Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 
2016 2017 2018 2019 2020 2021 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Адская почта

Е.ЛансереЕвгений Лансере: «Всё глубже проникаюсь сознанием, что мы порабощены подонками народа, хамами; грубость, наглость, непонимание и недобросовестность во всём, совершенно невообразимые при других режимах»

 «Меня тошнит от «ликующих пролетариев всех стран»

В феврале 1932 года Евгений Лансере записал в своём дневнике: «Невероятное оскудение. Конечно, довести всех и всё до нищеты: нищими и голодными удобно управлять». 

Художнику Евгению Лансере приходилось вести двойную жизнь - участвовать в проектах, прославляющих советскую власть, а для себя вести откровенный дневник, в который он записывал то, что он думает на самом деле. В этом дневнике, изданном трёхтомником, даны очень жёсткие оценки  сталинскому режиму. Например, такие: «Аморфность чудовищна. Неслыханный террор, уничтожение интеллигенции, аморальность, нищета массы - результат режима». Эта запись от 18 сентября 1942 года. СССР ведёт смертельную войну, но при этом не забывает преследовать и уничтожать тех, кто мог бы помочь родной стране.

Братья Евгений и Николай Лансере приезжали в Псковскую губернию в 1903 году. Евгений Лансере более известен как художник, Николай как архитектор. Тот приезд был плодотворным. Николай Лансере делал акварельные зарисовки и рисунки церквей, фотографировал, делал обмеры... Его интересовало древнерусское зодчество. Пробыл он в Псковской губернии с 21 мая по август 1903 года. Из работ того периода известны рисунки «Печерский монастырь. Уголок двора», «Село Велье», акварель «Изборская крепость»...

В 1908 - 1912 Николай Лансере продолжил обследования состояния псковских крепостных сооружений (по поручению Императорской археологической комиссии). Из работ более позднего советского периода известна акварель «Мирожский монастырь, вид на Спасо-Преображенский собор», созданная во время приезда в Псков в 1930 году. Вскоре его арестовали. К тому времени он уже был очень известен как архитектор историк архитектуры, педагог и живописец. Одна из самых известных его исторических работ - «Краткая история архитектуры всех времён и народов». Всё остальное ему пришлось делать в неволе.

У Евгения Лансере совсем другая судьба. Пожалуй, он был более политизирован. С молодости принимал участие в создании нескольких остро-сатирических изданий, в частности, сотрудничал с еженедельным иллюстрированным журналом политической сатиры «Адская почта», выходившим в 1906 году (с «Адской почтой» сотрудничали Фёдор Сологуб, Мстислав Добужинский, Иван Бунин... Борьба «против насилия и насильников, рабства и поработителей», о которой было заявлено в № 1 «Адской почты», закончилась на № 4. «Адскую почту» царские власти закрыли.

Во время Первой мировой войны Евгений Лансере был военным художником-корреспондентом на Кавказском фронте, а в 1919 году сотрудничал как художник в Осведомительно-агитационном бюро Добровольческой армии Антона Деникина. Тем удивительнее, что при советской власти он был известен как создатель картин типа «Встреча комсомольцев с крестьянами Крыма». А параллельно описывал свои ощущения от этого двоемыслия («Меня тошнит от «ликующих пролетариев всех стран»).

«Не пошла за недостатком времени»

Лансере был тесно связан с театральным миром. Один из самых оригинальных театров начала ХХ века в России был «Старинный театр». Одним из его создателей был Николай Евреинов - драматург, режиссёр, историк и теоретик театра. Псковичам он должен быть интересен тем, что учился в Псковской мужской гимназии.* 

«Старинный театр» Евреинов и барон Николай Остен-Дризен создали в 1907 году в Петербурге - историко-реконструктивное сценическое предприятие. Писали, что это было «одной из самых интересных и плодотворных художественных идей в России начала XX столетия».

В 1907-1908 годах в России пытались наглядно воссоздать античный театр (Греция и Рим) и западноевропейский театр Средневековья и Ренессанса - начиная с XII века. Литургическую драму, моралите, пастурель миракль,  фарс, обераммергау... Чуть позднее воссоздавали интермедию, мистерию, мохигангу (маскарад, буффонаду), комедию, драму... Были привлечены серьезные люди - в том числе художники: Бенуа, Рерих... И Евгений Лансере.

Лансере как театральному художнику не очень везло. Евреинов готовил спектакль - по своей же пьесе «Праздник на ярмарке Св. Индикта» (написанной при содействии Шишмарёва и Аничкова). Эскиз сделал Лансере, костюмы - Бенуа. Идея заключалась в показе народного (ярмарочного) спектакля. Как потом писали, «она /пьеса/ не пошла за недостатком времени». Во время второго сезона Лансере пригласили оформлять спектакль «Чистилище святого Патрика»  барона Остен-Дризена по драме Педро Кальдерона (реставрация придворного спектакля XVII века).

Лансере вообще был человек довольно старомодный и тяготел к проверенному прошлому.

«До чего же мы привыкли смотреть на это не как на акт правосудия, логики, а как на случай, на заражение тифом...»

Братья Лансере выросли в известной семье. Их отец Евгений Лансере - знаменитый скульптор, их дядя Александр Бенуа - художник и один из основателей общества «Мир искусства». А самым известным художником, наверное, среди названных была их родная сестра Зинаида Серебрякова (Лансере).

Николая Лансере арестовали 2 марта 1931 года, обвинив в том, что он шпионил в пользу Франции. Французским шпионом его назначили потому, что фамилия у него была французская. Почему в шпионаже не обвинили его брата Евгения? Логику здесь подключать не обязательно. Возможно, по недосмотру. Если бы знали о его тайных дневниках, то арестовали бы.

Николая Лансере отправили в «шарашку», то есть в «Особое конструкторско-техническое бюро», в котором он провёл с июля 1931-го по 28 июня 1935 года. Многие его работы, дошедшие до наших дней, созданы в заключении. Чаще всего это были проекты фасадов административных и жилых домов, связанных с ГПУ (на углу Шпалерной улицы и Литейного проспекта в Ленинграде, дом отдыха ГПУ в Хосте, жилые дома для сотрудников ГПУ на Пироговской набережной в Москве и многое другое).Николай Лансере, находясь в заключении, сделал проекты отделки кабинетов Наркома внутренних дел и зала заседаний в Кремле.

Когда Евгений Лансере узнал о том, что его брат приговорён к 10-летнему заключению, то записал в своём дневнике (22 марта 1932 года): «Открытка от Таты о приговоре Коле. 10 лет работ. Сволочи.  Всё глубже проникаюсь сознанием, что мы порабощены подонками народа, хамами; грубость, наглость, непонимание и недобросовестность во всём, совершенно невообразимые при других режимах». Он проживёт ещё 15 лет, но мнение о режиме у него не изменится. Тем не менее, он станет заслуженным деятелем искусств Грузинской ССР, лауреатом Сталинской премии второй степени, народным художником РСФСР...

Вот несколько его дневниковых записей разных лет:

7 февраля 1930 года: «Слухи о кровавых усмирениях, о массовых ссылках; вчера видел партию в 15-20 «военнопленных кулаков», окруж. Большим чекистским конвоем, ободранные».

22 мая 1934 года: «... Ананова, почти отбывшего свой срок, снова закатали на 3,5 года. До чего же мы привыкли смотреть на это не как на акт правосудия, логики, а как на случай, на заражение тифом...»

23 июня 1938 года: «...Так всё противно, всё отравлено халтурою, шаблоном, фальшью...»

23 июня 1940 года: «...только что у меня был Фрид из музея Революции. Говорил, что так много художников бедствуют ужасно. Голод форменный в Калуге».

С советской властью у Евгения Лансере были разногласия и этические, и эстетические. Он был академист, революционные идеи ему были чужды не только в политике - в искусстве тоже. По этой причине у него довольно много резких высказываний о художниках-новаторах или о новаторах-режиссёрах (театральным художником Лансере тоже был). Возможно, не таких резких, как у Сомова, но всё равно много. Они все примерно такого рода: «Бенуа, обидно, что он считается с кубистами... с Сезаном, с Гогеном... Мои боги Менцель, прерафаэлиты... А что Гоген, кроме удачной пестроты?». 

Разумеется, Адольф фон Менцель Лансере был намного ближе, чем Гоген. И тем более чем Пиросмани, Пикассо, Шагал, о которых он тоже отзывался плохо. Неакадемическую живопись он отторгал. Однако ведь и в СССР уже давно многое новаторское отторгалось. Силу набирал новый академизм, и здесь Лансере пришёлся «ко двору». Важно было только проявлять внешнюю лояльность, работать по заказу. А заказы шли солидные. Строилась гостиница «Москва», готовилось воздвижение гигантского Дома Советов. 12 августа 1938 года Лансере напишет: «Сюжетно мне страшно скучно... От этого энтузиазма, от улыбающихся рож - воротит! А между тем только это и предстоит делать - во Дворце Советов». Как художник он многое терял. Он работал вопреки самому себе. Да ещё в какой обстановке работал... («Ужасные дни; тревожное, гнетущее настроение... Утром телеграмма - Колю выслали  18-го в Котлас, без свидания, без передачи»).

«Милый и чудный человек, невинно замученный тысячу раз проклятым режимом»

Николая Лансере промучили больше 10 лет. С застенками большевиков  он раньше тоже был знаком. Известен его автопортрет: «В тюрьме ДонЧК в Ростове-на-Дону. 03.10.1920».

После ареста Ягоды Николая Лансере выпустили - для того чтобы арестовать через три года повторно по более тяжкой статье - «шпионаж». Под пытками Николай Лансере подписал признательные показания. Его в 1938 году отправили по этапу в Котлас Архангельской области, а потом в Воркутлаг.

Этому предшествовало пристальное внимание ко всей большой семье Лансере со стороны НКВД: ночные обыски, поиски в квартире оружия, разорение библиотеки и архива, задержания без предъявления обвинения, ссылка...

Евгений Лансере надеялся на пересмотр дела, но получил ответ: «Дело Вашего брата пересматриваться не будет, т.к. он осуждён правильно. Военный прокурор Главной Военной прокуратуры - Колосова».

Когда поезд с заключёнными отправлялся в Котлас, Николаю Лансере удалось бросить в расщелину в полу письмо, где он сообщил, куда его везут. Письмо подобрали и доставили в Ленинград.

 А погиб профессор Академии Художеств Николай Лансере 6 мая 1942 года в печально известной Саратовской тюрьме -  на пересылке во время войны. Когда это известие дошло до Евгения Лансере, он записал 2 июля 1942 года: «Милый и чудный человек, невинно замученный тысячу раз проклятым режимом, проклятыми «установками», и «директивами» сволочной шайки».

Начало Великой Отечественной войны он вспоминал так: «Первую военную осень и начало зимы мы все были на даче, время было очень страшное: перед дачей рыли окопы, делали завалы, бомбежка линии станции - около 1 километра от дачи; угоняли мимо нас скот, беженцы, и все приближающийся гул орудий; но все же немцы не дошли до наших мест километров 40-50, и их прогнали, а мы благополучно усидели и тем сохранили дачу и имущество. Время, конечно, было трудное и в смысле питания и заработка...». И всё же именно тогда, в середине войны, у него появилась надежда на лучшее.Лансере

Одна из работ, связанных с псковским краем, у Евгения Лансере называется «После битвы на Чудском озере» («После Ледового побоища»). 19 марта 1943 года художник получил за серию таких работ Государственную премию СССР 2-й степени. В автобиографии Евгений Лансере написал: «Присуждение мне Сталинской премии изменило строй мыслей и настроений - явились и вера в себя, и надежды на будущее». Но это для автобиографии - на показ, а вот что написано в дневнике времён войны: 28 июля 1944 года: «Колхозы убыточны и ненавистны. Здесь огромное большинство - тунеядцы, ненужные, но и голодные, рабы.... Идиотский режим,  очень удобный только для кучки подкармливаемых гепеушников, да нашему, отчасти, брату «увеселителю»... Поэтому с готовностью стараемся».

26 февраля 1945 года 69-летний Евгений Лансере, который считает сталинский режим «идиотским» и «аморальным», получает звание народного художника РСФСР, а 4 сентября 1945-го ему вручают второй орден Трудового Красного Знамени. Видимо как «увеселителю».

Окончания войны он дождался и был сильно озадачен тем, как именно это событие отпраздновали в СССР. 13 мая 1945 года он написал: «Подлое и бездарное Информбюро. Величайшие события, а мы ничего не знаем. И как «отпраздновали» победу и мир - скупо, скучно, уныло». 

И всё же Лансере 18 мая 1945 года написал своей сестре Зинаиде Серебряковой в Париж: «Теперь, когда завершилась победою эта ужасная война, мы все верим, что установится связь с вами всеми, такими далекими и такими близкими, а может быть, и увидимся». Из этого письма Зинаида Серебрякова узнала о смерти брата Николая.

Они не увиделись.

*А. Семёнов. Всепоглощающий театр. http://pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=4329

 

 

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий