Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 
2016 2017 2018 2019 2020 2021 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Грешным делом

Патриарх Кирилл и Владимир Путин«Противостояние Церкви и антихристианских сил становится всё более очевидным и острым». Так утверждает РПЦ. Руководители московской патриархии склонны считать события, происходящие вокруг да около РПЦ – политическими. В циркуляре, распространенном патриархией, сказано, что «особенно заметными атаки стали в предвыборный и поствыборный период, что свидетельствует об их политической подоплеке, в том числе антироссийской».

В циркуляре, который сейчас зачитывают во многих православных храмах, говорится, что «За последнее время произошла череда актов вандализма и осквернения храмов, начавшаяся 21 февраля с кощунства в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя».

В частности, в обращении РПЦ говорится:

«Мы должны защитить то, что дано нам Богом, то, что дорого нашим сердцам. И пусть верующих людей не смущают слова призывающих согласиться с грехом и беззаконием, простить тех, кто не просит прощения и заявляет, что не нуждается в нем. Будем помнить, что отсутствие покаяния способно утвердить грешника в сознании собственной «правоты» и подтолкнуть к повторению греховных деяний.

Всех иерархов, пастырей и мирян призываем 22 апреля, в день воспоминания уверения апостола Фомы, вновь явить всему миру торжество истины Христовой, совершив молебен и стояние в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени. Такие молебен и стояние призываем совершить при каждом кафедральном соборе епархий Русской Церкви. Во граде же Москве они будут совершены перед Храмом Христа Спасителя, перед иконами и крестом, пострадавшими от злоумышленников и безумцев.

В дни Великого поста мы обращаем ко всем, кто нас слышит, призыв к покаянию и изменению жизни. Именно покаяние открывает двери прощения. Господь и Церковь готовы с радостью принять любого кающегося грешника. Тем, кто скорбит и унывает в связи с произошедшими событиями, напоминаем слова Самого Господа Иисуса: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33)».

Свое мнение по поводу происходящего мы выскажем ближе к 22 апреля, а пока что мы предлагаем ознакомиться с мнением о. Павла Адельгейма. В последнее время у него часто берут интервью по этому поводу. Кроме того, Павел Адельгейм высказался на эту тему в своем блоге. 

Редакция

«Нищих всегда имеете с собой» (Мф.26,11).

8 Апр, 2012 at 7:13

Быть нищим означает быть «ни с чем», не иметь ничего. Это не те «нищие духом», которым Христос обещает Царство Небесное за надежду на Промысел Божий. Они обнищали собственным духом, чтобы жить в духе Святом.

Христос называет здесь «нищими» касту отверженных, не имеющих дома, имущества и близких по разным причинам: по несчастью или лени; часто, в силу зависимости от своих и чужих пороков. Они одиноки и бесприютны, живут как птицы небесные: не сеют, не жнут, в надежде что Бог и добрые люди напитают их. Некоторые полагаются на свою ловкость и тянут, что плохо лежит. Общество не может избавиться от этой касты, как невозможно отцепить последний вагон. Христос говорит: «Нищих всегда имеете с собою, Меня же не всегда имеете» (Мф.26,11).

В ста метрах от храма Святых Жен Мироносиц в г. Пскове возвышается колокольня. Под ней просторная подворотня. Здесь зимой и летом живут нищие: грязные, заросшие, нетрезвые. Запах тяжёлый, даже в насквозь продуваемой подворотне. Состав нищих обновляется, но подворотня никогда не пустует. У них разная вера, мораль, судьба; только участь общая: ни надежд, ни перспектив впереди.

Зимой ночуют в склепе. Рано утром вылезают, поёживаясь от холода, согреваются выпивкой, приходят погреться в храм. Пока не мешают, их не гонят и терпят запах. Цыганка Вера, невысокая, худая, но крепкая женщина лет пятидесяти, почти совсем глухая. Иногда заходит в храм пьяная, говорит сама с собой, поёт, иногда буянит. Двое мужиков возьмут с двух сторон под руки, выведут, отпустят. Изредка вызовут полицейских. Они тоже выводят за ворота и отпускают. Ничего не изменишь: «нищих всегда имеете с собой».

Бывает, Вера крестится, подходит к помазанию, целует икону, просит благословить. В среде нищих другой образ жизни, мысли и потребностей. Не только милостыня, но сам храм притягивает сердце. Нищие тянутся к храму, бессознательно чувствуя его значимость и медленно меняются.

Один из нищих, Димитрий, был поэтом. Вёл себя кротко: пил, писал хорошие стихи о Христе и Деве Марии, о любви и целомудрии, выдерживая стихотворный размер и рифму. Димитрий не был графоманом. В его стихах чувствуется поэзия. Димитрий много раз обещал переписать и принести стихи. У меня было желание издать их небольшим тиражом. Внезапно он умер, как и жил в подворотне, и рукописи пропали. Жаль.

Иногда нищие доставляют существенные хлопоты и неприятности храму. Некоторые воруют, и не знаешь, как объяснить прихожанам, чтобы следили за своими сумками. С одной стороны, нехорошо публично указывать вора. С другой стороны, жалко прихожан – большинство живёт на пенсию. Вором был нищий Х, высокий, худой, с бледным лицом и хищными глазами. Однажды у военного доктора он унёс куртку с документами и деньгами, пока тот молился в храме.

Однажды Х. мне насолил. После богослужения, я вышел. Краем глаза видел, что вор остался в храме один, но не придал этому значения. Вернулся в храм через пять минут. Х уже не было, а с Престола исчез мой наперсный крест. Это был небольшой серебряный с позолотой крест, которым я дорожил.

В 1994 году из Детройта впервые приехала дочка с внуками. Они вошли в храм, когда я заканчивал Литургию. Трёхлетний Паша направился прямо ко мне. В руках у него был тот самый крест. Он привёз его из Америки. Этот крест был дорогой памятью. Было обидно мириться с пропажей, но что поделаешь!

Одна из нищих, Тамара, несколько странная, немолодая женщина, привязалась ко мне. Она часто приходит в храм, часто причащается. После службы дожидается меня и провожает до ворот. У неё всегда множество наивных вопросов. Тамара приносит мне подаяние, даёт 10 рублей. Несколько раз приносила банан или яблоко. Спрашиваю:

- Где же ты берёшь фрукты? Их покупать надо...

- Нет, они мне даром достаются. Около базы есть свалка, и туда выбрасывают фрукты. Я отыскиваю хорошие фрукты, без гнили. Кушайте на здоровье.

Инородным для этой компании выглядит благообразный дедушка с чёрной бородой. Чистоплотный, не пьёт, не курит и не матерится. В храм не входит, не причащается. Ведёт себя степенно, пользуется уважением остальных. Одежду берёт и носит аккуратно.

Храм помогает нищим обувью и одеждой. Уже 20 лет народ приносит в храм ненужную одежду. Отслужила срок или вышла из моды, морально устарела - несут в храм. Моя жена собирает эти вещи, приводит в порядок, сортирует мужскую, женскую и детскую одежду, пакует в картонные коробки. Приезжают машины из психо-неврологического интерната, из дома инвалидов, даже из райцентра и освобождают нашу веранду. Потом она снова заполняется. Игрушки и одежду отвозим в детский фонд. Из этого second hend одеваем и обуваем подворотню. Они радуются нарядным курткам, джинсам и свитерам. Приятно видеть их нарядными и довольными. Как мало нужно для счастья! Но проходит день, другой, и они снова стоят извалявшиеся в грязи, раздетые, босиком.

- А где же твоя куртка и ботинки? – Смотрит молча и вздыхает.

Понятно без слов: пропил. Вера снова подбирает одёжку.

Живут они мирно, изредка поругаются, а то и подерутся, но ссоры гаснут быстро, и опять все вместе дружно тянут руки за подаянием. Их настроения напоминают погоду. То солнышко выглянет, то тучка найдёт, то ветерком подует.

