Через край

КрайЧтобы рассказать о том, как крайности сходятся, можно было бы прибегнуть к менее дорогостоящим средствам. Но тогда бы не получилось фильма «Край».

Этот фильм снял как будто однофамилец и тезка известного режиссера Алексея Учителя, а не он сам. Его прежние фильмы были словно бы сконструированы в проектном бюро. Типичное фестивальное кино. Но с «Краем» вышло иначе. И заслуга в этом всех, кто приложил руку к сценарию. В первую очередь, это Александр Гоноровский.

И дальше уже сказался огромный  режиссерский опыт, сильный актерский состав и взятый на вооружение магический реализм. Не латиноамериканский, а русский. В паровозную топку пошло все, что могло разжечь сильный огонь и развить необходимую скорость.

«Край», конечно же, не исторический фильм. Хотя все, вроде бы, указывает на то, что к делу подошли основательно, и историческая основа в сценарии имеется. Она, в основном, в деталях. Послевоенный СССР, Сибирь, враги народа…

С одной стороны, государственная машина, а с другой  тоже машина, а точнее – паровоз. Кто кого?

Всеми машинами управляют люди. И это самое главное. Они, в общем-то, похожи. Если всех их назвать контуженными, то не ошибетесь.

Но, в конце концов, получилась монументальная сказка вроде той, что сняли когда-то в СССР под названием «Коммунист». Там главного героя играл Евгений Урбанский, а здесь - Владимир Машков.

Советский герой Урбанского – это оживший памятник. А в пришедшем с фронта Игнате  (Машков), на первый взгляд, нет ничего героического. Контуженный  индивидуалист. Неудачник. Начальственное доверие не оправдывает, оказывается на самом краю и, наконец, переходит границы дозволенного.

Игнат один из тех бойцов, которые не дорожат своими боевыми орденами и медалями. Они дорожат свободой и любят скорость. А власть любит эту скорость сдерживать. Очевидное несовпадение темперамента.

Проблем было бы меньше, если бы Игнат не стал машинистом. То есть он обречен ездить по рельсам. Шаг вправо и шаг влево сделать нельзя. Есть колея и ей надо следовать. В нашей стране это нормально. Если уж попал на рельсы, то либо изображай из себя Анну Каренину, либо строй БАМ или, хотя бы, узкоколейку, как Павел Корчагин.

Но контуженный Игнат выбирает третий путь.

Сила фильма в том, что главные герои там все, включая угрюмую народную массу. Важно сказать, что это не такой уж и русский народ (как некоторые пытаются представить). Там армяне, литовцы… Это советские и антисоветские люди, угодившие между рельсов. Они пьют, дерутся, страдают, молчат, снова пьют и, между прочим, строят что-то вроде коммунизма. Иначе говоря, занимаются неизвестно чем, но спасает их то, что они еще не разучились чувствовать.

И все-таки самым чувствительным оказывается Игнат. Это и превращает его в победителя.

Странное дело. В войне с фашизмом победила целая страна, а победителями ощущают себя немногие.

Сибирь снимали недалеко от Пскова. А одна из главных действующих лиц - Юлия Пересильд, сыгравшая Софью,  в Пскове долгое время жила, училась в пединституте… 

Если бы «Край» попал в конкурс Берлинского фестиваля, то шансов победить у него было невероятно много. Немецкая тема в этом Крайфильме играет важную роль. Без немецкой актирисы Аньорки Штрехель это был бы совсем другой фильм. Ее героиня, прожившая  в тайге пять лет, ни о какой войне не знает. Но у нее начинается своя война.

Берлин прошел мимо, но вдалеке забрезжил «Оскар». То есть фестивальное кино Алексей Учитель снимать не разучился, но вышел на обобщения мирового уровня и широкого экрана. Это вам не копание в грязном белье Ивана Бунина.

Претензии к фильму будут тоже большого масштаба. Все-таки, на деньги РЖД режиссер снял антигосударственное кино. И это еще одно достоинство «Края». Учитель, разумеется, не анархист. Просто то государство, которое, несмотря на смену названия, все еще существует, великолепно умеет уничтожать самых достойных. Но не всех.

И если что и объединяет людей, живущих в нашей стране,  - так это общая беда, общий враг. Как это случилось на станции Край.

Получилось очень оптимистическое кино. Страшное и страшно смешное.

Как когда-то пел Василий Шумов «Матрешка, балалайка, Волга, изба, борщ, самовар, спутник, блины навсегда. Все наше - навсегда..» ) У Алексея Учителя это самогон, баня, медведь, Сибирь, тайга…  Начнешь перечислять – получится пошлятина. Но если все это не перечислять, а удачно соединить и прочувствовать, выйдет совсем иное, а именно – «Край».

Если у вас нет паровоза, то, на худой конец, пригодится и дрезина. Чтобы отойти, отъехать от края – годится любое транспортное средство. И, оказывается, не обязательно сгорать в паровозной топке, чтобы вокруг стало немного теплее и светлее.

 

КРАЙНИЕ МЕРЫ («Псковская правда-Вече»)


Это особенный фильм, способный вызвать как восхищение, так и возмущение

В фильме Алексея Учителя «Край» есть все, что должно превратить любой самый дорогой фильм в дешевый лубок.  Тайга, медведи, самогон, голые тела, оголенные нервы, дикая толпа, драка в женской бане… Все кому ни лень тычут друг другу в морду, матерятся и по-хорошему не понимают. Только по-плохому. Как выражается главный герой: «Дальше некуда». Но в итоге из всех этих штампованных частей складывается почти грандиозная картина. По отдельности все не очень натурально или слишком банально, а вместе получается страшная правда. Но она имеет к реализму самое отдаленное отношение.

Великая Отечественная война закончилась, и на глухую станцию Край прибывает сержант Игнат (Владимир Машков). И вокруг него в этом полумертвом царстве сразу же начинается оживление. Оживают не только люди, но и паровозы.

Полюбившая Игната Софья (Юлия Пересильд) объясняет такое внимание к Игнату очень точно: «В нем чертей больше». Чертей на Краю вообще очень много. И они вселились не только в новоявленного машиниста-Игната. Все перепутано и все крепко друг с другом связано. Самогон держат вместо морфия, мертвых держат за живых и наоборот. Особое место отведено паровозам. Создатели фильма утверждают, что для съемок использованы паровозы 1905, 1928 и 1941 годов, и они до сих на ходу. На них, в основном, гоняют по тайге, потому что ничем другим в безнадежной глуши всерьез заниматься нельзя. Таким образом, на рельсах сталкивается Европа и Азия. Европу представляет прожившая несколько лет в тайге немка Эльза (Аньорка Штрехель) и штурмовавший рейхстаг Игнат. Остальные же – на первый взгляд почти дикари. Так называемый народ, но по иронии судьбы – эти же люди и враги народа. В общем, враги самим себе.

«Край» выдвигают от России на премию «Оскар». Наверное, действительно ничего лучше в России за последний год не сняли. А вот внутри России многие сочтут создателей фильма русофобами. Такова участь художников, которые оказываются на краю и заглядывают в бездну.

Снятый Алексеем Учителем фильм можно было бы посчитать мрачным  героическим эпосом, если бы не черный юмор, которым «Край» до краев переполнен. Юмор есть едва ли в каждой сцене. Он помогает победить смерть и объединяет всех героев.

«Родину всю пропили, или только до Урала?» - спрашивает Майор (Сергей Гармаш). На этот вопрос нет ответа. Может, всю, а может – еще кое-что осталось.

 

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий

1hKLCjVj | 19rbecy6@mail.com | 09:12 - 17.04.2014
A perfect reply! Thanks for taking the trloube. http://pddlkmbb.com [url=http://awrkea.com]awrkea[/url] [link=http://tsucivtdxe.com]tsucivtdxe[/link]
c7raY8UX1gGx | n5jfnkch@hotmail.com | 02:18 - 16.04.2014
I'm not quite sure how to say this; you made it extelmrey easy for me!
yQjldCLJ5s | qmncivz8w2@mail.com | 14:25 - 15.04.2014
Enlhniteging the world, one helpful article at a time. http://dwkgsciq.com [url=http://rlsjtqq.com]rlsjtqq[/url] [link=http://hkatvcw.com]hkatvcw[/link]
t2Mp7BEf | 75xk0jtf@hotmail.com | 12:28 - 15.04.2014
Lot of smarts in that potnisg!
Z6Kik4REs | thjkahzjq0@gmail.com | 16:22 - 14.04.2014
That's more than sebilnse! That's a great post!