Танцы с Роспотребнадзором

«Пусти по кругу карты.
Я тебе скажу всё,
Но где я был вчера - не скажу».
Том Уэйтс. 
Tango Till They re Sore («Танго до мозолей»).

Пушкинский фестивальКогда в Псковской области заражалось по двадцать человек в день, в театры нам ходить запрещали, а когда дождались двукратного ежедневного увеличения заразившихся COVID-19, - начали приглашать

На афише XXVII Пушкинского театрального фестиваля, открывшегося 20 сентября 2020 года в Пскове, изображён профиль зайца в медицинской маске. А вот зрители, несмотря на напоминания организаторов, примеру зайца следовать не спешили. Во всяком случае, каждый второй человек на «Пиковой даме» в полупустом (в соответствии с правилами рассадки) зале лица своего не скрывал.

Вроде бы ещё первая волна пандемии не закончилась, а публике уверенно обещают вторую, которая должна накрыть с головой (без маски).

У XXVII Пушкинского театрального фестиваля тоже своего рода вторая волна. Первая накатилась в мае-июне. Из-за ограничений его проводили в онлайн формате. Организаторы утверждают, что видеотрансляции спектаклей посмотрели более 65 тысяч человек (А. Семёнов. На фоне Пушкина. http://pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=4411).

Маска у театрального зайца с афиши голубая, а не золотая. А вот некоторые спектакли сделаны с явной претензией на высокую награду. Более того, художественный руководитель Псковского академического театра драмы Дмитрий Месхиев считает, что нынешний фестиваль по подбору спектаклей - лучший за последние годы. Пресс-конференцию накануне фестиваля Месхиев начал с того, что настоятельно попросил журналистов ничего не спрашивать о коронавирусе. Дескать, надоело. И тут же, не дожидаясьПиковая дама вопросов, начал о коронавирусе говорить сам. Ему не понятно, почему в метро, поезде или самолёте люди «социальную дистанцию» не соблюдают и масок многие не носят, а в театрах на региональном уровне по-прежнему действуют жёсткие запреты. Эту же мысль сегодня высказывают десятки театральных деятелей: артисты, режиссёры, продюсеры... Театральные деятели возмущаются: почему одним можно, а другим нельзя?

Не так давно, например, Евгений Гришковец со злостью написал в своём интернет-дневнике: «... как при этом рассаживать людей и как соблюдать пресловутую социальную дистанцию, он (Роспотребнадзор - Авт.) объяснений не дал... Тогда скажите мне, на хрена это делается? Почему семьдесят процентов, а не шестьдесят пять или не восемьдесят три? Что это за, с позволения сказать, бред творится в головах наших чиновников от культуры? Что это за идиотские танцы с Роспотребнадзором?» (Семьдесят процентов - это пока максимально разрешённая заполняемость залов).

В том то и дело, что здесь целый набор «танцев». Танцы с  Роспотребнадзором, танцы с коронавирусом... Каждый выбирает партнёра по своему усмотрению. Можно, правда, вообще не танцевать и сидеть дома.

Однако сколько можно сидеть? Тем более что по телевизору люди, уполномоченные делать заявления, говорят, что жизнь налаживается, и иронизируют по поводу пандемии. Послушать их, то опасности никакой нет и, главное, никогда не было.

В любом случае непоследовательность позиции властей приводит к тому, что число заражающихся COVID-19 в России (по официальным данным) - если сравнивать конец мая и третью декаду сентября - не сильно отличается (в России каждый день в конце мая выявляли около восьми тысяч заразившихся, а сегодня более шести).

Более того,  за сутки, предшествующие 27 мая 2020 года, в Псковской области выявили 21 заразившегося, а 20 сентября 2020 года - 42.

Таким образом, получается, что когда заражалось двадцать человек в день, в театры нам ходить запрещали, а когда дождались двукратного увеличения заразившихся - начали приглашать.

Первый полноценный спектакль в рамках этого фестиваля зрителям на Большой сцене псковского драмтеатра показали краснодарцы. Краснодарский академический театр имени Горького представил свою прошлогоднюю премьеру «Пиковой дамы» (режиссёр - Константин Солдатов). Новый театральный сезон в Краснодарском крае ещё не открыт - запрет на публичные мероприятия действует. А вот в Пскове в театр ходить уже можно.

Остаётся ответить на более серьёзный вопрос: можно, но нужно ли?

После краснодарской «Пиковой дамы» один из зрителей раздражённо произнёс: «Как мне надоел этот нуар! Куда не пойди - всюду нуар!»

Дело в том, что «Пиковая дама» показанная в Пскове дважды 20 сентября, родилась из лабораторного спектакля-эскиза. Судя по всему,  при подготовке этого эскиза участники отлично повеселились. Было решено сделать полноценный спектакль.

Некоторые недоумевающие зрители после прошлогодней премьеры назвали увиденное и услышанное «радиоспектаклем». Как оказалось, основания такие действительно имелись. «Пиковая дама» Солдатова, несмотря на происходящее на сцене, во многом ориентирована именно на звук.

Александр Плотников из «Мастерской Условного театра» по горячим следам написал: «Почему в Пиковой... звучит американский блюз и что делают эти трычащий парень и снующий фрик в истории с ГермАнном - понять сложно!..»

«Трычащий парень» - это как бы Том Уэйтс. Ему выпала роль рассказчика из пушкинской повести. Настоящий Уэйтс, как известно, большой мастер травить байки со сцены - под музыку и без. И вот было решено, что именно Уэйтс (в исполнении Евгения Женихова) с этой задачей справится. Он действительно на Тома Уэйтса похож. Никакого грима не надо. Но чтобы было, если бы Женихов был похож не на Уэйтса, а, допустим, на полную его противоположность - на Филиппа Киркорова? Нам бы тогда историю, приключившуюся с Германном, рассказывал «король ремейкоff»?

К счастью, до Киркорова дело не дошло. В отличие от Джима Моррисона. Песня из репертуара The Doors в этом спектакле тоже звучит. Это My Wild Love («Моя дикая возлюбленная»: «Она писала дьяволу // И уговаривала его заплатить. // Дьявол оказался мудрее...»).Пиковая дама

Требовать, чтобы все постановщики строго следовали авторскому замыслу, -бессмысленно. Тем более что изначально «Пиковая дама» - не пьеса.

К тому же, идея дарк-кабаре (чёрный юмор, бурлеск, кабацкие мотивы) совсем не чужда игровой обстановке пушкинской повести. Так что проблема не в том, что Александр Пушкин родился в конце XVIII века в Москве, а Том Уэйтс в середине ХХ века в калифорнийском Помоне.

Уэйтс с театром связан давно и прочно. Мало того что он сам по себе человек-театр, так и музыку он иногда специально для театральных постановок сочиняет. Так случилось и с разухабистой Russian dance, которая во многом задаёт тон краснодарскому спектаклю. Уэйтс её изначально - тридцать лет назад - написал для гамбургского спектакля режиссёра Роберта Уилсона и писателя Уильяма Берроуза.

Тот, кто выставлял создателям краснодарской «Пиковой дамы» претензии, придирался скорее не к самой идее совмещения  с дарк-кабаре, а к воплощению. Кажется, что это довольно грубая работа. Прямолинейная и изобилующая штампами. Раздражает не ирония, а предсказуемость. Раздражают режиссёрские «приёмы», скольжение по поверхности и упущенные возможности.

Дарк-кабаре в лучших её проявлениях это ещё и мистика. О сентиментальности и говорить нечего. Но создатели этого спектакля скорее устроили на сцене незамысловатый провинциальный цирк. В оригинальном Уэйтсе, несмотря на его внешнюю грубость, есть утончённость. Про отчаяние, меланхолию и обаяние и говорить нечего. А нам предъявляют некоего однообразного типа в шляпе, будто явившегося из шоу двойников, прислонившегося к пианино и хрипло читающего нам пушкинское произведение. Только и всего. Что-то похожее, облокотившись на контрабас, на этой же сцене несколько лет назад на спектакле-концерте делал Билли Новик (группа Billys Band). Но он-то, по крайней мере, не использовал пушкинский текст. Это было органично, а временами даже чувственно (А. Семёнов. Дворовый блюз. http://pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=3673).

Увиденное же на нынешнем пушкинском фестивале напоминает не дарк-кабаре, а обыкновенный балаган. Хотя даже при этом есть пища для театральных критиков, обожающих всевозможные символы, отсылки и метафоры.

«Пиковая дама» по-краснодарски - это весёлые похороны, на которых танцуют все (тем более, носильщики гробов Dancing Pallbearers). Вместо гроба - контрабас. Зрителям такое, в общем-то, нравится. Псковские зрители в большинстве своём аплодисментов тоже решили не жалеть. Походы в театр по нынешним временам - редкость. И если уж в кои-то веки туда выбрался, то стоит ли на аплодисменты скупиться?

А вот на следующий день на той же сцене мы увидели полную противоположность: 20 сентября был  «несмешной анекдот по мотивам повести А. С. Пушкина», а 21-го ему на смену пришла «притча о семейной жизни для взрослых, очень взрослых и детей».

Нет, не пришла, а её прибило морским прибоем - потому что речь о спектакле «О рыбаке и рыбке» Театра  кукол Карелии (постановка - Яна Тумина).

Это любовная история. Она перестаёт быть сказкой, но не становится былью. У пушкинской сказки появляется предыстория и послесловие. Счастье на берегу моря для двоих, когда с милым рай под разбитым корытом, исчезает с появлением золотой рыбки. Любовная лодка, так и не разбившись о быт, разбивается об искушение. Вполне библейская история об Адаме, Еве и запретном плоде. Целое раскалывается на две половинки, но кто сказал, что сближение вновь невозможно?

О рыбаке и рыбкеВажнейшую роль в этом спектакле играет море. Оно - главный герой. Море определяет жизнь. Вот такой спектакль даже недоброжелатель не назовёт радио-спектаклем. Выдумки театральной команды (художник-постановщик - Кира Камалидинова, художник по костюмам - Анисия Кронидова), которую возглавляла Яна Тумина, не рассыпаются, а наоборот - держат спектакль от первой до последней секунды.  Перчатки с указующим перстом, корыто-банкомат, звёздное небо и многое другое. Но главное всё же - море. Стихия. Природа. 

Важнейшую роль играет музыка. Это не вставные номера, а часть полотна. Звучит оригинальная музыка Дмитрия Максимачёва (саунд-продюсера группы Billys Band). А основополагающая песня спектакля - пронзительная «Грешный человеке» из репертуара Сергея Старостина. «Что тебе надо, грешный человече, ти злата, ти серебра?» - «Ничего же на свете мне не надо, мне ни злата, ни серебра». Три с половиной года назад эту песню на псковской сцене Сергей Старостин исполнял вживую, а до этого на Малой сцене устроил вместе с Андреем Котовым мастер-класс. (А. Семёнов. На мосту и под мостом. http://pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=3369). Теперь мы увидели продолжение. Оно вдохновляет.

Спектакль «О рыбаке и рыбке» спокойно можно внести в список лучших спектаклей, показанных за все двадцать семь лет на всех Пушкинских театральных фестивалях, проходивших в Пскове.

Вот что значит вовремя выйти к самому синему морю и удачно закинуть невод.

Окончание следует.

Автор фото: Вадим Боченков.

 

 

 

 

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий