Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 
2016 2017 2018 2019 2020 2021 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Шпионеры

Данила КозловскийАльтернативная история – это то, что невозможно отнять. И дебютант-режиссер Алексей Андрианов это ярко продемонстрировал. «Шпионский роман» Бориса Акунина превратился в «Шпиона».

Если вдуматься, альтернативная история сейчас в России – один из самых распространенных киножанров. Только, как правило, режиссеры об этом стыдливо умалчивают и делают вид, что снимают правду.

Алексей Андрианов не умалчивает, а с удовольствием демонстрирует историческо-фантастические выдумки. И этот ход придает происходящему убедительность. Многое на глазах превращается в метафоры. Так не было, но могло быть. У альтернативной истории Акунина есть историческая логика. И это позволяет с интересом следить за происходящим на экране.

Поначалу кажется, что фильм не дотягивает до предыдущих громких экранизаций – «Турецкого гамбита» и «Статского советника». Соединение голливудского, в духе «Индианы Джонса» и советского, в духе, «Свинарки и пастуха», кажется слишком навязчивым.

Однако постепенно к происходящему привыкаешь. Да и сюжет затягивает. Мысль о том, что людей можно поместить в выдуманную Москву, оказалась плодотворной. Фантастический сюжет вытягивает на поверхность важные смыслы. Особенно это касается  таких эпизодов, как гибель пассажиров троллейбуса.

Недостатки «Шпиона» примерно те же, что и  у книг Бориса Акунина. Собственно, недостатками их трудно назвать. Акунин, а вслед за ним Андрианов - развлекают. О самых страшных вещах они рассказывают лихо и весело. В этом смысле, фильм «Шпион» веселит больше, чем большинство книг Акунина.

Выделяется Данила Козловский, играющий Егора Дорина. Очень украсило фильм появление  Анны Чиповской. Анна ЧиповскаяЧто же касается Фёдора Бондарчука в роли старшего майора Октябрьского, то в очередной раз кинокритики принялись говорить о том, что это его лучшая роль. Так говорят почти всегда. Причем Бондарчук играет примерно одно и тоже, используя минимум приемов. Но многим кажется, что он меняется. Это обман зрения, но ему есть объяснение. Бондарчук снимается так часто, что иногда его заносит в неплохие фильмы, и он их не портит. Это редкое свойство – не портить. И у Фёдора Бондарчука оно есть.

Впрочем, Борис Акунин считает иначе. В своем блоге писатель написал: «Фёдор Бондарчук сыграл именно такого Октябрьского, какого мне было надо: товарищ старший майор вызывает смесь восхищения, отвращения и жалости».

Мне кажется, что это слишком сильные чувства - восхищение, отвращение и жалость. При просмотре такой киносказки как «Шпион» они могут возникнуть только у слишком впечатлительных людей.

В этом кино все несколько проще. Это хорошее и совсем не бессмысленное развлечение. Пожалуй, имеет смысл ознакомиться с четырехсерийной версией «Шпиона», которая непременно должна стать популярной на убогом российской телевидении.

Алексей СЕМЁНОВ


Любопытно, что по поводу фильма «Шпион» думает сам Борис Акунин.

ДОЧЬ НА ВЫДАНЬЕ 
 
borisakunin
3 апреля, 11:42
      

Алексей Андрианов, Борис АкунинОтлично понимаю сложное чувство, которое испытывает отец, выдавая дочку замуж. С одной стороны, она выросла и у нее своя жизнь. С другой – неприятно думать, что она достанется чужому парню и вообще будет уже как бы не твоя.

Это я про экранизации.

Был вчера на премьере фильма «Шпион», снятого по моему «Шпионскому роману». Всё как положено: сидел вместе с гостями, принимал поздравления, кричал «Горько!». Глядел на свою красавицу и не узнавал ее. Думал: «Ну и зачем ей всё это? Жила бы дома. Разве плохо ей со мной было? На кой ей этот молодой, долговязый?»

Молодым, долговязым был режиссер Алексей Андрианов. Это его первый брак фильм.

От РТР и продюсера Сергея Шумакова я не ожидал такого авантюризма: что они отдадут дорогостоящий проект дебютанту. Вначале я отнесся к этой идее неодобрительно. Когда продюсеры нас знакомили, я попросил отдать мне молодого человека для разговора тет-а-тет (типичная линия поведения папаши с дочкиным ухажером). Нам выделили какую-то допросную без окон без дверей, и я сурово спросил: «Честные ли у вас намерения относительно моей кровиночки?». Алексей начал мне рассказывать, как он собирается передать латентную хулиганистость романа при помощи визуального приема: показать не реальную Москву сорок первого года, а город сталинской фантазии, сохранившийся на Генплане 1935 года. И я заслушался, и снял со стены икону, и благословил.

Фильм получился стильный. В нем – редкая для нашего кинематографа вещь – совершенно нет провинциальности. Если там и ощущается некоторый тарантинизм, то неподражательный, без перевода с американского.  Андрианову, пожалуй, удалось создать собственный стиль. В общем, думаю, мы с этим режиссером еще поработаем.

В главной роли  Данила Козловский (амплуа «комический красавец»). Притом, что играет он рабоче-крестьянского отпрыска, плебея, в повадках и облике просматривается порода, как и положено дальнему родственнику Фандорина. Между прочим, Данила  вполне может подойти и на роль молодого Эраста Петровича.

Как считаете, подходит или нет?

Фёдор Бондарчук сыграл именно такого Октябрьского, какого мне было надо: товарищ старший майор вызывает смесь восхищения, отвращения и жалости.

Мне кажется, это лучшая роль актера

У Алексея Андрианова все играют отлично, но особенно меня впечатлила юная актриса Анна Чиповская. Роли у нее, в общем-то, не было. Ее героиня и в романе-то почти отсутствует – так, летает неопределенно-прекрасное облако, а в киновариант не поместилась половина сцен с ее участием. И всё же персонаж получился совершенно живым. Уж не знаю, как актрисе это удалось. На пресс-конференции мы сидели рядом. Абсолютно современная девица, которая на вопрос журналиста, как она представляет себе довоенную жизнь, ответила: «Никак не представляю. Что-то такое в белых носочках и сандаликах».

Есть в «Шпионе» так же проблема, что с киноверсиями «Турецкого гамбита» или «Статского советника»: некоторая заполошность, сбой дыхания во второй половине, когда монтажеру начинает не хватать экранного времени. Каждый раз я пытаюсь убедить продюсеров делать два отдельных сценария – для киноверсии и для телеверсии, а не резать по живому. Но убедить не могу, и в результате приходится полноценный трехчасовой фильм ужимать в киноформат. Из-за этого вылетели несколько отличных сцен и даже линий, которые я видел в отснятых материалах. Причем в специальном издании книги «Шпионский роман» (с иллюстрациями из фильма) эти кадры есть, а в картине нет.

Придется, видно, мне смотреть и четырехсерийную телеверсию, когда она выйдет.

 

Борис АКУНИН

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий