Музыкальная основа


Музыкальное училищеПятьдесят лет назад было основано Псковское музыкальное училище

Так получилось, что меня в очередной раз неправильно поняли. На пресс-конференции, посвященной 50-летию со дня создания музыкального училища, я задал вопрос о музыкальной культуре. Дословно это звучало так:

- Недавно выступавший в Пскове Игорь Бутман говорил о низком общем музыкальном уровне нашего общества. Так как музыкальной революции, какая была в СССР в 60-е годы, кажется, не предвидится, что бы вы могли сделать для повышения этого уровня?

Передо мной сидели секретарь Общественной палаты Псковской области Леонид Трифонов, директор колледжа искусств Егор Студинов, саксофонист Аркадий Галковский

Вопрос был воспринят как утверждение о том, что общая музыкальная культура в последнее время упала.

Нет, я так не считаю. Падения нет. Есть просто низкий уровень. Это разные вещи.

Аркадий Галковский вспомнил, как в девяностые годы пришел в областную филармонию на концерт знаменитого скрипача Эдуарда Грача. В зале было пять зрителей. Сейчас такое трудно представить.

Все это так. Люди чаще стали ходить в филармонию на приличные концерты. Отчасти, это связано с деятельностью того же Аркадия Галковского, который когда-то был первым дирижером Псковского симфонического оркестра.

И все же параллельно проходят совершенно иные процессы. Границы между музыкой и немузыкой размыты настолько, что одни и те же люди с неподдельным восторгом отзываются о концертах выдающихся музыкантов и о выступлениях тех, кто и двух нот связать не может. Впрочем, то же самое касается и литературы, и кинематографа…

Что же касается музыки, то неплохо бы вспомнить о том, что происходило в Псковской области в послевоенные годы. Вспомнить и обнаружить, что в богатом на музыкальные традиции Псковском крае музыкальное училище появилось всего лишь полвека назад.


Часть I. Адажио*

Послевоенная музыкальная жизнь в областном центре была оживлена. К примеру, благодаря композитору и педагогу Василию Яшневу, в 1953 году при Псковском областном Доме народного творчества образовалась оперная труппа. Ученик Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова Василий Яшнев вместе с любительской труппой поставил в Пскове «Травиату» Верди, «Евгения Онегина» Чайковского, «Алеко» Рахманинова, «Декабристов» Шапорина... Исполнялась даже опера на украинском языке - «Наталка Полтавка» Лысенко. В оперную труппу входили и будущие преподаватели Псковского музыкального училища (пианист-концертмейстер Борис Шелков и певец Геннадий Переседов. Тогда они еще учились в школе). Постановки опер проходили на сцене театра драмы им. А. С. Пушкина при переполненном зале.

Одним из центров музыкальной жизни была и Псковская областная филармония, открытая в 1944 году. В ней действовали литературно-музыкальные абонементы и филармонические лектории. За первые два с половиной года работы филармонии состоялось более 1600 концертов. В области работали музыкальные школы, существовало множество самодеятельных коллективов, но своего музыкального училища в Псковской области по-прежнему не было.


Часть II. Аллегро**

Пятьдесят лет назад в СССР было принято решение открыть музыкальные училища во всех областных центрах. И они открылись. В Пскове занятия начались 1 сентября 1960 года. 50 лет назад на очном отделении училось 50 студентов. Первыми преподавателями стали выпускники Ленинградской консерватории Алиса Чиркова, Нинель Козно, выпускница МГУ Галина  Петрова. Немного позднее к ним присоединились  Марина Селиверстова (из Саратова) и Нина Гуреева (из Ташкента).

Некоторое время училище располагалось на улице Пушкина, а в конце 60-х было построено здание на берегу Великой (нынешняя улица Воеводы Шуйского). В Псков приезжали учить студентов аспиранты из Ленинградской консерватории. С  конца  60-х  годов в училище преподавал известный дирижер Михаил Ривкин, руководивший студенческим симфоническим оркестром.

В 70-е годы в училище появился класс гуслей. Его возглавил Вениамин Кричевский. Возрождение игры на гуслях связано с его именем. Особую роль в жизни училища сыграла музыковед Инна Образцова – сестра знаменитого ученого-филолога Юрия Лотмана. Инна Образцова – автор монографий о Мусоргском и Римском-Корсакове. И  она же заложила основы музыкальных капустников, которые славились авторской, а не заимствованной музыкой. Режиссерами, авторами, композиторами  этих спектаклей стали Галина Петрова, Лариса Никитина, Ирина Галковская, Татьяна Лаптева…


В середине 90-х в Псковской области был создан симфонический оркестр, директором которого стал Александр Роор, а первым дирижером - Аркадий Галковский. Основу оркестра составили выпускники музыкального училища, получившие высшее образование в музыкальных ВУЗах России.

Часть III. Модерато***

В XXI веке с Псковским симфоническим оркестром (ныне – филармоническим) стал активно сотрудничать хор музыкального училища (руководитель Людмила Кудрявцева). Были сделаны концертные постановки опер «Травиата» Верди и «Князь Игорь» Бородина, сценическая постановка оперы «Кай и Герда» Баневича.

В 2006 году в Пскове прошла реорганизация. Музыкальное училище и колледж культуры объединили. Так появился Псковский областной колледж искусств им. Н.А.Римского-Корсакова. На пресс-конференции, посвященной 50-летию со дня создания училища, нынешний директор колледжа искусств Егор Студинов назвал объединительный процесс так: «Женились по любви и по расчету с колледжем культуры».

По-видимому, расчеты эти – далеко идущие. По крайней мере, Егор Студинов заявил, что  колледж искусств «будет проявлять амбиции на высшую ступеньку образования». Но при этом он заметил, что «это очень деликатный вопрос…»

Деликатных вопросов, связанных с музыкальной культурой, не один и не два, а, наверное, целых пятьдесят. На многие из них выпускники и преподаватели музыкального училища готовы ответить своей деятельностью.

(При подготовке использованы материалы, предоставленные Псковским областным колледжем искусств)


 

* медленный темп
** быстрый темп
*** умеренный темп

 Фото: из архива Псковского музыкального училища

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий