Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 
2016 2017 2018 2019 2020 
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
32 33 34 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Обезоруживающая пустота

ПустыняНа юбилейном концерте, посвященном 50-летию со дня создания Псковского музыкального училища, Егор Студинов (директор Псковского колледжа искусств) вспомнил слова композитора Георгия  Свиридова: «Времена не так часто меняются, как нам кажется». После чего дал со сцены областной филармонии свой совершенно серьезный комментарий:

- Композитор, очевидно, имел ввиду непреложные истины и константы временного континуума в мотивации поведения людей и их групп.
 
Потрясающая фраза. Она достойна того, чтобы ее сохранить.

Для тех, кто не знает: континуум (от лат. continuum - непрерывное) - термин, употребляемый для обозначения образований, обладающих известными свойствами непрерывности.

Но этот короткий текст не о континууме в мотивации, и даже не о константах.

Там же, во время юбилейного концерта, педагог и гитарист Егор Студинов произнес:

- У музыкантов всегда существовал культ профессионализма. Никто никогда не хотел схалтурить. Для нас все, что не является выражением высших эстетических форм, равносильно постыдному. И наоборот, красота одухотворенного звучания и есть наша мораль.

Очень точная формулировка. Могу засвидетельствовать, что у многих деятелей культуры красота действительно является моралью. Точнее, она мораль заменяет.

Остается только понять, что такое красота.

Среди псковских музыкантов распространено мнение, что это правильное воспроизведение нот. А местные поэты примерно то же самое скажут о рифмах (самая правильная и, следовательно, самая красивая русская рифма - «ночь-прочь»).

Культ профессионализма в итоге вырождается во что-то третьесортное. Это и есть настоящий формализм, когда форма есть, а содержания – нет. А если и имеется, то лучше бы его не было.

Но это беда не только провинциальных по духу деятелей культуры. Там, на самой вершине, где на Олимпе пребывают Спиваков, Гергиев и немногие другие, происходит что-то похожее. И это не изобретение новейшего времени.

Многие великие музыканты, художники, архитекторы, литераторы прошлого жили этим.

Кто-то вдохновлялся красотами сталинских парадов, кто-то ночными факельными шествиями фашистов… Безнравственная красота – это и есть по-настоящему чистое искусство. Без примесей.  В этом сила, мощь и ужас египетских пирамид, многих христианских храмов, сотен классических книг… Красивая обезоруживающая пустота.

Вокруг так много рукотворной и нерукотворной красоты, а мораль выше не становится. Зато имеются «непреложные истины и константы временного континуума в мотивации поведения людей и их групп».

 

 

 

 

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий