Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 
2016 2017 2018 2019 2020 
2 3 4 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Псковский двор

Николай СобольВашему вниманию предлагается электронная версия газеты «Псковский двор», которую издает депутат Псковской городской думы Николай Соболь. Текст предназначен для тех, кого интересуют городская жизнь в цифрах. Здесь вы прочтете подробности о тарифе на горячую воду (с 01.02.2010 он увеличился на 21,2%, об очередная попытке модернизации водоснабжения г. Пскова, о финансировании частной спортивной организации  развитии профессионального футбола на деньги городского бюджета и о многом дру-гом.
Редакция

Николай Соболь

ПСКОВСКИЙ ДВОР
май 2009 г. – июнь 2010 г.

В сферу ЖКХ г. Пскова пришел частный бизнес

С учетом изменившегося законодательства и принятием Федерального закона (ФЗ) о фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), в сфере ЖКХ г. Пскова за последние два года произошли существенные изменения.

На смену 16 муниципальным предприятиям (учреждениям) «Управление микрорайоном», которые ранее оказывали горожанам услуги по управлению, содержанию и эксплуатации многоквартирных домов (МКД) приходят частные управляющие организации (ЧУО) и товарищества собственников жилья (ТСЖ).

Собственники некоторых МКД приняли решения о непосредственном управлении своими домами.

В большинстве своем собственники жилых помещений выбирали для управления своими домами ЧУО путем заочного голосования.

Для домов, собственники жилых помещений которых сами не приняли решения о способе управления домами, конкурсы по отбору управляющих организаций для обслуживания таких домов организовывала Администрация г. Пскова.

В соответствии с Жилищным Кодексом РФ в г. Пскове по состоянию на 01.01.2010 года собственники 1659 МКД в г. Пскове выбрали и реализуют способ управления, в том числе:

- в 1408 домах, общей площадью жилых помещений 3681, 5 тыс. кв.м., выбран способ управления домом – управляющая организация (ЧУО);
- в 222 домах, общей площадью жилых помещений 114,9 тыс. кв.м., созданы ТСЖ;
- в 23 домах сохранены жилищно-строительные кооперативы;

- 6 домов имеют непосредственное управление.

Всего в г. Пскове на 01.01.2010 года имелось 35 управляющих организаций по содержанию и эксплуатации жилищного фонда и 50 ТСЖ.

Кроме того, 232 дома на 01.01.2010 (222 дома на 01.03.2010, общей площадью 109, 843 тыс. кв.м.) находились на обслуживании муниципальных предприятий г. Пскова «Управление микрорайоном» (№№ 1, 2, 5, 6, 7, 11, 13, 15, 16, 17). Собственники данных домов не выбрали способ управления МКД и проводимые Администрацией г. Пскова открытые конкурсы по отбору управляющих организаций признаны несостоявшимися. В основном, эти до-ма относятся к категории домов без одного или более видов удобств или с износом 60% и более и категории «общежитий». С учетом переселения граждан в первой половине 2010 года из аварийного и ветхого жилья (около 30 домов), остается 190 МКД в г. Пскове, собственники которых не выбрали способ по их управлению. Осуществлять управление, содержание и эксплуатацию вышеуказанных 190 домов будет муниципальное автономное учреждение «Жилище» (МАУ «Жилище»). В начале 2010 года я голосовал за принятое гордумой решение о даче согласия администрации г. Пскова на создание МАУ «Жилище».

В связи с тем, что МАУ «Жилище» буде обслуживать дома с большим процентом износа, я голосовал за принятое гордумой решение (проект внесла Администрация г. Пскова), которое предусматривает выделение в 2010 году из бюджета г. Пскова около 3 млн. руб. на содержание домов, собственники которых не приняли решения о способе управления домами.  Я голосовал за принятое гордумой решение о включении в наблюдательный совет МАУ «Жилище» 3 депутатов, в т.ч. и меня.

В бюджете г. Пскова на 2010 год мы предусмотрели 6,9 млн. руб. на погашение задолженности по налогам муниципальных учреждений г. Пскова «Управление микрорайоном» (МУ «УМР»). Я голосовал за принятое гордумой 30.03.2010 решение, которым мы предложили Администрации г. Пскова в течение 2 месяцев завершить работу по ликвидации МУ «УМР».  Необходимо констатировать, что результаты финансово-хозяйственной деятельности МУ «УМР» №№ 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, и 17 оказались плачевными (убыточными) и бюджет г. Пскова обязан гасить их миллионные долги, в т.ч. по налогам.

О плате за содержание и ремонт жилого помещения и плате за найм жилья

Данную плату для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилого фонда и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом (МКД), установила Псковская городская Дума (далее гордума) своим Решением от 17.07.2009 № 861. Данная плата за 1 кв.м. общей площади в месяц, без учета НДС следующая (в руб.):

Жилые дома Размер платы за содержание и ремонт жилья Размер платы за наем для нанимателей жилья

1. Со всеми удобствами, лифтом и мусоропроводом

2. Со всеми удобствами и мусоропроводом, без лифта

3. Со всеми удобствами, без мусоропровода и без лифта

4. Без одного или более видов удобств или с износом 60% и более 12,67


9,72


8,72


7,73 0,62


0,56


0,50


0,43

По предложению Комитета ЖКХ гордумы, который я возглавлял, гордума для трех категорий МКД данную плату установила меньше, чем предлагала Администрация г. Пскова.

Для МКД, собственники жилых помещений которых приняли решение о способе управления своими домами, вышеуказанную плату, в соответствии с законодательством, гордума не устанавливает. Имеет место, когда частные управляющие организации в договорах с собственниками жилых помещений на управление (обслуживание, эксплуатацию) домами указывают, что плата за содержание и ремонт жилого помещения взимается в размерах, устанавливаемых гордумой.

В соответствии с разъяснением директора ООО «Расчетный центр г. Пскова» О.П. Свечниковой и п. 5 ст. 15 Жилищного Кодекса РФ, при расчете платы за пользование жилым помещением, платы за содержание и ремонт жилого помещения в общую площадь жилого помещения не включается площадь балконов, лоджий, веранд. С учетом последнего, по моему обращению, вышеуказанным центром был произведен перерасчет стоимости данной услуги Иванову Н.В.

Мы единогласно внесли изменения в Порядок зачисления и расходование платы населения за пользованием жилым помещением (платы за найм) муниципального жилого фонда, утвержденный Решением гордумы от 31.03.2009 № 748.

Уставом муниципального образования (МО) «Город Псков» гордума не наделена полномочиями по проверке частных организаций

В ст. 23 (Полномочия гордумы) данного устава не предусмотрена возможность проведения представительным органом местного самоуправления (МСУ) проверок ООО «Управления микрорайоном», которые заключили с собственниками жилых помещений договора на управление, содержание и эксплуатацию многоквартирных домов.

В Уставе г. Пскова не указано, что гордума может: устанавливать пра-вила по проведению расчетов оплаты за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), давать заключения и проводить проверки по вопросам правильности начисления платы за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования домов. Данную плату начисляет ООО «Расчетный центр г. Пскова» с учетом данных, предоставляемых управляющими организациями (ТСЖ, ЖСК).

Собственники жилых помещений могут принять решение и обратиться в организацию (к индивидуальному предпринимателю), имеющую соответствующую лицензию о проведении проверки правильности расчетов ЖКУ. Данную услугу на возмездной основе с отстаиванием интересов в суде оказывала ИП Евсеева Лидия Ивановна (г. Суздаль, т. (8-4923)25-03-80).

С учетом большого количества обращений горожан и с согласия частных управляющих организаций, обслуживающих МКД, я принимал участие в рассмотрении вопросов по начислению оплаты за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования  9 домов (совместно со специалистами частных управляющих организаций, Администрации г. Пскова и гордумы). Было установлено, что данная плата за сентябрь 2009 года жильцам дома № 18 «а» по ул. Киселева в г. Пскове была выставлена завышенная (вместо 3,78 руб. за 1 кв.м. занимаемой площади была выставлена в 6,23 руб. за 1 кв.м.). 21.10.2009 руководство ООО «Микрорайон № 2» направило в мой адрес письмо о проведении жильцам данного дома перерасчета вышеуказанной платы.

Для организации учета потребления электроэнергии в общежитиях муниципалитет продолжает финансировать расходы на приобретение приборов учета и работы по их установке и за счет средств городского бюджета. Мы это делаем, чтобы избежать отключений подачи электроэнергии в общежития из-за долгов перед ОАО «Псковэнерго», которые образуются и в результате отсутствия надлежащего учета потребления электроэнергии в местах общего пользования и комнатах некоторых общежитий.
При неудовлетворительной работе управляющей организации, собственники жилых помещений на своем собрании, в т.ч. заочном, могут для управления своим домом выбрать другую управляющую организацию, создать ТСЖ или принять решение о непосредственном управлении своим домом. Помощь и консультации по этому вопросу горожане могут получить в Управлении по организации и содержанию жилищного фонда Администрации г. Пскова (ул. Я. Фабрициуса, д. 6, 2-й этаж, т. 66-50-61).

17.07.2009 я голосовал за принятое гордумой, по предложению Администрации г. Пскова, решение об участии муниципалитета в ООО «Расчетный центр г. Пскова». Муниципалитет участвует в этой организации в лице Администрации г. Пскова, для чего муниципалитет принял по договорам дарения: 75% долю в уставном капитале ООО «РЦГП» (7500 руб.) от Тимофеевой О.В. и 25% долю в ООО «РЦГП» (2500 руб.) от ООО «АСПО».

19.03.2010 я голосовал за принятие гордумой решения «Об утверждении состава межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда в г. Пскове», создание которой предусматривается Положением о данной комиссии, утвержденным решением гордумы от 25.09.2001 № 309.

О монетизации льгот за ЖКУ

Данный вопрос относится к компетенции государственной власти, а не органов местного самоуправления.

В соответствии с законодательством РФ областными властями с 01.012010 изменен порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, что вызвало много обращений граждан.

В 2009 году жители, имеющие право на меры социальной поддержки (инвалиды, ветераны…), получали ежемесячно квитанции на оплату ЖКУ, уже уменьшенные на размер льготы.

В 2010 году жители, имеющие право на меры социальной поддержки, получают квитанции со 100% начислениями платы за ЖКУ. С 01.01.2010 меры социальной поддержки по оплате ЖКУ предоставляются в форме денежного пособия.

06.07.2010 я участвовал в совещании по данному вопросу, которое проводил Глава Администрации г. Пскова.

Справки по вопросу «монетизации» льгот можно получить по телефонам: 66-17-97; 66-42-67; 72-75-64 (Территориальное управление г. Пскова Главного Государственного управления социальной защиты населения Псковской области – г. Псков, ул. Советская, д.23 «а»).


Утверждены новые тарифы на услуги МП г. Пскова «Горводоканал»

Гордума утверждала: тарифы на холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение (канализование), утилизацию твердых бытовых отходов и нормативы на коммунальные услуги.

Гордума не утверждала тарифы: на электроэнергию, в т.ч. потребленную в местах общего пользования домов; газ; теплоснабжение (отопление); проезд в общественном транспорте и услуги телефонной связи.

В июне 2010 года правительство РФ внесло в Государственную Думу новый порядок утверждения платежей в сфере ЖКХ.

По предложению Администрации г. Пскова и с учетом заключений прокуратуры г. Пскова от 17.11.2009 и специалистов муниципалитета, гордума приняла решение об увеличении тарифов на услуги МП г. Пскова «Горводоканал» с 01.01.2010 на 10,1%, что не превышает предельного индекса изменений, установленных приказом госкомитета Псковской области по тарифам от 09.10.2009 № 22-и.

Без учета налога на добавленную стоимость (НДС), который составляет 18%, тариф за 1 куб.м. составляет:

- по водоснабжению – 11 руб. 97 коп.;
- по водоотведению – 10 руб. 06 коп.
При отсутствии индивидуального прибора учета, плата за услуги МП г. Пскова «Горводоканал» составляет 166 руб. 09 коп. с человека в месяц.

Я голосовал за данное решение, в т.ч. по следующим обстоятельствам:

- МП г. Пскова «Горводоканал» находится в тяжелом финансово-экономическом положении. Из года в год тарифы принимались не с начала года, и они не обеспечивали полное возмещение затрат. Поэтому данное предприятие не могло в полном объеме и своевременно рассчитываться за потребленные энергоресурсы и погасить задолженность по налогам прошлых лет. На 01.10.2009 кредиторская задолженность МП г. Пскова «Горводоканал» возросла до 112,4 млн. руб. С учетом последнего гордума дала согласие МП г. Пскова «Горводоканал»: 18.12.2009 на увеличение уставного капитала данного предприятия на 40 млн. руб. (был 6,2 млн. руб.) и 19.02.2010 на открытие кредитной линии под залог муниципальной недвижимости;

- основные фонды МП г. Пскова «Горводоканал» имеют высокую степень износа (более 60%). В срочной замене нуждаются 90 км водопроводных и 80 км канализационных сетей. В 2009 году данное предприятие израсходовало на выполнение работ по ним соответственно 13,7 млн. руб. и 19,8 млн. руб., а в рамках муниципальной программы «Обеспечение населения г. Пскова питьевой водой» работы выполнены на 26,5 млн. руб.;
- произошел резкий рост тарифов по газу (27,4%) и на 10% по электроэнергии, которые устанавливают соответственно федеральная служба по тарифам и Госкомитет Псковской области по тарифам;
- внесенной руководством данного предприятия в Администрацию г. Пскова производственной программой МП г. Пскова «Горводоканал» пред-лагался более высокий рост тарифов (по водоснабжению на 20,9%, а по водоотведению на 30,3%), на что Администрация г. Пскова (ее Глава – Лузин Я.В.) не согласилась и не внесла данную программу на утверждение в гордуму;
- на 01.10.2009 размер платы по водоснабжению и водоотведению составлял (в руб. с человека в месяц): г. Псков – 150,8; г. В. Новгород  - 176,2; г. Тверь – 163,2; г. Петрозаводск – 167,4; г. Ярославль – 167,3; г. Сыктывкар – 302,9;
- законодательством предусмотрена адресная помощь малообеспеченным гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг, т.е. ежемесячная плата за ЖКУ не должна превышать 22% (а для некоторых категорий граждан мы решением гордумы установили 15%) от совокупного дохода семьи. На эти цели в бюджете г. Пскова мы предусмотрели около 4 млн. руб. Для оформления получения данной адресной помощи необходимо обращаться в отдел субсидий при Территориальном управлении г. Пскова Главного Госу-дарственного управления социальной защиты населения области: г. Псков, ул. Вокзальная, д. 12, т. 72-16-81.

По данным союза городов Центра и Северо-запада России (письмо ди-ректора Союза от 03.02.2010 в адрес Глав муниципалитетов) на 01.01.2010 нормативы потребления и плата за водоснабжение и водоотведение (с учетом НДС) в 18 городах Северо-западного Федерального округа была следующая:

Город Холодное водоснабжение
Водоотведение (канализование)

 Норматив потребления (куб.м. на 1 чел. в сутки) Тариф
(руб. за 1 куб.м. воды) Плата в руб. за месяц с 1 чел. при отсутствии в квартире приборов учета Норматив (куб.м. на 1 чел. в сутки) Тариф
(руб. за 1 куб.м. стоков) Плата в руб. за месяц с 1 чел. при отсутствии в квартире приборов учета
Архангельск  0,26 14,81 117,58 0,266 13,12 106,4
Боровичи  0,217 26,97 178,0 0,322 20,38 199,72
В. Новгород 0,168 15,92 81,83 0,319 11,4 111,04
Великий Устюг 0,3 17,33 158,14 0,3 33,1 302,04
Вологда  0,3 13,57 123,76 0,3 9,97 90,93
Выборг  0,260 21,78 172,72 0,38 20,06 232,5
Калининград 0,147 12,99 58,2 0,305 6,87 63,68
Коряжма  0,18 14,34 78,87 0,3 12,12 110,29
Костомукша  0,15 12,77 58,23 0,25 13,91 105,7
Котлас  0,3 16,93 154,91 0,3 13,22 120,96
Нарьян-Мар  (на 01.10.2009) 0,14 25,65 107,74 0,26 46,7 370,83
Новодвинск  0,194 21,9 129,89 0,299 10,93 99,74
Петрозаводск  0,205 15,55 96,92 0,33 12,13 122,6
Псков  0,16 14,12 67,78 0,276 11,87 98,29
Северодвинск  0,175 16,87 89,75 0,224 16,68 113,59
Сыктывкар  0,157 27,8 133,44 0,28 25,07 215,1
Тихвин  0,191 12,89 74,76 0,313 14,96 142,12
Череповец  0,18 10,54 57,67 0,3 7,89 71,96

Из таблицы видно, что в сравнении с г. Псковом выше:

а) по холодному водоснабжению - норматив потребления в 13 городах, тариф в 12 городах и ежемесячная плата на человека в 14 городах;
б) по водоотведению – норматив в 13 городах, тариф в 12 городах и ежемесячная плата с человека в 14 городах.
На основании акта проверки Контрольно-счетной палаты (КСП) гордумы от 29.07.2009, депутаты гордумы 25.09.2009 единогласно приняли решение «О результатах проверки муниципального предприятия г. Пскова «Горводоканал» за 2008-2009 годы».

В данном решении указаны и следующие недостатки:

- заключение Предприятием договора от 03.03.2008 № 111/0303/08 с фирмой-посредником ООО «Бекборн» г. Горно-Алтайск привело к удорожанию стоимости поставляемого хлора жидкого заводом-изготовителем ВОАО «Химпром» г. Волгоград с 10,0 тыс. руб. до 18,0-21,0 тыс. руб. за 1 тонну продукции, в результате чего нерациональные расходы Предприятия составили 1 млн. 458,5 тыс. руб.;
- Предприятием заключались договоры гражданско-правового характера с физическими лицами на выполнение работ, входящих в обязанности штатных сотрудников, расходы по которым составили 52,8 тыс. руб.;
- расходы Предприятия по оплате услуг, оказанных АНО «Издательство газеты «Время Псковское» по договору от 10.01.2008 № 7-ГВК, превысили договорную стоимость выполненных работ на 650,0 тыс. руб.;
- при отсутствии фонда потребления, создаваемого за счет прибыли, Предприятием произведены дополнительные выплаты работникам на 2 млн. 045 тыс. руб.;
- на протяжении 2005-2009 гг. муниципальные предприятия г. Пскова «УМР № 15» и «УМР № 17» не оплачивали Предприятию стоимость полученных услуг по водоснабжению и водоотведению, сумма задолженности по которым по состоянию на 01.07.2009 составила 6 млн. 678,8 тыс. руб.;
- в 2001 году Предприятие вступало в финансово-хозяйственные отно-шения с несуществующими фирмами-поставщиками ООО «Атекс» и ООО «Комбисервис» г. Санкт-Петербург, невозвращенные авансовые платежи по которым составили 2 млн. 011 тыс. руб.;
- Предприятием произведены расходы в сумме 1 млн. 709 тыс. руб. по охране водонапорной станции, расположенной по ул. Шестака  и принадлежащей Министерству обороны РФ;
- в нарушении приказа Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению» и Учетной политики, утвержденной приказом директора Предприятия от 29.12.2007 № 127 и от 30.12.2008 № 94, раздельный учет затрат по видам деятельности Предприятием не осуществлялся;
- в нарушение условий агентского договора от 01.03.2007 № 61 и дополнительного соглашения к нему, заключенного Предприятием с ООО «Расчетный центр г. Пскова», с Предприятие неправомерно удержано вознаграждение в сумме 407,6 тыс. руб.;
- в нарушение федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» Предприятие осуществляло заимствования без согласования с собственником имущества Предприятия объема и направлений использования заемных средств от ООО «Ивица» и ООО «ТехноИнвест-Псков» на 24,5 млн. руб.

В вышеуказанном акте указано, что должностными лицами МП г. Пскова «Горводоканал» являлись: директор Сулимов А.Н. с 06.04.2007 по 08.05.2009; директор Зюков М.П. с 11.05.2009 по день проверки; главбух Гу-сакова Е.В. с 07.11.2006 по 28.01.2008.
Главой Администрации г. Пскова до начала марта 2009 года являлся Хоронен М.Я.


Тариф на горячую воду с 01.02.2010 увеличился на 21,2%
В зависимости от энергоснабжающего предприятия тариф в г. Пскове (без учета НДС) колеблется от 51,56 до 99,64 руб. за 1 куб.м. горячей воды.
Тариф на горячую воду, отпускаемую МП г. Пскова «Псковские тепло-вые сети» (МП г. Пскова «ПТС»), которую получают жители и дальнего Завеличья (м/р. «Рижский» и др.) составляет 60,14 руб. за 1 куб.м. (без НДС). Стоимость данной услуги для жителей, получающих горячую воду от МП г. Пскова «ПТС» и не имеющих в своих квартирах индивидуальных приборов по ее учету, с учетом НДС (18%) составляет 246 руб. 95 коп. с человека в месяц.

Я голосовал за принятое гордумой вышеуказанное повышение тарифа, предложенное Администрацией г. Пскова, в т.ч. по следующим обстоятельствам:

- тариф на газ, который  в цене горячей воды составляет около 60%, федеральной службой по тарифам увеличился на 27,4%;
- тариф на электроэнергию госкомитетом Псковской области по тарифам увеличился на 10%;
- тариф на холодное водоснабжение муниципалитетом на 2010 году увеличился на 10%;
- размер платы за коммунальные услуги, с учетом нового тарифа на горячую воду, не превышал установленный приказом Госкомитета по тарифам Псковской области предельный максимальный индекс (15%);
- МП г. Пскова «ПТС» при подготовке к зимнему периоду эксплуатации 2009-2010 гг. были выполнены работы на 60 млн. руб.;
- тариф на горячую воду (в руб. за 1 куб.м. с учетом НДС) на 01.01.2010 был: г. В.Новгород – 65,31; г. Архангельск – 61,7; г. Выборг – 65,49;
- по данным Союза городов Центра и Северо-запада РФ, тариф на горячую воду (с учетом НДС) на 01.01.2010 в 14 из 18 сравниваемых городов Северо-западного Федерального округа был выше, чем в г. Пскове, а норма-тив потребления горячей воды был выше в 13 городах (справочно: чем выше тариф и норматив потребления, тем больше платит потребитель за коммунальную услугу):

Город Горячее водоснабжение на 01.01.2010

 Норматив
потребления (куб.м. на 1 чел. в сутки) Тариф
(руб. за 1 куб.м. горячей воды) Плата в руб. на 1 чел. в месяц при отсутствии в квартире приборов учета
Архангельск  0,12 72,88 266,74
Боровичи  0,105 82,88 265,22
В. Новгород 0,151 72,26 332,79
Великий Устюг 0,12 63,31 202,2
Вологда  0,12 54,7 199,54
Выборг  0,12 100,22 366,81
Калининград 0,158 105,94 507,45
Коряжма  0,12 42,37 152,53
Костомукша  0,1 126,6 384,9
Котлас  0,12 81,69 
Нарьян-Мар  (на 01.10.2009) 0,12 87,6 327,64
Новодвинск  0,105 59,5 190,04
Петрозаводск  0,135 74,43 305,96
Псков
(МП «ПТС») 0,116 58,56
 с 01.02.10: 70,97 203,8
с 01.02.10: 246,95
Северодвинск  0,105 89,16 284,6
Сыктывкар  0,124 113,52 429,11
Тихвин  0,122 65,58 242,65
Череповец  0,12 57,26 208,88

- малообеспеченным горожанам мы предусмотрели адресную финансовую помощь из бюджета г. Пскова на оплату ЖКУ (см. подробнее в разделе «Утверждены новые тарифы на услуги МП г. Пскова «Горводоканал»).
19.03.2010 я голосовал за принятое гордумой решение о согласовании Коростелева А.В. на должность директора МП г. Пскова «ПТС».
21.05.2010 гордума дала согласие МП г. Пскова «ПТС» на совершение крупной сделки по открытию возобновляемой кредитной линии с лимитом 70 млн. руб. сроком на 18 месяцев без обеспечения по кредиту на пополнение оборотных средств для расчета за электроносители (газ, электроэнергию и воду). В пояснительной записке к проекту решения по данному вопросу ука-зана кредиторская задолженность за энергоносители МП г. Пскова «ПТС» на 01.05.2010 (в млн. руб.): перед ОАО «Псковрегионгаз» - 133,5; перед ОАО «Псковэнергосбыт» - 11,9; перед МП г. Пскова «Горводоканал» - 8,0 и ОАО «Псковоблгаз» - 5,7.
Тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов (ТБО)
с начала 2010 года не изменились
28.12.2009 гордума не утвердила повышение данного тарифа на 10%, т.е. с 19,06 до 20,96 руб. за 1 куб.м. ТБО. За 2008 год, по данным Управления городского хозяйства Администрации г. Пскова, утилизировано 432 тыс. куб. м. ТБО.
ООО «АСПО» подготовило «Производственную программу в сфере утилизации (захоронения) ТБО на 2010 год», в которой предлагало повысить тариф на 30%.
Я голосовал за повышение на 10% тарифа по утилизации ТБО, т.к. необходимы средства для решения вопросов, связанных с получением земельного участка в прилегающих к г. Пскову районах для проектирования и строительства нового полигона для утилизации ТБО.

Директор ООО «АСПО» Лукьянов А.А. 28.01.2010 направил в мой адрес следующее письмо:

«В связи с тем, что в течение двух лет не пересматривался тариф на захоронение отходов на городской свалке, складывается сложная обстановка с возможностью выполнения требуемого перечня работ по захоронению отходов.
ООО «АСПО» в настоящее время соблюдает технологию захоронения, привлекая финансовые средства со статей расходов услуги по вывозу отходов, но это не может продолжаться долго. Нежелание депутатов уделять внимание проблеме в сфере обращения с отходами на территории города посредством принятия экономически обоснованного тарифа, в конечном итоге, негативно скажется на здоровье жителей. Денежных средств, заложенных в существующий тариф, не хватает на закупку необходимого количества грунта, используемого для пересыпки отходов, не позволяет собрать средства на покупку бульдозера, срок службы которого на объекте свалка 5-7 лет, так как работа производится в агрессивной среде.
Нарушение технологии захоронения окажет отрицательное воздействие на окружающую среду и жителей города Пскова».
С учетом вышеизложенного, мной 08.02.2010 было направлено следующее письмо в адрес Главы Администрации г. Пскова Я.В. Лузина (копия депутатам гордумы): «С учетом письма директора ООО «АСПО» от 28.01.2010 (прилагаю), прошу Вас рассмотреть возможность повторного внесения на рассмотрение гордумы проекта Решения об изменении тарифа на утилизацию ТБО. Несмотря на то, что Комитет по ЖКХ гордумы своим решением от 24.12.2009 рекомендовал принять внесенный Вами 10.12.2009 в гордуму проект Решения по данному вопросу, на сессии гордумы 28.01.2010 для его принятия не хватило 1 голоса (12 депутатов проголосовали за его принятие, 3 голосовали против и 2 воздержались).
На начало июня 2010 года в гордуму соответствующий проект по тарифам по утилизации ТБО из Администрации города не поступил.
Решением гордумы от 17.07.2009 № 861 плата за вывоз и утилизацию (захоронение) ТБО для собственников индивидуальных жилых домов на территории г. Пскова установлена в размере 26,14 руб. 1 с человека в месяц с учетом НДС (в т.ч. на утилизацию 2,77 руб. с 1 чел. в месяц с учетом НДС).
05.05.2008 гордума приняла решение № 402 об участии МО «Город Псков» в межмуниципальном ООО «МПМ» (доля г. Пскова в уставном капи-тале этого общества – 36%) для обеспечения строительства и эксплуатации нового полигона ТБО, но решение вопроса с отводом земельного участка для строительства полигона ТБО затягивается.
ООО «АСПО» в письме на Главу г. Пскова сообщило, что обществом: в 2006 году был запущен в работу и успешно работает мусоросортировочный комплекс; парк мусоровозов увеличен до 30 машин, а парк контейнеров до 6000 штук; в сфере оборота ТБО трудится 150 человек; построено 20 показательных площадок для сбора ТБО.
В Администрацию г. Пскова к середине 2010 года поступило два инвестиционных предложения по строительству полигонов по захоронению и пе-реработке ТБО. Оба предложения рассматривают варианты создания межрайонных полигонов (Островский, Палкинский, Псков, Печорский).

Общество ВАГР-Групп берет на себя инвестиционные обязательства на сумму более 150 млн. рублей, за счет которых предусматривает проектиро-вание и строительство нового полигона ТБО, закуп механизмов для сбора, сортировки, перегрузки, перевозки и захоронения ТБО, строительство пунк-тов сбора ТБО с перегрузочно-сортировочными комплексами в городах Ост-ров, Печоры, Пыталово и Палкино. Для выполнения взятых на себя обязательств общество ВАГР-Групп ставит для решения Администрацией Псков-ской области вопросы выделения и передачи обществу в аренду сроком на 20 лет земельного участка размером 30 га в Палкинском районе, обеспечения обществу условий для сбора, сортировки и перегрузки и вывоза ТБО из городов: Остров, Печоры, Пыталово, Палкино; освобождения от налогов на 10 лет за земли нового полигона взамен на рекультивацию городской свалки, попадающей под закрытие. Общество работает по вывозу мусора с территории г. Пскова.
ООО «Экорос» предлагает выполнить инвестиционный проект по строительству полигона ТБО на сумму 18 502 425 € или 737 млн. рублей.

В том числе  I очередь   309 млн. руб.
    II очередь   301 млн. руб.
                      III очередь  127 млн. руб.

Реализация проекта предусматривает организацию полигона как межрайонного со строительством необходимых объектов инфраструктуры. Поли-гон в настоящее время существует и осуществляет прием ТБО. Земля закреплена в установленном законодательством порядке, имеется лицензия на дан-ный вид деятельности. Полигон находится в Палкинском районе (10 км от пос. Палкино). ООО «Экорос» занимается сбором и вывозом мусора с территории г. Пскова. Необходимая специальная техника для вывоза мусора и за-хоронения имеется. ООО «Экорос» проводит дополнительную экспертизу в г. СПб по своему полигону ТБО.

Стоимость услуг на погребение умерших, оказываемых муниципальным предприятием г. Пскова «Комбинат благоустройства»
 не повышалась более 4 лет

Ранее Администрация г. Пскова, возглавляемая Хороненом М.Я., несколько раз вносила в гордуму документы о повышении стоимости данной услуги. С учетом мнения депутата Калинина С.М. и решений комитета по городскому хозяйству гордумы, который я возглавлял, инициативы прежней Администрации г. Пскова гордумой не были поддержаны.

Увеличение законодательством РФ с 01.01.2009 МРОТ с 2300 до 4330 рублей в месяц (рост 88,3%) и ряд других причин заставили муниципалитет пересмотреть зарплату работников данного предприятия и стоимость услуг, которые оно предоставляет.
Согласно расчетам экономиста данного предприятия, в зарплату работников МП г. Пскова «Комбинат благоустройства» заложены премии – 100%, а в калькуляции на вышеназванные услуги предусмотрены: рентабельность – 15%, накладные расходы – 100% и ЕСН – 14,3%. Несогласие с данными расчетами высказал депутат Калинин С.М. 
Руководство данного предприятия предлагало повысить стоимость данных услуг на 58%-97%, но, по предложению комитета, который я возглавляю, верхний предел роста данной услуги гордума уменьшила с 97% до 88,3%.

19.02.2010 20 голосами депутатов гордума установила следующую стоимость услуг на погребение (рытье могил и захоронение) умершего, оказываемых МП г. Пскова «Комбинат благоустройства» (в руб.):

1. Новое захоронение. Кладбище «Орлецы 3»:

Размер могил Стоимость в летний период Стоимость в зимний период
2,3 х 1,0 х 1,5 1454 2278
2,0 х 1,0 х 1,5 1199 1934
1,5 х 0,7 х 1,5 697 1102
1,0 х 0,6 х 1,5 438 738
0,75 х 0,4 х 0,7 (урна) 241 407
2. Родственное захоронение. Кладбище «Орлецы 1, 2, 3»:

Размер могил Стоимость в летний период Стоимость в зимний период
2,3 х 1,0 х 1,5 1672 2620
2,0 х 1,0 х 1,5 1379 2224
1,5 х 0,7 х 1,5 802 1267
1,0 х 0,6 х 1,5 503 847
0,75 х 0,4 х 0,7 (урна) 278 479

При голосовании по этому вопросу я учитывал следующие данные по ценам на ритуальные услуги муниципальных предприятий на 01.12.2009, которые были предоставлены Администрацией г. Пскова и данным предпри-ятием (в руб.):
Город Наименование организации Летний тариф Зимний тариф
  Новое захоронение Родственное захоронение Новое захоронение Родственное захоронение
Псков  МП г. Пскова «Комбинат благоустройства» 920 1 058 1 302 1 497
Санкт – Петербург Б. Охтинское кладбище 2 145 3 438 2 786 4 469
Североморск МУП «СЖКХ» 2 859 2 859 5 196 5 196
Нижний Новгород МП «Комбинат ритуальных услуг населению» 1 900 2 300 2 700 3 200
Великий Новгород МУП «РИТУС» 1 900 2 100 2 650 2 900
Тверь МУП «Тверьритуал-сервис» 1 720 1 840 2 680 2 870
Смоленск МП «Ритуальные услуги» (по городскому кладбищу) 1 460 цена дого-ворная 2 290 цена договорная


Тариф на услуги по приему поверхностных сточных вод в ливневую ка-нализацию, оказываемые МП г. Пскова «Комбинат благоустройства»
с 01.06.2010 увеличился на 79,3%

По предложению Администрации г. Пскова гордума 21.05.2010 увеличила его с 1,4 до 2,51 руб. за 1 куб.м. принятых стоков (без учета НДС). Данный тариф не пересматривался 8 лет. За этот период рост индекса потребительских цен, согласно заключению начальника отдела финансово-экономического анализа гордумы, составил 2,52 раза.
Данный тариф установлен только для юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица. Представители вышеназванного предприятия сообщили при рассмотрении данного вопроса, что собираемых ими средств (около 400 тыс. руб. в год) хватает на обслуживание лишь 7 из 140 км ливневой канализации и если следовать общероссийской методике расчета данного тарифа, он должен составлять не менее 8 рублей (средний тариф по стране).

Принятие данного тарифа предусматривается и с учетом требований Постановления гордумы от 26.06.2001 № 467 «Об утверждении правил пользования системой ливневой канализации в г. Пскове».

Очередная попытка модернизации водоснабжения г. Пскова

С 2009 года городскими и областными властями осуществляется вторая попытка (за последние 10 лет) по улучшению качества воды из городского водопровода. 06.10.2009 мной в адрес Губернатора Псковской области А.А. Турчака, его заместителя Елянушкина Г.В., Главы Администрации г. Пскова Я.В. Лузина, директора МП г. Пскова «Горводоканал», начальника управле-ния Роспотребнадзора Псковской области, а 26.10.2009 и в адрес Главы г. Пскова и депутатов гордумы, было направлено следующее письмо:
«О выборе на перспективу источника водоснабжения для коммунального водопровода г. Пскова и финансировании работ по его модернизации, в т.ч. за счет заемных средств Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР)

Уважаемый Андрей Анатольевич!

В городе Пскове в течение нескольких последних десятилетий не уда-лось решить главную проблему, волнующую горожан - проблему улучше-ния качества питьевой воды, подаваемой населению городским (комму-нальным) водопроводом, обслуживаемым МП г. Пскова «Горводоканал». Из городского водопровода получают воду около 95% жителей г. Пскова.
Проведенный около 6 лет назад по моей инициативе опрос жителей дальнего Завеличья показал, что около 25% опрошенных граждан не использовали для приготовления пищи воду из городского водопровода (результаты исследования были сданы в Псковский филиал Академии государственной службы, где я проходил переподготовку; копии анкет опроса у меня имеются).

Для решения проблемы улучшения качества воды, подаваемой населе-нию г. Пскова, потребуется привлечение значительных финансовых средств как самого МП г. Пскова «Горводоканал», так и бюджетов различного уров-ня. Прорабатывается вопрос о привлечении кредита от ЕБРР (консультации по этому вопросу Администрациями города Пскова и Псковской области ве-дутся).

ЗАО «Водпроект - Гипрокоммунводоканал. Санкт-Петербург» по ре-зультатам конкурса, проведенного Администрацией Псковской области, под-готовило технико-экономическое обоснование (ТЭО) по обеспечению насе-ления г. Пскова питьевой водой. В данном ТЭО указаны три варианта источ-ников водоснабжения горводопровода и расчет стоимости строительства объектов для обеспечения населения г. Пскова питьевой водой по каждому из вариантов:

- из поверхностного источника (из р. Великой) стоимостью 363,4 млн. руб.;
- из подземного источника (из артскважин глубиной около 100 м) стои-мостью 800,0млн. руб.;
- комбинированный (из р. Великой и артскважин) стоимостью 680,0 млн. руб.
В случае получения вышеуказанных сумм в виде долгосрочного займа (на период с 2011 по 2017 годы) согласно вышеуказанного ТЭО, возвращать придется суммы, почти в два раза большие (от 685,7млн. руб. до 1,5 млрд. руб.).

Полагаю, чтобы жители г. Пскова в перспективе гарантированно получили качественную питьевую воду из городского водопровода, и многие сотни миллионов рублей были использованы эффективно, необходимо орга-нам местного самоуправления г. Пскова совместно с руководством МП г. Пскова « Горводоканал» и Администрацией Псковской области принять ре-шение (до начала расходования заемных средств, привлекаемых МП г. Пскова «Горводоканал», под гарантии муниципалитета г Пскова и Админи-страции Псковской области) об изменении источника водоснабжения для коммунального водопровода г. Пскова (с существующего поверхностного из р. Великой на подземный - из артскважин).

Вношу вышеуказанное предложение по следующим основаниям:

- вода из реки Великой имеет крайне высокую цветность (в течение года, по данным руководства МП г. Пскова «Горводоканал», колеблется от 80 до 180 градусов, а в водопроводной воде цветность не должна превышать 20 градусов) за счет гуминовых веществ, которые, соединяясь с хлором при обеззараживании воды перед ее подачей в водопровод, образуют соедине-ния, небезопасные в онкологическом плане. Сложно найти в РФ, да и в других странах Европы, крупные города, где источник водоснабжения горводопровода имел бы такую высокую цветность, как вода из реки Великой;
- использование воды из поверхностного источника водоснабжения (р. Великой), как показала десятилетняя история Псковского горводопровода, не гарантирует должное качество воды, подаваемой населению города Пскова по органолептическим показателям (высокая цветность, запах и вкус с оттенками хлора, превышающими гигиенические нормативы);

- вода из артезианских скважин изначально отвечает гигиеническим требованиям, в т.ч. по органолептическим показателям (цветности, вкусу, запаху). Возможно некоторое повышение содержания железа в артезианской воде, содержание которого можно уменьшить путем простой аэрации воды;
- вариант водоснабжения из артскважин не требует строительства громоздких, сложных в эксплуатации сооружений по физико-химической очистке и обеззараживанию воды, а также расходования средств на приобретение химических реагентов (для коагуляции воды и ее хлорирования);
- использование в дальнейшем поверхностного источника водоснабжения (р. Великой) потребует проектирования, строительства и эксплуатации громоздких очистных сооружений по физико-химической очистке воды из реки Великой (отстаивание, фильтрация, коагуляция сернокислым алюминием для обесцвечивания воды с дополнительным использованием щелочи) и обеззараживание ее за счет первичного и вторичного хлорирования;
- при использовании поверхностного источника водоснабжения горводопровода необходимы дополнительные затраты на технологические нужды (например, значительные объемы воды нужны на промывку фильтров) и в р. Великую сбрасывается в значительных объемах используемый коагулянт (сернокислый алюминий);
- практика работы МП г. Пскова «Горводоканал» в условиях значительной кредиторской задолженности данного предприятия (в начале 2009 года она составляла около 100 млн. руб.) показала, что в необходимых объемах химические реагенты для коагуляции воды не приобретались. В первоочередном порядке финансировались выплаты: по зарплате, по оплате закупок хлора для обеззараживания воды, за потребленные энергоресурсы, налогов и др.;
- начальник Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области А.В. Нестерук считает, «что Великая никогда не даст качественную воду» (см. газету «Псковская Губерния» № 36 (457) за 23-29.09.09 (копия страницы 2 этой газеты прилагается);
- нет гарантии, что должным образом будут спроектированы, построены и будут эксплуатироваться очистные сооружения горводопровода по очистке воды из р. Великой.
В муниципалитете г. Пскова есть два факта значительных заимствований из международных финансовых структур:
- положительный: проект «Городской общественный транспорт» - автобусы «Мерседес» были приобретены за 15 млн. долларов США и они более 10 лет ежедневно возят горожан;
- сомнительный: проект «Водоснабжение и канализация», когда МП г. Пскова «Горводоканал» первоначально планировалось взять в кредит 8 млн. долларов США, но выбрав только около 3 млн. долларов США и приобретя две автомашины «SCANIA» муниципальное предприятие отказалось от дальнейшего получения всей кредитной массы.

С учетом вышеуказанного, прошу Вас:

1. оказать содействие в привлечении инвестиций (заемных средств ЕБРР, областного бюджета и бюджета РФ) для модернизации горводопровода;
2.. при выборе источника водоснабжения для коммунального водопровода, финансировании работ по модернизации системы водоснабжения в г. Пскове и внесении Администрацией г. Пскова в Псковскую городскую Думу проекта Решения о даче согласия МП г. Пскова «Горводоканал» на получение займа (и гарантий в его обеспечении) для решения проблемы, изложенной в настоящем письме, рассмотреть возможность:
- на первом этапе модернизации системы водоснабжения горводопровода использовать комбинированный источник водоснабжения, для чего выделить денежные средства на финансирование работ по проектированию и строительству подземного водозабора для горводопровода с объемом подачи воды из артскважин в 42 тыс. куб. м в сутки с последующим выводом из экс-плуатации II, III и IV блоков очистных сооружений горводопровода, через которые вода из р. Великой поступает потребителям (остается в эксплуатации V блок очистных сооружений горводопровода мощностью около 60 тыс. куб. м. в сутки для очистки воды из р. Великой);
- на втором этапе модернизации системы водоснабжения г. Пскова предусмотреть полный переход на подземный источник водоснабжения горводопровода (ввод в эксплуатацию дополнительных артскважин с дебетом около 40 тыс. куб. м в сутки и вывод с эксплуатации V блока очистных со-оружений горводопровода)». Вышеуказанная проблема, по моей инициативе, была поднята к обсуждению:
а) 13.04.2010 на встрече депутатов гордумы с Губернатором Псковской области А. Турчаком, с повторной передачей мной ему лично копий данного письма и нижеизложенного письма руководителя областного Роспотребнад-зора А.В. Нестерука от 09.10.2009 № 04-5087;
б) 20.10.2009 на встрече с заместителем губернатора Г.В. Елянушкиным и несколько ранее с Главой Администрации г. Пскова Я.В. Лузиным;
в) 28.05.2010 у Первого заместителя Главы Администрации г. Пскова Калашникова И.В.  при рассмотрении поправок в план комплексного социально-экономического развития г. Пскова (СЭР) на 2010-2012 годы (30.03.2010 гордума приняла в первом чтении).
Калашников И.В. в письме от 23.10.2009 сообщил мне, что считает целесообразным оставить комбинированный вариант обеспечения населения г. Пскова водой стоимостью 680 млн. руб. с использованием подземных источников (артскважин) и поверхностного источника (р. Великой) с реконструкцией 5-го блока очистных сооружений горводопровода и реконструкций существующих водопроводных сетей города.
В вышеназванном Плане СЭР, степень выполнения строительства водозабора из подземных источников в районе Солоново-Великое село, соглас-но утвержденному календарному плану, должно составить в 2011 году 20%, а в 2012 году – 55%.
В январе 2010 года Главой Администрации г. Пскова, руководством МП г. Пскова «Горводоканал» и ЕБРР было подписано предварительное соглашение о проведении финансового и технического аудита и разработки инвестиционной программы реконструкции МП г. Пскова «Горводоканал».

В феврале-марте 2010 года специалистами ЕБРР на безвозмездной основе осуществлялся финансовый и технический аудит МП г. Пскова «Горводоканал».
10.03.2010 специалисты финской компании «Финиш Консалтинг Групп» (выбрал ЕБРР) начали работать по подготовке ТЭО реконструкции горводоканала.
Подписание предварительного соглашения позволяет привлечь к данной работе иностранных специалистов, зарубежные гранты, и у горводоканала появляется шанс на участие в федеральной программе реконструкции российских водоканалов и на значительную финансовую поддержку со стороны государства. Кредитами (грантами) ЕБРР уже воспользовались водоканалы: СПб, Архангельска, Вологды, Сыктывкара, Воркуты и др.
Губернатор А. Турчак, отвечая 13.04.2010 на встрече с депутатами гордумы на мой вопрос, сообщил, что они внимательно изучают предваритель-ное заключение вышеуказанной финской компании и, по-видимому, на осенней сессии (2010 г) ЕБРР будет рассматриваться и вопрос о модернизации водоканала г. Пскова.
Глава Администрации г. Пскова на своей пресс-конференции с журна-листами в конце мая 2010 года сообщил, что в течение 3 лет планируется провести санацию водопроводных сетей, ремонт очистных сооружений МП г. Пскова «Горводоканал» и строительство подземного водозабора для гор-водопровода.
06.07.2010 ЕБРР презентовал программу развития МП г. Пскова «Гор-водоканал» на 2010-2013 гг. В случае ее поддержки властями Псковской области и г. Пскова инвестиции составят 27 млн. 475 тыс. евро, в т.ч. за счет: кредита ЕБРР – 13 млн. евро, грант ЕБРР – 6,5 млн. евро и местного бюджета – 7 млн. 975 тыс. евро.
Из вышеуказанных средств  планируется направить: 12,5 млн. евро на строительство подземного водозабора на 48 тыс. куб. м. воды в сутки, 360 тыс. евро на реконструкцию скорых фильтров на V  блоке очистных сооружений горводопровода (ОСВ), 300 тыс. евро на повторное использование технических вод ОСВ, 5 млн. 970 тыс. евро на капитальный ремонт и прокладку водопроводных сетей и 6 млн. 680 тыс. евро на водоотведение и очи-стку сточных вод. Параметры кредита:
- срок кредита – 10 лет;
- отсрочка по погашению основного долга – 3 года (срок реализации инвестпрограммы);
- эффективная ставка с учетом гранта – 6,3%;
- комиссия за организацию кредита – 1,25%;
- обеспечение по кредиту – гарантия Псковской области и соглашение о поддержке проекта с Администрацией г. Пскова.

Не надо продолжать борьбу с природой (пытаться обесцвечивать и хлорировать высокоцветную воду из р. Великой), а необходимо использовать для водоснабжения псковичей качественную воду из разведанных подземных источников (артскважин)
Мою точку зрения поддерживает в своем письме от 09.10.2009 № 04-5087 руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере за-щиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Псковской области А.В. Нестерук»:

«Губернатору Псковской области А.А.Турчаку

Мэру города Пскова
Я.В. Лузину

О питьевом водоснабжении
г. Пскова
В связи с тем, что в настоящее время решается вопрос о дальнейшем пути развития водоснабжения в городе Пскове, хочу проинформировать Вас, что, по моему мнению, единственно правильным вариантом является использование запасов подземных вод.
Исходная вода в реке Великая на протяжении длительных периодов, во время ливневых и сезонных паводков, не соответствует требованиям, предъявляемым ГОСТ 2761-84 «Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения» в первую очередь, по цветности, окисляемости и мутности. Например, по последним сведениям, представленным МП г. Пскова «Горводоканал» мутность воды в реке Великой составляет 0,7 мг/л, цветность 140 градусов, содержание железа - 0,8 мг/л, что позволяет отнести её по требованиям ГОСТ 2761-84 к наиболее низкому третьему классу, а вот по окисляемости, показателю характеризующему загрязнение воды органическими веществами, 24,0 мг/л вода вообще не соответствует требованиям, предъявляемым к водоисточникам. Выше по течению реки от водозабора располагается ряд населенных пунктов, отдельных объектов сбрасывающих в реку Великую хозяйственно-фекальные сточные воды с различной степенью очистки и обеззараживания. Целый ряд выпусков располагается в пределах второго пояса охраны водозабора.

Применяемая в водоподготовке технология по обработке воды хлором не гарантирует надежного обеззараживания воды от возбудителей вирусных инфекций способных передаваться водным путем: вирусных энтероколитов и менингитов, вирусного гепатита А. Так, специалисты Управления считают, что повышенный уровень заболеваемости кишечными инфекциями в городе Пскове связан, в первую очередь, с неудовлетворительным качеством водоснабжения. Так за девять месяцев в Пскове зарегистрировано 1187 случаев острых кишечных инфекций, большей частью вызванных возбудителями вирусной этиологии. Уровень заболеваемости в Пскове данной инфекци-ей превышает в 1,8 раза среднероссийский показатель.

В 2004 - 2005 годах в городе Пскове была зарегистрирована вспышка вирусного гепатита А (1001 случай заболевания), которая носила водный характер. Такие вспышки могут чередоваться с периодичностью в 5-7 лет, по мере снижения иммунной прослойки населения. В настоящее время отмечается повышенный уровень заболеваемости гепатитом А (14 случаев в сентябре, 28 с начала регистрации) в городе Опочка расположенном выше по течению реки Великой.

Кроме того, информирую Вас, что по данным гигиенической науки, хлорирование высокоцветных вод, к которым относится вода реки Великой, приводит к образованию в питьевой воде ряда хлорорганических соединений отрицательно влияющих на здоровье человека. Галогенизированные продукты, образующиеся в процессе хлорирования воды, обладают не только выраженными общетоксическими свойствами, но и эмбрио- и ганадотоксическим мутагенным эффектом. Хлороформ, наиболее типичный продукт, образующийся в процессе хлорирования высокоцветной воды, может оказывать неблагоприятное влияние на генетический аппарат соматических и половых клеток, вызывая развитие злокачественных новообразований и цитогенетических нарушений у населения.
В связи с вышеизложенным считаю, что при наличии подземных вод, защищенных от влияния внешних загрязнений и пригодных для использования в качестве источника питьевого водоснабжения населения, усилия, направленные на развитие водозабора из поверхностного источника, являются нецелесообразными и стратегически не верными».

Окончание следует

Николай СОБОЛЬ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий