(Продолжение. Начало в №№2,3)Все совпадения в этой сказке преднамеренны, намеки – не случайны, почти у каждого персонажа есть вполне конкретный прототип. В первом действии (№2(87), 2011) царь разговаривает с народом и нарывается на неудобный вопрос: «Вам не стыдно?». Слишком любопытный ученый кот попадает в мышеловку.
3. Наследство
Действующие лица
Царь Дадон
Скоморох
Тронный зал. В середине зала стоит с умным видом Царь Дадон. В руках он держит книгу Пушкина.
Царь Дадон (откладывает книгу). Вредная книга. Я долго ее терпел, но терпение мое иссякло. (Мизинцем подталкивает книгу со стола, и она падает).
На шум является скоморох.
Скоморох. Государь, вы правы, как всегда. С вредителями надо бороться. Но мало запретить сказку о золотом петушке.
Царь Дадон. Что ты имеешь в виду?
Скоморох. Надо запретить всех золотых петушков. Государь, издай указ. Вели уничтожить всех золотых петушков в Дадонии - от двух лет и ниже.
Царь Дадон. В таком случае, надо запретить и всех звездочетов. На всякий случай.
Скоморох. И всех мудрецов. От двух лет и выше.
Царь Дадон. И все спицы, с которых золотой петушок может слететь и клюнуть меня в темя.
Скоморох (не подумав). И темя тоже запретить…
Царь Дадон. Что ты сказал?
Скоморох. Э-э-э… Вам послышалось, государь. Я смиренно молчал.
Царь Дадон. А ну-ка повернись боком.
Скоморох медленно поворачивается.
Царь Дадон. А теперь задом.
Скоморох поворачивается задом.
Царь Дадон. А что… Совсем неплохо. Чем не царь?
Скоморох. Что вы сказали, государь?
Царь Дадон. Я говорю, что на меня снизошло откровение. Тащи сюда трон.
Скоморох неуверенно подходит к табуретке, берет ее в руки и подсовывает царю.
Царь Дадон. Сейчас проверим – насколько ты пригоден для большой политики.
В царских руках появляется большой школьный демонстрационный транспортир. Царь Дадон начинает измерять им углы на сидении табуретки. Затем примеривается к тыльной части скомороха.
Царь Дадон (удовлетворенно). Я так и думал. Совпадает.
Скоморох. Что совпадает, государь?
Царь Дадон. Все совпадает. Садись.
Усаживает скомороха на табурет.
Царь Дадон (любуясь). Как будто всегда здесь сидел. Придется тебе немного побыть царем, голубчик.
Скоморох (испуганно). Как – царем? Это же так неудобно. Спинки нет (откидывается назад и едва не падает).
Царь Дадон. Ничего не поделаешь. Я так решил. (Еще раз прикладывает к заднице скомороха транспортир и цитирует короля Лира). Ярмо забот мы с наших дряхлых плеч хотим переложить на молодые... Пусть все знают, что никакой я не тиран и не самодур. А тех, кто не захочет этого знать - замочим в транспортире.
Скоморох. Мой государь, вы шутите?
Царь Дадон. Отныне в Дадонии шутить будешь ты. А мы тебе поможем. И как только изведем всех золотых петушков, звездочетов и мудрецов, то я освобожу тебя от этой повинности… Держи скипетр. (Достает откуда-то снизу пыльное большое весло, сдувает пыль и с важным видом вручает скомороху). А ну-ка, покажи, как ты можешь управлять державой.
Скоморох откашливается, поправляет под собой табуретку и, сжимая весло, начинает совершать движения гребца на каноэ.
Царь Дадон. Неплохо, неплохо для начала. Только греби сильнее и под себя.
Скоморох. Так, государь?
Царь Дадон. Нет, еще сильнее. Я сказал – греби под себя. Не стесняйся.
Скоморох продолжает свои пустопорожние гребные движения. Пыхтит, потеет… И так длится очень долго. Тем временем, царь Дадон, больше не обращая внимания на скомороха, начинает рассуждать вслух.
Царь Дадон. Царь я или не царь? Какая разница. Профессия у меня трудная и неблагодарная. Но кому-то надо и страной управлять. Кругом сплошные шуты… (Резко меняя тон, выражаясь словами пушкинского Самозванца). Я знаю дух народа моего; в нем набожность не знает исступленья: ему священ пример царя его. Всегда, к тому ж, терпимость равнодушна. Ручаюсь я, что прежде двух годов весь мой народ, вся северная церковь признают власть… За это время не только золотых петушков, но и всех куриц в Дадонии можно извести. И окорочка. А потом снова с триумфом вернуться на трон. (Оборачивается на скомороха, который послушно сидит на табуретке и разгребает веслом воздух). Чего-то ему не достает… Ах, да… (снимает с головы корону, со спины подходит к скомороху и надевает ему на голову поверх колпака).
Скоморох (поворачивает голову). Государь?
Царь Дадон. Не отвлекайся. С короной тебе будет легче грести. (Отходит в сторону, туда, где стоит огромный сундук).
Царь Дадон. Вот настоящий трон (садится на сундук и начинает говорит словами Скупого рыцаря). Читал я где-то, что царь однажды воинам своим велел снести земли по горсти в кучу, и гордый холм возвысился – и царь мог с вышины с весельем озирать и дол, покрытый белыми шатрами, и море, где бежали корабли. Так я, по горсти бедной принося привычну дань мою сюда, вознес мой холм – и с высоты его могу взирать на все, что мне подвластно. Что не подвластно мне? как некий демон отселе править миром я могу; лишь захочу – воздвигнуться чертоги; в великолепные мои сады сбегутся нимфы резвою толпою; и музы дань свою мне принесут, и вольный гений мне поработится, и добродетель и бессонный труд смиренно будут ждать моей награды. Я свистну, и ко мне послушно, робко вползет окровавленное злодейство, и руку будет мне лизать, и в очи смотреть, в них знак моей читая воли. Мне все послушно, я же – ничему; я выше всех желаний; я спокоен; я знаю мощь мою: с меня довольно сего сознанья… Я царствую!.. Какой волшебный блеск! Послушна мне, сильна моя держава; в ней счастье, в ней честь моя и слава! Я царствую… но кто вослед со мной примет власть над нею? Мой наследник! (Оборачивается на скомороха, который продолжает усиленно махать веслом). Устал?
Скоморох. Немного. С непривычки.
Царь Дадон. А ты как думал? Неблагодарный и тяжелый труд. Но ты представь, что в море брошены вы вместе – князь Гвидон в бочке, кот ученый в бочке… Они – внутри, а ты – снаружи. У тебя есть весло, ты можешь не только грести, но и рулить. А они – нет. Представил?
Скоморох. Да.
Царь Дадон. Ну что, сразу легче стало?
Продолжение следует
Алексей СЕМЁНОВ