. Звукоизвлечение другое. Сейчас этого уже не скажешь. Русский репертуар для неё - органичен.

«Сама себя несу я, как жертву палачу»

Начала Дина Гарипова концерт с песни из фильма «Жестокий романс» «Любовь - волшебная страна», закончила романсом из того же фильма «А напоследок я скажу».

Из новых песен какое-то сравнение выдерживает со старыми, разве что, песня Антона Шварца, написанная на слегка подправленные стихи Осипа Мандельштама. Но и она сейчас звучит как-то двусмысленно:

Я больше не ревную,
Но я тебя хочу,
Сама себя несу я,
Как жертву палачу.

Концертный репертуар у Дины Гариповой на редкость разнообразный. Это не только песни, известные по исполнению Анны Герман, Майи Кристалинской, Аллы Пугачёвой, Валентины Пономарёвой... Была спета даже Lovesong. Дина Гарипова представила Lovesong как «песню из репертуара Адель». Да, Адель её поёт. Но всё же та же Lovesong - только совсем в другой аранжировке - одна из лучших песен Роберта Смита и группы The Cure.*

Разумеется, на концерте прозвучала и Non, je ne regrette rien(«Нет, я не жалею ни о чём») из репертуара Эдит Пиаф (Дина Гарипова назвала её «судьбоносной»).

Неизбежна была и песня What if..., написанная  специально для исполнения на «Евровидении-2013» международным коллективом авторов - бывшим басистом группы «Автограф» Леонидом Гуткиным и шведами - Габриэлем Аларесом и Йоакимом Бьорнбергом.

Помню, в феврале 2013 года, после премьеры песни What if..., я долго изучал историю и предысторию этой песни. Прошло полтора года, но я повторю то же самое, о чём писал тогда: чтобы ни говорил Александр Градский, слишком много в What if... знакомых нот.

Каждый, у кого есть интернет, может при желании уловить то же самое. Или не уловить. Достаточно обратится к творчеству польской певицы Госи Анджеевич (искать ей лучше по имени Gosia Andrzejewicz). Наберите: Gosia Andrzejewicz: Pozwól żyć и убедитесь сами, просмотрев клип в YouTube. На мой взгляд, начало песни в исполнении Дины Гариповой похоже на начало песни Pozwól żyć польской певицы. Что же касается припева, то здесь вдохновителей оказалось значительно больше. Например, композиция Carried Away британской группы Hearsay. Но не только.

Существуют ещё, по крайней мере, две композиции, которые едва ли ни один в один перекликаются с «What if...». Это почти одинаковые композиции Painting Flowers группы All Time Low и All Over The World исполнителя Brian Kennedy. Кто у кого украл - сказать трудно. Но определённо, что последними в свет выпустили свое творение авторы What if..., подарив песню Дине Гариповой. На мой взгляд, наибольшее влияние на What if... оказала композиция All Time Low.

В любом случае, «hat if... - это уже прошлое. Свою роль она сыграла. Через сорок-пятьдесят лет её вряд ли будут петь, как сейчас поют «А за окном то дождь то снег //  И спать пора и никак не уснуть» - в том числе и благодаря Дине Гариповой.

По своим вокальным данным Дина Гарипова сегодня - одна из лучших певиц России.

Она, конечно, поёт по-французски:

Всё оплачено, выметено, забыто,
Мне наплевать на прошлое.
Из моих воспоминаний
Я разожгла костёр.

Но сила певицы Дины Гариповой как раз в том, что большинство песен, которые она исполняет, - не забываются и в огне не горят.

Окончание следует

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий