Реальность или призрак?

Дементьев ЧаплинРелигии прорываются в светские школы, Вооруженные силы, получают в безвозмездное владение земли

Помню, как один из лидеров левой партии стоял в православном храме на богослужении и перекрестился слева направо. Телеоператор был, наверное, в восторге, как и его редактор. Еще бы, неверующий в Бога человек стоит перед свечами и крестится, отбивает поклоны. Кажется, было это перед выборами в Государственную думу ФС РФ. Развал в одночасье единой в Советском Союзе коммунистической идеологии, привел к различным трактовкам духовного состояния человека, чем воспользовалась Русская Православная Церковь.

Да, в России одна из ведущих конфессий – православие. Но в последнее время наблюдается не просто вялотекущее проникновение РПЦ МП в различные светские институты, а активное влияние на умы и души людей. Подобный подход весьма тревожит представителей всех других конфессий, представленных в России. И, пожалуй, одно из важных обстоятельств заключается в том, что не берутся во внимание величайшие открытия ученых в области математики, физики, химии, астрономии, биологии, медицины и других отраслей знаний. Точнее, высказываются мнения, что то или иное завоевание Человеческого Разума, произошло по воле Божьей. И не вспоминается, что данные ученые, как правило, атеисты.

Масса вопросов

«Славянский правовой центр» в Москве 22 сентября 2009 года стал местом проведения «круглого стола»: «Религиозная политика в России: от свободы совести к обязательной государственной идеологии?» Мнения участников, подчас, были кардинально противоположными.

Редактор информационного портала «Современное Древлеправославие», представитель Союза старообрядческих начетчиков Алексей Шишкин обрисовал абсурдность самой идеи обучения религии в светской школе, хотя староверы известны своей набожностью и, одновременно, светской ученостью.  Он отметил: «Реальное состояние нашего общества, реально происходящие в нем процессы покрываются словесным туманом, отчего создается ирреальная картина, и адекватная реакция общества оказывается просто невозможной, потому что люди совершенно не понимают, что происходит. Говорят об усилении религиозного фактора в общественно-политической жизни России. Но что считается усилением религиозного фактора? Возрастает ли религиозность на самом деле? Сомневаюсь. Насколько мне известны мнения ученых религиоведов, и они тоже роста религиозности не наблюдают. Значит надо вести речь о клерикализации, по-видимому. Хотя, может быть, надо и уточнять понятия».

Возникает масса вопросов, на которые ответов нет. Один из главных, по мнению Алексея Шишкина: «Чего же хочет государство от религии? Либо это реальное построение конфессионального общества, как бы к этому не относиться - с одним господствующим вероисповеданием и несколькими, так сказать, второстепенными. Такая модель может нравиться или не нравиться, но и с этим надо тогда определиться, так как это было бы и демонстрацией демократических ценностей, и сохранением преимущества одной традиции. <...> Но мы видим, что конфессионального государства не создается, жизнь строится на либеральных основах, не совместимых, а то и противоположных религиозным традициям не только православия, но и других религий России. Тогда клерикализация – всего-навсего, лишь пропагандистский бантик. Но какая же тогда задача ставится этим введением курса религии в школе? Введение детей в религиозную жизнь традиционных конфессий? Либо молодежь должна получать элементарные религиоведческие знания? Инициатором введения курса выступает у нас РПЦ МП. Что она хочет от введения этого курса? Введение Закона Божьего в продолжение традиции, либо это религиоведческий курс, который должен стремиться к объективности - объективистский курс?

РПЦ утверждает, что хочет не Закон Божий, но и сама, наверное, в это не верит, так как элементарный анализ учебных пособий показывает, что это попытка создать его осовремененные версии. Современные идеологи Основ православной культуры (ОПК) уверяют, что светскость курса гарантируется тем, что в нем не предусматривается религиозная практика, участие в религиозных церемониях и не предусматривается вовлечение в религиозные объединения? Однако, как можно говорить что отсутствует религиозной практике обучение, если практически весь курс посвящен молитвам, праздникам, устройству храма, например? Это же очевидно, что весь сыр бор затеян как раз для того, чтобы направить учащихся в религиозное объединение РПЦ МП, для чего и прилагает церковь все эти огромные усилия!»

Отметив, что общество реагирует на внедрение религии в школу весьма болезненно, Шишкин подчеркнул, что против этого «с довольно серьезной критикой выступают изнутри РПЦ МП». Отвечая на прямой вопрос из зала, еще один представитель Союза старообрядческих начетников, Андрей Езеров, заметил: «Старообрядцы относятся к введению Основ православной культуры крайне неодобрительно». 

«Недопустимый риск»

Доктор философских наук, профессор Екатерина Элбакян прямо заявила, что она является категорическим противником введения ОПК в школах: «В социологии религии в ряду функций религии рассматриваются интегрирующая – то есть, объединяющая единоверцев в общину и более широкие сообщества, и дезинтегрирующая - разъединяющая общество функция по вероисповедному признаку. В такой поликонфессиональной и многонациональной стране как Россия, введение обучения религии в светской школе означает недопустимый риск. Это настолько серьезно дополняет ряд уже существующих факторов конфликтогенности, что создает угрозу всему обществу, независимо от отношения людей к религии. Думаю, что большинство присутствующих здесь знает, что конфликты на религиозной и национальной почве, даже после их искусственной ликвидации, тлеют еще в течение нескольких поколений, передаются на бытовой почве из поколения в поколение, оставаясь бомбой замедленного действия». Однако, «нельзя бросаться и в другую крайность, - считает Екатерина Элбакян. - То есть, как в советское время, избегать любого упоминания о религии, чтобы дети вообще не задавались подобными вопросами. Но, для преподавания знаний о религии в школах требуется беспристрастный, объективистский подход, под которым я понимаю ключевой принцип научного религиоведения. Он состоит в заключении трансцендентного «в скобки»: мы не рассуждаем о том, есть Бог или его нет, нужно или не нужно, хорошо или плохо верить в Бога. Мы изучаем лишь религию, как социально культурный феномен в развитии общества и рассматриваем историю религии именно через эту призму. Мы не касаемся атрибутов Бога, доказательств бытия Бога и подобного, потому что этим занимается теология или, по-русски, богословие. Вопросы Бога и веры в него - это не предмет религиоведения и ни в коем случае не объект светского изучения религии. Преподавание в школах у нас основано на передаче знаний - то есть, если говорить о религии, то светских научных знаний о ней».

 Интересно, что хотя религиоведы, по словам Екатерины Элбакян, поддерживают положение, что в конкретных регионах максимальное внимание желательно уделять религиям, которые там доминируют, активнее всех против этого выступают религиозные организации РПЦ, стремящиеся к внедрению ОПК.

«Православная церковь как крупнейшая конфессия должна была бы быть гарантом свободы совести в стране, - отметил социолог религии Сергей Филатов, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, руководитель проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России». - Общество должно стремиться жить в уважении друг к другу, в многообразии стандартов образования». Ученый согласен с тем, что внедрение преподавания религии в современную российскую школу невозможно на конфессиональной основе. Ввести религиозное образования в современную школу в России можно только в том случае, если даже самые малые религиозные группы получат туда свободный доступ. В европейских государствах муниципалитеты идут на необходимые затраты, если к ним обращаются баптисты, лютеране и представители других конфессий.  «Не может быть никакого разделения на «традиционные» и «нетрадиционные» религии. Сама подобная постановка вопроса – говорит о тоталитарном и крайне опасном подходе, об опасности новой государственной идеологии», - таково мнение Сергея Филатова.

Один из самых важных вопросов, считает Сергей Филатов, заключается в том, что реально может дать РПЦ  в плане воспитания? «Крепкую семью? Но большинство духовенства проповедует домострой, который неприложим в современных условиях. Честному труду? Но в РПЦ циничное и пренебрежительное отношение на практике к светскому труду. И то, что патриарх начинает говорить сейчас об этом, возможно, в будущем изменит отношение РПЦ, но сейчас этого нет. Поможет ли избавиться от вредных привычек, от алкоголизма, например? Но, извините, пьянство православного духовенства это, по крайней мере, факт общественной жизни России, и это воспринимается как чистая декларация. Я понимаю, когда баптист придет учить о трезвости, но православный священник, который учит  трезвости, пока выглядит смешно».

«Надо уметь проигрывать»

Как подчеркнул председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин: «Наше общество разнородно, но надо научиться сосуществовать друг с другом. Мы предлагаем свои взгляды на то, как общество должно жить, и надо привыкнуть к тому, что есть различные мировоззрения. Было бы опрометчиво заставлять людей думать и поступать так, как они не хотят». Что касается школы, то, по словам о. Всеволода, это государственно-общественный институт, также как и армия. Церковь пришла к правильному выбору, что и в армии, и в школе должна быть возможность выбора того или иного мировоззрения. При этом, необходимо признавать интересы различных мировоззренческих групп.

Вполне обоснованы, подчеркнул о. Всеволод Чаплин, критические замечания по поводу того, что во многом забытыми оказываются интересы религиозных меньшинств. «Наша Церковь будет стараться помогать в разрешении этой ситуации. Православный священник должен помочь любому верующему найти дорогу к своему пастырю».

По словам о. Всеволода, «я против превращения православия в обязательную религию, и против того, чтобы секулярная, западная идеология утверждалась в качестве идеологии. Тем более что народ не принял западной политической доктрины. Когда нас призывают к утверждению западных технологий как единственно возможных, то призывают вернуться в прошлое, которое уже ушло. Надо уметь проигрывать», - подчеркнул о. Всеволод.

По мнению Всеволода Чаплина, в российском обществе всегда были механизмы уравновешивания сильной власти, самоуправления, и главное, чтобы новые механизмы были созвучны этой традиции.

«Праведная жизнь»

К сожалению, не всегда благие пожелания исполняются в реальной жизни. От клерикальных экспериментов пострадал Петр Царьков, дочь которого по ходатайству известного московского священника определили в православную гимназию св. Василия Великого против воли отца. Он сообщил о конкретных фактах нарушения норм действующего законодательства - как самими клерикалами, так и церковным учебным заведением, в котором дочь не желала учиться. Однако мнение одного из родителей было проигнорировано. Решать судьбу девочки будет суд. Стоит ли доводить дело до таких крайностей?

С нескрываемым удивлением встретили участники «круглого стола» мое сообщение об объявленной анафеме – человеку некрещеномуДементьев и не верящему в Бога. Однако Псковская епархия «умнее» всех в РПЦ МП. Самое любопытное, что «анафеме-проклятию» был предан 14 июля 2009 года – на следующий день после обращения к Президенту России Дмитриию Медведеву об установлении границ Собора Спасо-Елизаровского монастыря, проектом которого предусматривается выделить территорию площадью 3076 гектаров, где находятся 10 деревень, пахотные земли, оздоровительные и спортивные лагеря. Если это будет принято депутатами Псковского областного собрания, то в данных границах «охранных зон», возможно, нельзя будет вести вспашку и обработку земельных участков, копание колодцев и подвалов, строительство домов и сооружений выше 10 метров и т.д., и т.п. Местные жители и дачники в шоке. Заключения прокуратуры Псковской области и юридического отдела Псковского областного собрания депутатов о данном проекте крайне негативны Однако это не останавливает людей, продвигающих проект через настоятельницу Спасо-Елизаровского монастыря игумению Елисавету (в миру Т.И. Беляева). Местные жители написали жалобу в Псковское областное собрание депутатов, где, в частности, задают вопросы: «Что вообще является памятником? Храм или монастырь? Если – храм, то ему места – достаточно, если – монастырь, то разве монастыри бывают памятниками? <…>

Если монастырю все вокруг принадлежало сотни лет назад, то может, тысячу лет назад, когда монастыря не было, наши пра-пра-пра…родственники жили на этой земле, и нам, потомкам, надо требовать теперь перенесения храма в другое место?»

