Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Сила судьбы

МихалковНикита Михалков экранизировал свой Манифест * и назвал его «Цитадель». Получился очень полезный фильм для тех, кто хочет глубже проникнуть в подсознание проповедников имперского патриотизма. «Цитадель» не только художественное произведение, но грандиозная демонстрация человеческой слабости, а точнее – человеческого ничтожества.

Бывшего комдива Котова обработали в НКВД так, что он потерял все, кроме страха. По его собственным словам, не рука у него железная, а сердце. Котова раздавили. Однако именно он возглавляет поход против фашистского невидимого зверя.

Неважно – кто ты и как ты живешь. Есть только две силы: животный страх и страх Божий. Кем бы ты ни был, кривая выведет туда, куда надо.

Враг уничтожается не оружием и даже не силой духа, а Божьей рукой, которая дергает ниточки, привязанные к неразумным животным и насекомым. Таков секрет нашей победы в «Цитадели».

Без такого Бога никак, потому что отдельный человек – ничто. Его можно унизить, раздавать или убить. Но это ничего не значит. Поэтому многочисленные герои «Утомленных солнцем» так легко воскресают. Котов, к примеру, воскрес за три серии дважды.

Наверное, нет необходимости расшифровывать все, что наснимали авторы «Цитадели». Но основные идеи очень хорошо перекликаются с убеждениями людей, очень далеких как от кинематографа, так и от военной истории. С некоторыми из них приходилось общаться. Таких людей объединяет две вещи: деньги и относительно высокое положение. Их движущая сила: презрение к человеку. Свое положение они связывают со своей избранностью, которое дорого им обошлось.

Богатство на таких людей свалилось не с неба. Они его взяли сами, всеми правдами и неправдами. Иногда приходилось переступать через других людей и очень часто переступать через свои принципы. Менять убеждения, партии, привычки, семьи… Но всегда оставаться на плаву.

Они хорошо знают, насколько человек уязвим. Но они приумножили свое богатство и готовы привести сотни доказательств того, насколько оскотинился наш народ. По этой причине нашему народу ничего нельзя доверять. Отсюда их вынужденное признание того, что следует жить так, как предначертано кем-то свыше. Отсюда же и их показная религиозность. Вера позволяет пребывать в убеждении, что Бог на их стороне. Не важно, кто мы такие и какие за нами водятся грехи. Можно, если обстоятельства заставляют, кого-нибудь предать (в «Цитадели» Котова зачем-то заставляют подписать признание в том, что его жена – английская шпионка). Но как бы низко не пал богоибранный Котов, но он все равно – Большой. Так угодно Богу в трактовке Михалкова.

Для выстраивания стройной системы остается совсем немного: поставить знак равенства между государственной властью и властью Божественной. После чего получить законную возможность и дальше втаптывать в грязь в конец оскотинившихся людишек, вместе с выборами заодно отменив честь и совесть. По трупам как по ступеням подниматься к Небесам. Это путь тошнотворца.

Есть в этом что-то совсем не христианское. Как правило, выражается оно в воплощенном желании нагадить по-маленькому на еле тлеющую Божью искру в человеке. Затушить ее во имя чего-то более великого, но и более далекого. Не возвысить, а затоптать. Обезопасить себя сегодня. Укрыться за Господом Богом. Отсидеться за алтарем. Скрыться от пули-дуры в толпе прихожан.

«Цитадель» - очень своевременный фильм-саморазоблачение. Никита Михалков не пожалел 55 миллионов долларов, чтобы зафиксировать на пленке свои комплексы и убеждения. Он еще дешево отделался.

 

ЦитадельБЕСОГОННЫЙ АППАРАТ («Псковская правда – Вече»)

Никита Михалков снова снял фильм, в котором он ездит на белом коне

Было бы забавно, если бы по такому сценарию не Никита Михалков поставил фильм, а Сергей Овчаров. Тот самый Овчаров, который когда-то снял «Нескладуху» и «Небывальщину». Пожалуй, стало бы еще смешнее, хотя и без того зрители временами не в силах сдержать смех.

Фильм «Утомленные солнцем-2. Цитадель», если сравнивать его с «Предстоянием»,*** по своему содержанию еще более абсурден. Кого-то это раздражает, а кого-то приводит в восторг. Но определенно можно сказать, что убийственный заряд  абсурда здесь не случаен. Никита Михалков добился своего. Создал настоящую постмодернистскую сказку, в которой былинный богатырь Сергей Котов (Никита Михалков) творит чудеса. Сокрушает невидимого внутреннего и внешнего врага. Страдает. Ходит по воде. Ведет весь честной и пьяный народ к победе. Очевидно, что рано или поздно он должен проскакать на белом коне. Белый конь действительно появляется. Если бы С.Котов прямо на нем промчался по облакам и водрузил знамя над рейхстагом – никто бы не удивился.

На стороне немцев, в основном, выступает толстый фриц и его белая мышь. На стороне Красной армии людей несколько больше, и в первую очередь – штрафники, которых в пьяном угаре бросает в бессмысленную лобовую атаку допившийся до чертиков и звездочек генерал (Роман Мадянов).

Если наш белый конь скачет на воле, то немецкая белая мышь крутится в колесе.  Между делом облаченный во все белое герой бесогона Никиты Михалкова пускает вход свою стальную перчатку а-ля Фредди Крюгер. Причем достается не фашистам, которых мы почти не видим, а русской шпане, имевшей неосторожность напасть втроем на одного.

Так как, по замыслу режиссера, «Цитадель» символизирует метафизику созидания, сентиментальный Котов часто лезет целоваться. Достается и маленькой девочке возле женского туалета (в туалете прячется хулиган), и деревенской бабе. Любовь С.Котова безгранична. Счастье опьяняет сильнее медицинского спирта. Экс-комдив прошел ад и готов жить дальше.

Через какое-то время на экране появляется лично товарищ Сталин (Максим Суханов), разъясняющий Котову, за что его когда-то репрессировали: «Посадили, чтобы вовремя выпустить». То и дело в фильме начинают петь частушки. Под гармошку. «Я на вишенке сижу - / Не могу накушаться. / Дядя Сталин говорит: / Надо маму слушаться». Народ активно танцует и поет. И в тылу, и на передовой. В атаку ходят с гармошкой. Танцуют с самоваром. Западный зритель будет доволен. Происходящее чем-то напоминает «Гитлер, капут». Павлу Деревянко, снимавшемуся в фильме «Гитлер, капут», в «Цитадели» досталась роль безногого солдата. Разумеется, стеб у Михалкова более высокого уровня. Один из самых трогательных эпизодов - с участием сумасшедшего немца и русской старухи (Инна Чурикова).

В «Цитадели» войны, в общем-то, нет. В основном люди глушат спирт, орут, смеются, целуются, придуриваются, испражняются, ругаются, рожают… Все, в основном, крутится вокруг таинственной цитадели, в которой звучит патефон. Но однажды воскресшего С.Котова заносит в тыл. Обыгрывается анекдот: возвращается муж из командировки, в данном случае – муж вернулся из командировки в ГУЛАГ и штрафбат. Собственно и весь фильм можно воспринимать как сборник анекдотов.Цитадель

Как и в «Предстоянии», режиссер огромное внимание уделяет деталям, навязчиво подсовывая комарика, паучка, резинового аистенка… Первые минуты зрители вообще смотрят на солдат в окопе глазами комара.

Отчасти, эта нечеловеческая нота выдерживается до самого финала. И здесь важно не принимать происходящее всерьез и не придираться к странным сюжетным поворотам. «Цитадель» - не исторический фильм, а притча. Так что не стоит удивляться тому, что новоявленный генерал-лейтенант Котов ведет на неприступную цитадель 15 тысяч гражданских лиц, вооруженных черенками от лопат. И появление в окопах штрафбата высокопоставленного чекиста Мити (Олег Меньшиков) тоже не должно смущать. Позднее Митя даже устроит  перед сидящим в наручниках С.Котовым очистительный стриптиз, скинув с себя все одежды.

Котов, наконец, понимает, за что пострадал: зарубил вовремя Гражданской войны монаха. Но вину свою сполна искупил, и теперь враги сами себя уничтожают. Советское оружие молчит. Безногие танцуют. Мертвые воскресают. Немцы самоликвидируются. Бог отец (Сталин), бог-сын (С.Котов) и Святой дух ведут советский народ к неизбежной победе.


* Новый гимн России и Раб любви   http://pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=730


** Название: Утомленные солнцем-2: Цитадель
 Жанр: Драма, военный
Страна: Германия, Россия, Франция
Год: 2011

Режиссер: Никита Михалков
Сценаристы: Эдуард Володарский, Никита Михалков, Владимир Моисеенко, Глеб Панфилов

В ролях: Виктория Толстоганова, Владимир Ильин, Олег Меньшиков, Никита Михалков, Максим Суханов, Надежда Михалкова, Анна Михалкова, Андрей Мерзликин, Роман Мадянов, Сергей Маковецкий

Продолжительность: 160 минут


*** Рецензии на фильм «Утомленные солнцем. Предстояние»: Скорбное бесчувствие и Вырви глаз //  http://pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=532


■Фильмы «Предстояние» и «Цитадель» - результат восьмилетней работы. Съемки кинопроекта длились 4 года. Еще по году ушло на монтаж каждого фильма дилогии и ТВ-версии. Всего было израсходовано 330 000 метров кинопленки.

■Кроме двух больших фильмов (2 часа 42 мин и 2 часа 35 мин) был снят 13-серийный телевизионный вариант, куда вошло большое количество специально снятых сцен с новыми поворотами, новыми коллизиями и новыми персонажами.

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий