Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 
2016 2017 2018 2019 2020 
2 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

еще в номере:

    Сборная Германии

    Двойной портретКоммерческое кино в Пскове живет по каким-то особым законам. Бывает, что придешь по долгу службы смотреть какой-нибудь так называемый блокбастер, а в зале – никого. Вообще никого. Ни один человек так и не нашел в себе силы купить билет. И сеанс отменяют.

    Самые провальные, как правило, - российские фильмы. Но их иногда спасают культпоходы. Школьников, бывает, загоняют целыми классами – в надежде, что они будут «приобщаться к истории» с помощью фильмов типа «Адмирала», «Тараса Бульбы», «Предстояния» или «Ярослава».

    А не так давно в Пскове произошло знаменательное событие. Ради показа немецких фильмов перенесли сеанс фильма «Брестская крепость».

    «Брестская крепость» - фильм хоть и снят двумя враждующими странами  (Россией и Белоруссией), но что-то плохое о нем сказать трудно. Кино получилось цельное и сделанное профессионально. И все же лучшие немецкие фильмы, которые показывали шесть вечеров подряд* в псковском кинотеатре «Победа», сделаны в каком-то другом измерении. Но не в 3D.

    Просто лучшие немецкие режиссеры меньше зациклены на внешних эффектах и на понятии «успех». Искусственно раздувать патриотические пузыри у них в Германии тоже как-то не принято. Зато они по-прежнему умеют рассказывать внятным языком нормальные истории.

    Новый немецкий кинематограф в чем похож на нынешнюю немецкую футбольную сборную. Многоликий,  энергичный, крепкий, успешный. И не совсем немецкий.

    Даже в камерном фильме Каролины Линк «Зимой будет год» это чувствовалось. Особенно в конце, когда начинает звучать пронзительный голос Питера Гэбриела (его композиция «Signal To Noise» c альбома «Up»). И тогда частная история семьи Рихтер приобретает мировой масштаб. Впрочем, от Каролины Линк этого следовало ожидать. Ее предыдущий фильм «Нигде в Африке», получивший «Оскар», вообще снимался в Кении. Но дело не в географии, а в философии. Лучшие немецкие режиссеры с одинаковым упорством обходят патологии и совсем уж избитые истины. Искусство излагать истории без заискивания перед зрителем не забыто. И зритель правильно реагирует. Во всяком случае, на психологическую драму «Зимой будет год» воскресным вечером в Пскове пришло очень много зрителей.

    По сюжету семья Рихтер, казалось бы, преуспевает. Отец-ученый пишет и издает толстые книги. Мать занимается модным интерьером. Старшая 22-летняя дочь репетирует главную роль в мюзикле. У младшего 18-го сына тоже блестящее будущее. До тех самых пор, пока он не кончает жизнь самоубийством. И постепенно выясняется, что в этой семье рвется все что можно.

    Через год после смерти любимого сына мать находит опытнейшего художника Макса (Йозеф Бирбихлер), которому поручает написать двойной портрет - погибшего сына Александра (Сирил Шестрем) и старшей дочери Лили (Каролина Херфурт). Двойной портрет – двойной гонорар. Двадцать тысяч евро. Художник может быть доволен. Тем более что «оживлять мертвецов» в своих картинах он уже успешно пробовал.

    Но художник  оказался человеком ответственным, и вместо того чтобы подойти к делу как ремесленник, он начинает изучать своих героев. И живых, и мертвых. А  Лили  берется изучать художника. Ремесло отступает. Наступает болезненное просветление. Сюжетные повороты не очень резкие. История рассказывается ненавязчиво, без искусственных ходов. Жизнь и смерть аккуратно разводится по сторонам. «Людей я боюсь больше, чем одиночества», - вначале фильма произносит художник, но благодаря искусству слышать другого человека он начинает этим одиночеством тяготиться. И это внутренне преображает не только его, но и девушку, которую он рисует.

    Если бы кинопрокатчики услышали нормальных зрителей, то поняли, что даже сейчас люди готовы ходить на фильмы, которые почему-то заранее записали в некассовые. Но для этого нужен кто-то, кто тоже подойдет к своему делу как к искусству и преобразит кинопрокат.

    Во всяком случае, такое количество зрителей, столпившихся в фойе кинотеатра, я давно не видел.  А если учитывать то, что потенциальные зрители в это время находились еще и в Псковском театре на «Драмдесанте», то очевидно: любители качественного кино у нас еще не перевелись, и при нормальной работе кинопроката необходимость отменять сеансы исчезнет.Буря

    Обо всех фильмах, показанных на фестивале, в одной статье не расскажешь. Поэтому я выбрал два. Так сказать, два портрета немецкого кино. В качестве контраста – несколько слов от «Буре» Ханса-Кристиана Шмида. Девизом «Бури» могла бы стать фраза, произнесенная в самом конце фильма: «Чем больше вспомните, тем лучше».

    Прокурор Гаагского трибунала Хана Майнард (Керри Фокс) пытается осудить сербского генерала, который когда-то зверствовал в республике Сербской. Свидетель обвинения кажется ей надежным человеком. Но свидетельские показания неожиданно рассыпаются. Это резко меняет жизнь не только жертв военных преступлений, но и самого прокурора.  Рассыпаются не показания, а надежды. А для кого-то - и сама жизнь.

    В 103 минуты игрового времени авторы, минуя массовые сцены, вместили чуть ли не всю новейшую историю Европы. Эмиграция, насилие, евробюрократизм, торопливое расширение Евросоюза…  Но прежде всего это личная драма людей. Пока политики цинично занимаются политической торговлей, а военные преступники рвутся в политики, две слабые женщины (прокурор и свидетель) пытаются вернуть в жизнь норму. И у них понемногу получается.

    Немецкий кинематограф – не самый влиятельный в мире, но, как и футбольная сборная, кинематографическая Германия определенно достойна мирового полуфинала.

     

     

    * На фестивале были показаны:
    «На краю рая» (Германия, Турция, Италия), режиссер
    Фатих Акин
    «Буря» (Германия) режиссер Ханс-Кристиан Шмид
    «Цвет сакуры» (Германия) режиссер
    Дорис Дёрри
    «Зимой будет год» (Германия, США), режиссер Каролина Линк
    «Крабат. Ученик колдуна» (Германия), режиссер
    Марко Кройцпайтнер
    «Германия 09» (Германия), режиссеры Фатих Акин, Том Тыквер, Вольфганг Беккер и др.

    Алексей СЕМЁНОВ

    Имя
    E-mail (опционально)
    Комментарий