Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 
2016 2017 2018 2019 2020 
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
12 13 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Крепкий орешек

Брестская крепостьПосле телесериала «Герой нашего времени» от Александра Котта можно было ожидать все что угодно. Провалу бы я не удивился. И появление полнометражного фильма «Брестская крепость» - это лучшее, что могло случиться.

Для российского кинематографа последних лет двадцати характерна утрата среднего уровня. Редко, но могут появляться мощные картины вроде «Дикого поля». Есть бесконечное количество беспомощных фильмов, которые никому не интересны, в том числе и его создателям. А вот крепких середнячков, основы основ, не хватает.

«Брестская крепость» - это крепкий фильм.  Его, в отличие от настоящей крепости, легко «взять», то есть – понять. И даже не столько понять, сколько прочувствовать.

Внятное изложение, хорошая игра… Все то, что авторы не могут показать, они произносят. Упреки в жестокости, которые уже раздаются в адрес Александра Котта, выглядят неубедительно. Культа насилия и культа войны в «Брестской крепости» нет и быть не может. Как, впрочем, нет и никаких откровений.  Просто режиссер снял фильм, который не пропадает и будет много лет регулярно показываться по телевидению по определенным датам. Тем самым, в это время не покажут что-то бездарное.


ПРОЩАЙ, РОДИНА («Псковская правда-Вече»)

Режиссер Александр Котт подошел к теме войны традиционно, а не как Никита Михалков

В «Брестской крепости» нет никакой метафизики. Только физика и лирика. Так снимали фильмы о войне в СССР. В начале – последний день без войны, танцы под духовой оркестр, штрихи к портретам героев... Затем мгла опускается и наступает ад. 

В лучших советских фильмах этот прием срабатывал. История раскручивалась и вызывала у зрителей сопереживание и как следствие – слезы. В фильме «Брестская крепость» происходит то же самое.

Авторы старались соблюдать документальную точность. Главными героями сделали командира полка Петра Гаврилова (Александр Коршунов), начальника 9-й погранзаставы Андрея Кижеватова (Андрей Мерзликин) и комиссара Ефима Фомина (Павел Деревянко).
За прошедшие со времени выхода на экран первого полнометражного фильма Котта «Ехали два шофера» Павел Деревянко превратился в медийную фигуру, заслужил репутацию артиста, играющего «людей со странностями» и докатился до фильма «Гитлер, капут». Самое время менять образ и становиться кем-то другим. И Павел Деревянко становится.

По утверждению авторов, главная идея картины сформулирована в надписи, обнаруженной на стене одного из казематов Брестской крепости: «Умираю, но не сдаюсь». Но есть не менее важная мысль, которая владела теми, кто оказался в первый день войны в пограничной крепости. Люди жили ожиданием. Все-таки, защитники первоначально не собирались ни сдаваться, ни умирать. Наоборот, многие только начинали жить.

 «Ждем подкрепления», - твердит весь фильм радист и не получает ответа. Ожидание затянулось до 1957 года. Кстати, на стене Брестской крепости было написано не просто «умираю, но не сдаюсь». Полный вариант этой записи:

«Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина. 20.VII.41 г.».

Фраза «прощай, Родина» очень многозначительна. Для советского руководства защитники крепости к тому времени уже превратились в оставшихся в тылу врага людей. Почти в предателей. Тот, кто уцелел и, после кровопролитных боев выжил и попал в плен, вообще стал «врагом народа». После чего в СССР о Брестской крепости надолго забыли. Подкрепление пришло лишь в 1957 году, когда стало возможно сказать правду. Точнее, часть правды. Сталин еще лежал в мавзолее, а защитников Брестской крепости уже начинали награждать (в основном, посмертно).

Авторы «Брестской крепости» не уклонились от рассказа об абсурдной стороне той войны. За несколько часов до войны проводится беседа с майором Петром Гавриловым как с паникером. А когда начинается война, бойцы Красной армии бросаются  на немцев с табуретками в руках. Запаса воды тоже нет… История Брестской крепости выразительна еще и потому, что, не отвлекаясь на другие сражения, можно понять многие особенности Второй мировой войны. Не Великой Отечественной, а именно Второй мировой, начавшейся на два года раньше.

Все-таки, Брестскую крепость немцы начали бомбардировать еще 2 сентября 1939 года. Тогда ее защищали поляки. Они успели вывести из крепости семьи и 17 сентября организованно отступили. Создатели фильма «Брестская крепость», в целом, не вышли за привычные представления о той войне и, таким образом, просто встроили свой фильм в ряд  приличных фильмов о войне  (бездарных и неприличных с каждым годом тоже становится все больше). И это значит, что фильм про 22 сентября 1939 года, когда во время совместного парада Брест вместе с крепостью был передан немцами 29-й танковой бригаде Красной армии, снимет кто-то другой.

 

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий

ZcQ1WPauPg9t | x8t6x0jg@mail.com | 03:19 - 12.02.2017
Your posting is abstluoely on the point! http://ypsiud.com [url=http://kddvkjczye.com]kddvkjczye[/url] [link=http://yzzzedkadv.com]yzzzedkadv[/link]
Ssk70kgE6NI | i53i07zsl@outlook.com | 19:49 - 11.02.2017
What a plrasuee to find someone who thinks through the issues
Jp08n2nFB | 28ygw9f2@outlook.com | 08:22 - 09.02.2017
This artlice went ahead and made my day.