У Китая в современной международной политике - особенная роль. Китайцы умеют вести выжидательную политику. Однако это не пассивное ожидание. Но, как показывают недавние события, всему есть предел. При всём старании председателя КНР, китайская власть до сих пор неоднородна.
Редакция.
МИНИСТРОМ СТАЛ ОХРАННИК ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
Василий Головнин: Си Цзиньпин обеспечил себе важное кадровое решение
В преддверии предстоящего осенью крайне важного съезда Компартии Китая председатель КНР Си Цзиньпин обеспечил себе важное кадровое решение - он провел лично преданного и много раз проверенного человека на пост министра общественной безопасности. Эта структура, надо пояснить, ведает полицией гигантской страны, контролем за ее населением. В Китае есть еще министерство государственной безопасности - но его функции носят более узкий характер, это только внешняя разведка и только контрразведка. А ведомство общественной безопасности на ежедневной основе контролирует все стороны жизни, в нем, как утверждают японцы, накоплены огромные массивы конфиденциальных досье.
После своего прихода к власти Си Цзиньпин в рамках кампании громко провозглашенной борьбы с коррупцией уничтожил в политическом отношении или посадил в тюрьму многих влиятельных врагов и соперников, среди которых очень сильно выделялся теперь уже бывший член постоянного комитета Политбюро ЦК КПК Чжао Юнкан.
Он контролировал все органы безопасности, прокуратуру, судебную систему, обладал гигантской властью. В 2015 году Чжоу Юнкан был приговорен к пожизненному заключению. Однако председатель Си, как полагают в Токио, убежден, что в министерстве общественной безопасности осталось немало затаившихся врагов, сторонников репрессированного тяжеловеса.
В глазах Си Цзиньпина, как полагают, это представляло некоторую лёгкую опасность накануне съезда, который должен утвердить продление его полномочий на высших постах в партии и государстве фактически на неограниченное время - вопреки прежней традиции, требовавшей ротации высшего руководства каждые десять лет.
Чистки в силовых органах, если вернуться к теме, продолжались и после приговора Чжау Юнкану: в 2021 году прокуратура предъявила обвинение в коррупции заместителю министра общественной безопасности Сунь Лицзюню, он арестован. Смещен министр юстиции, которого также подозревали в отсутствии лояльности нынешнему председателю КНР.
И вот сейчас, в июне, постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей (как бы парламент КНР) назначил на пост министра общественной безопасности товарища Ван Сяохуна, верного оруженосца и охранника председателя Си. Ранее, с ноября прошлого года он уже возглавил партийную организацию этого ведомства.
Председатель Си и его главный охранник бок о бок идут по жизни с 1990-х годов. Тогда Ван Сяохун был провинциальным начальником общественной безопасности при Си Цзиньпине, занимавшем солидный партийный пост в экономически процветавшей провинции Фуцзянь.
Невероятный скачок в карьере товарищ Ван совершил после прихода своего патрона к высшей власти. Он стал главой управления общественной безопасности Пекина, в 2016 году был назначен на пост заместителя министра общественной безопасности, а с 2019 года параллельно возглавил особую службу охраны высшего руководства страны. Включая самого товарища Си. Ну, понимаете, что это означает.
В Токио полагают, что зачистка поля накануне судьбоносного для Си Цзиньпина съезда будет продолжаться. Хотя исход этих кадровых маневров, конечно, абсолютно предрешен, все сомнительные и подозрительные будут прополоты и нейтрализованы. Вернее, это уже сделано.
Василий ГОЛОВИН