Нищие создают проблемы для храма. С человеком всегда проблемы. Нам бы хотелось видеть его послушным и смиренным, а он упрямится и хулиганит. Что делать?

Можно прогнать его, задействовать полицию и другие силовые структуры или терпеливо сосуществовать, не насилуя совесть и не отказывая во внимании и заботе. С доверия, терпимости и уважения к человеку начинается любовь. Она приводит к взаимопониманию и диалогу. Человек способен сознавать свои ошибки, способен к покаянию, если мы добры к нему. Вместо скандала с пусями тоже можно было поискать взаимопонимания. Это позиции взрослого человека и зрелого христианина. Конечно, приходится терпеть ущерб и идти на сознательные жертвы. Таким был путь Христа навстречу человеку. Разговоры о защите святынь ценой человеческой жизни на практике ведут к крестовым походам, к судам и кострам инквизиции. Увы!


В комментариях к своему посту Павел Адельгейм добавил:


8 Апр, 2012 21:00

Сегодня посмотрел обсуждение в НТВешниках. 47% ожидают нравственного воспитания от государства средствами УК РФ. 35% ожидают этического влияния от семьи и школы. 11% надеются на нравственное влияние РПЦ. Никто не сказал, чем вызван протест пусей: сращиванием власти с РПЦ, которое означает симбиоз этики с уголовным кодексом. Некоторые из участников искренне считают, что мораль можно насадить насилием и страхом. Безнравственными средствами предлагают насаждать мораль. Это принцип инквизиции. Чаплин утверждает, что прощение без покаяния не может быть. Чаплин не замечает различия: Христос призывает к покаянию, а не требует покаяния. Чаплин заявляет:"Бог осудит, Бог не простит", а Христос говорит: "Сын Человеческий пришёл не судить мир, но спасти

 


Закон или милость?
4 Апр, 2012 at 5:48 PM

«Бог есть любовь!», а Церковь Христова является организмом любви. Людям, воспитанным на законе, возмездии и насилии трудно понять дух Христов. Иудеи, выросшие на принципах Ветхого завета, не поняли и приняли Христа. Он со своим учением не вписывался в рамки их традиций, хотя пришёл не нарушить, а исполнить закон. Бог любви открыл Себя через ветхий закон, но иудеи не расслышали Его заповедь о любви. Христос открыл и показал заповедь о любви к Богу и ближнему, хранившуюся в ветхом законе, но не замеченную и не исполненную. Иудеи распяли Христа за учение о прощении и любви. За прощение и любовь к человеку Христос принёс Себя в жертву.

Советские люди, выросшие вне церкви, живут в ветхозаветном понимании Христа. Им понятна справедливость. Милость они не вмещают. Жестоко было бы упрекать их в непонимании милости, которая больше, чем великодушие. Это чудо, и вместить его может только сердце милующее.

Авва Исаак Сирийский открывает «что такое сердце милующее: возгорение сердца у человека о всём творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. От великой и сильной жалости, объемлющей сердце, и от великого терпения умиляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда, или малой печали, претерпеваемых тварью. А посему, и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред, ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и были помилованы; а также и об естестве пресмыкающихся молится с великой жалостью, какая без меры возбуждается в сердце его до уподобления в этом Богу» (Исаак Сириянин, «Слова подвижнические», слово 4; стр.254, М.1854 г.)».

Христос говорит: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих и гонящих вас, и будете детьми Отца вашего небесного». Современник назовёт такой призыв безумным. У него нет перспектив, ему следует только наивный идеалист. Прагматик всегда остаётся в рамках Ветхого завета: «Око за око, и зуб за зуб». На все размышления и милости и прощении отвечает одним аргументом: «Нет милости без покаяния и наказания». Затем начинаются объяснения: «они не покаялись»; « Они безнравственные»; «они не первый раз», «они могут ещё». Это попытка вывести милость из закона. Милость из закона не следует. Это явление иной природы. Только приняв Христа, можно вместить это чудо. Особенно странно звучат аргументы из уст священнослужителей, словно, читая Евангелие по-славянски, не поняли смысла. Или слово «любовь» замылилось на слуху от слишком частого употребления всуе.


На «Эхо Москвы», в своем блоге, Павел Адельгейм немного ранее высказался на эту же тему так:

Распни, распни Его

25 марта 2012, 09:21

Думал: шум давно заглох, а когда домой вернулся, интернет наполнен информации по поводу PR (группа в ХХС). Встречной волной информация пошла обратно из Детройта, из Джорданвилля, из Европы с подробностями. Судьба девушек взволновала народ. Какая разная реакция! Одни жалеют заключённых и печалятся об их детях. У других не иссякает запал гнева! Девушки два месяца в тюрьме, а православные негодуют: им мало, требуют расправы.

Кипит наш разум возмущённый «во дни печальные Великого поста». Помнится: «Архиереи и старцы наустиша народы, да испросят Варавву, Иисуса же погубят… глаголаша ему вси: да распят будет!» (Мф.27, 20, 22). Сообщают, что по московским храмам зачитывали и подписывали письмо с призывом к расправе. Легойда возмутился: «Не было такого циркуляра!» Конечно, не было. И не могло быть. А зачем? Мы помним, как проходили стихийные собрания и митинги. Советский народ клеймил позором отщепенцев: «я Пастернака не читал, но скажу: ренегату нет места на нашей земле». Слышу, слышу возмущение: «Как можно сравнивать со Христом?» Здесь нет сравнения лиц. Здесь оживает архетип. Жертва предстаёт в классическом образе «овцы, яже на заколение ведеся». Палач всегда безличен. В средние века одевал маску.

«Архиереи же и старцы, и сонм весь искали лжесвидетельства на Иисуса, чтобы убить Его, и не находили… наконец, приступили два лжесвидетеля: «Он говорил, могу разрушить храм Божий и в три дня создать его». Это не было ложью. Христос сказал не о Иерусалимском храме, а о храме Тела Своего. Они ложно поняли Его слова. Но если поставлена задача, доказательства вторичны. Девушки были в масках, но прочь сомнения! Те они, или других поймали, пускай сидят!

В центре домостроительства спасения Бог поставил человека. «Нас ради человек и нашего ради спасения» Сын Божий сошёл с небес, воплотился, распят, погребён и воскрес. Содержание Евангелия служит одной задаче: «Сын человеческий пришёл не судить, но спасти мир». Отец Всеволод Чаплин говорит, что за святыни человек должен отдать жизнь. Святыни дороже человеческой жизни. Следует уточнить: чью жизнь хочет о. Всеволод отдать за святыни? Свою или чужую? Наверное, решение отдать жизнь за святыни человек должен принимать сам? О жизни о. Всеволода вопрос не стоит. Вопрос идёт о жизни молодых женщин и их детей. За какие святыни требовал Христос отдать жизнь? Он не призывал к человеческим жертвоприношениям. Он принимал жертву, которую приносили апостолы и мученики за благовестие. Это был их выбор. В Евангелии я не нашёл святынь, за которые Христос призвал отдать жизнь. Может о. Всеволод укажет? Если речь об изгнании торгующих из храма, Христос не отнял их жизнь. Он прогнал их из храма, но не мстил и не требовал наказания. Кстати, прогнал не за пляску, а за торговлю, которая теперь стала традицией в православных храмах. Так время меняет сознание.

Святыню нельзя осквернить. Недостойное прикосновение к святыне оскверняет самого человека, а не святыню. Девушек можно пожалеть за танцы в храме. Они навлекли на себя осуждение. Конечно, не рискну, как о. Всеволод Чаплин, говорить в интервью от имени Бога: "Он не простит". Не дерзну говорить от имени Бога, но в суждении о. Всеволода сомневаюсь. Бог милосерднее всех нас: «Разве забудет мать дитя своё, чтобы не помиловать рождённого ею. Но если мать забудет его, Я не забуду тебя – говорит Господь». Помня о милости Божией, в которой все мы нуждаемся, обратимся от осуждения и мести к деланию Великого поста, чтобы стяжать дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви. «Ей, Господи Царю! Даруй мне видеть мои прегрешения и не осуждать брата моего».

Оригинал: http://echo.msk.ru/blog/adelgeim/871915-echo/

Росбалт 6 апреля 2012 года опубликовал интервью с Павлом Адельгеймом:

Церковь во многом растратила кредит
 
- Скажите, о. Павел, обсуждаются ли как-то в церковном мире последние события, нарушившие церковный покой: скандальный "панк-молебен" в Храме Христа Спасителя и содержание его участниц в тюрьме, история с "патриаршей квартирой", а также позиция церкви во время парламентских и президентских выборов?

- Где-то обсуждаются. Недавно создали специальные органы: "Высший церковный совет", "Межсоборное присутствие". Имеется много других органов, пригодных для обсуждения. Как проходит обсуждение в центральных органах, мне не известно. Могу рассказать, как проходит обсуждение в епархиальных собраниях и советах.

Например, у нас в Псковской епархии все вопросы решаются единогласно, в том смысле, что говорит только один архиерей. Остальные либо молчат, либо поддакивают. Архиерею никто не перечит. Каждый понимает, что возражения будут иметь для него катастрофические последствия.

На приходском уровне обсуждений не бывает. Приходские собрания, требуемые церковным уставом, не собираются даже для решения принципиальных вопросов, например, для принятия устава прихода. Настоятель храма пишет протокол, не собирая собрание. "Административный ресурс" его подписывает, архиерей ставит печать, юстиция регистрирует. Мнение прихожан никого не интересует. Кто вякнет – выведут из состава прихода. Если вякнут двадцать человек — выведут и двадцать, и обсуждать будет не с кем.

В моем "Живом журнале" обсуждение "молебна в ХХС" проходит очень бурно. Одни полагают, что уголовное преследование возможно. Другие считают, что нет состава преступления по ст.213 УК РФ и 282 УК РФ.  "Оскорбление чувств верующих" вообще  не имеет юридического смысла. Это вопрос этики или, может быть, Кодекса об административных правонарушениях.

Своим политико-клерикальным протестом "пуси" оскорбили двух лидеров. А что до верующих, то меня лично концерт не оскорбил. Мои религиозные чувства закалила советская идеология. Во времена советской власти обязывали читать и повторять тексты, которые претили совести и оскорбляли чувства; с меня срывали крест; выгнали из 9-го класса "за поведение, несовместимое со званием советского школьника" (работал в соборе ночным сторожем и чтецом). Храмы превращали в туалеты, иконы и книги уничтожали.

Тогда приходилось смиряться: плетью обуха не перешибешь. Это теперь отец Всеволод Чаплин кулаками машет: "Надо было убивать большевиков!".  Словно с Луны упал.  Или не жил при советской власти? На этом фоне танец "пусей" смотрится шалостью, а не оскорблением верующих. Солея не место для танцев, но в принципе протестная акция "пусей" мне понятна. И если этих девушек посадят, это будет болезненный удар по репутации РПЦ.

- А события "экономического плана"?

- История "нехорошей квартиры" вызывает сомнение. Апостол Павел осуждает христиан, затеявших судебную тяжбу у "внешних". Спор за имущество напоминает притчу пророка Нафана. У бедняка была овечка, и он любил ее как дочь. Богатый сосед заколол овечку бедняка и накормил своих гостей. В этой притче Давид узнал свой грех: он убил Урию и взял себе его жену Вирсавию. Давид раскаялся и написал покаянный псалом "Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей". Принимая монашество, Патриарх дал обет нестяжания и не мог отнять жилище у больного старика. Это недостойно и жестоко. Патриарху есть, где жить, и обижать священника нет нужды.

Что касается "патриарших часов" и вообще богатства, — то в церкви в течение многих веков идет противостояние "несятжателей" и их оппонентов. Вы помните, в Средние века были Заволжские старцы во главе с Нилом Сорским, которые отказывались от имущества. Заволжские старцы считали, что церковь должна быть бедна, как Христос. Не должна иметь земли, домов, крестьян и т.д. Оппонентом Нила Сорского был Иосиф Волоцкий. Его ученики считали, что церковь должна быть богатой, иметь купола золотые и другое имущество, заниматься благотворительностью.

К сожалению, в реальности получается, что когда люди становятся богатыми, они занимаются не благотворительностью, а живут в свое удовольствие. Ничего хорошего для церкви в этом, с моей точки зрения, нет. Это, может быть, нравится о. Всеволоду Чаплину, но многим верующим  это не нравится.

- Как, на ваш взгляд, закончился ли в современном российском обществе период "великой вины перед церковью", который захватил еще и 1990-е годы?

- К сожалению, церковь во многом растратила тот кредит, который она приобрела подвигами новомучеников. Они умирали за церковь в 1920- 1930-тые годы. Мученики своей кровью приобрели церковный авторитет. Они признаны святыми и прославлены церковью. Нынешние иерархи пользуется этим кредитом, и говорят "нас преследовали", словно сами пострадали. Но тех, кто нес крест, уже нет. На смену пришли другие люди с другими взглядами и моралью.

Говорят, что патриарх Сергий спас церковь от большевиков. Он спас церковный аппарат. Репрессировали многих иерархов. С войны положение изменилось. С тех пор, как Сталин в 1943 году принял трех митрополитов, иерархия живет вполне благополучно.

Нравы портились медленно. В поздние советские годы я знал архиереев, заслуживающих благоговейного отношения. Это были бессребреники, они заботились о священниках и мирянах. Все же это было! Знаете, недавно сербский патриарх умер, Павел. Он пешочком ходил по улицам. И митрополит Антоний Сурожский такой же был в Лондоне. И архиепископ Гермоген Голубев в Ташкенте такой же был бессребреник. Ему ничего не надо было для себя. Всем, что имел, служил своим духовным детям.

Когда советская власть ушла, убрали уполномоченных Совета по делам религий, которые ограничивали власть архиереев, начался архиерейский произвол.

За последние годы РПЦ вышла на общественный простор России и заняла положение между обществом и властью на стороне власти. Теперь во внутренней жизни РПЦ епископ обладает неограниченной властью, а клирики и миряне лишены всех прав и беззащитны.

Но в отношениях с обществом нельзя поступать бесцеремонно. Вот и начал назревать общественный протест, который вызывает симфония с политической властью: реституция; введение ОПК, имеющее негативные стороны; "окучивание армии" капелланами; зачистка "канонической территории" и т.д. Все "болевые точки", о которых вы спрашиваете, сюда вписываются. Общественный протест имеет основания. Если РПЦ активно вторгается в жизнь общества, оно приобретает право обсуждать социальную политику РПЦ и мораль ее иерархов. Выход церкви на арену общественной жизни является ответственным шагом. Главное богатство церкви составляет нравственный авторитет и общественное доверие. И Патриархии необходимо сберечь их.

- Есть ли оппозиция в рядах церкви – не черносотенная "оппозиция справа", а прогрессивная? Имеются ли последователи о. Александра Меня и Георгия Чистякова, и могут ли они что-нибудь?

- Оппозиции в церкви нет. Это не политическая организация. Клирики и миряне могут быть не согласны с решениями церковной власти, но все же подчиняются и молятся за своих архиереев, а про несогласия молчат. Прот. Александр Мень и прот. Георгий Чистяков не были оппозицией, они просто имели свое мнение. Многие священники и сегодня имеют свое мнение, но, как правило, не высказывают его.

http://www.rosbalt.ru/moscow/2012/04/06/966561.html

 

 

 

 

 

 

Беседовал Леонид Смирнов

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий