Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 
2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

Славянские корни

Андрианов и ХондзинскийВ Пскове музыка Дворжака исполняется часто. Но обычно это только «Славянские танцы». Хотя бывают исключения. В 2009 году бас-баритон из Сан-Франциско Лоренс Валентайн спел американский спиричуэл на музыку Дворжака (про смерть как избавление от рабства). В 2011 году Национальный филармонический оркестр под управлением Владимира Спивакова исполнил незапланированную «Цыганскую песнь» Дворжака...   И всё же в приоритете здесь именно «Славянские танцы». Сами их названия для русского уха звучат как песня: скочна, думка, одземек, шпацирка...

Псковский концерт, посвящённый 180-летию Антонина Дворжака, без нескольких «Славянских танцев» тоже не обошёлся. Они - гарантия успеха. 5 марта 2021 года в БКЗ Псковской областной филармонии губернаторским симфоническим оркестром Псковской области дирижировал его руководитель Николай Хондзинский. Главной «приглашённой звездой» в этот вечер был виолончелист Борис Андрианов - лауреат самых престижных международных конкурсов, включая Международный конкурс виолончелистов Мстислава Ростроповича в Париже.

В Пскове Андрианова до его приезда в марте 2021 года знали не только заочно. В 2010 году выпускник псковского истфака Филипп Бахтин вместе с Филиппом Дзядко организовали  в Псковской области «Камчатку» - детский творческий палаточный лагерь, в котором вожатыми работали известные в России журналисты, музыканты, режиссёры, актёры писатели, сценаристы... В 2013 году туда приезжал и виолончелист Борис Андрианов (в том году в проекте «Камчатка» участвовали Кирилл Иванов из группы «Самое Большое Простое Число», главный редактор журнала «Афиша» Илья Красильщик, музыкант Василий Зоркий и другие).

В самом Пскове Борис Андрианов тоже выступал - в 2015 году на фестивале Crescendo. Тогда он исполнил Con Cello композитора Павла Карманова. Андрианов из тех музыкантов, кто на признанной классике не зацикливается и мимо современных композиторов не проходит. Это он доказал 5 марта.

Концерт начался совсем не с Дворжака, юбилею которого этот вечер был посвящён. Первое отделение открылось музыкой Алексея Шора - самого известного композитора среди докторов математических наук. Родившийся полвека назад в Киеве Алексей Шор имеет два гражданства - американское и мальтийское. Музыку стал сочинять не так давно - в 2012 году. Профессионально математикой занимался до 2016 года (геометрией и динамическими системами). Популярность как композитор получил, когда опубликовал видеоролик со своей музыкой на Youtube. Шор - автор балета с элементами оперы, сюиты для скрипки или альта, фантазии для кларнета...

В Пскове выступление Бориса Андрианова и симфонического оркестра открылось Musical Pilgrimage («МузыкальнымАндрианов и Хондзинский паломничеством») - Концертом для виолончели с оркестром Алексея Шора. Сегодня это нормально: вы смотрите афиши, а в них напечатано, что в программе «А.Шор, П. Чайковский» или «А.Шор, А.Дворжак».

Музыка Шора, вроде бы, современная, то есть сочинённая совсем недавно. Но недаром же  он занимался динамическими системами (математические абстракции позволяют изучать и описывать эволюцию систем во времени). Она звучит так, как будто её сочинили не в XXI веке. Для кого-то это комплимент, а для кого-то - упрёк.

Шор говорит, что раньше «писал музыку просто для развлечения, для своих друзей». Судя по его произведениям, он по-прежнему ориентируется на публику. Только аудитория стала намного шире. Друзей прибавилось.

Как однажды сказал композитор Гия Канчели, музыка Шора «очень приятно звучит». Приятно, потому что привычно. Наверное, по этой причине бОльшая часть аудитории её принимает и понимает. Она не противоречит представлениям о старой доброй классической музыке. Хотя есть слушатели, которых этот путь не устраивает. Они ждут музыкальных открытий. К тому же, Шор - математик, и это их настораживает. Он сам говорит, что сочиняет музыку «за компьютером, без инструмента», и вся музыка - у него в голове.

Впрочем, биография в данном случае - не самое важное. Сколько угодно существует примеров, когда композиторы-дилетанты превращались в живых классиков. Перечислять можно долго: правитель канцелярии в коммерческом банке Даргомыжский, вольнослушатель на математическом факультете Балакирев, военный моряк Римский-Корсаков, химик Бородин... Талант важнее систематического образования.

Алексея Шора в России, кажется, пока никто не называет американо-мальтийским Дворжаком. Но были времена, когда в России, особенно в первое время, Дворжака называли «чешским Брамсом».

АндриановВ России со своей музыкой Дворжак тоже выступал. Тогда, во времена Александра III,  он был уже не «чешский Брамс», а просто знаменитый Дворжак. Но личное присутствие и дирижирование ко многому обязывало. «...В Москве я всё же одержал огромную моральную победу», - с облегчением написал Дворжак из России. Другая победа была в столице - в Петербурге.

Спустя 130 лет в псковском концерте центральным произведением стал Концерт для виолончели с оркестром. К этому произведению композитор шёл долго. Ему казалось, что виолончель - не тот инструмент, которому бы он доверил солирование. Но, повзрослев, Дворжак изменил мнение.

 «Этот концерт значительно превосходит оба мои концерта, как скрипичный, так и фортепианный, - написал Дворжак в 1895 году. - Не удивляйтесь, что сам об этом говорю - на собственную похвалу нельзя положиться, - но Вам могу сказать, что произведение это доставляет мне громадную радость, и, думаю, я не ошибусь в его оценке».

На этот раз, на собственную похвалу положиться можно. Особенно когда солист и оркестр почувствуют друг друга. Написан был этот Концерт в США, но он определённо славянский, чешский...

Но на бис Борис Андрианов перенёс слушателей со славянских просторов в каталонские. Прозвучала знаменитая El cant dels ocells («Песнь птиц») - каталонская народная песня в обработке Пабло Казальса. Песня - рождественская, но  перед 8 марта она звучала как весенняя. Первые перелётные птицы из дальних стран в Псков, несмотря на морозы и снег, уже вернулись. Их песни уже призывно звучат.

 

Фото Кирилла Кожукова.

 

 

 

Алексей СЕМЁНОВ