Тарас Бульба, или Их папа - идеалист

На экраны вышел фильм Владимира Бортко «Тарас Бульба».

Как всегда, после экранизации классического произведения, для начала следует обратиться к первоисточнику.

«Тарас Бульба» Николая Гоголя
Гоголь интересовался историей не меньше, чем Пушкин. Гоголь даже пробовал историю преподавать и обещал написать многотомный труд. Не получилось. Но историческую вещь он все же написал. Вышла приключенческая повесть из жизни XV века (в некоторых изданиях - XVI). Вершиной его творчества повесть «Тарас Бульба» назвать трудно. Но и понимать ее так, как учат в школе, - было бы неправильно.

«Замашка русской природы»
Гоголь ухватил, может быть, самое важное. Былинные герои прошлого, окажись они в современности, выглядели бы как самые отъявленные преступники. И вся южная Россия в XV веке, по словам Гоголя, была первобытная. Там и «завелось козачество - широкая, разгульная замашка русской природы».

Гоголь и не думает идеализировать полковника Бульбу. С первых же страниц становится ясно, что перед нами не совсем здоровый человек, склонный к насилию. Ему постоянно нужен враг. Без врага он жить не может. А так как под руку, первым делом, подворачивается жена, то достается ей («она терпела оскорбления, даже побои»).

Сыновей своих, чтобы не расслаблялись после учебы в Киеве, Тарас решает отвезти в Запорожскую Сечь. А то изучали они там не понять что: богословие, логику, философию... «Архимандрит не давал им и понюхать горилки...» А какой без горилки козак? В Сечи нет ни одной женщины, а вот горилки - хоть упейся.

Прибыв в Сечь, Бульба-старший обнаруживает, что давняя мечта тряхнуть стариной и повоевать - может и не сбыться. Козаки, видите ли, поклялись, что с султаном воевать не будут.

Но Тарасу этого не понять. И «Бог, и Святое писание велит бить басурменов». И не важно, что козаки поклялись своею верою, что воевать не будут. У него аргументы посильнее. Святое писание он вряд ли когда-нибудь открывал, но зато Тарас знает главное: два его сына ни разу не были на войне. То есть, козацкая сила пропадает даром. Однако кошевой уперся и ни в какую не соглашается нарушить клятву ради становления Остапа и Андрия Бульбы.

Но Тарас, хоть и выглядит просто, - совсем не прост. Он решает отомстить кошевому, устраивает попойку и драку и совершает в Запорожской Сечи пьяный переворот.

Новый кошевой, друг Бульбы, указывает, что храм Божий Запорожской Сечи - «грех сказать, что такое... до сих пор не то уже чтобы снаружи церковь, но даже образа без всякого убранства. Хотя бы серебряную ризу кто догадался выковать!» Христиане, одним словом.

К большому неудовольствию Бульбы, новый кошевой, вроде бы, тоже не хочет войны с «басурменами» - рыцарская честь не велит. Правда, тут же выясняется: войны не хочет, но «немного пошарпать берега Натолии» - почему бы и нет? «Глас народа - глас Божий». Клятву можно и обойти.

Врагов долго искать не надо. Не обязательно даже до Турецкого берега доходить. Особенно козаков возмущает засилье «рассобачих жидов». «Уже говорят, что жидовки шьют себе юбки из поповских риз». Сечь - это рай антисемитов.

Козаки против «проклятых недоверков» «заводятся» мгновенно. «Перевешать всю жидову! Перетопить их всех, поганцев, в Днепре!».

Тарасу удается взбаламутить Сечь, и вскоре уже «пожары обхватывали деревни; скот и лошади, которые не угонялись за войском, были избиваемы тут же на месте... Избитые младенцы, обрезанные груди у женщин, содранная кожа с ног до колена у выпущенных на свободу». В рукописном варианте, считающемся оригинальным, Гоголь то же самое описывает так: «Запорожцы оставили везде свирепые, ужасающие знаки своих злодейств, какие могли явиться в сей полудикий век: отрезывали груди у женщин, избивали ребенков, «иных», выражаясь своим языком, «они пускали в красных чулках и перчатках», то есть сдирали кожу с ног по колени или на руках по кисть...» В любом случае, «потешна была наука». Это вам не занудное богословие в бурсе изучать, тем более что «старому Тарасу любо было, как оба сына были одними из первых».

Так дошли козаки до города Дубно, «где были много казны и богатых обывателей». А что еще надо настоящим патриотам? Казна и богатые обыватели.

Город решили взять измором. Полтора года сидели под стенами. За это время пришло Остапу и Андрию благословение от «старухи матери и каждому по кипарисному образу из Межигорского киевского монастыря».

Путем вычитания
И тут случилось с младшим сыном Тараса Андрием несчастье. Оказалось, что в осажденном городе умирает от голода его возлюбленная - дочь воеводы. А уж «коли человек влюбится, то он все равно что подошва, которую, если размочишь в воде, возьми согни - она и согнется». Сам Гоголь от любви всю жизнь бежал, жил настоящим монахом. Любовь, как думал автор Тараса Бульбы, мешает Делу.

Когда Тарас Бульба узнает, что Андрий переметнулся к неприятелю, к панночке, то набрасывается на «гонца, принесшего весть», то есть на еврея Янкеля, когда-то выкупившего из турецкого плена Дороша - брата Тараса. «Врешь, чертов Иуда! Ты Христа распял, проклятый Богом человек!» - кричит разгневанный полковник.

Осада тем временем продолжается. Козаки беспробудно пьют и мародерствуют прямо во время боя. И тут приходит весть, что пока они осаждали польский город, татары ограбили Сечь, многое разорили и унесли «казну, добытую христианскою кровью».

В стане запорожцев - раскол. Одни возвращаются в Сечь, другие - остаются под стенами. Поляки не замечают, что козаков стало в два раза меньше, но то, что проморгали поляки, по словам Гоголя, «пронюхали жиды». Борьба с «католическими недоверками» и жидами разгорается с новой силой.

Гоголю, видимо, было недостаточно рассказывать историю разбойников, которые не щадят ни женщин, ни детей. Автор в эти годы был уже почти одержим идеей написать что-нибудь возвышенное, героическое. И Гоголь то и дело начинает вставлять в текст «героические монологи» и самый большой из них - о русской душе. Этим монологом потом не одно поколение учителей мучило школьников. «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей... Нет, братцы, так любить, как русская душа... Нет, так любить никто не может!» Идея богоизбранности русского народа звучит все навязчивей. Русские как бы призваны заменить евреев.

Осада заканчивается тем, что Тарас теряет обоих сыновей. Младшего он убивает, а старший попадает в плен. Теперь уж совершенно точно понятно, что учеба вышла славная. Такая судьба в киевской бурсе их вряд ли ждала.

После этого козаки совсем разгулялись. Занесло их в Малую Азию, где они «предавали мечу и огню цветущие берега ее», «в мечетях оставили кучу навозу», «раздобыли 12 бочонков, набитых цехинами», то есть доказали, что они - настоящие патриоты.

Но Тараса навоз в мечетях успокоить никак не может. Его волнует судьба Остапа. Недобитый еврей Янкель помогает Тарасу тайком добраться до Варшавы, где отец становится свидетелем мучительной казни своего сына. После этого Тарас окончательно разъярился и «гулял по всей Польше, выжег восемь местечек, разграбил богатейшие и лучшие замки».

Тарас как христианин умудрился соединить в одной своей заповеди все десять библейских заповедей. Соединить путем вычитания. Звучит это несколько непривычно, зато кратко: «Ничего не жалейте!» И полковник следовал этой новоявленной заповеди безукоризненно. Женщины горели особенно ярко. Их не спасало даже то, что они пытались прятаться за алтарем. «Сжигали паненок заживо», вместе с алтарем. Это была месть «за владычество на христианской земле». «Не внимали ничему жестокие козаки», насаживая на копья младенцев... Как патриот и христианин, пришедший на землю «недоверков», Тарас Бульба не мог поступить иначе?

Все закончилось закономерно. Вначале Тарас заживо сжигал женщин в католических храмах, а потом настигшие его ляхи-«недоверки» Тараса Бульбу самого заживо сожгли. Несмотря на то, что на женщину он был мало похож.

Вот и вся история. Страшная история, ни в какое сравнение с «Вием» или «Страшной местью» не идет. Гоголь, конечно же, старательно пытался изобразить козаков русскими патриотами. Но получалось как-то не очень убедительно. Патриоты они были - на словах, в своих монологах. А дела их были - разбойничьи. Даже если судить их по законам XV-XVI века. Большого историка из Гоголя не вышло, но против истины в своей повести он грешил мало. Значительно меньше своих современников - авторов многих исторических романов.

«Тарас Бульба» Владимира Бортко
Повесть Гоголя Владимиру Бортко, видимо, сильно мешала. Фильм надо было делать патриотический. На это государство выделило полмиллиарда рублей. Но Тарас Бульба у Николая Гоголя получился живодером, хотя «вечно он считал себя законным защитником православия». И вообще, повесть не очень политкорректная. Еврейский вопрос, татарский, польский... Что, собственно, козакам было надо? Гоголь разъяснил, но Владимира Бортко это, наверное, не устроило. Поэтому, чтобы объяснить козачий поход, пришлось принести в жертву мать Остапа (Остапа сыграл Владимир Вдовиченков) и Андрия (Игорь Петренко). Их мать сыграла Ада Роговцева. В общем, Тарас Бульба (Богдан Ступка) убил сына, а режиссер Бортко - жену Тараса. Теперь стало понятно, за что борются запорожцы.

В первой редакции действие повести относится к XVI веку. В этот же век перенес действие и режиссер фильма (в том же веке другой знаменитый отец - Иван Грозный - убил своего сына).

«Еврейский вопрос» Бортко несколько сгладил, в некоторых совсем уж неполиткорректных местах заменив слово «жид» на слово «шинкарь». Зато в полном соответствии с нынешней государственной политикой выдвинул на передний план идею православия. Храм в Запорожской Сечи оказался на первом месте, а не как у Гоголя - «грех сказать, что такое...»

Действительно, автор повести в своих ура-патриотических монологах бывает навязчив, но если все это вставляется в фильм, где постановщики трюков - Nick Powell, то выглядит это почти анекдотично. Когда очередной запорожец испускает дух на поле боя, то он обязательно произносит что-то высокопарное, вроде: «Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля!» Все строго в соответствии с текстом двухсотлетнего юбиляра. Зрители начинают ржать. В зале раздается: «Достал, заколебал...». Никого не жалко.

Планировал ли режиссер такой комический эффект? Или он не осмелился слегка подсократить оригинал? А зачем тогда было дописывать Гоголя?

Понятно, что Бортко решил продолжить повесть неспроста. Видимо, старался хотя бы немного примирить православных и «недоверков». Напустить политкорректного тумана. Таким образом, у Тараса Бульбы рождается внук (от панночки, в фильме получившей имя Эльжбета). Ослепительную панночку играет Магда Мельцаж. Но не долго это тело будет жить на земле. Панночка умирает, а новорожденного сына едва не убивает ее отец (Любомирас Лаучавичус).

На премьерные показы в кинотеатр привели школьников. Они мучились, но честно смотрели. Ерзали, бегали туда-сюда, хохотали, но смотрели. Иногда, правда, их смех звучал слишком громко. Несмотря на то, что их учительница, в полном соответствии с педагогическими заветами Тараса Бульбы, перед началом фильма ясно на весь зал заявила: «Вот я вам сейчас ноги-то повыдергиваю!»

На экране кровь лилась обильно. Умирали те, кто умер еще до премьеры (Александр Дедюшко, Борис Хмельницкий...) Умирали и те, кто, слава Богу, жив (герои Михаила Боярского, Петра Зайченко и других). Звучала типа-патриотическая электронная музыка Игоря Корнелюка. Закадровый голос вездесущего Сергея Безрукова вещал...Привычное дело. Все же понимают, что так надо. Отныне самым важным из фильмов для нас является «Тарас Бульба».

Разумеется, уже сейчас «Тараса Бульбу» называют самым лучшим фильмом последних лет и находят - после указаний режиссера - в нем шекспировские шейлоковские ноты, особенно в сценах с Янкелем (Сергей Дрейден). Но предыдущий патриотический блокбастер Владимира Хотиненко «1612» тоже превозносили до небес. Фильм Бортко, в сравнении с фильмом Хотиненко, - менее беспомощный, хотя актерам, в отличие от их героев, особо разгуляться негде. Прорыва никакого не случилось. И не могло случиться. Такое ощущение, что Владимир Бортко, благодаря весомому бюджету, вылил на экран всю кровь, которую не смог вылить, когда снимал «Бандитский Петербург».

Режиссер так и не определился - кто же такие эти запорожцы? Точнее, определился, но многочисленные редакции текста Гоголя наседали, давили, перебивали друг друга... Если бы фильм назывался «Бандитское Запорожье», он бы выглядел убедительнее. Но кто же на фильм с таким названием выделит столько денег?

Запорожские козаки очень напоминают пиратов. Представляете, какой бы получился эффект, если бы, допустим, Роберт Льюис Стивенсон, описывая гибель морских разбойников, ставил бы перед собой ту же задачу, что и русский классик? Получилось бы нечто в таком духе: «В чаще грянули три мушкетных выстрела. Мерри свалился головой вниз, прямо в яму. Пират с повязкой на лбу завертелся юлой и рухнул набок... В то же мгновение Долговязый Джон выстрелил из обоих стволов своего пистолета прямо в Мерри, который пытался выкарабкаться из ямы. Умирая, Мерри глянул своему убийце в лицо... Только и успел сказать Джордж Мерри: «Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Шотландская земля!» И там же испустил дух свой».*

Да, «Бандитское Запорожье» звучало бы неплохо, но есть еще более удачное название. Тридцать лет назад молодой режиссер Владимир Бортко снял фильм «Мой папа - идеалист». Это было бы очень удачное название и для нового фильма о Тарасе Бульбе. Тарас тоже идеалист, но еще больше - садист. К сожалению, сочетание идеализма и патриотизма очень часто приводит именно к садизму.

* Или противоположный вариант, когда Джордж Мерри на последнем издыхании трагическим голосом произнес бы: «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Шотландской земле, не было таких товарищей... Нет, братцы, так больше убивать никто не может!»

Иллюстрации: kinokadry.ru, ljplus.ru, afisha.yandex.ru, tv.ukr.net

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий

LHiZBQjq | x1y8f866@gmail.com | 20:40 - 13.08.2016
Plnsaieg to find someone who can think like that
zoDFpIAZZu | gptvpeoc3n@gmail.com | 14:33 - 13.08.2016
Deep thinking - adds a new dimiosenn to it all. http://qvgiyexyn.com [url=http://zpqjml.com]zpqjml[/url] [link=http://ljzbzcgpv.com]ljzbzcgpv[/link]
yTyKJQaBDq4 | wh9dauyq@mail.com | 11:08 - 11.08.2016
It's always a relief when someone with obvious exsritepe answers. Thanks!
vCFJsRj5p | 4hnencm1rnr@hotmail.com | 05:17 - 11.08.2016
Your answer lifts the intlceigenle of the debate.