Такие факты подтверждают стремление отдельных служителей Русской Православной Церкви к непомерному обогащению, что на фоне всеобщей нищенской жизни не отвечает канонам РПЦ МП. Более того, подобная «праведная жизнь» отталкивает от Бога верующих людей. Такие суждения смею я высказывать, основываясь не только на собственных примерах, но и на подтверждениях сведущих людей, которые оставили свои комментарии на выступления игумении Елисаветы в Общественном пресс-центре:

«28.09.2009 18:30
Мы, жители поселка Елизарово, поможем переселению монастыря, который не устраивает соседство с нами. Не люди для монастыря, а монастырь для людей. Сиди, «матушка», ровно, мы будем молиться об изгнании дьявола из твоей заблудшей души.

28.09.2009 18:44
Лизавету спросили, сколько она денег ввалила в эту риэлтерскую программу. Самодовольно потупив глазки, «матушка» ответила: «Десятки миллионов». Подумав, добавила: «Рублей, конечно же». На вопрос о детском спортивном лагере, который войдет в «охранную зону», ответила, что мол, «нас ПОКА он не интересует. Но государство должно его ремонтировать». Надо думать, когда отремонтирует, тогда «матушку» он и заинтересует.
Приехала на новеньком «Мерсе» Е-класса с черным джипом эскорта.
»Все по немощи». Бедным они помогают, ага...

28.09.2009 18:51
На пресс-конференции Лисавета наотрез отказалась отвечать на вопросы о Дементьеве. После пресс-конференции убегала от камеры Рен-ТВ, когда те попытались снять её общение с Олегом, который подошёл спросить, в чём всё же его обвиняют. Смотрите фотоохоту на ведьму на следующей неделе на канале Рен-ТВ.

29.09.2009 10:07
В «Мерседесе» ездит настоятель Троицкого собора Иоанн Муханов. Он же имеет строительную фирму, которую «крышует» Е… Е… приказал всем псковским попам что-либо строить и ремонтировать только через строительную фирму Муханова.
А еще на шикарных иномарках рассекает Гоша Быков, настоятель храма Михаила Архангела, бывший архиерейский водила, у которого даже никакого образования нет. Даже семинарии. Диплом есть, наверное. Но получен по блату, на лекциях Гоша никогда не сидел. Еще недавно построил шикарный дом архиерейский секретут Д. К.
На какие средства так шикарно живут посредники между Богом и людьми?

04.10.2009 16:08
Очень тяжелое впечатление матушка оставила. Понятия «доброта», «любовь» - это не про нее. Очень жесткая тетка, хотя голосок такой приятный... В общем, ассоциация с красивой змеей.

06.10.2009 14:07
Какая это «матушка»! Похоже, как говорит моя мать, это внучка Гришки Распутина. Для нее святого не существует, жажда наживы – это ее первая заповедь. С введением зон, окраины Елизарово станут резервацией и территорией рабов. Жители, не вписывающиеся в концепцию, будут ДЕПОРТИРОВАНЫ. Такая «вера» никому не нужна…»

После таких высказываний не поднимается рука писать что-либо доброе об отдельных служителях Церкви. Из мелких, на первый взгляд, случаев вырисовывается мощнейший монстр, которому непонятны чувства святости. Поклонение «золотому тельцу» на первом месте, а Бог в дальнем кармане – на всякий случай. Все это вызывает крайнюю тревогу, поскольку бездуховность разрушает устои государства. И это не шутка, а сегодняшняя реальность.

В корреспонденции использованы материалы порталов Civitas, «Славянский правовой центр», «Псковская лента новостей», «Псковское агентство информации».
Фото: М. Ситникова

Олег Дементьев, корр. газеты «Правда» специально для «Городской среды».

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий

YkIDEAth | an0dyohls@gmail.com | 03:12 - 12.02.2017
So much info in so few words. Tostoly could learn a lot. http://xcgqnjoyyph.com [url=http://bngusemswh.com]bngusemswh[/url] [link=http://dtsfwjpljxi.com]dtsfwjpljxi[/link]
o39wOz3BHFf | 9bt7ud4u@yahoo.com | 10:52 - 09.02.2017
I was so confused about what to buy, but this makes it untrsedandable.
IFPOx5dHXdMR | 1jnuocjbybz@hotmail.com | 16:43 - 08.02.2017
There's a terrific amount of kngldewoe in this article!