Самообслуживание, или Мертвые души Жана-Поля Сартра

Один спектакль - два мнения

В Большом концертном зале (БКЗ) Псковской областной филармонии был показан антрепризный спектакль «За закрытой дверью», поставленный по одноактной пьесе Жана-Поля Сартра «За закрытыми дверями».

5 апреля 2009 года у псковичей была неплохая возможность попасть в ад. Ненадолго, всего на час. Действие пьесы Сартра происходит как раз в аду.

I.

Адские муки
Как правило, столичные актеры, приезжающие в провинцию, показывают что-нибудь более легковесное, и до ада обычно дело не доходит.

И здесь режиссера и актеров можно поздравить с тем, что они остановились именно на Сартре. То есть, простых путей искать не стали. Непременного желания рассмешить зрителей у них не было. Это при том, что одна из участниц спектакля Ирина Алфёрова в своих интервью подчеркивала: здесь была попытка «наполнить спектакль юмором, и наш спектакль очень веселый, и публика в зале часто смеется». Возможно, публика в зале действительно часто смеется. Но не в Пскове.

Люди пришли на известных актеров - Андрея Соколова и Ирину Алфёрову, и о Сартре, наверное, думали меньше всего. Скорее, публика думала об «Адвокате», о «Констанции Бонасье» и тому подобном. Но г-жа Алфёрова уже лет тридцать как не Бонасье, и на сцене хоть и играла француженку, но совсем другую - Эстель Риго.

Нет, было бы, конечно, забавно понаблюдать, что на том свете приключилось с Констанцией. Тем более что о потусторонней судьбе д´Артаньяна и трех мушкетеров из недавнего «Возвращения мушкетеров» мы знаем. Но у Сартра, в 1945 году написавшего пьесу «За закрытыми дверями», героями стали преступники - вроде миледи.

Эстель Риго утопила своего младенца. На совести Инес Серано (Елена Медведева) смерть подруги...

Герой Андрея Соколова публицист-пацифист Жозеф, на первый взгляд, не такой уж и злодей. Его расстреляли за то, что он пытался увильнуть от службы в армии. Но, в конце концов, Жозеф и сам признался, что в ад попал совершенно заслуженно, потому что превратил в сущий ад жизнь своей жены на земле. Трем героям, попавшим в коммунальный ад, во многом еще придется признаться.

Ад на сцене БКЗ выглядел вполне прилично. Ни жаровни, ни дыбы, ничего такого... Три дивана, безликая бронзовая статуя, свет, который никогда не выключается, три запертые двери... Жить можно.
Коридорный (Рудольф Саркисов), невозмутимо вселяющий в одну комнату мужчину и двух женщин, на классического палача не слишком похож. Не похож на него и Жозеф. Но именно его женщины и принимают за палача. «Вот нелепость! - искусственно смеется в ответ герой Андрея Соколова. - Вы, правда, приняли меня за палача? Вы вошли, посмотрели на меня и решили: это палач. Какая чепуха! Коридорный - растяпа, он должен был представить нас друг другу. Палач! Я Жозеф Гарсен, публицист и писатель. Дело просто в том, что нас поселили вместе...»

А еще дело в том, что в аду - самообслуживание. Каждый друг другу палач, товарищ и брат. Всё как на земле. Очень удобно. Безотходное производство.

Первоначально кажется, что в этой комнате можно организовать сносную жизнь. Жозеф даже предлагает подходящие условия, утверждая: «Я уверен, что мы сможем приспособиться друг к другу: я молчалив, спокоен и шуму от меня немного. Только позвольте мне предложить вам следующее: нам нужно сохранять крайнюю вежливость по отношению друг к другу. Это будет лучшим способом защиты». - «Я невежлива», - с вызовом отвечает въехавшая второй Инес. - «Тогда я буду вежлив за двоих», - не пугается трудностей Жозеф. Какие могут быть трудности, после того, как тебя расстреляли?

«Страх годился в прошлом, когда была надежда». Покойники ищут покой и не находят его.

Отсутствуют все
Это трудное дело - играть мертвые души в аду, когда нет никакой надежды. Актер и две актрисы делают это добросовестно. Лучше всех, на мой взгляд, это получается у Елены Медведевой. Ее героиня (во многом, усилиями автора пьесы) более интересна... «Я вот злая, - говорит она. - Мне необходимо для жизни страдание других. Факел. Факел в сердце. Когда я одна, я угасаю». Что ж, ответственные за ад сделали так, чтобы Инес никогда не оставалась одна.

Есть подозрение, что у Андрея Соколова актерский диапазон не слишком широк. Его Жозеф, даже когда снимает в аду брюки, скучноват и пресен. Примерно то же самое можно сказать и об Ирине Алфёровой, хотя ей, к счастью, раздеваться по ходу спектакля необходимости нет.

Наконец, Жозеф честно признается Эстель: «Извините, я не подхожу для компании порядочных покойников». «О, сударь, - морщится Эстель, - не могли бы вы избегать этого ужасного слова. Оно... оно действует на нервы. И вообще, что оно означает? Может, мы никогда не чувствовали себя такими живыми. Если уж так необходимо называть как-нибудь это... это состояние, я предлагаю звать нас "отсутствующими" Это звучит мягче...»

Физической пытки герои так и не дождутся. Зато они навечно обречены быть вместе. Даже, когда двери распахнутся, они будут продолжать копаться в своем страшном прошлом, как черви.

Чего не хватает в спектакле режиссера Рудольфа Саркисова? Отчаяния. Безнадежности. Ад получается какой-то игрушечный. Автор пьесы, по-видимому, не на это рассчитывал, когда вкладывал в уста Жозефа Гарсена слова: «Откройте! Откройте! Я согласен на все, на испанский сапог, клещи, расплавленный свинец, тиски, удавку - на все, что жжет и дерет, я хочу мучиться по-настоящему. Пусть лучше побои, кнут, оспа, чем эта умственная пытка, этот призрак страдания, который ласково касается тебя и никогда не делает по-настоящему больно...»

Русский сценический ад получился нормальным, адаптированным для нашей действительности, в которой и без театра трагедий хватает.

Алексей СЕМЁНОВ

II.

Говорят, что известный русский писатель Николай Гоголь, юбилей которого мы нынче вовсю пытаемся отмечать, был мало доволен театральными постановками собственных сочинений. Похоже, спектакль «За закрытой дверью», каким его показали в БКЗ, вызвал бы у Жана-Поля Сартра похожие эмоции.

Никто не будет спорить с тем, что Сартр - гениальный философ и писатель. Красота его произведений - в отсутствии жирных точек. Ничего никогда ничем не заканчивается. Взять, к примеру, его «Герострата». Дуло револьвера можно кусать во рту сколько угодно, но что толку от трупа в туалете, когда идея стрелять в людей звучит так просто и так заманчиво? Ради бога! - жми на курок назло уборщице, которая и так зарабатывает сущие копейки. Мысль выйти на улицу и - просто так - кого-нибудь убить обязательно придет в голову кому-то еще. Люди уходят, проблемы остаются. Сартр дочитывается до конца, но остается до конца неосмысленным. «И что, мне теперь здесь - жить»? - с ужасом восклицает на сцене БКЗ герой Андрея Соколова. «Нет, мсье, жить вам здесь не придется», - спокойно отвечает герой Рудольфа Саркисова.

Действо в тот вечер действительно получилось ни живым, ни мертвым.

Сюжет спектакля «За закрытой дверью» - широкий плацдарм для бесед на тему ада. По наблюдениям Жана-Поля Сартра, филиал данного учреждения при желании можно обнаружить где угодно - в купе поезда, если сосед - дебошир, в комнате любимой девушки, если сутками не вылезать, в Большом концертном зале филармонии, в конце концов...

Хотя «За закрытой дверью» - это, конечно не тот случай. Спектакль с участием Андрея Соколова и Ирины Алферовой никак не может быть безнадежно отстоен. Это же не псковский молодежный рок-фестиваль, где музыканты бьют собственного барабанщика, ибо парень настолько пьян, что никак не может оторваться от установки и перестать барабанить ритм...

В нашем случае все куда прозаичней. Вместо того чтобы поэкспериментировать с идеями знаменитого французского экзистенциалиста, авторы постановки практически полностью отказались от философской стези в пользу банального водевиля, да еще и с элементами комедии. Почему - им виднее. Возможно, люди опасались, что большинство жителей провинции знают Соколова и Алферову, а слова «экзистенциализм» - не знают и даже побаиваются. Может, потому что над нашей современной жизнью и правда лучше хохотать, нежели пытаться вникнуть в ее суть. Увы - на сцене БКЗ актерам не удалось ни того, ни другого. Андрей Соколов играл Андрея Соколова, Ирина Алферова - соответственно, Ирину Алферову. Когда спектакль закончился, большая часть оваций досталась именно им, а не Елене Медведевой, чья героиня, по-моему, выглядела куда интересней. Жану-Полю Сартру вообще не досталось ничего. Ну и ладно. Писатель он все равно потрясающий.

Николай АВДЕЕВ

Фото: Андрей Кульгун, el-medvedeva.narod.ru


Имя
E-mail (опционально)
Комментарий

EaxPdDymavA6 | 1gk9qe3b@gmail.com | 02:39 - 14.08.2016
Yup, that shluod defo do the trick! http://gbyakmwni.com [url=http://gmibtjdf.com]gmibtjdf[/url] [link=http://hgibqimqayz.com]hgibqimqayz[/link]
j7LAcWRr | 5cs00qmoz@gmail.com | 20:23 - 13.08.2016
Supinrsirg to think of something like that
OlwgBMRiR | wyygdny4@hotmail.com | 17:32 - 11.08.2016
This does look prnsimiog. I'll keep coming back for more. http://zqwutnamdi.com [url=http://rpbqxzpvrhv.com]rpbqxzpvrhv[/url] [link=http://rjkpccysci.com]rjkpccysci[/link]
rNKkP2pA5rD | t9rwrxmdd@hotmail.com | 10:48 - 11.08.2016
Wow I must confess you make some very trnahcnet points.
Njc1siip1j83 | re7jqvttv@mail.com | 18:32 - 10.08.2016
Fraser Painting. I actually do have some questions for you if you tend not to mind. Could it be simply me or does it look like some of the responses appear like they are coming from brain dead people? And, if you are writing on other online sites, I would like to keep up with you. Would you post a list of the complete urls of your social nekiortwng pages like your linkedin profile, Facebook page or twitter feed?
TQmqvtlT8 | rrsw1vi1t33@hotmail.com | 08:24 - 17.04.2014
Way to go on this essya, helped a ton. http://kxokyaezfkl.com [url=http://qepxgttopt.com]qepxgttopt[/url] [link=http://wgumees.com]wgumees[/link]
emX8Mve7r | 4bedkeqa7@gmail.com | 22:39 - 15.04.2014
I thought I'd have to read a book for a diveoscry like this!
9ChyjGx0iHm | r50m0r05@gmail.com | 10:43 - 15.04.2014
I can already tell that's gonna be super hefulpl. http://fxfewlfjr.com [url=http://aijsplivpl.com]aijsplivpl[/url] [link=http://biuetoeac.com]biuetoeac[/link]
Ez7iCCeeIfC | 98i25qzec0@mail.com | 22:22 - 14.04.2014
Whoa, whoa, get out the way with that good inniomatrof.
aM3714Cp2lSU | m98w83u74z@yahoo.com | 13:24 - 14.04.2014
Holy Toleod, so glad I clicked on this site first!