Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 
2016 2017 2018 2019 2020 2021 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Судьба самолёта

Судьба самолёта. Ил-18И почему это нет в истории жизнеописаний легендарных, знаменитых самолетов? Авиаторам даже обидно как-то. Такое впечатление, что флотские забронировали там все места для своих посудин.  Благодаря их стараниям, история прямо таки пестрит «биографиями» выдающихся кораблей, чьи судьбы знаменовали поворотные эпохи в судьбе человечества. От колумбовой «Санта-Марии» до жертвы айсберга «Титаника». Залп крейсера «Аврора» открыл новую страницу в истории, нравится она кому или нет. И даже бальсовый плот «Кон-Тики» обрел бессмертие благодаря литературному таланту Тура Хейердала.

Самолетам в этом смысле повезло гораздо меньше. Но хотя их век гораздо короче корабельного, вклад в историю они внесли немалый. Будучи высокотехнологичными изделиями, они являются очень точным индикатором развития той или иной страны и даже целой эпохи. В самом деле, «суперкрепость» В-29 (по кличке «Энола Гей») подполковника Тиббетса, сбросив атомную бомбу на Нагасаки, открыла 6 августа 1945 года атомную эру. 18-20 июня 1937 года экипаж Валерия Чкалова, совершив беспосадочный перелет по маршруту: Москва – Северный полюс – Ванкувер, лучше любых дипломатов убедил руководство США в перспективности сотрудничества с Советским Союзом. «Сессна» Матиаса Руста, приземлившаяся на Красной площади, показала всему миру «новое мышление» горбачевского СССР.

Так что судьбы самолетов отражают судьбы их стран очень точно. Всё, что с ними происходит, является зеркальным отражением происходящего в стране. Для примера я приведу одну очень показательную судьбу самолета Ил-18.

Где тонко…

На некоем аэродроме морской авиации, жил да был Ил-18. Летал, когда было нужно, своевременно проходил положенные техосмотры и регламентные работы. И всё было нормально, пока не развалился Советский Союз. Тут нормальная жизнь кончилась у всех, в том числе и у самолетов.

Полеты стали редкими, а если случались, то их обеспечение было ниже всякой критики. С техосмотрами и регламентными работами вообще пошел кавардак. Поскольку советские запасы запчастей кончались, а российские не появлялись, то состояние узлов и агрегатов с каждым годом только ухудшалось. Нет, технари, конечно, в меру своих сил пытались продлить жизнь самолетам. В основном недозволенными методами - переставляли дефицитные блоки с одного самолета на другой, продлевали ресурс сверх предельного. (Благо, советская авиация была спроектирована с хорошим запасом прочности). Но вечно такое положение длиться не могло.

И вот однажды вернулся Ил-18 на родимый аэродром после трудного рейса. Людей возил «на севера» и «с северов». По такому случаю его бак для отходов людской жизнедеятельности был переполнен. Тут надо сделать маленькое пояснение.

Туалет в самолетах, понятное дело, не может быть копией вагонного. Перепад давлений, разница температур и все такое прочее. Да и сбрасывать «добро» кому попало на голову как-то не очень эстетично. Поэтому оно все попадете в специальный бак с химическими реагентами, быстро распадется и нейтрализуется. В общем, что-то вроде современного биотуалета. Но тут случилась в том самолете неисправность ужасная, хотя и смешная.

В общем, самолет прилетел в пятницу вечером. Экипаж опечатал и сдал машину под охрану и исчез на два дня, до понедельника. Самолет стоял на открытом месте, на солнце, и сильно нагрелся (дело было летом). В полном баке, который никто не позаботился опорожнить, пошли бурные процессы брожения (положенных реагентов там не было и в помине, потому как – 90-е годы!). Когда давление в баке достигло критической точки, «добро» выдавило обратный клапан и самотёком полезло в салон…

Когда в понедельник утром самолет открыли, то зайти в него без противогаза и резиновых сапог было невозможно. На аэродроме разгорелись поистине шекспировские страсти на русский манер – кто виноват и кому все это убирать? С огромным трудом оба вопроса были решены, салон очищен, но неистребимый «аромат» не подавался никаким дезодорантам и хлорке. Возить гражданских и продукты на этом самолете было уже нельзя.

Всеми презираемый, почти не летающий, этот Ил-18 простоял на том аэродроме ещё несколько лет, пока в одну прекрасную ночь не сгорел по непонятной причине. (Подозревали нарушение правил противопожарной безопасности при хищении керосина).
Все вздохнули с облегчением – наконец-то избавились от него! Но избавились только авиаторы того аэродрома.

Всем на горе, самолет сгорел не полностью. Прогорела только обшивка, каркас же остался цел. Э-э-э, с виду, так сказать…

«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…»

Поскольку горелый самолет военной авиации был не нужен, его быстренько списали и продали какой-то блатной гражданской авиакомпании. Много таких наплодили после распада Аэрофлота. Покупали они всякую рухлядь, и летали на ней, ценя жизни пассажиров и летчиков в копейку. Прямо как в отсталых странах Латинской Америки. Зато возили, что и кого угодно. Знай себе, плати и лети.

В общем, сгоревшие листы обшивки новые хозяева поменяли. Кое-какой ремонт после пожара сделали. Но дело в том, что каркас самолета был уже не тот. Его шпангоуты под воздействием высокой температуры утратили прочность. С виду они были прежние, но только с виду. Где-нибудь, когда-нибудь в полете они разрушаться…

И вот, где-то в конце 90-х годов, СМИ передали новость – в Подмосковье рухнул самолет с деньгами. Есть погибшие. На телевизионных кадрах технари нашего аэродрома узнали номер того самого Ил-18. (бортовой номер любому самолету дается на заводе-изготовителе, и не меняется до самой смерти, независимо от ведомственной принадлежности). А вскоре «летный телеграф» (попросту говоря, слухи), сообщил подробности.

Короче, дело было так. Несчастный самолет новые хозяева-барыги загрузили 9-ю (девятью!) тоннами денег. Для выплаты зарплаты нефтяникам Западной Сибири. Груз сопровождало довольно много инкассаторов. (По слухам, бабки – божьи одуванчики, чтоб платить им меньше). И вот несчастный, как судьба всей нашей страны, Ил-18 взлетел с подмосковного аэродрома. Пролетел он недолго, когда у него отвалился хвост (перегретые шпангоуты сломались в самый неподходящий момент). В таких случаях сразу возникает бешеная тяга, как в гигантском пылесосе. В один миг из салона выдуло все девять тонн крупными купюрами, бабок-инкассаторов и несколько членов экипажа. Шансов спастись у них не было ни единого…
Как, впрочем, и у летчиков в кабине. Самолет вошел в штопор, выйти из которого было невозможно. Погибло то ли 15, то ли 17 человек. Впрочем, их смерть наверняка не принесла компании особых финансовых или деловых потерь. Хуже для хозяев было другое: многие деревья в том районе стояли сплошь увешенные крупными денежными купюрами. Под ними валялись неразорвавшиеся пачки денег. Враньё Лисы Алисы и Кота Базилио о Поле Чудес стало явью в стране дураков…

В общем, «труженики» двух тамошних колхозов экстренно прекратили работу (а многие уволились), чтобы не отвлекаться от поисков с неба упавших денег. Как-никак девять тонн в крупных купюрах. Сумасшедший дом ельцинского режима показывал то трагедию, то комедию для слабоумных.
 
Если бы я был главкомом ВВС, то приказал бы собрать обломки этого самолета и отвезти в авиамузей в Кубинке. Поставить их в конце длинного ряда «яков», «илов», «сухарей» и «мигарей» - в общем, позади тех машин, которые являлись нашей гордостью в былые годы. И установить табличку: «Так проходит земная слава». Чтобы тем, кто придет после нас, было ясно – начинать вновь придется с нуля.

Талгат ЕСЕНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий