Большой вопрос

«Говорят, что в наши дни дух Пушкина ругается матом и жалуется, что ему надоело ходить на сеансы. Верить тому, что скажет блюдце, не стоит: великий поэт был шутником при жизни и остался таким же после смерти».
Михаил Герштейн. «Потусторонний Пушкин».

8 вопросовНесколько месяцев Псковская областная филармония не устраивала концертов. За это время накопилось много разных вопросов - как минимум восемь. Кто мог бы ответить на эти вопросы? Разумеется, Пушкин. Кто же ещё? По русской традиции именно Пушкин должен отвечать - за всё и на всё. В результате 6 февраля 2021 года в Большом концертном зале Псковской областной филармонии состоялось два концерта под названием «Восемь вопросов Пушкину». Два - потому что зал переполнять пока нельзя. Надо держать «социальную дистанцию».

После этих субботних концертов некоторые слушатели, не полностью удовлетворённые вопросами и ответами, продолжили задавать вопросы.

Таким образом, вслед за «Восемью вопросами Пушкину» возник один вопрос Высоцкому.

Один вопрос Высоцкому звучал коротко: «Зачем?»

Имелся в виду режиссёр и автор сценария концерта Виктор Высоцкий (оперный режиссёр, композитор, телеведущий, лектор,8 вопросов художественный руководитель музыкальных фестивалей). Ему руководство областной филармонии предложило создать на псковской сцене что-нибудь нестандартное. По словам Виктора Высоцкого, был сделан «сценарный ход». Это оказалась «попытка создать своеобразный формат виртуальной беседы с Александром Сергеевичем».

Первое, что я услышал в очереди в гардероб - сразу же после первого концерта - было восклицание немолодой женщины. «Как же надоела эта политика по телевизору! - возмущалась она, едва сдерживаясь, чтобы не сорвать медицинскую маску. - И здесь то же самое! Испания. Недвижимость. Зачем?»

Обычно псковский зритель ведёт себя после концертов и спектаклей благодушно. Широкая псковская публика не любит уходить из зала разочарованной. Но в данном случае то ли публика была не так широка (пандемия, ограничения), то ли день выдался такой.

Бывает, концерт невыносим и полон фальши (как случилось однажды в 2012 году при выступлении Любови Казарновской),* а псковская публика рукоплещет и захлёбывается словами восторга.

*А. Семёнов. Большая потеря. http://pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=1536

8 вопросовНа этот раз концерт был совсем неплох, а в музыкальном смысле даже хорош. Губернаторский симфонический оркестр Псковской области под управлением Николая Хондзинского - в хорошей музыкальной форме. Как и приглашённые петербургские солисты - Гелена Гаскарова (сопрано) и Александр Гонца (баритон).

Но вопрос «зачем?» задавался после концерта не раз. В другом конце филармонического фойе женщины обсуждали только что увиденное и услышанное: «...А ещё мне текст не понравился. Вульгарно...» - «И этот артист, его голос, его тон...»

Что ж, к такой реакции надо быть готовым. Одно дело - хрестоматийный концерт. Сдержанные оркестранты, невозмутимый дирижёр, строгий и одновременно домашний голос ведущей концерта... Люди погружаются в музыку и плывут, плывут (кто кролем, кто брасом, а кто на спине)...

И совсем другое дело, когда музыка перемежается с авторским текстом - вопросами, рассуждениями, подводками... На сцене не только дирижёрский пульт, но  и «онегинская» скамья. Разумеется,  это не полноценный спектакль. Но всё же элементы драматического действа присутствуют. Не даром же на роль вопрошающего был приглашён артист.

Это своего рода интервьюер, надоедающий Пушкину (в его роли - артист мюзиклов Александр Осинин).8 вопросов

Идея не так плоха. Почему бы и не поинтересоваться? Пушкину есть что ответить. Но в данном случае надо выбрать подходящий тон. Однако у Пушкина, точнее, у его «духа», спрашивают: «Ну как вам, Александр Сергеевич? Не скучаете ли вы на самоизоляции?»

Судя по музыкальным ответам и картинкам, продемонстрированным на заднике сцены, Пушкин не скучает и нам того же желает. Ему, в отличие от некоторых,  есть чем заняться. «А вы, наверное, круто танцевали?» - продолжает интересоваться человек, присевший на «онегинскую» скамью.

Когда-то, отбывая срок в Дубровлаге, в «Прогулках с Пушкиным» Андрей Синявский написал: «Пустота - содержимое Пушкина. Без неё он был бы не полон, его бы не было, как не бывает огня без воздуха, вдоха без выдоха. Ею, прежде всего, обеспечивалась восприимчивость поэта, подчинявшаяся обаянию любого каприза и колорита поглощаемой торопливо картины...» Первым читателям это резало слух. Как?! Пустота?! Но опальный Синявский имел в виду кажущуюся лёгкость и в то же время неуловимость. Учёные люди иногда любят порассуждать о релятивистском отношении Пушкина к окружающему миру. Жизнь и творчество Пушкина этому способствовали. Из Пушкина посмертно делали чуть ли не революционера.  Но и монархиста-государственника из него тоже делали. Пустоту наполняли всем, чем можно и нельзя. В жизни после смерти Пушкин пережил всякое.

Вы воображаете Пушкина таким, каким являетесь сами.

В Пскове, благодаря многолетнему Всероссийскому театральному фестивалю, мы видели сотни разных Пушкиных: уличных хулиганов, невозмутимых дэнди... Тени, монументы, посмертные маски... Всё что угодно. Пушкина лакировали и с него кислотой сдирали лак...  Даже пушкина-обезьянку наблюдали. Вряд ли здесь можно ещё кого-то удивить, а вот огорчить - пожалуйста.

8 вопросовЧтобы концерт получился полноценным и гармоничным, к музыке Чайковского, Глинки, Моцарта или Россини надо было  подобрать какие-нибудь более-менее равноценные слова.

В программке ведь прямо было напечатано: «Художественное слово - Александр Осинин». Слово действительно было. Много слов. Но не хватило художественности.

«Вы были склонны к экстриму?». «Вам не хотелось бы махнуть в Европу?». «Где бы вы хотели родиться?». «Вы умели над собою властвовать?» К счастью, на сцене сидел оркестр, способный отвлечь слушателей от всего этого. Беспроигрышный репертуар: «Марш Черномора», «Испанский танец», «Письмо Татьяны» и многое другое. С таким набором не пропадёшь. Тем более что «там упоительный Россини, // Европы баловень - Орфей».

«Надеюсь, я вас не утомил», - произнёс напоследок герой, которого изображал Александр Осинин. Не знаю как Пушкина, но некоторых зрителей этот персонаж точно утомил. Сеанс «столоверчения» получился на любителя. Как сказал однажды Джакомо Россини молодому композитору: «В вашем сочинении есть и прекрасное, и новое. Но только то, что в нём прекрасно - не ново, а то, что ново - увы, не прекрасно».

И всё-таки музыка с небольшим перевесом победила. И обнадёжила. Накануне художественный руководитель и главный дирижёр псковского оркестра Николай Хондзинский сказал: «Чувствую, есть недоверие, что мы возвращаемся к нормальной жизни... Нет, мы действительно возвращаемся к нормальной жизни. Не бойтесь приходить в зал... Не нужно себя лишать таких важных вещей как музыка великих композиторов... Нужно преодолеть чувство страха».8 вопросов

«Спиритический сеанс» с вызовом духа Пушкина длился без антракта чуть больше часа. Пушкина он не воскресил, но о возвращении к нормальной жизни - напомнил.

Тем же, кому критика концерта показалась слишком суровой, может утешить себя строками из «Путешествия Онегина»: «Не внемля критике суровой, // Он вечно тот же, вечно новый, // Он звуки льет - они кипят, // Они текут, они горят...»

Не бойтесь приходить в зал и не бойтесь уходить из него.

Не бойтесь.

Фото: Кирилл Кожухов.

О выставке «Призрак водопада» Ильи Сёмина, открывшейся в Пскове во Дворе Постникова, читайте в следующем номере.

 

 

 

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий