Общероссийский тормоз

ТормозВозвращаюсь из Петербурга в Псков, и вдруг мне предлагают срочно написать о бензине. Неожиданное предложение. Одно время я служил в армии заправщиком, но ракеты мы заправляли не бензином, а окислителем.

Я немного разбираюсь в велосипедах, а в автомобилях и топливе разбираться не хочу. Но первая полоса «Псковской правды» с моим текстом о бензине все-таки вышла. Правда, статья была не столько о бензине, сколько о российской государственной машине, которая устроена не по-человечески. Нашу экономику все время пытаются представить как рыночную, но ничего подобного в ней нет. Вместо рынка действует право сильного. Это было бы хоть как-то приемлемо, если бы в роли «сильных» выступали фигуры, которые действительно добились успехов своим талантом. Но большая часть отечественной «элиты» во главе с Путиным пристроилась к власти благодаря связям. Как правило, это порочные связи. И Путин в роли толкателя («ЕДРа») российской бюрократической машины выглядит комично. Вначале завез в непроходимое болото, а потом изображает гнев. И все потому, что по недоразумению толкатель многие путают с тормозом.


БЕНЗОНАСОС («Псковская правда»)

Топливный кризис обошел Псковскую область стороной. Но расслабляться рано.

Даже незначительная неисправность бензонасоса может лишить автомобиль способности передвигаться самостоятельно. Российская экономика подвержена тому же эффекту. Общероссийский бензонасос государственной машины иногда тоже засоряется. В этой огромной машине применяется механический привод. В обычном автомобиле насос приводится в действие распределительным валом через толкатель. В российской экономике в качестве такого толкателя выступает премьер-министр Владимир Путин.

В предпоследний раз Путин продемонстрировал свои возможности в феврале, перейдя к ручному управлению после того, как цены на бензин в очередной раз взлетели. Определенный эффект был. Цены поползли вниз. Однако эксперты предрекали, что «рыночных предпосылок для снижения стоимости нефтепродуктов нет». И не будет до тех пор, пока не изменится система налогообложения нефтяной отрасли. Ожидался очередной виток роста цен. Но произошло нечто иное.  В конце апреля в нескольких регионах страны, в том числе в Санкт-Петербурге, возникли перебои с топливом. Впрочем, скорее всего, после того как бензин там появится в свободной продаже в неограниченном количестве, цены все равно вырастут. У антимонопольщиков появилось сильное подозрение в том, что  дефицит создан искусственно. 

Путин поручил разобраться в проблеме. Но и без долгих разбирательств некоторые вещи понятны: продавать топливо на экспорт можно по более высокой цене, чем на внутреннем рынке. Таким образом, топливные компании в очередной раз показали свою материальную заинтересованность в ущерб интересам российских потребителей. Не всегда эти интересы соблюдает и государство. Правда, мотивы, как правило, предъявляются более благородные. Январский рост цен, к примеру, был вызван вступлением с 1 января акциза на бензин. Более того, было дано торжественное обещание увеличивать акциз ежегодно: «для обеспечения надлежащего обслуживания и ремонта транспортных артерий». Хотя есть люди, которые считают, что российским «транспортным артериям» уже ничего не поможет.

А вот меры против ценового сговора топливных компаний иногда приносят пользу. В прошлом году на топливные компании за нарушение антимонопольного законодательства в Псковской области были наложены штрафы на общую сумму около 3 млн. рублей. Так что явного сговора уже не наблюдается. Правда, существуют разные способы заработать лишние деньги. Можно сговориться и шагать в ногу. Но можно сговориться и шагать не в ногу. Так или иначе, это останется сговором. Очевидно одно: цены на бензин не могут меняться в разных АЗС одинаково. Поставщики топлива – разные, и цена на автозаправках одинаковой быть не может. И топливо одновременно исчезнуть без существенных причин тоже не может. Вот только несколько кампаний, которые доставляют топливо на Псковский рынок:

ОАО «Нефтегазовая компания «Славнефть» (Ярославль)
- ОАО «Московский НПЗ»
- ООО «КИНЕФ» (Кириши)
- ОАО «Рязанский НПЗ» (Рязань)
- ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» (Нижний Новгород)
- Statoil Mongstad Refinery (Норвегия).

Как заявила заместитель руководителя Псковского УФАС Ольга Милонаец, на сегодняшний день дефицита топлива в Псковской области не установлено.

В обычном автомобиле, чтобы снизить износ деталей, устанавливают сетчатый фильтр для дополнительной очистки бензина. В государственной машине в роли такого фильтра выступают все те, кто контролирует и регулирует систему ценообразования. Главное, чтобы фильтр не превратился в заглушку. Иначе никакой толкатель не поможет.

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий