Незадолго до открытия предновогодней выставки художника Сергея Руднева в читальном зале псковской библиотеки на Конной некоторые посетители настойчиво выспрашивали у автора, что он имел в виду? Почему, например, при написании одной из работ выбрал зелёный тон. «У меня такой образ», - отвечал художник, но от него не отставали. «К чему этот образ?» - «Это то, что у меня внутри». - «Но почему?!» Почему красное? Почему зелёное? Почему чёрное, в конце концов?
Словами всё не объяснишь, хотя художник и попытался: «Это грёзы, фантазии, сказочность... Но многое объяснить не могу. Делаю без эскизов».
Это первая персональная выставка Сергея Руднева. В названии «В гибком зеркале природы» многое сказано. Зеркало, но гибкое. Это не реализм. Это не фотографии (профессионально фотографиями раньше Сергей Руднев занимался, но потом судьба совершила резкий поворот). Как написал в 1915 году Велимир Хлебников: «Годы, люди и народы // Убегают навсегда, // Как текучая вода. // В гибком зеркале природы // Звёзды - невод, рыбы - мы, // Боги - призраки у тьмы».
Для Сергея Руднева серебряный век - время особенное. Гибкое зеркало природы, в которое он всматривается, явно имеет «серебряную рамку». «Я люблю эксперимент, - говорит он. - Не гонюсь за реализмом и точными данными. Обожаю мирискусников, , Ивана Билибина, Мстислава Добужинского и весь серебряный век».
Добужинский был с псковской землёй связан тесно. В послереволюционные годы спасался здесь от голода и спасал с Корнеем Чуковским других - в Порховском уезде. В Псковскую губернию приезжал из Петрограда.
Сергей Руднев переехал в Псковскую область из Петербурга. «В какой-то момент мы решили поехать на недельку отдохнуть», - начал вспоминать он.
Недельный отдых затянулся и превратился в работу. Дом купили в Палкинском районе, в посёлке Жуково. Появились козы, свиньи, куры, грядки... Как выразился председатель регионального Союза художников России Виктор Лысюк: «Правильно, что переехал. В тишине и без денег - художнику самое то».
Ни свиней, ни кур вы на благотворительной выставке-продаже не увидите. Зато коты и собаки - четвероногие обитатели псковского волонтёрского приюта для бездомных животных «Лесопилка» - могут почувствовать, каково это, когда грёзы и фантазии превращаются в вполне конкретные дела. Все вырученные за продажу графики и живописи деньги пойдут в пользу «Лесопилки», у которой, по словам Сергея Руднева, «сложная ситуация».
Один из кураторов выставки Петерис Скайсткалнс рассказал, что вообще-то считает графику и живопись в одном зале - несовместимой («я пугался совмещения графики и живописи»). Но в этот раз, благодаря правильному размещению работ, совместить, кажется, удалось. Никто не испугался. Живопись вас радостно встречает у входа, а потом вы переключаетесь на графику.
«Я недавно в дискуссию вступил: есть ли сегодня молодые художники? Я думал, что нет...», - продолжил псковский художник Петерис Скайсткалнс. Похоже, теперь, после знакомства с работами Сергея Руднева, у него появился другой ответ.
«У меня выбора не было, - произнёс Сергей Руднев, возвращаясь в своё раннее детство. - Мне рассказывали, что, когда я в детстве учился ходить, то встал, подошёл к шкафу и взял связку кистей».
Сергей Руднев - из семьи художников. Оказалось, что Виктор Лысюк в 1982 году недолго учился у профессора Василия Филипповича Руднева - народного художника России (это дед Сергея Руднева).
Выставка «В гибком зеркале природы» - это 25 графических и живописных работ, написанных за последние 2,5 года. Фантазии на заданную псковскую тему. Места, вроде бы, узнаваемые: Мальская долина, Псковский кремль, Псково-Печерский монастырь, «Золотая набережная»... Но фотографической точности, разумеется, нет. Какой смысл повторять действительность?
Храмы у Руднева могут благодаря зелёному цвету превратиться в рождественские ели. Пейзажи легко совмещаются с натюрмортами. Даже уродливые габионы на набережной Псковы возле Кремля не портят вид и напоминают съедобные орешки - только белки не хватает.
В «Заметках об искусстве» ещё одного мирискусника Константина Коровина сказано: «Как прекрасны вечера, закаты солнца, сколько настроения в природе, её впечатлений... Эта радость, как музыка, восприятие души. Какая поэтическая грусть». Грусть и радость здесь почти неразделимы.
Судя по всему, Сергей Руднев сказочную радость и поэтичную грусть тоже остро ощущает и с удовольствием передаёт.
Коровин говорил: «Тона, тона правдивей и трезвей - они содержание. Надо сюжет искать для тона... Чувствовать красоту краски, света - вот в чём художество выражается».
Собственно, именно поэтому движение «Мир искусства» намного пережило одноимённый журнал. Красота краски и света притягательна.
Традиции и новаторство смешиваются, словно краски на палитре. Изысканная декоративность не противоречит реальности, а приоткрывает припрятанное.
«В гибком зеркале природы», если приглядеться, есть зазеркалье. Осталось только отдать выставленные работы в хорошие руки, как и хвостатых питомцев «Лесопилки».
Алексей СЕМЁНОВ