Пиратская лирическая

Ближе к домуЧто-то похожее, вроде бы, бывало и раньше. Пассажирские самолёты принудительно сажали с помощью угрозы авиаперехвата. Как правило, всё заканчивалось конфузом.

В 2012 году истребители ВВС Турции  вынуждали сирийский пассажирский самолёт, вылетевший из Москвы в Дамаск, сесть в Анкаре (имелось подозрение в перевозке военного груза). На борту Airbus A-320 находилось 35 пассажиров.

В июле 2013 года спецслужбы США заподозрили, что президент Эво Моралес тайно перевозит Эдварда Сноудена (тоже из Москвы). Самолёт вынудили сесть в Вене, но Сноудена на борту не обнаружили.

Можно привести ещё несколько примеров. Впрочем, во всех случаях те, кто сажали самолёт, имели на это формальное право и надуманных предлогов для этого не придумывали. И что характерно, российская пропаганда реагировала одинаково: возмущение, ссылка на международные и дипломатические законы... И вот перехват самолёта ирландской авиакомпании. Белорусский оппозиционер-эмигрант Роман Протасевич вместо Вильнюса, до которого оставалось чуть больше 70 километров, попадает в Минск. И Российская пропаганда во главе с Маргаритой Симоньян пребывает в восхищении. «Никогда не думала, что я буду хоть в чем-то завидовать Белоруссии, - написала она. - Но вот сейчас как-то завидую. Батька исполнил красиво».

Красота - понятие относительное. Одного из своих врагов Лукашенко действительно заполучил. Но какой ценой? Перехват над белорусским небом - это не совсем то, что происходило в других странах (Иране, Украине, Австрии, Турции...) Разница в том, что это не отдельный эпизод. Не проверка груза, а захват людей, легально оказавшихся на борту. Протасевич и его российская подруга Софья Сапега отныне входят во вторую тысячу политзаключённых, находящихся в Беларуси. Это если не считать убитых.

Когда «российские патриоты» пишут «скажите спасибо батьке, что он не отдал приказ открыть огонь на поражение», то словно бы, сами того не желая, намекают: Россия и сама не прочь исполнить подобный трюк.

Чего эти «патриоты» добиваются? Того, чтобы и над Россией тоже перестали летать иностранные самолёты? Или они соскучились по тем тёмным временам, когда пассажирский южно-корейский «боинг» был сбит советским военным самолётом над проливом Лаперуза? (Это было 1 сентября 1983 года).

И всё же важнее, как отреагируют Евросоюз и США. Если как всегда, то случай с воздушным пиратством станет лишь эпизодом в большой драме, а то и в большой трагедии. Если более-менее свободные государства не найдут способ остановить Лукашенко и его сообщников, то он продолжит в том же духе. И когда пишут, что ничего подобного больше не будет, это, дескать, единичный случай, то в это трудно поверить. Да, перехватов самолётов, возможно, в ближайшее время не произойдёт. Однако имеются и другие способы пиратства и терроризма - в том числе и на чужой территории.

Кроме того, нельзя забывать о первопричине. Лукашенко в прошлом году проиграл президентские выборы. Мировое сообщество, несмотря на инаугурацию, его в качестве президента не признало. Так что перехват в воздухе возле границы с Литвой осуществил МИГ-29, приказ которому отдавали самозванцы. Александра Лукашенко в качестве законного президента признаёт Путин и Симоньян, но для большей части мирового сообщества он - диктатор, что он ещё раз подтвердил.

Случай с Протасевичем, разумеется, тяжёлый. Но семь лет назад в европейском небе произошло значительно более ужасное событие. Был сбит пассажирский малазийский «боинг». Следствие и суд тянутся недопустимо долго. Похоже, ту трагедию если не забыли, то решили  не нагнетать страсти. Это был знак тем, кто готов хозяйничать в воздухе не обращая внимания на закон.

Если Евросоюз ограничится полумерами и незначительными санкциями, это будет означать: за преступлением не обязательно следует наказание.

А Лукашенко при любом исходе пора разучивать «Пиратскую лирическую» Булата Окуджавы: «Когда воротимся мы в Портленд, // Клянусь, я сам взбегу на плаху, // Да только в Портленд воротиться // Нам не придётся никогда».

 

 

 

 

Алексей ВЛАДИМИРОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий