Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 
2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

Его второе имя. Jethro Tull

Джетро ТаллНовый альбом группы Jethro Tull, вышедший в конце января 2022 года, некоторые музыкальные критики восприняли как сумрачный, «тёмный». Но он не более тёмный, чем многие предыдущие альбомы  Jethro Tull - в том числе самые ранние.

Лидер Jethro Tull Иэн Андерсон не просто поэт, но и композитор, флейтист, вокалист... Нельзя воспринимать его композиции как собрание стихов. Если отталкиваться от текстов, то Jethro Tull - вообще мрачная группа. Сарказм Андерсона, выбор тем, его язвительные стрелы - всё это неотъемлемая часть Jethro Tull.

Вспомнить хотя бы одну из самых известных и давних композиций - Aqualung. Герой «выплёвывает осколки бывшего счастья». Пронизывающий холод, грязные мысли, сопли текут рекой, агония одиночества... Такая в заглавной композиции Aqualung атмосфера.

Но музыка всегда выводила это на какой-то другой уровень. Тьма рассеивалась. Искры летели. Поэтому странно было прочесть в свежей рецензии, имея в виду 12 композиций альбома The Zealot Gene группы Jethro Tull, такие строки: «В этом мире нет ничего от сладкой утопии хиппи или первоначального веселья рок-н-ролла - он сумрачен и тёмен. Это - то место, куда пришёл через десятилетия странствий Иэн Андерсон со своим Jethro Tull. Когда-то он выходил на сцену в красном фраке и зелёном жилете и истово прыгал на одной ноге, выдувая волшебную музыку через свою флейту, но зима, пандемия и мировое зло стёрли краски и цвета из его жизни».*

Собственно сам Андерсон отвечает тем, кто пишет «остались чёрный и белый, два цвета в остервенелом противоборстве, две позиции напротив друг друга». Не следует путать чёрно-белую обложку альбома и чёрно-белый мир некоторых его героев с миром самого Андерсона. Недаром же он поёт: The black and white, the stereotype («Чёрное и белое, стереотип...»).

На альбоме The Zealot Gene нет каких-то грандиозных хитов. Но странно было бы ожидать их от Jethro Tull .

Зато в альбоме есть вещи определённо контрастные: основательность и лёгкость. Jethro Tull на шестом десятке своего существования демонстрирует чрезвычайно важную вещь. Группа не изменяет себе и своим слушателям. Она не превратилась в пародию на саму себя и не разменивается по пустякам.

Библейскими мотивами в рок-музыке уж точно никого удивить нельзя. Так что Иэн Андерсон не удивляет, а просто следует своим путём.

«Наша музыка - это вводящая людей в заблуждение смесь различных жанров, - сказал как-то Андерсон. - Она вводит в заблуждение всех - особенно журналистов. Но это и хорошо, потому что это и меня самого вводит в заблуждение».

Ценность нового альбома как раз в том, что ни пандемия, ни прочие вещи не смогли стереть краски, присущие только одной единственной группе Jethro Tull. Более того, звук, изменившийся с середины 80-х годов, снова стал похож на тот, что мы знали по семидесятым годам.

Конёк Jethro Tull - контрасты. Если не вслушиваться в слова, можно подумать, что мы окунаемся в сказочный лесной мир. Чудеса, превращения, птицы-звери, гармония и благодать. Счастливые поселянки, мужественные юноши, мудрые старцы, менестрели и нимфы... Но Иэн Андерсон никогда не был оторван от современности. Он никогда не забывал, где и когда живёт.

The Zealot Gene открывается композицией Mrs. Tibbets («Миссис Тиббетс»). Да, у будущего бригадного генерала Пола Уорфилда  Тиббетса-младшего, сбросившего атомную бомбу на Хиросиму, тоже была мама. Её звали Энола Гей, урождённая Хаггард. Мы это знаем, потому что бомбардировщик, чей рык слышится в композиции Jethro Tull, открывающей альбом, любящим сыном был назван в честь матери. А мать получила своё имя в честь героини романа «Энола, или Её  роковая ошибка» Мэри Янг Риденбо. Тот роман, написанный в ХIХ веке, открывался стихотворными строками: «О, роковой день - о, день скорби, // Это не составляло труда, она могла одолжить; // Но в будущем она могла видеть // Облака неверности...»

Позднее всё это намертво войдёт, нет, въестся в кровавую историю Второй мировой войны. Рок-музыканты эту тему тоже подхватят. Один из самых известных примеров - группа Orchestral Manoeurvres in the Dark (OMD), выпустившая в 1980 году ритмичную антивоенную песню Enola Gay («Гордится ли мама Малышом сегодня?»). Малышом, как известно, называлась первая сброшенная Тиббетсом на головы людей атомная бомба.

У Jethro Tull свой подход к теме, хотя революционным его назвать нельзя. Группа в своём стиле. Британский сарказм во всей красе: «Всё во благо и в конечном итоге // Во спасение драгоценных жизней в будущем. // Курс на дом и счастливые каникулы; // Скажи себе: "Слава Богу, что сделано..."»

А впереди всех оставшихся в живых ждёт благостное Рождество и подарки.

Так устроено человечество. Многие преступления совершаются во имя будущих поколений и во имя Бога.

Иэн Андерсон в композиции My Good («Мой Бог»)  полвека назад спел про кровавую церковь в Англии и про наглых попов.  То, что мы знаем сегодня о церковной истории, не даёт нам права смягчать формулировки.

Андерсон в новом альбоме продолжает отталкиваться от библейских текстов и в то же время окунается в жгучую повседневность. Но при этом он ни разу не скатывается на язык плаката.

В композиции Jacobs Tales звучит: «Кровь течёт гуще, кровь стынет. // Завладей наследством, прежде чем оно будет продано». Близкие становятся далёкими.

Бог в альбоме The Zealot Gene может быть безжалостным и старозаветным («Месть и возмездие - Моё второе имя»). Но всё же за столько тысячелетий старина немного устал. Так что Бог просит: «А теперь, ради Бога, пожалуйста, оставьте меня в покое» (Mine Is The Mountain). Композиция Mine Is The Mountain в альбоме одна из самых внушительных. Подобные, как принято говорить, способны стать «моментальной классикой».

С одной стороны, Иэн Андерсон поёт: «Всегда найдётся кто-нибудь, кто испортит веселье на вечеринке (The Betrayal of Joshua Kynde). А с другой стороны, пока существует Jethro Tull и его предводитель, волшебные надежды не умрут.

Вечеринка, превратившаяся в утренник под аккомпанемент нашедших своё гнездо двух маленьких соек из песни, продолжается.

 

*https://novayagazeta.ru/articles/2022/02/01/gen-zelota

 

 

 

 

 

Алексей СЕМЁНОВ