Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 
2016 2017 2018 2019 2020 2021 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Дуэт Маруси Климовой и Вольфганга Моцарта. Часть III

Леонид Серебренников(Окончание. Начало в №№ 538-539). За пятнадцать лет набралась подборка статей о так называемых эстрадных концертах. Каким-то образом надо же этот жанр называть? Пусть будет «эстрада». Хотя, что общего между Кристиной Орбакайте и Леонидом Серебренниковым? На некоторые концерты приходилось заставлять себя идти. Ещё сложнее было не покинуть концерт досрочно. Правда, некоторые выступления были по-настоящему хороши. В предыдущих номере читайте о псковских концертах Раймонда Паулса, Александра Журбина, ВИА «Песняры» (в нескольких весрияз), «Карнавал», «Синяя птица», «Добры молодцы», «Лейся, песня!», Николая Носкова, Ольги Кормухиной и Алексея Белова, «Хора Турецкого», петербургского театра «Рок-опера», Валерия Леонтьева, Витаса, Авраама Руссо, Кристины Орбакайте... А заключительной части - Валентина Пономарёва, Леонид Серебренников, Пелагея, Евгений Дятлов, Олег Погудин...

33.

В ТИТРАХ НЕ ЗНАЧИЛСЯ
(«Городская газета», 2005 г.)

В Пскове в Большом концертном зале областной филармонии состоялся концерт известного певца, актера и телеведущего Леонида Серебренникова

Около тридцати лет Леонид Серебренников не выступал в нашем городе. Не приглашали. И вот, наконец, у псковичей появилась возможность услышать «вживую» человека, чей голос звучит во многих отечественных фильмах. Песни в исполнении Леонида Серебренникова знают даже те, кто никогда не слышал этого имени. Кроме того, работа на канале «Культура» в передаче «Романтика романса» позволяет артисту успешно заниматься просветительской деятельностью.

Не кружатся диски

А начиналось все в училище имени Щепкина, на курсе Николая Анненкова. Именно там в 1967-71 годах учился будущий певец и телеведущий. Первоначально пел бардовские песни. В подтверждении этого Леонид Серебренников исполнил «Тает желтый воск свечи», песню своих студенческих друзей - Владимира Качана и Леонида Филатова.

Общеизвестно, что Леонид Серебренников - хороший рассказчик. Это он и продемонстрировал псковичам. Ему хлопали не только после песен, но и во время рассказа. Например, тогда, когда он перечислял фильмы, в которых звучали песни в его исполнении. «Рождённая революцией», «Бархатный сезон», «Петербургские тайны» и, разумеется, «Обыкновенное чудо». И что характерно - чаще всего в титрах не упоминался.

Всего он принимал участие в работе над 70 фильмами и знаком с невероятным количеством известнейших режиссёров, актеров, композиторов. Объездил с гастролями полмира. Став певцом, он не перестал быть актёром, что и продемонстрировал, когда по просьбе зрителей исполнил дуэтную песню не только за себя, но и за Валентину Толкунову.

Дуэтов в его жизни было много. В «Обыкновенном чуде» его голосом поёт Юрий Соломин, а за Екатерину Васильеву - Лариса Долина. Но это тоже общеизвестно. А вот о совместной работе с Екатериной Гусевой, выступавшей в «Норд-Осте» и снимавшейся в «Бригаде», наверно, знают немногие.

Удивительно, но Леонид Серебренников, дожив до 57 лет, не выпустил ни одного диска. Причём, принципиально. Он считает, что живое общение со слушателями куда важнее. Но, по-моему, одно другому совсем не мешает. Тем более что в  Израиле за полгода он был пять раз, а в Пскове за тридцать лет - всего дважды. Редкие появления на радио и телевидении не создают полного впечатления о творчестве певца.

Романтика романса

Особое место в жизни Леонида Серебренникова занимают романсы. Причём, он предпочитает исполнять малоизвестные произведения. «Я в этом смысле человек противный. Известные романсы вы и сами поёте». Поэтому в его репертуаре около 70 романсов, из которых многие почти никто не исполняет. Чего только стоит романс Журбина на слова Гоголя. Того самого Гоголя.

Леонид Серебренников постарался объяснить разницу, которая отличает романс от бардовской песни. «В бардовской песне есть подтекст. А в романсе его нет, там все чувства открыты». В этом и кроется сложность.

Исполнителей романсов тысячи. Но по-настоящему умеют исполнять их единицы. Леонид Серебренников из их числа. Обладая хорошими вокальными данными, он мог бы петь так, как это делают многие - «громко и правильно». Но он предпочитает не просто петь, а «вести душевный разговор» со слушателями. И поэтому его творчество уникально.

Выступает Леонид Серебренников сейчас один, без оркестра и без минусовой фонограммы. В руках - семиструнная гитара. Песню из «Обыкновенного чуда» спел под собственный аккомпанемент на рояле, вспомнив фразу, принадлежащую одному из героев Аркадия Райкина. Это звучит примерно так: «Я начал учиться играть в таком возрасте, что у меня есть шанс  свой первый концерт дать на том свете». Леонид Серебренников не стал дожидаться этого момента, и у него получилось неплохо.

Когда певец исполнял «Целую ночь соловей нам насвистывал» Баснера и Матусовского, на семиструнной гитаре лопнула струна. За кулисами тут же родилась шутка, что певец в Пскове все-таки выступал «под минус один». Имелась в виду одна оборванная струна. Антракта в концерте предусмотрено не было, и пришлось играть на шести струнах. И это впечатления от концерта не испортило. Наоборот, оживило и без того живое общение.

Заключительная часть концерта была посвящена советским песням («За фабричной заставой», «Темная ночь», «Там, за горизонтом» и другим). И вновь был продемонстрирован безупречный вкус. Не то что каждая песня или романс, а каждое  слово было прочувствовано. В этом и кроется причина успеха Леонида Серебренникова.

После концерта певец, несмотря на то, что очень спешил, ответил на несколько вопросов корреспондента «Городской газеты».

- Леонид, вы сами песен не пишите?

- Нет, я не хочу уподобляться одному композитору, который как-то сказал: «Пока ел - две-три песни набросал».

- Неужели у вас действительно нет выпущенных альбомов?

- Действительно нет.

- Можно один аргумент в пользу того, что альбомы необходимы? Публика сегодня была замечательная. Но, в основном, это уже не очень молодые люди. Молодёжь вас, к сожалению, почти не знает.

- Всё-таки я планирую выпустить свой сборник.

- Кроме того, - присоединился к разговору продюсер. - Мы планируем выпустить целый альбом совместно с Децлом. Причём, Леонид будет петь речитативы, а Децл - романсы...

Что тут сказать? Не этого ждёт от Леонида Серебренникова большинство его поклонников. Конечно, речитативы он тоже исполнит лучше, чем Децл. Актёр, всё-таки. Но его призвание не в этом. Стоит напомнить сказанную им же самим фразу о том, что «репутация зарабатывается годами, а испортить ее можно одной песней». Пусть уж лучше он и дальше предпочитает живое общение со слушателями. В том числе и с псковичами.

34.

НА СЕМИ ВЕТРАХ
(«Городская газета», 2008 г.)

В Большом концерном зале Псковской областной филармонии состоялся концерт Леонида Серебренникова. Это его третье псковское выступление за тридцать лет и три года.

Дорожная песня

В прошлый раз во время исполнения «Белой акации» Баснера и Матусовского у Леонида Серебренникова на его семиструнной гитаре порвалась одна струна. Чуть позднее за кулисами родилась шутка: певец в Пскове все-таки выступал «под минус один». На этот раз с гитарой было всё в порядке. Хотя концерт певцу всё-таки запомнится надолго. А точнее говоря, не сам концерт, а дорога в Псков. «Ехали мы из Великого Новгорода, - рассказал Леонид Серебренников.  - И чуть было не рассыпались... Не мы, конечно, а дороги... Я много езжу по стране, но такой дороги что-то не припомню...»

Так что когда зрители расходились после концерта, то обсуждали не только услышанные песни, но и дороги. «Если поменять автомобили на вездеходы...», - предлагал один зритель. - «А если поменять власть...», - мечтательно отвечал другой.

Короче говоря, дороги приходят в негодность быстро. Власть тоже не вечна. А вот песни, которые исполняет Леонид Серебренников, не устареют никогда. Это уже классика. Старинные романсы, советские песни... У Леонида Серебренникова безупречный вкус. И не только потому, что он поет самое лучшее (известное и малоизвестное). Главное - подход к песне, к слову. Он знает, о чем поет. Он чувствует слово. А его голос и на седьмом десятке звучит молодо и светло.

Акционерное общество

Вроде бы, «Всё как прежде, все та же гитара...». Именно с этого романса начался концерт. Но гитар много. И людей, которые осмеливаются спеть знаменитые песни со сцены, множество. Однако Серебренников, пожалуй, сейчас наиболее точно передаёт дух ушедших эпох и неустаревающих песен. За ним не только театральная школа и многолетний эстрадный опыт. За ним культурная традиция, знакомство со многими композиторами и поэтами, которые и создавали эти песни (Никита Богословский, Андрей Петров, Ян Френкель, Юрий Саульский, Геннадий Гладков, Евгений Дога, Мурад Кажлаев, Оскар Фельцман, Александр Журбин, Расул Гамзатов, Лев Ошанин...). Поэтому певец имеет полное право на критический взгляд, когда говорит о сегодняшней действительности.

«Хороших песен сейчас почти не появляется, - считает он. - Всё очень легковесно. Прекрасно, что молодёжь начинает исполнять старые песни. Но зачастую это приобретает форму акции. Часто видишь, что молодой певец не удосуживается задуматься над смыслом того, о чем он поет... «Русское поле» исполняется с улыбкой, с весельем... Надо обращать внимание не только на один ритм, на покачивания...»

 Прохода нет

Ещё одна болевая точка - наше телевидение. Один и тот же музыкальный клан. Однообразие. Фонограмма. «Вы же видите, что творится сейчас на телевидении, - сказал Леонид Серебренников со сцены. - Молодёжь телевизор почти не смотрит. Моему сыну 25 лет. У них есть дискотеки, клубы, плееры... Старшее поколение такие музыкальные программы тем более не смотрит. Так для кого тогда это показывают? А ведь это идёт по всем каналам. Тяжело... Всего должно быть в меру. Пусть рок, пусть рэп, пусть классика, эстрада... По каналу «Культура» что-то пробивается с трудом. Но это же в таком шквале музыки... Я много выступаю за рубежом. Недавно был в Америке, в Англии... И скажу, что наши «звёзды» там не проходят. Взять тот же Израиль. Пятнадцать-двадцать отмен концертов наших самых крутых «звезд». Зрителям это не интересно. По телевизору они сто раз уже это видели. Да еще концерты проходят «под фанеру». Кроме того, в новых песнях нет основы. Каждая песня любой страны должна иметь корни, какую-то историю, багаж... В этих песнях этого нет, они на 90 % рассчитаны на ноги. Это, наверное, тоже хорошо. Но ноги - не для концертных залов».

Дисковод

В прошлый приезд я спросил Леонида Серебренникова о его дисках. И оказалось, что их просто нет. С тех пор кое-что изменилось. Диск с песнями певца наконец-то вышел. В Пскове в перерыве концерта диск разошелся моментально. Пришлось администратору срочно ехать за новой партией в гостиницу. А пока он ездил, со цены звучали «Тёмная ночь», «За Рогожской заставою», «Что так сердце растревожено», песни из фильма «Обыкновенного чудо», целых два романса «Белая акация», в том числе и в маршевом ритме (знаменитый марш корниловцев «Смело мы в бой пойдем за Русь Святую», который позднее большевики переделали на свой лад). Песни, особенно хорошие песни, очень часто стараются приспособить под собственные нужды. Песни имеют прикладное значение. И тут важно приложить к ним ещё и душу. Не использовать их, а жить ими. Леонид Серебренников так и делает.

35.

НЕ УХОДИ, ПОБУДЬ СО МНОЮ...
(«Городская газета», 2005 г.)

В Большом концертном зале Псковской областной филармонии состоялся концерт Валентины Пономарёвой.

 

Провинциальный роман

Не мешало бы добавить - концерт знаменитой исполнительницы русских и цыганских романсов Валентины Пономарёвой. Уже больше двадцати лет можно с полным правом говорить о том, что она не просто знаменитая, а лучшая наша певица. И каждый новый её приезд в Псков доказывает это. Однако так думают не все. И дело здесь не в каких-то недостатках певицы.

Концерты неизменно хороши. Просто некоторые наши земляки приходят к странной мысли о том, что «хорошая певица не может четыре раза подряд приехать в наш город». В этом смысле, кто бы в Псков ни приехал - он сильно рискует. В глазах этих людей сам факт выхода на псковскую сцену означает понижение рейтинга артиста до нуля. Это-то и можно назвать дремучим провинциализмом. Комплексом сто первого километра. Если человек доехал до нас, значит опустился.

Есть и другая сторона медали. Сколько бы раз не приезжал в Псков артист, всегда найдется достаточно большое количество вроде бы вполне образованных людей, которые зададутся вопросом, вроде: «А кто такая Пономарёва?» - «Ну как же... «Жестокий романс», Эльдар Рязанов...». - «А кто такой Эльдар Рязанов?» И это спросит не «далекий американский друг», а свой, доморощенный.  И не обязательно молодой. Вот вам и культурное пространство.

Пока Петросян и Степаненко не споют за кадром у Рязанова, Вуди Алена или Эмира Кустурицы, об этих режиссёрах такие люди не узнают. И не надо.

Аншлаг, извините за выражение

Почти все билеты на концерт были проданы. В зале расставлялись приставные стулья. Артисты отдыхали в гримерках. Брат Валентины Пономарёвой скрипач Владимир Пономарёв пил кофе и расспрашивал о Пскове. Особенно заинтересовала его карта нашего города, а именно - названия районов. Овсище, Корытово, Любятово... Вопросы он задавал, а вот сам отвечать отказался наотрез. Как и муж Валентины Пономаревой гитарист и директор группы Константин Гогунский. Что же касается самой Валентины Пономаревой, то она тем более отказывается давать интервью, объясняя это тем, что ей «никакой пиар уже не нужен». (Обет молчания вне сцены она нарушает очень редко). По этой же причине певица запрещает фотографировать себя. К тому же в этот её приезд у Валентины Пономаревой разболелся зуб, и вообще она плохо себя чувствовала.

Псковский зритель, однако, вряд ли это мог заметить. Разве что очень внимательный.

«Я люблю этот зал, я люблю эту сцену, я люблю ваш прекрасный край и ваш знаменитый на всю Россию город, - сказала певица как только появилась на сцене БКЗ. - Хотите ли вы, чтобы я начала свой концерт с исполнения песен из кинофильмов? Я не всегда это делаю, но в Рязани - как вы скажете». Зал отреагировал немедленно, подсказав, что «наш знаменитый на всю Россию город» называется немного по-другому. А на вопрос певицы ответил положительно.

Так что выступление началось с «Романса о романсе» Андрея Петрова и Беллы Ахмадулиной. Затем прозвучала «Любовь - волшебная страна» Андрея Петрова и Эльдара Рязанова. Эти песни в 1984 году принесли Валентине Пономаревой известность. Но карьера её, разумеется, началась гораздо раньше. Всё-таки её двоюродный прадед  Михаил Эрденко был знаменитым скрипачом и профессором Московской консерватории. И отец тоже скрипач, и брат, и сын. А мать - пианистка. Старшее поколение хорошо помнит выступление Валентины Пономарёвой в трио «Ромэн».

Значительно менее известны в Пскове ее джазовые опыты. В Великобритании, Японии, США вышло около двадцати её джазовых дисков. Причем это не традиционный джаз, а авангард. С такими вещами в нашем городе выступать рискованно. У некоторых поклонников традиционного русского и цыганского романса,  если бы они, не дай Бог, услышали  джазовый авангард Пономарёвой, могла бы случиться истерика. С Пономаревой записывался легендарный Джон Зорн. В начале восьмидесятых она выступала с находящимся в глубоком подполье «Аквариумом», пела с разбивающими все стереотипы Чекасиным, Курёхиным. Не раз выходила на сцену с музыкальным экстремистом-саксофонистом Летовым (братом Егора Летова из «Гражданской обороны»).

Но джазовых и рок-вокалисток, куда более значительных, чем Пономарёва, на Западе десятки. А вот романсы там никто так не исполняет. И здесь не исполняет. Старинные, современные, русские, цыганские, весёлые, грустные. Всё равно какие. Валентина Пономарёва чувствует каждое слово, умеет перевоплощаться. Где надо - стилизует, прибегая к легкой иронии. Где надо - поет всерьёз. Умеет останавливаться на той грани, которая отделяет стилизацию от пошлости, грусть от профессионального выдавливания слёзы.

Вина винила

Псковский концерт проходил по привычной схеме. Общение с залом - романс - общение с залом - романс. «Гори-гори моя звезда...», «Отцвели уж давно хризантемы в саду...», «Не уходи, побудь со мною...», «Ночь светла, над рекой тихо светит луна...». В этот раз Валентина Пономарева особое внимание уделила новому  гитаристу группы Алексею Сидорову. Так сказать, знакомила его с псковской публикой. А он в свою очередь привнес в концерт нечто испанское, аранжировав два русских романса («Этот веер чёрный» и «Как хороши те очи») в соответствующем стиле. Специально для гастролей по Испании.

Вспомнила Валентина Пономарева и о Эльдаре Рязанове. Месяц назад он открыл ресторан в киноклубе, названном его именем. Ресторан называется «Жестокий романс».

Уже по давно сложившейся традиции по ходу концерта певица раздавала виниловые диски, «которых у меня осталось совсем немного». Сколько раз она приезжает и раздаёт их, а диски все не кончаются. И это неплохо. Звучание виниловых дисков на CD повторить пока не удаётся. И виноваты они только в том, что такие большие и неудобные. «Но придет время, когда винил опять будет модным, - сказала Валентина Пономарева. - Нет таких цифровых качеств, которые могли бы сохранить этот удивительно живой звук, дыхание... Даже какие-то ошибки создают живое настроение».

 

«А напоследок я скажу», что Валентина Пономарева в Псков ещё приедет не раз. Несмотря на то, кто-то что-то о ней здесь подумает.

36.

ОБОРОТЫ РЕЧИ
(«Городская среда», 2010 г.)

Это было все что угодно, но не праздник поэзии. Пушкин по традиции оказался на подхвате. Например, помогал актёру Виктору Бабичу разыгрывать лотерею.

Речь, разумеется, об очередном мероприятии, которое называется «Всероссийский пушкинский праздник поэзии».

Само по себе событие получилось не таким уж и плохим. На помощь пришла погода и столичные артисты. Поэты на помощь не пришли.

Как только поэты закончили читать стихи на сцене, к ней потянулся народ. Посмотреть на фольклорные ансамбли, просто посидеть на скамейке... Это было самое разумное.

Три дня подряд  в Научно-культурном центре в Пушкинских Горах, в Михайловском и в Псковской областной филармонии поэты читали свои стихи. Три дня подряд люди вынуждены были слушать: «А буря мглою и снежным вихрем в полях крутила //...   Скорее, няня, перо, бумагу, а после кружку, моя подружка, хмельную выпьем» или что-то другое в этом же духе. Со сцены сыпались бесконечны рифмы типа «секонд-хэнд - хэппи-энд», «был - не забыл»...

«Если есть у России душа, то она называется Псковом...»

«Я только здесь бываю дома, мой Псков зеленый и седой...»

«Люблю Октябрьский проспект...»

Все это мне приходилось слушать по необходимости, но нашлись люди, которые пришли специально и внимали с умилением, и даже аплодировали.

Как выразился автор одиннадцати стихотворных сборников Валерий Мухин: «Пушкин для нас - тот источник, к которому идет вся Россия, а может - и народы всей земли, чтобы утолить жажду...»

Боюсь, что Пушкин для них - источник заразы. Поверхностное чтение приводит к слишком предсказуемым результатам. Пушкина используют в прикладных целях, и это не гигиенично. Берется пушкинская строфа, и с нее снимаются бесконечные копии... Талант, вдохновение, вкус остаются за кадром. В результате получается то самое... Лучше бы плели не рифмы, а корзинки, которые продавались тут же. Впрочем, для плетения корзин вдохновения надо больше. К тому же, не помогают ни научные степени, ни лауреатские звания...

И это тогда, когда в России по-прежнему живут настоящие поэты. Расстояние между Псковом и Петербургом или между Псковом и Москвой ни чуть не больше, чем тридцать лет назад. Но тогда все было по-другому.

Хотя не важно, что было тридцать лет назад. Президиум, состоящий из сидящих на стульях поэтов - как раз из того времени.

Правда, как рассказывают старожилы, тогда поэты стеснялись читать свои стихи и предпочитали Пушкина. Теперь никто ничего не стесняется.

Но дело в том, что большая часть того, что прозвучало за три дня пушкинского праздника, к современной поэзии тоже не относится. Это вообще не поэзия, а рифмоплетство.

Все то, что не имело отношения к так называемой современной поэзии, было значительно лучше. В Михайловском устроили скромный провинциальный праздник, лишенный суеты... Раскрашивание бегемотиков, конкурс пирогов, розыгрыш праздничной лотереи, выступление хореографических коллективов...

Презентация туристических программ ведущих музеев Псковской области выглядела примерно так: выходят два человека, изображающие иностранцев. Один из них в поисках Порховских достопримечательностей спрашивает: «Gde vasha krepost?» В общем, представление в стиле соц-скоб-арт.

По поляне задумчиво бродил верблюд. С книжного лотка торговали книгами Дэна Брауна. Бедный Пушкин на сцене безуспешно пытался найти счастливого обладателя мобильного телефона... Цифр (номеров лотерейных билетов) в этот день прозвучало со сцены не меньше, чем поэтических строк. Жаль, что Пушкину не доверили объявить важную информацию о том, что найден паспорт с московской пропиской. Он бы непременно справился. Пушкин - мастер на все руки.

На острове «Уединения» записывал «Руслана и Людмилу» актер Сергей Мигицко. Уединение оказалось неполным. На остров случайно забрел мальчишка с дудкой. И если есть дудка, то в нее надо дуть... И он в нее, конечно, дунул. Это была историческая запись.

В это время за деревом  митьки рисовали вице-губернатора Жаворонкова. Все было в пределах нормы и не вызывало раздражения.

На одной из сцен толпилось человек двенадцать. Внизу на скамейках сидело четыре человека. Соотношение сил - показательное.

Событие получилось вневременным. В том смысле, что на время мало кто обращал внимание. Возможно, поэтому обещанный концерт Евгения Дятлова начали на двадцать минут раньше. Но эти и прочие недоработки тоже не очень-то и раздражали. Важна была атмосфера - не поэтическая, но зато вполне здоровая. Казалось, что алкоголь остался только в кружке у няни. Редкие пьяные уводились милиционерами почти по-дружески.

Такой праздник мог иметь отношение к чему угодно - ко Дню России, ко Дню города (или поселка)...

Все равно самым важным был концерт.

На этот раз в нем участвовали Евгений Дятлов и Пелагея.

Некоторые не поехали в субботу в Михайловское из-за того, что опасались плохой погоды или комаров. Опасения были напрасны. Ветер был действительно сильный, но туч он так и не нагнал, зато отогнал почти всех комаров. Первого комара я увидел в лесу под вечер. Он сидел на правом виске у Евгения Дятлова.

«Для исполнения романсов нужна камерная атмосфера, - говорил Евгений Дятлов. - Я всегда волнуюсь, когда выступаю перед большой аудиторией. Приходится балансировать, петь народные и советские песни...»

Волнения были напрасны. Публика все поняла как надо. Зрители не ограничивались прослушиванием и заказывали песни. Последней была исполнена просьба спеть что-нибудь «из Андрея Петрова».

«Лучше лежать на дне», - запел Евгений Дятлов.

Можно лежать и на дне, главное, чтобы там были слышны песни в исполнении Пелагеи. Как и ожидалось, это была лучшая часть праздника.

Перед концертом я напомнил Пелагее её приезд в Пушкинские Горы в 2007 году:

- Ваш предыдущий концерт в Пушкинских Горах был на слете пропрезидентских молодежных движений.

- Да? - удивилась Пелагея.

- Вы об этом не знали? В таком случае, существенно ли для вас петь на концерте, где много высокопоставленной публики?

- Я настолько далека от политики. Я ничего в этом не понимаю, и это мне не очень интересно. Меня интересует, что происходит в мире. Но я отчетливо понимаю, что мы не все знаем... Есть только определенная информация, которая нам поставляют СМИ, а поставляют они по-разному. Так что истину в последней инстанции нам никогда не найти...

Действительно, в СМИ истину искать не стоит. С большим основанием е можно искать в искусстве, особенно - в народном. В этом смысле Пелагея выбрала верный путь. У нее еще не совсем ровный репертуар. Собственные песни группы Пелагея пока уступают таким песням как «Пташечка», «Ой, не вечер»...

Особенно хорошо это воспринимается на открытом воздухе, тем более - на поляне в Михайловском. А ее новый альбом «Тропы» (от греч. tropos - поворот, оборот речи) требуют отдельного разговора.

На следующий день праздник завершал вечер в областной филармонии. Его можно было бы назвать провальным, если бы не второе отделение, в котором поэтические строки не читали, а пели. Солисты Мариинского театра и музыканты Симфонического оркестра Псковской областной филармонии призваны были прикрыть ту горечь, которая осталась от выступления  большинства поэтов. Это было все что угодно, но не праздник поэзии.

 

37.

НАКРЫТЬ ПОЛЯНУ
(«Псковская правда-Вече», 2010 г.)

Неофициальным гимном Всероссийского Пушкинского праздника поэзии 2010 года неожиданно стала песня «Когда мы были на войне». За один вечер на поляне в Михайловском со сцены ее исполнили дважды. Первый раз - Евгений Дятлов со своим ансамблем, а немного позднее - группа Пелагея.

Но в целом праздник  получился мирным. Можно было бы сказать, что все прошло тихо-мирно, если бы не две площадки, которые находились поблизости друг от друга.  Позднее участники делились впечатлениями: «Звуком друг друга глушили...», «Поляна большая, а наложений полно»...

Сдержанное веселье

И всё-таки, несмотря на шумовые эффекты, это был почти домашний праздник, причем веселье получилось трезвое. Народ пил, в основном, чай и квас. На поляне, в основном, торговали сувенирами, а не трусами. Картину дополняли  добродушные милиционеры, пускавшие за сцену кого попало. И оказалось, что трезвые зрители ведут себя вполне прилично. К вечеру 5 июня на поляне собралось довольно много народу, но никто друг другу не мешал.

Это была анти-масленица, если на образец масленицы взять то, что творилось возле Мирожского монастыря в Пскове этой зимой. В общем, в Михайловском и окрестностях шло сдержанное патриархиальное веселье, на которое нагрянули известные персоны (Евгений Дятлов, Пелагея)...

Список обещанных, но так и не доехавших знаменитостей оказался  значительно внушительнее. На разных этапах подготовки упоминались имена Михаила Козакова, Александра Филиппенко, Алексей Серебрякова, Александра Лазарева-старшего, Светланы Немоялевой... Никто из них до Пушкинских Гор не добрался. Зато снова приехали вездесущие митьки - Дмитрий Шагин и Андрей Филиппов. На острове «Уединения» в три присеста записал все поэму «Руслан и Людмила» Сергей Мигицко. Евгению Дятлову досталась 2-я глава «Евгения Онегина». Та самая, которая начинается со слов «Деревня, где скучал Евгений, // Была прелестный уголок...» Евгению Дятлову в деревне скучать не давали поклонницы и поклонники, с которыми он мужественно фотографировался. Но прежде он представил гостям праздника «составное блюдо» - концерт, в основном состоящий из романсов и военных песен.

Между прошлым и будущим

После концерта на вопрос: «В вашем репертуаре много военных песен, и сегодня на концерте вы вспомнили о «вопиющем невежестве». Что вы имели в виду?», - Евгений Дятлов ответил: «Возьмите любого пятиклассника-семиклассника. Происходит то, о чем  я не мог и предположить,  когда сам был семиклассником. Школьники не имеют никакого представления об этой войне. Это же страшно - не знать про подвиг своих предков. Если ты это все забываешь - то жди беды...» - «Вы снимаетесь в новой версии «Белой гвардии». - «Да, я участвую в съемках 8-серийного художественного фильма. Режиссер - Сергей Снежкин, которого я чту как высокого художника и всегда мечтал у него сняться. И вот мо мечта сбылась». - «Кого вы играете?» - «Я там - Леонид Юрьевич Шервинский, певец...» - «И что вы поете?» - «Я пою там классические арии. Каватину Валентина с оперы «Фауст» Гуно, арию Неморино из оперы Доницетти «Любовный напиток» и эпиталаму Гименею из оперы «Нерон» Рубинштейна». - «Серьезный репертуар» - «Серьёзный, и в  предлагаемых обстоятельствах надо выглядеть более-менее претендующим на роль оперного певца...»

«Парадоксов друг...»

Если с Евгением Дятловым журналисты общались в лесу, то с певицей Пелагеей - в амбаре. Точнее - в льняном амбаре, который превратился в выставочный зал (в нем открылась выставка работ художника Игоря Шаймарданова, посвященных Пушкину).

С Пелагеей мы заговорили о так называемом неформате. «У нас в стране такой парадокс, - объяснила Пелагея, - этно-музыка неформат в любом случае.  Если не считать буквально двух коллективов, которые регулярно появляются в субботних концертах. Но это те люди, которые, в принципе, уже давно не поют народные пенсии.  И на радио не услышишь русские народные пенсии. Я очень долго анализировала - почему это происходит и если честно - так и не поняла.  Мне кажется, должно быть наоборот. В народной музыке тоже есть «легкие» песни.  Людей, которые занимаются музыкальным форматом и составлением ротаций - считают, что эту музыку слушать слишком тяжело, народ нельзя  так «грузить», его надо развлекать... Как бы мы это не обрабатывали - это никому не интересно... Но у нас никогда не было задачи звучать из каждого утюга... Мы делаем свое дело, медленно, но верно...»

О том, что Пелагея делает именно свое дело, она еще раз доказала на пушкинской поляне. В основе нынешнего ее репертуара - песни из нового альбома «Тропы», а лучшие песни в альбоме когда-то исполняла Ольга Сергеева из Усвят. «У меня с Псковской областью совершенно особые внутренние отдельные отношения, - сказала Пелагея. - Я надеюсь, что по отношению к песне у нас с Ольгой Сергеевой есть что-то общее».

Всероссийский праздник поэзии получился бы неплохим, если бы не поэты. Легко понять тех  людей, которые не пожелали присоединиться к тем 106 слушателям, которые все-таки пришли поглядеть на поэтов на пушкинской поляне. На следующий день в областной филармонии зал был полон, но общий уровень стихов от этого не стал выше (более подробно об этом читайте в следующем номере). В общем, «Так нельзя, пишут Родине друзья», - как поёт Пелагея.

37.

НАРОДНАЯ ТРОПА ПЕЛАГЕИ
(«Городская среда», 2010 г.)

В предыдущем номере рассказывалось о концерте группы «Пелагея» на поляне в Михайловском. Большинство песен, прозвучавших на пушкинском празднике, вошли в двойной альбом «Тропы», выпущенный в 2010 году.

ТРОПЫ - (от греч. tropos) означают поворот. Таких поворотов на альбоме несколько. При этом произведение получилось почти концептуальное, с прелюдией. Учитывая разброс жанров, в которых работает Пелагея Ханова и ее группа - это впечатляет. Но и вызывает опасение.

До этого альбома Пелагея, в основном, перепевала  чужие песни, как правило - народные. Теперь же ее мама Светлана Ханова и гитарист Павел Дешура создали несколько собственных песен и композиций, которые в будущем способны увести Пелагею в сторону от фолк-рока. Точнее говоря, формально это остался тот же прежний фолк или этно-рок, но авторская позиция держит форму, размывая содержание.

И все же «Тропы» - один из лучших альбомов, записанных русскими музыкантами в последнее время. Он был бы еще лучше, если бы оказался в два раза короче.

Но Пелагея с этим никогда бы не согласилась. Судя по ее высказываниям, для нее, например, композиция «Оборотень-Князь» очень важна и дорога. Переложенные на музыку легенды о полоцком князе-оборотне сделаны профессионально и напоминают времена прог-рока или первые советские рок-оперы. Немудреные тексты («на небе волчья тень, // заканчивай свой день»), а-ля-русские мотивы... «Оборотень-Князь» как будто специально написан для любителей русского фэнтези. Но с голосом о обаянием Пелагеи даже такая претенциозная вещь  выглядит вполне прилично. По музыке «Оборотень...» перекликается с еще одной песней на альбоме - с «Дремой», она же - колыбельная. (неожиданно вспоминаются оперы Рыбникова - «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты» и «Юнона и Авось»).  Оперные и рок-оперные пассажи закрепляются в «Фиолетовых снах». Тем не менее, это все равно остается трогательным девичьим признание в любви. Кое-где возникающий хард-рок эту трогательность нисколько не портит.

Все эти песни воспринимались бы иначе, если бы не присутствие на альбоме подлинных народных песен из репертуара Ольги Сергеевой. Группа Пелагея подошла к ним с огромной любовью и пониманием. Понимание здесь важнее любви. Причем «Колечко», минорное по духу («я отдам сестре малютку, сама в море утоплюсь»), обрамлено достаточно мажорной музыкой, и это не вызывает противоречия. Пелагея страданий не нагнетает. Они у нее получились скорее красивые, чем страшные... Вроде бы, это не совсем правильно и легковесно. Но жизнерадостная пышущая здоровьем Пелагея умеет уходить в глубину.  

А самая главная, на мой взгляд, вещь на альбоме - «Пташечка» - аранжирована совершенно по-другому, по минимуму («у этой пташки есть гнездо, есть у ней и дети, // а у меня, у сироты, нет никого на свете»). И здесь уже никаких заигрываний. Настроение соответствующее, сиротливое. Попробуйте сравнить, как исполняет эту же песню Ольга Сергеева. Двадцатитрехлетняя Пелагея (24 года ей исполнится в июле 2010 года) поет немного по-другому, но все равно пронзительно. Вряд ли кто-нибудь в России сейчас исполнит эту песню лучше.

Еще один поворот в альбоме связан с казачьими песнями, где главной, разумеется, стала  «Ой, да не вечер»... Своим голосом Пелагея умеет передать - как разгулялся, разыгрался, расплясался конь...

Группа Пелагея давно связанна с «русским роком» и часто выступает на фестивалях с главными рок-группами страны. Похоже, молодые музыканты испытали определенную зависимость. Песня «Омут» - это как бы «Аквариум». Таких музыкальных тем и аранжировок у Гребенщикова много. «Омут» придает разнообразие альбому, но все же кажется здесь лишним. Ещё в некоторых вещах проскальзывают аранжировки в стиле «Алисы».

А потом, во время очередной песни про казаков, слышится уже не «Аквариум» и «Алиса», а что-то более подозрительное - «Любэ». Еще раз тень «Любэ» падает в антиалкогольной песне «Деревня».

Но это еще не все повороты. «Босанова» - почти авторская песня, переходящая в эстрадную... К тексту, где есть строки: «Меркантильным скопом вечность расплескали, // К черту всю работу, я уеду к маме», лучше вообще не прислушиваться.

Последний поворот происходит во время композиции «Тропы» (Светлана Ханова написала текст, опираясь на музыку самого Сергея Рахманинова).

И все-таки группе Пелагея удалось невероятным объединить все это. В концертном исполнении песни звучат еще более естественно, чем в студийном. Но именно в студии и была проделана основная работа. К каждой, даже не к самой удачной песне, был найден свой подход. Ни одной песне в «Тропах» не сиротливо. «Тропы» - это лучшее, что пока сделала Пелагея. Главное, чтобы дальше все шло в правильном направлении. Не в сторону «Любэ» или поверхностного фэнтезийного хард-рока, а в сторону  корней.

 38.

ПОВОРОТЫ СУДЬБЫ
(«Городская среда», 2012 г.)

О Пелагее хорошо писать. Но еще лучше ее слушать. В Пскове, несмотря на ее особые отношения с Псковской областью, она выступает редко. В Пушкинских горах ее можно увидеть и услышать чаще.

Нет уверенности, что мы снова услышим здесь Пелагею в обозримом будущем (это не имеет отношения к творчеству). Тем важнее было побывать на концерте в Псковской областной филармонии и сравнить с предыдущими концертами, которые Пелагея и ее группа давали на открытом воздухе.

Группа «Пелагея» приехала в Псков ненадолго, однако полноценный концерт в Большом концертном зале областной филармонии провести успела. В понятие «полноценный» входит не только время, проведенное на сцене.

В отличие от многих других, музыканты «Пелагеи»* к концертному звуку относятся с повышенным вниманием. Достаточно ознакомиться с подробнейшим концертным райдером, в котором учтена каждая мелочь, включая ковролин под ударной установкой. Не говоря уже об обязательном звукоизолирующем стекле перед той же ударной установкой. Два звукорежиссера в областной филармонии обеспечили очень приличный звук.

Поиски истины

Впрочем, не всех псковских зрителей концерт Пелагеи Хановой и ее группы удовлетворил. Кого-то не устроил как раз звук, кто-то остался неудовлетворенным из-за того, что не услышал свои любимые песни. Но, на мой взгляд, это был один из лучших концертов на нашей филармонической сцене за последние годы.

Пелагея после концерта очень спешила на поезд. Поэтому пришлось отменить запланированную пресс-конференцию.

В июне 2010 года, во время предыдущего приезда в Псковскую область, у Пелагеи немного времени для разговора нашлось. Певица, приехавшая на Пушкинский праздник поэзии, тогда встретила журналистов в Михайловском, в льняном амбаре, превратившемся с выставочный зал.

В тот раз я напомнил Пелагее её приезд в Пушкинские Горы в 2007 году:

«Ваш предыдущий концерт в Пушкинских Горах был на слете прокремлевских молодежных движений». «Да?» - удивилась Пелагея. - «Вы об этом не знали? В таком случае, если вам заранее известно, что в зале много специальной публики, что-то для вас меняется?» - «Я настолько далека от политики, - ответила Пелагея. - Я ничего в этом не понимаю, и это мне не очень интересно. Меня, конечно, интересует, что происходит в мире. Но я отчетливо понимаю, что мы не все знаем. Есть только определенная информация, которую нам поставляют СМИ, а поставляют они по-разному. Так что истину в последней инстанции нам никогда не найти...»

Форма на содержании

В тот раз разговор зашел о так называемом неформате. «У нас в стране такой парадокс, - с сожалением произнесла Пелагея. - Этно-музыка - неформат в любом случае.  Если не считать буквально двух коллективов, которые регулярно появляются в субботних концертах. Но это те люди, которые, в принципе, уже давно не поют народные пенсии.  И на радио не услышишь русские народные песни».

Пелагея так и не смогла объяснить - ни журналистам, ни себе - почему такое происходит? Она с недоумением говорила о том, что те, от кого зависят телевизионные и радиоэфиры, считают такую музыку тяжелой. Но не в смысле звука, а в смысле трудностей для восприятия. Музыка кажется слишком сложной. Причем, как ее не аранжируй, проще она якобы не становится. Так считают музыкальные редакторы.

По мнению Пелагеи, всё «должно быть наоборот», потому что в «народной музыке тоже есть «легкие» песни».

Я слушаю и наблюдаю за Пелагеей много лет и свидетельствую - вне зависимости от того, кто находится в зале, - свезенные в массовом порядке «молодогвардейцы», президенты и министры ведущих мировых держав, обычные зрители (и дети, и пенсионеры), любители народной музыки или хард-рока, почти все они воспринимают Пелагею с радостью, а то и с восхищением. Но ее музыка, несмотря на все это, по-прежнему остается неформатной.

Первая конная

Пелагея поет так, что даже такая песня как «Конь» (авторы - Матвиенко и Шаганов) звучит неплохо. Не говоря уже о таких песнях как «Ой, да не вечер», «Не для тебя» или «Казак».

Название стиля этно-рок - достаточно условно. От корней Пелагея, конечно, никогда не отрывается, но народных песен на концертах она исполняет не так много. В последние годы в ее репертуаре появилось несколько вещей, сочиненных гитаристом ее группы Павлом Дешурой и Светланой Хановой (мамой Пелагеи). На псковском концерте прозвучали «Омут» и «Степь», сочиненные ими.

Более того, многие так называемые казачьи песни имеют вполне конкретных авторов. Текст знаменитой песни «Когда мы были на войне» (с нее начался концерт) сочинил Давид Самойлов, который уж совершенно точно казаком не был. Музыку написал Виктор Столяров.

То есть многие песни - и старые, и новые - это современные стилизации, но сделанные настолько убедительно, что народными они стали еще при жизни авторов.

В действительности, стиль группы «Пелагея» - космополитический. Приставка «этно» скорее подразумевает не конкретный этнос, а народ вообще. Поэтому так непринужденно группа «Пелагея» может соединить русскую народную песню «Стежки-Дорожки с «Casta Diva» из оперы Винченцо Беллини «Норма» или украинскую народную песню «Щедривочка» с «Утром» из сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт».

Впрочем, на псковском концерте обошлось без прямых классических цитат.

Внутренние отношения

Особое место в творчестве Пелагеи занимают песни из репертуара усвятской певицы Ольги Сергеевой.

Пелагея на всех концертах, в какой бы стране они не проходили, не устает повторять одно и тоже: «У меня с Псковской областью совершенно особые внутренние отдельные отношения. Я надеюсь, что по отношению к песне у нас с Ольгой Сергеевой есть что-то общее».

Определенно, есть. Группа «Пелагея» подошла к песням из репертуара Ольги Федосеевны Сергеевой (1922 - 2002 гг.) с огромной любовью и пониманием. Понимание здесь, возможно, даже важнее любви.

Причем «Колечко», минорное по духу («я отдам сестре малютку, сама в море утоплюсь»), обрамлено достаточно мажорной музыкой, и это не вызывает противоречия.

Пелагея страданий не нагнетает. Они у нее получились скорее красивыми, чем страшными. Вроде бы, это не совсем правильно и легковесно. Но жизнерадостная пышущая здоровьем Пелагея в нужный момент успевает уходить в глубину. 

А самая главная, на мой взгляд, вещь, исполняемая на всех концертах группы «Пелагея» - невероятная по силе песня «Пташечка». Она аранжирована совершенно по-другому, по минимуму. И здесь уже никаких заигрываний («у этой пташки есть гнездо, есть у ней и дети, // а у меня, у сироты, нет никого на свете»). Настроение соответствующее, сиротливое.

Попробуйте сравнить, как исполняла эту же песню Ольга Сергеева.

Пелагея, родившаяся спустя 64 года после рождения Ольги Сергеевой, поет немного по-другому, но все равно пронзительно. Вряд ли кто-нибудь в России сейчас исполнит эту песню лучше. А за пределами России - тем более.

Повороты и привороты

Последний на сегодняшний день альбом Пелагеи неспроста называется «Тропы». Это очень многозначительное название. Имеются в виду не только тропинки, потому что в греческом языке tropos означает поворот.

И таких поворотов на альбоме и на концертах Пелагея делает несколько. Русская  народная песня, цыганский романс, казачья песня и так далее. Аранжировки тоже разные - то в духе Pink Floyd - медленные и раскатистые, то сделанные в резком  хард-роковом стиле, словно конь неожиданно встал на дыбы. Иногда это просто баянные или гитарные переборы.

И что ценно, все это не превращается в нагромождение разноликих композиций. Наоборот, центральная фигура Пелагеи, ее богатый голос и сценическая непосредственность связывают все песни воедино. Пелагея словно бы устанавливает вокруг себя еще один стеклянный экран, отражающий пошлость, но пропускающий все самое для нее важное.

У Пелагеи и ее музыкантов есть не только профессионализм, но и вкус, не позволяющий им отрываться от корней, не зависимо от того, в какие музыкальные стили их заносит.

Один из самых главных поворотов на последнем на сегодняшний день альбоме «Тропы» и на концерте связан с казачьими песнями, где главной, разумеется, стала «Ой, да не вечер», она же - «Сон Степана Разина».

Своим голосом Пелагея умеет передать - как разгулялся, разыгрался, расплясался, разрезвился конь. Но и как пропадает буйна голова - тоже, несмотря всю на свою жизнерадостность, она умеет передать.

Спела  в Пскове Пелагея и те песни, которых пока на ее студийных  альбомах нет. В том числе «Под ракитой зеленой» из репертуара фолк-театра «Забайкалье». Не обошлось и без крепкой «Горилки».

«Горилку» (тоже из репертуара Ольги Сергеевой) Пелагея представила как «напутствие к девушкам, чтобы они были поаккуратнее в распитии этого замечательного напитка». В праздничные дни Масленицы это было уместное напоминание.

Пелагея пообещала, что к осени, после гастрольного тура, начнет записывать новый альбом - «Вишневый сад», состоящий, в основном, из романсов. После чего не прочь вернуться в Псковскую область, с которой, как было сказано, у нее особые отношения.

 * Пелагея Ханова (вокал), Павел Дешура (гитара, аранжировки, бэк-вокал), Дмитрий Зеленский (барабаны), Александр Савиных (бас-гитара), Антон Цыпкин (баян, клавиши), Сергей Полубояринов - концертный звук.

39.

СКВОЗЬ РАДУГУ СЛЁЗ
(«Городская газета», 2006 г.)

В Псков после долгого перерыва приехал Олег Погудин. Его концерт состоялся в Большом концертном зале Псковской областной филармонии.

Романсы поют все, если не сказать - все кто угодно. Но петь их умеют единицы. И Олег Погудин из их числа.

Казалось бы, по-настоящему известен он стал недавно. И вот Погудин уже признанный певец, заслуженный артист России. Есть у него и другие титулы, названия которых, по-моему, придумывали люди с не совсем безупречным вкусом. «Глас Ангельской России», например. Получил он и награду «Ангел Трубящий». А вот у самого Погудина со вкусом всё в порядке.

Повторяю, кто только публично не исполняет русские романсы. Актёры, шахтёры, режиссёры. Рок-музыканты в последнее время повадились. Само собой, что и оперные певцы не обходят романсы стороной. Но большинство - голосистые и безголосые - делают это с каким-то одинаковым надрывом. И получается пошло. Горячие русские романсы выпекают как русские пирожки. Причём непременно капустой. Сами знаете - с какой. Олег Погудин от этого открещивается демонстративно. Ему свойственны сдержанность, невозмутимость.

Позволю себе сравнение, которое кому-то может показаться неподходящим. Его прохладная манера исполнения наводит на мысль ни о ком ином как о Чете Беккере. Понятно, что американский певец и трубач (но совсем не ангел) исполнял совершенно другую музыку. Однако с той же подчеркнутой бесстрастностью. И это освежало. Прохлада и у Погудина получается живительная. Конечно же, сказывается здесь и влияние Вертинского, Окуджавы, которые при исполнении тоже, знаете ли, не надрывались, а слова пропускали через сердце.

Погудин возник не из пустоты. За ним песенная и поэтическая традиция всего прошлого века. Он, конечно, поет не только романсы, и в этот раз исполнял вещи, друг с другом, казалось бы, совсем не связанные. Украинскую народную песню, песню Нино Рота на английском, шансон из репертуара Ива Монтана на французском...  «Караван» (тот самый, в котором «мы странно встретились...» был исполнен - лучше не придумаешь. А «Кавалергарды» - не так чтобы замечательно. Обычно. Однако главное не это. Весь концерт - куда бы артиста ни заносило - полёт был нормальный. Салон, в смысле - зал, переполнен. Псковичи умеют слушать и сопереживать. 

Теперь Олег Погудин выступает со своим оркестром, где каждый музыкант может претендовать на отдельную статью. Гитарист, скрипач, виолончелист... Этот оркестр - дополнительная гарантия того, путь избран правильный.

Погудину 37 лет. Он многое успел сделать. Еще больше сделать предстоит. Наверно, это самый лучший возраст. Если не считать другие.

Совершенно напрасно в «бананово-лимонном Сингапуре» Иветта плакала, что «наша песня спета». Не спета.

40.

«И ВИТАЕТ, КАК ДЫМОК, ХРИСТАНСКАЯ ИДЕЯ...»
(«Городская среда», 2011 г.)

Не все благотворительные вечера получаются искренними. К тому же, одной искренности мало. Однако концерт Евгения Дятлова в псковском театре драмы вышел примечательным. Даже если сравнивать с другими концертами этого же певца и актера. Переполненный зал получил даже больше, чем ожидал.

В представлении многих зрителей Евгений Дятлов - сериальный актер из «Черного ворона», «Улиц разбитых фонарей» и «Бандитского Петербурга». Поэтому некоторые из тех, кто пришел в Псковский театр драмы на благотворительный концерт с участием Евгения Дятлова, были готовы услышать так называемое актерское пение. Но Евгений Дятлов способен на большее. В новом 8-серийном фильме «Белая гвардия» в роли Шервинского он исполняет Каватину Валентина из оперы «Фауст» Гуно и другие академические партии. 

Предыдущее выступление Евгения Дятлова в Псковской области состоялось в прошлом году на поляне в Михайловском. Тогда певец вышел на сцену со своей группой и представил, так сказать, «стадионный репертуар». На этот раз концерт получился более камерным, а едва ли не самыми интересными стали песни на стихи Давида Самойлова, музыку к которым написал сам Евгений Дятлов. В какой-то момент в голосе певца неожиданно послышалась интонация из АукцЫона. В этой группе Евгений Дятлов пел и играл на скрипке в 1988 году. Но даже необъятная рок-группа АукцЫон оказалась для Евгения Дятлова тесной.


Сейчас в репертуаре у певца и актера сотни песен и романсов. Причем к каждой песне у Дятлова свой подход. Когда он поет, то не избегает актерской игры, но делает это сдержанно. Он способен бережно и непародийно передать интонации Марка БернесаРашида Бейбутова, Валерия Агафонова... Это настолько разные певцы, что едва ли кто-нибудь еще способен без ущерба для песни все это воспроизвести. Евгений Дятлов - не только способен, но добавляет что-то свое.

Псковский концерт он начал с песни «В полях под снегом и дождем...» Александра Градского на стихи Роберта Бернса в переводе Маршака. В первом отделении прозвучали песни из кинофильмов и бардовская классика - Высоцкий, Окуджава, Ким, Визбор... Одной из ключевых песен, учитывая характер благотворительного концерта,*  был визборовский «Одинокий гитарист»: «И витает, как дымок, / Христианская идея...» Гитаристов на сцене, правда, было два: Николай Криворучко и сам Евгений Дятлов.

Во втором отделении звучали романсы и народные песни. Если у кого-то еще оставались сомнения в вокальных способностях певца, то исполнение русских, украинских (особенно «Нiч яка мiсячна»), цыганских и «казацких» песен эти сомнения развеяло окончательно. Как поется тем же Евгением Дятловым: «Ах, удача, боже мой, / Услыхать в стране родимой / Человеческую речь / В изложенье нежных нот».

В следующий раз певец обещал снова приехать в Псков 13 ноября 2011 года. Вместе со своей группой он выступит в Большом концертном зале Псковской областной филармонии, который к тому времени все-таки должны отремонтировать.

41.

ГРАНИЦЫ ВОЗМОЖНОГО
(«Городская среда», 2011 г.)

Если бы Евгений Дятлов выступал в Пскове раз в месяц, то и тогда он мог бы при желании исполнять программы из совершенно разных песен. Не повторяться. Репертуар ему позволяет.

Но главное, разумеется, не количество, а качество. Это как раз тот случай, когда с возрастом певец растет. Может быть это связано с тем, что Евгений Дятлов еще и актер и со словами в песне работает примерно так же, как со словами из хорошей пьесы. Голос сосредоточен на главном, а жизненный опыт подсказывает ему - где же здесь главное.

Каждый раз, когда Евгений Дятлов приезжает в Псков, в зале обязательно находятся люди, которые в изумлении говорят после концерта: «Мы и не предполагали, что он так умеет петь». А в ответ кто-нибудь непременно скажет: «Он и еще и не так умеет».

Действительно, на одном концерте все вокальные возможности Евгения Дятлова оценить едва ли возможно. Репертуар у него почти бесконечен, а точнее ограничен хорошим вкусом и временем.

Предлагаемые обстоятельства

В 2010 году на поляне в Михайловском он со своей группой устроил концерт, в основном состоящий из романсов и военных песен. В тот раз я спросил у него о вокальных возможностях, и Евгений Дятлов рассказал о своих съемках  в «Белой гвардии» у Сергея Снежкина. Он там играет Леонида Шервинского и исполняет классический репертуар: каватину Валентина с оперы «Фауст» Гуно, арию Неморино из оперы Доницетти «Любовный напиток» и эпиталаму Гименею из оперы «Нерон» Рубинштейна». «В предлагаемых обстоятельствах надо было выглядеть более-менее претендующим на роль оперного певца», - объяснил тогда Евгений Дятлов. Оценить его оперные возможности публике еще предстоит. Со всем же остальным сейчас все более-менее понятно.

Этим летом на сцене псковского театра драмы Евгений Дятлов под гитару исполнял бардовскую классику, цыганские и русские романсы и народные песни.

В ноябре 2011 года Евгений Дятлов вместе со своей группой снова приехал в Псков. Желание не повторяться привело к тому, что лишь на прощание Евгений Дятлов почти виновато произнес: «От меня, наверно, ждут романсов?» и исполнил-таки один единственный романс: «Бубенцы» (слова А. Кусикова, музыка В. Бакалейникова).

Большая роль

Евгений Дятлов до сих пор в глазах многих остается одним из многих поющих киноартистов. Возникает собирательный образ некоего капитана Дымова из «Улиц разбитых фонарей», который боксирует, катается на коньках и, к тому же, еще и умеет неплохо петь.

В этом кроется принципиальная ошибка. Слово «неплохой» скорее подходит для его актерских талантов - до тех пор, пока он не сыграет у большого режиссера большую роль. А вот на эстрадной сцене у него уже давно действительно большая роль. И чем дальше, тем больше.

С самого начала творческая жизнь Евгения Дятлова была тесно связана с музыкой. Он даже успел побывать в роли солиста и скрипача в группе «АукцЫон». Это было в тот момент, когда АукцЫон гастролировал со своей знаменитой программой «Так я стал предателем».  Михаил Марголис в «Книге учета жизни» привел слова Олега Гаркуши:

«При первом знакомстве Женя поразил нас... Он, один в один, спел что-то из Queen, да еще и классно сыграл на скрипке. Фёдоров просто упал».

Дятлову в АукцЫоне доверили исполнять «Охотника» и «Лети, лейтенант». Учитывая то, что Дятлов семь лет проучился в музыкальной школе по классу скрипки, на скрипке он тоже играл. Но продолжалось это всего несколько месяцев. Главной фигурой, все-таки, в группе оставался Леонид Фёдоров, а нескольким лидерам вместе ужиться трудно. В том же 1988 году Дятлов ушел в группу Присутствие, а потом и совсем отошел от рок-музыки.

Улица романса

В 1990 году Евгений Дятлов закончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. И все три составляющие - театр, музыка и кино - остались при нем.

Широкой аудитории больше знакомы его телевизионные работы («Черный ворон», «Бандитский Петербург», «Улицы разбитых фонарей»).Узкий круг видел его на театральной сцене. Благодаря песням с ним знакомы десятки тысяч человек. Это, конечно, не многомиллионная сериальная аудитория, но все же. Диски расходятся быстро. В интернете, если покопаться,  сотня песен в его исполнении найдется.

Сериалы сделали Дятлова известным и финансово независимым. Но сериальный конвейер его уже утомил. Возможно, Евгения Дятлова станут воспринимать более серьезно как актера после съемок в телевизионных фильмах «Белая гвардия» и «Жизнь и судьба». Но даже в этом случае трудно представить, что в ближайшее время в кино достигнет того же уровня, который он уже достиг на эстраде.
Вряд ли кто-нибудь в России исполняет сегодня русские романсы лучше, чем он. Лучше - значит не только чисто, но и с пониманием слов, настроения. С актерским вживанием в образ и одновременно со знанием своих предшественников, прежде всего - Валерия Агафонова.

Ноябрьский концерт в Пскове музыканты начали с увертюры Андрея Петрова из фильма «Укрощение огня», после чего прозвучало еще несколько песен Петрова из кинофильмов и спектаклей. Затем Евгений Дятлов исполнил несколько песен о Ленинграде.
Если задаться целью перечислить хотя бы нескольких исполнителей, по чьим стопам следует Евгений Дятлов, то очень легко сбиться. Список этот словно бы нарочно подобран так, чтобы у исполнителей не было ничего общего.

Муслим Магомаев, Леонид Утёсов, Марк Бернес, Рашид Бейбутов, Булат Окуджава, Юрий Визбор, Александр Галич, Александр Градский, Юрий Гуляев, Пётр Лещенко, Андрей Мягков, Андрей Миронов, Юлий Ким, Владимир Высоцкий, Яак Йолла... Это абсолютно разные голоса, совершенно разные жанры. Тот, кто берется петь, особенно на одном концерте, песни из их репертуара, сильно рискует. Дятлов доказывает, что в его случае риск оправдан. Но только в его случае.

Здесь важно помнить, что все они - Утёсов, Бернес, Магомаев, чаще всего, были первыми исполнителями известных песен. Не говоря уже об авторах-исполнителях. Кроме того, долгое время в нашей стране не прекращалось производство качественных фильмов. В каждом третьем, независимо от жанра, звучали песни, соответствующие уровню фильма. В этом смысле советская система работала отменно. Кинематограф и киномузыка шли в одной связке.

Такое впечатление, что к концу ХХ века произошло укрощение огня.

Даже в редких хороших российских фильмах приличных песен почти нет. В лучшем случае, сегодня в саундтрек набирают уже давно написанные и раскрученные композиции, как в «Брате-2» или «Питере-FM».

Те немногие песни из современных кинофильмов, что Дятлов исполняет сегодня, не идут ни в какое сравнение с прежними. Они находятся в таком же соотношении, как «Бандитский Петербург» соотносится с «Обыкновенным чудом».

Правда, Евгений Дятлов не довольствуется чужим проверенным репертуаром и иногда исполняет на концертах свои песни на стихи Давида Самойлова. И это действительно достойно внимания. Но все же, его песенная карьера прочно держится на репертуаре ХХ века. И здесь он в равной степени внимателен к официальному и неофициальному советскому  репертуару.

Лучшими, на мой взгляд, на прошедшем концерте были «Усталая подлодка» Александры Пахмутовой, Сергея Гребенникова и Николая Добронравова, «В полях под снегом и дождем...» Александра Градского на стихи Роберта Бернса в переводе Самуила Маршака и «Леди» Юрия Визбора. Особенно - «Леди».

«...Одиночество шлялось за мной и в волнистых витринах
Отражалось печальной фигурой в потертом плаще.
За фигурой по мокрым асфальтам катились машины -
Абсолютно пустые, без всяких шоферов вообще.
И в пустынных вагонах метро я летел через годы,
И в безлюдных портах провожал и встречал сам себя,
И водили со мной хороводы одни непогоды,
И все было на этой земле без тебя, без тебя...»

Из этой песни Дятлов достал на свет то, что Юрий Визбор просто не смог бы извлечь из-за своих вокальных возможностей.

С каждым новым своим приездом Евгений Дятлов расширяет границы возможного. За этим очень интересно наблюдать.

42.

ЖИВАЯ ИСТОРИЯ
(«Городская среда», 2015 г.)

Евгений Дятлов - певец того жанра, который пытаются отнести к разряду «ретро». Видимо по этой причине, публика, которая приходит на его концерты, - не очень молодая. Многие старше немолодого Евгения Дятлова лет на двадцать-двадцать пять. Ретро-ниша - это, конечно, не гетто, но что-то вроде того. Некое необходимое дополнение. Что-то вроде телеканала «Ностальгия». Канал есть, но не он в России главный. Между тем, многие песни, исполняемые Евгением Дятловым, - это важнейшие для нашей страны песни. И с каждым годом они становятся всё важнее. Однако в нашем государстве предпочитают насаждать тупое искусство с «патриотическим» уклоном./.../

43.

ВНЕЗАПНЫЕ ИСКРЫ
(«Псковская губерния», 2015 г.)

Евгений Дятлов своими концертами в стиле ретро создаёт образ идеальной России

Если бы всё ограничилось первым отделением, то это был бы один из лучших концертов Евгения Дятлова, который я видел и слышал.* Публику, собравшуюся в Большом зале Псковской областной филармонии, Евгений Дятлов предупредил, что помнит о том, что исполнял здесь в прошлый раз.  И обещал не повторяться. Хотя в зале, конечно же, было полно слушателей, которые были не прочь, чтобы Евгений Дятлов повторился.

Творчество Евгения Дятлова в значительной степени как раз и состоит из повторений. Он вместе с коллективом «Акадэм квинтет» (руководитель Николай Криворучко - гитара, Вячеслав Овечкин - скрипка; Олег Коляденко - баян; Армен Нахапетян - кларнет, саксофон; Владислав Кроль - контрабас) исполняет историю ХХ века России. Не музыкальную, а человеческую историю. Повторяет её для нас.

Кто-то выдумывает единый мёртвый учебник истории, а здесь - положенная на музыку живая история. От программы к программе она меняется. Это совсем не единая история, но ХХ век, а заодно и ХIХ век оставили нам так много обжигающих песен, что и на наш век хватит.

Как сказала одна из слушательниц, пришедшая на февральский концерт Дятлова, «последний раз я слушала эту песню в юности на танцах». То есть примерно полвека назад.

Такие концерты - это гарантированное погружение в прошлое. Сейчас вокруг вообще множество проводников в прошлое. В этом имеется потребность. Но, как правило, на хороших песнях паразитируют.  Исполнители не соответствуют уровню этих песен. Они исполняют ноты, а не песни.

У Евгения Дятлова всё иначе. Это можно было бы назвать артистизмом. Но поющих артистов много, однако, ни у кого пока что так петь не получается. Здесь не просто «проживание» и «погружение». Главную роль играет всё же голос - лирико-драматический баритон, но не тот баритон, что нам предъявляют многие оперные или эстрадные певцы.

Дятлов как опытный артист и певец умеет лучше других стилизовать старые песни. Но если бы дело ограничивалось искусной стилизацией, то это было бы только поверхностное повторение.

Нет, его повторение включает прочувствованное переосмысление.

Время от времени Евгений Дятлов берётся за классический репертуар. Голос позволяет. На псковском концерте он исполнил «Песню о блохе» Модеста Мусоргского на стихи Гёте в переводе Александра Струговшикова. Более того, он ещё и прокомментировал эти стихи. Что подразумевал под блохой Гёте? Евгению Дятлову кажется, что здесь всё просто: под блохой подразумевался какой-то конкретный министр. Чтобы актуализировать тему, Евгений Дятлов неожиданно вспомнил про одного одиозного министра из новейшего российского прошлого: «Знаю не понаслышке, как офицеры хотят поговорить с бывшим министром обороны».

И только потом прозвучало привычное:

Чтоб жарко и парко блоха моя жила,
 И полная свобода ей при дворе дана...
 Король ей сан министра и с ним звезду даёт,
 И с нею и другие пошли все блохи в ход...

Здесь одним экс-министром обороны не обойтись. Блошиный род настолько активно размножается, что во времена Гёте или Мусоргского такого быть не могло. Народ мельчает, блохи становятся крупнее.

Репертуар Евгения Дятлова тесно связан с кино. Может быть, потому на этот раз «Акадэм квинтет» начал выступление с попурри, составленном из мелодий Владимира Дашкевича из фильма о Шерлоке Холмсе.

Режиссёр фильмов о Шерлоке Холмсе Игорь Масленников не раз рассказывал, что съёмка этого многосерийного фильма была игрой в «англичанство». «Англичанство» - это такая выдуманная в России Англия - как водится, старая и добрая.

Так вот, Евгений Дятлов со своими концертами в стиле ретро создаёт образ идеальной России - тоже старой и доброй.

Это та Россия, где ямщик не гонит лошадей и спешить некуда. Это Россия, где кони с  распущенной гривой с бубенцами мчатся вдаль, а искры внезапно пробегают в пальцах встретившихся рук. Это Россия, в которой женщины женственны, а мужчины - мужественны.

В лучших своих номерах Дятлов и «Акадэм квинтет» идут каким-то своим путём. Взять хотя бы песню Константина Листова и Льва Ошанина «Если любишь - найди», исполненную в первом отделении. Это была совсем не копия оригинала. Новая аранжировка придавала песне свежесть, но при этом сохраняла всё лучшее, что было в песню заложено изначально.

А вот второе отделение концерта получилось поучительным. Публика - по большей части немолодая - ещё более оживилась. Прозвучала песня из афганского цикла, песня группы «Чёрный кофе», несколько песен Булата Окуджавы, в том числе «Ах, пани, панове» (автор первоначального текста Агнешка Осецка, песенка написана для спектакля «Вкус черешни» театра «Современник»)...

Ах, пани, панове... ах, пани, панове...
Ах, пани, панове, тепла нет ни на грош.
Что было, то сплыло, что было, то сплыло,
Что было, то сплыло, того уж не вернёшь.

Евгений Дятлов был по-прежнему артистичен и точен, но контраст между бессмертными романсами столетней давности и песней воинов-афганцев был уж слишком велик.

Но публику это нисколько не смущало. Наоборот, с каждым новым поворотом публика всё больше оживлялась.

Такого рода сборные программы, если чем и хороши, так это возможностью сравнить несравнимое.

Сравнить и лишний раз убедиться в том, что каким бы ни был исполнитель, главное в песне - сама песня.

Как написал Лев Ошанин:

В этот вечер в танце карнавала
Я руки твоей коснулся вдруг.
И внезапно искра пробежала
В пальцах наших встретившихся рук.

Хорошая песня появляется тогда, когда от лёгкого прикосновения возникает внезапная искра. И здесь важно её неосторожным движением не загасить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий