Не преступая чужих границ

Невский«Дело было так: Владимир Александрович попросил сделать "нечто". Мы сделали». Такими словами художник Илья Сёмин описал, каким образом создавалась диорама «Ледовое побоище». Публике эту диораму впервые представили 1 апреля 2021 года в читальном зале Центральной городской библиотеки Пскова, после чего диорама отправилась в Самолву - в частный «Музей Ледовое побоище. Самолва».

«Мы» - это художники Илья Сёмин и Александр Коростелёв. «Владимир Александрович» - это Владимир Потресов (директор музея, издатель и писатель).

«Не восемь же памятников ставить?»

Кроме диорамы пришедшие в библиотеку на Конной увидели передвижную выставку, посвящённую музею в Самолве. Здесь же продавались книги, в том числе новая  книга Владимира Потресова «Главный символ Пскова: история монумента в память о Ледовом побоище на горе Соколиха в воспоминаниях, документах, письмах, фотографиях и рисунках». Макет монумента тоже был представлен. История создания монумента - целое приключение, растянутое на много-много лет.

Московский писатель Владимир Потресов рассказал, как связаны поиски места Ледового побоища и установка монумента.  После войны в СССР решили, наконец, установить монумент. Александр Невский снова был популярен. Фильм, книги, орден... Но где именно должен стоять памятник? Существовало чуть ли не восемь версий того, где проходила битва... «Не восемь же памятников ставить?» - с улыбкой произнёс Владимир Потресов, подростком в 1959 - 1963 годах участвовавший в той давней экспедиции по поиску места сражения.

Существовало несколько вариантов памятника. Выбрали тот, что сегодня находится на горе Соколихе. Шёл 1967 год...

Вышло даже совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21.01.1967года, № 58 «О плане сооружения в 1967-1970 гг. памятников, имеющих общегосударственное значение».

Значение, может быть, было и общегосударственное, но торопиться выполнять постановление почему-то не спешили. Дождались, пока общего государства не стало.

Установили монумент только после того, как СССР развалился - в 1993 году, приурочив к 1090-летию со дня упоминания Пскова в летописи. Подробности - в книге  «Главный символ Пскова».Потресов

С одной стороны, монумент на горе Соколиха, безусловно, реалистический памятник. Русские воины, князь, конь, оружие... Двусмыслицы никакой нет. Но в то же время композиция такова, что напоминает православный храм. Рисунок одежд наводит на мысль о традиционном орнаменте псковских храмов. Фигура Александра Невского похожа на алтарный выступ, не говоря уже о шлемах воинов, похожих на купола церквей. Есть версия, что по этой причине монумент как раз и не спешили в советское атеистическое время устанавливать. Но, скорее всего, причин было несколько. Одна из них: долго не могли определиться с местом установки. До Самолвы, поблизости от того места, где происходили события апреля 1242 года, до сих пор непросто добраться - особенно по весенней распутице. И, в конце концов, памятник решили установить в более доступном месте - на краю Пскова, неподалёку от Снетогорского монастыря. 

«Они были расставлены в боевом порядке...»

Почти всё, что связано с именем Александра Невского, до сих пор вызывает споры. Многолетний начальник Новгородской археологической экспедиции доктор исторических наук Валентин Янин, например, считал, что «Александр Невский, заключив союз с Ордой, подчинил Новгород ордынскому влиянию», а тем новгородцам, кто был с этим не согласен, «выкалывал глаза». С другой стороны, нельзя сказать, что князь ориентировался только на Орду. С Западом он не только воевал. В 1251 году Александр Невский заключил договор с норвежским королём Хаконом IV Старым, а через три года появилась  так называемая «Разграничительная грамота» - важный документ, определивший «границы между владениями конунга Норвегии и конунга руссов».

Название новой книги Владимира Потресова  у некоторых посетителей библиотеки вызвало не только интерес, но и вопросы вроде: «Почему этот памятник - главный символ Пскова? Кто это сказал?» И всё же каких-то ожесточённых споров на презентации не последовало. Возможно, они ещё впереди. Но, скорее всего, громких споров вообще не будет. Не так много людей, которых эта тема всерьёз интересует.

В популярной книге «Загадки Чудского озера», авторы которой - Георгий Караев и Александр Потресов (отец Владимира Потресова), есть такие слова: «Как ни странно, но всё началось с оловянных солдатиков... Они были расставлены в боевом порядке на большом столе, покрытом белой бумагой, изображающей ледяную поверхность Чудского озера».* Без солдатиков не обошлось и при подготовке диорамы. Солдатики там тоже расставлены в боевом порядке. Но вместо белой бумаги использована сода. Илья Сёмин пояснил, что на это ушло четыре килограмма соды.

НевскийОднако сода изображает скорее не лёд, а снег. А если и лёд, то под копытами рыцарских коней он не проламывается. И это существенно.  Создатели диорамы говорят, что она делалась «грамотно с точки зрения науки».  В 2021 году это означает, что не стоит ждать изображений на подобии того, что мы видим в фильме «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна.

На дно никто не уходит.

На состоявшейся в 2018 году в Пскове и Самолве научной конференции «Ледовое побоище. Взгляд из ХХI века» участники обсуждения пришли к выводу, что «результаты экспедиции АН СССР (1966 г.), обработка представительных статистических материалов, касающихся мощности льда на Чудском озере в первую декаду апреля, выполненная в ИКЦ «Самолва» (2017 г.), позволили установить, что ледяной покров на Чудском озере в исследуемый период, имел необходимую прочность».** Так что искать что-то существенное на дне озера - занятие бесполезное.  Лёд в 1242 году в момент сражения был довольно прочен (толщиной 50-70 сантиметров).

Но даже если представить, что в какую-нибудь полынью угодил рыцарь в доспехах, то современники сражения  за такой ценностью, скорее всего, нырнули бы. Доспехи и оружие стоили целое состояние.

Когда смотришь на диораму, то сразу бросается в глаза: на ней нет раненых или убитых. «Трупёшника хотя бы одного положить на снег», - почти мечтательно сказал Илья Сёмин. Но на диораме изображено самое начало битвы («сценарий и композицию сочинил Владимир Потресов»). То есть все ещё живы. Да и сама тема «Ледового побоища» всё ещё способна вызвать оживление, а то и ожесточение. Это связано с современными «историческими» параллелями. 

«История - это дама, которая любит повторяться», - провёл одну из параллелей Владимир Потресов. Точнее, параллелей было целых четыре. По версии Владимира Потресова, каждый раз, когда Западная Европа объединяется, она нападает на Русь (СССР, Россию). «Когда Европа объединяется, у них как будто фитиль в зад вставляют», - добавил Владимир Потресов. И здесь, пожалуй, разговор от исторической науки ушёл слишком далеко. Сегодня в России любят ставить в один ряд действия «агрессивного Евросоюза» и действия гитлеровской Германии и её союзников в годы Второй мировой войны. Вот и Владимир Александрович не удержался.

Однако использование исторической науки в политических целях, как правило, непродуктивно.

«Принцип оправдания и защиты»

Учёные, в отличие от поэтов, должны быть беспристрастны.  К тому же, исторические аналогии, большей частью, бессмысленны. Претензии на неопровержимость и универсальность обычно означают, что решение подгоняется под заранее известный ответ. Часто при поисках исторических аналогий используется лишь внешнее сходство. Много лет назад математик, физик и философ Карл Поппер о науке и псевдонауке написал несколько фундаментальных работ («Логика научного исследования», «Предположения и опровержения: рост научного знания», «Объективное знание: эволюционный подход»). Поппер убедительно доказывает, на чём основываются по-настоящему научные знания. Важно не поддаваться искушению всё бесконечно упрощать.

Иначе говоря, историю не загнать в схему.  Владимир Потресов тоже по своему образованию имеет прямое отношение к точным наукам. Его кандидатская диссертация называется так: «Разработка модельного комплекса для исследования и оптимизации больших информационных систем». Поэтому странно, что он прибегает к методу прямых аналогий.

Впрочем, сегодня в России Поппер не в авторитете. Ему предпочитают Владимира Мединского, чьё отношение к истории общеизвестно и строится на принципах «целесообразности» и «партийности». «Наши» всегда правы, «чужие» - всегда неправы - чтобы ни произошло (в конце марта 2021 года министерство просвещения одобрило школьные учебники по истории под редакцией Мединского).

«Своих человек защищает всегда - это заложено у него на генетическом уровне, - объяснил Мединский в книге «Война» свой «исторический» подход к фактам. - Так происходит всегда и везде. В объединениях по любому признаку, семейному, семейно-сицилийскому, религиозному, партийному, национальному всегда работает принцип оправдания и защиты себе подобных». Таким образом, Мединский в своих «научных исторических» трудах смело интерпретирует исторические факты «с учётом, - как он говорит, -  наших государственных интересов».

Мединский, разумеется, не первооткрыватель. Схожим образом мыслят и мыслили разные влиятельные люди в разных странах.  По этой причине исторические персоны  прошлого (короли, цари, князья, президенты) у политиков пользуются повышенным спросом. Чтобы не углубляться в далёкое прошлое, можно вернуться в тридцатые годы ХХ века, когда в СССР возникло повышенное внимание к фигуре того же Александра Невского.

В тридцатые годы Сталин решил, что этот князь - самая подходящая историческая фигура на новом историческом этапе. Вскоре - в 1938 году - появился одноимённый фильм Эйзенштейна. Судя по всему, Сталин лично решал, каким должно было быть окончание фильма. Первоначально, победивший немецких захватчиков Александр Невский отправлялся в Золотую Орду на поклон к хану и на обратном пути погибал от отравы. Но «государственные интересы» требовали иного окончания «исторического кино». А меньше чем через год «государственные интересы» потребовали изъять этот фильм из проката.  Пакт «Молотова-Риббентропа» и фильм Эйзенштейна не соответствовали друг другу. Фильм вернули в прокат только после 22 июня 1941 года.Невский

Когда чиновники стараются приспособить исторических персон, учитывая «государственные цели», то случаются всевозможные казусы. И не только с книгами, фильмами и учебниками. Такая же участь постигает памятники, мемориальные доски... Многолетняя заминка с монументом, установленным на горе Соколиха, - тоже, видимо, результат подобного корыстного подхода к истории.

Можно предположить, что, если бы союз Германии и СССР не ограничился полутора годами, личность Александра Невского была бы в нашей стране не столь популярной.

Есть одно бесспорное обстоятельство: в 2021 году Александр Невский для России фигура скорее объединяющая - особенно когда его сравнивают с такими историческими персонами как Сталин, Ленин, Иван Грозный... Вот и в недавнем интернет-голосовании о возможной установке памятника на Лубянке в финал вышли Александр Невский и Дзержинский.**** На фоне «Железного Феликса» Александр Ярославич выглядел предпочтительнее.

Как сказал на встрече в библиотеке на Конной Владимир Потресов, музей в Самолве заметно изменился.  И появление в нём диорамы - только одно из заметных изменений.  Был полностью переделан второй этаж. Появились технические новшества...

Учитывая, что интерес к Александру Невскому не угасает, нет сомнений, что общественный интерес к частному музею будет расти.

***

В сотнях книг приводятся подлинные или выдуманные цитаты из Александра Невского. Одно из этих высказываний обращено к Богу: «Ты повелел жить, не преступая чужих границ...» Мы живём в такое время, когда эти слова надо повторять ежедневно.

 

 

*А.Семёнов. Оловянные солдатики. http://pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=3804

** А.Семёнов. Времена мракобесия. http://pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=3864

*** А.Семёнов. Мания Маннергейма. http://pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=3249

**** А.Семёнов. Рыцарское звание. http://pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=4658

Путеводное пространство. http://pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=3168

Ледовое посмешище. http://pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=927

 

 

 

 

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий