Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 
2016 2017 2018 2019 2020 
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Фестиваль живет и будет жить

Картина Игоря ШаймардановаСобираясь на международный театральный фестиваль в Пушкинские Горы, я мечтала о встрече с друзьями.   Озорным пареньком с лучистыми глазами Кордошей, человеком-скворечником с самоваром – С.С. Гейченко и самим хозяином этих мест – Пушкиным. Я ждала чуда, и оно состоялось.

Сотворили его организаторы фестиваля и большие друзья: директор Лаборатории искусств на Кордоне-2 художник Пётр Быстров, известный пушкинист писатель Иосиф Будылин и художественный руководитель фестиваля режиссер и гениальный актер Григорий Кофман. Их энтузиазм, огонь их сердец собрали в шестой раз людей преданных театру.

Сюрпризы сыпались как из рога изобилия, ведь год ознаменован двумя юбилеями – А.П. Чехова и И. Бродского. Уже в день открытия фестиваля театр «Мыза» из Гатчины. Спектаклем «Актерское братство» по рассказам Чехова не просто озадачил, а ошеломил  всех. А может и правда – любой театр, как сказал один известный артист, террариум единомышленников?

Подбросил дровишек в костер и русский театр из латвийского города Резекне, показав, что же происходит в театре когда закрывается занавес. Пьеса Николая Коляды и Об этом, и о судьбе двух не нужных уже театру актрис. Ольга Мейране и Лариса Волкова
Заставили зрителей и смеяться и сопереживать. А их героини, враждовавшие много лет. А их героини поняли, что в жизни есть доброта и дружба, и еще что-то другое, ради чего стоит жить, они стали подругами. И это … Всеобъемлюще…

Заставила жизнь сделать непростой выбор и героя пьесы «Дом  окнами в поле» А.Вампилова,  другого современного драматурга. А.Вампилов родился  в Иркутской области 19 августа 1937 года и одна из  первых работ драматурга пленяет теплом, добротой, Тем, что мы называем ароматом времени. Антон Патлин очень искренне передает переживания и сомнения своего героя, молодого учителя, отработавшего 3 года в сельской школе. Он выбрал любовь и остался в деревне. Что будет дальше?..

Меня не покидало щемящее чувство чего-то невозвратимо нами утраченного, ностальгии по времени с частушками и полянкой, по юности.  И, конечно жаль, что жизнь самого драматурга так рано трагически оборвалась: перевернулась лодка и он утонул в Байкале за день до 35-летия. Помогали артистам играть воспоминания о фестивале «Сибирская рампа» на острове Ольхон, в котором  участвовал театр Рижского технического университета, а может и деревянный домик на лесной опушке, за которой поле.

Два  диалога и пьеса А. Аверченко «Лето» - непростая задача для молодых артистов. Ведь надо покорить искушенных зрителей.  Роман Захаров, режиссер театра-студии «Гротеск» Псковского государственного педагогического университета не случайно
 выбрал жанр комедии и А.Аверченко, его жемчужину. Лучшая школа для студийцев, считает Роман, - классика, Аверченко же раскрывает стилистику своего времени, все его парадоксы. А на фестивале самое главное – знакомство с жанрами, театрами, драматургами, общение в неформальной обстановке. Хорошо, что руководство университета понимает необходимость участия студии в подобных мероприятиях.

Открытый студенческий театр Уральского университета представил на суд фестиваля удивительную композицию по рассказам Чехова, смешным и грустным… Всеобъемлюще… 

Вечные темы – тоска и печаль, любовь и верность. Как иногда нужен собеседник, понимающий, заинтересованный. А если горем можно поделиться только с верной лошадушкой? Что может быть страшнее одиночества!  Эти же вечные темы и в рассказе «Душечка». 

Оленька от одиночества постарела и подурнела. Пустота, неизвестно зачем живешь.«Ей бы такую любовь, которая захватила все ее существо, всю душу, разум, дала бы ей мысли…». А на коленях только черная Брыска. Может быть действительно женское счастье – любить и быть любимой или просто хоть кому-то нужной.

Эту же задачу очень талантливо по-своему решает Мария Бородина, автор, актриса и режиссер. Она заставила зрителей не только сопереживать, но и глубоко задуматься. Ее друзья по Московскому театру  «Заветная тележка» Татьяна Спасоломская и Виктор Делог создали на сцене необычное пространство, «Башню», в которой сами вспоминаются стихи И. Бродского.
                                                           
И.Бродский, метафоричный и простой, баловень судьбы и несчастный страдалец. Блистательный Г. Кофман нарисовал портрет трагедии поэта.

Композиция по стихам Осипа Мандельштама начинала складываться со стихотворения «Нашедший подкову». Возник моноспектакль . Знакомство с творчеством Мандельштама Григорий считает подарком судьбы. Стихи запоминались сразу, за ними рождалась музыка,  возник образ спектакля. А когда Григорий познакомился и подружился с тремя музыкантами – родился новый жанр еще не имеющий названия. Саксофон Николая Рубанова звучит то нежно, то грозно как Иерихонская труба. Алексей Иванов не просто виртуоз-ударник. Перезвон колоколов, исполненный на простых чугунках уносил душу вслед за стихами-молитвами в поднебесную высь. А стихи Мандельштама, откровенные до самоистязания! Страшный диалог поэта с родным городом, «знакомым до слез». «Петербург, у меня еще есть адреса, по которым найду мертвецов голоса». Такое вот стихотворение подправленное и запетое!  «Жизнь упала, как зарница, как в стакан воды – ресница» - подводит печальный итог поэт, а в небе полыхают отблески далекой грозы. А название спектакля «Колесо» - символ, сложный, многозначный.  Всеобъемлюще… 
      
Стихи для детей Саши Черного, простые и понятные. Вот только совсем не детские вопросы задает вечно занятым взрослым маленький «Человечек из часов». У актрисы детского интеграционного театра «Куклы» из Санкт-Петербурга Маргариты Смирновой есть сынишка Рома которому 6 лет и она прекрасно понимает, как иногда детям трудно и одиноко в мире взрослых. «Сердце маленького человечка не вмещает прожитого за день, он не может уснуть, проигрывает все еще раз, мечтает. Актриса просто светится добротой и стихи звучат по-мальчишески звонко и озорно. А Саша Черный очень любил детей и прекрасно их понимал. 
 
Для маленьких зрителей организаторы устроили детский день. Театр «Куклы»» подготовил спектакль в стиле итальянского театра дель арте. Подростковый интеграционный театр-цирк «Упсала» из Петербурга тоже порадовал веселой программой.

Настоящим же сюрпризом, долгожданным чудом стало знакомство с актерами из Венеции. Вот это был праздник актерского мастерства, масок, веселья. Звучали шутки на итальянском, языке Данте и Петрарки, но зрителям было все понятно. Ведь в этом
Театре главное – пластика, движение. И мимика, пусть герои в масках, которые говорят сами за себя. Смешной ворчливый старик Панталоне, его ловкий и изворотливый слуга.

Героями могу быть и влюбленные. У каждой категории своя пластика, свои трюки.  Четкие ракурсы, все в движении. Вот такая картина мира. И здорово, что традиционный Народный театр не забыт и зрители фестиваля могли с ним познакомиться. А Валентина и
Альберто стали любимцами фестиваля. Валентина же Италии в спектакле « Пиковая дама» играла Елизавету Ивановну. «Бывают странные сближенья» - обрадовался бы Пушкин.

А он внимательно смотрел и слушал. И казалось, то он вот-вот обернется и скажет:
«Здравствуй, племя младое, незнакомое!»

Отличился на фестивале и усадебный театр из деревни Бугрово «Галерея». Пётр Быстров и юный Павел Муратов познакомили с новой работой : «На чужбине» по А.П. Чехову. А ведь на сцене усадебного театра дебютировала Нина Заречная в Чеховской
«Чайке».

А как звучали на сцене Кордона Пушкинские слова! Друг фестиваля и его постоянный участник народный артист России Виктор Никтин перевоплощался то в Пимена, то в юродивого. Исполнять «Бориса Годунова» в Михайловском, где была написана трагедия – особая ответственность.

Виктор Никитин исполнил и композицию по стихам о войне. И стихи поэтов в гимнастерках в год 65-летия Победы для молодых зрителей были откровением. А молодежь должна знать свою историю и гордиться победами отцов и дедов. Для меня
самой шоком стала «Баллада об одиночестве» Семена Гудзенко.

   «И некуда деться от теплых багровых брызг.
     И, падая, горло немца зубами он перегрыз.
     Так кончилось одиночество».

Дождик не пугал, а только освежал , раскаты грома подхватывали аплодисменты. Потрескивал костер. Приходила иногда из леса любопытная лисичка. Как важно в наше время для молодых артистов побывать на фестивале, поучаствовать в мастер-классах, найти новых друзей.

Отликовал фестиваль, разъехались театры. Помахал им вслед Кордоша. Шестой фестиваль стал историей. До следующего, седьмого. Через год фестиваль снова соберет друзей.  

 Иллюстрация Игоря Шаймарданова

 

Нина УЛЬЯНОВА

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий