Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 
2016 2017 2018 2019 2020 2021 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

О беспёрых петухах

СадовничийСразу вспоминается бурса из «Очерков бурсы» Николая  Помяловского  («Главное свойство педагогической системы в бурсе -  это  долбня,  долбня ужасающая и мертвящая. Она проникала в кровь и кости  ученика...»). И чем больше педагоги в рясах вдалбливали ученикам «высокие истины», тем ожесточённей была реакция («Особенно  же  любили  учителя доказывать,  что   человек есть существо  бессмертное,  одарённое свободно-разумной душою, царь вселенной, - хотя странно, в  действительной жизни они едва ли не обнаруживали того  убеждения,  что  человек  есть не более не менее, как беспёрый  петух».

Редакция.

РЕКТОР МГУ ПРЕДЛОЖИЛ ШКОЛЬНИКАМ УЧИТЬ ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ

Надеюсь, что предложение ректора МГУ Виктора Садовничего ввести в школьную программу изучение церковнославянского языка останется фактом его биографии и не обернется очередным глумлением над российской школой и миллионами ее обитателей. Но современная Россия дает столь изумительные примеры в области принятия решений, что со всякими прогнозами в отношении судьбы дивной инициативы ректора МГУ следует решительно погодить.

Тем более что у этой инициативы есть мощные лоббистские ресурсы. И это не только сам Виктор Садовничий, который возглавляет, помимо МГУ, еще и Совет ректоров России, является членом высшего совета «Единой России» и постоянным доверенным лицом Путина на всех последних выборах. Неизмеримо большими лоббистскими ресурсами обладает РПЦ, которая постепенно наползает своим жирным брюхом на такие сферы жизни, как образование, культура, СМИ и даже внешняя политика.

Идея заставить школьников учить язык, на котором в сегодняшнем мире за пределами церковной ограды не говорят ни в одной стране мира, очень давно не пишут новых книг, а те, что когда-то написаны, относятся в основном к богослужению, еще в прошлом году была выдвинута священником Александром Волковым, пресс-секретарем Гундяева. «Даже если человек никогда в жизни не переступит порог храма, то все равно, это такая важная составляющая», - заявил священник Волков. И добавил: «Это важно даже с точки зрения общего культурного, интеллектуального развития молодого человека».

 

Знание любого дополнительного языка, в том числе и мертвого, к которым относятся, наряду с церковнославянским, например, латынь, древнегреческий и санскрит, несомненно, обогащает. Вопрос, насколько и в каком направлении. Латынь, которая до 18 века была языком международного научного и культурного общения, просто необходима биологам, медикам и юристам, поскольку для этих сфер является источником терминологии. Например, биолог обязан знать и в своих научных трудах указывать названия изучаемых живых организмов на латыни.

На церковнославянском никогда не было написано ни одной научной книги. Просто потому что никакой науки до 18 века в России не было, а когда появилась, точнее, была завезена Петром из Европы, то языком российской науки была все та же латынь: труды Императорской академии наук до 1809 года издавались на латыни, а диссертации по медицине в России печатались на латыни до 1860 года. Литература, которая сегодня есть на церковнославянском, это многочисленные акафисты, минеи, а также Псалтырь, Часослов и тому подобные произведения.

 Потратив драгоценные школьные годы на изучение церковнославянского, молодой россиянин сможет познакомиться, например, с такими книгами, как «Акафист Пресвятой Богородице перед Ее иконой, именуемой «Утоли мои печали», а также «Акафист Пресвятой Богородице перед Ее иконой, именуемой «Млекопитательница» и другими изданиями аналогичного содержания. Необходимы ли эти и им подобные произведения в современном мире, каждый должен решать самостоятельно.

Можно было бы задать академику Садовничему вопрос, насколько, по его оценкам, изучение церковнославянского в школах будет способствовать повышению конкурентоспособности России на мировой арене и в частности в сфере науки. Но я этот вопрос не стал бы задавать академику Садовничему, поскольку этот человек и в прошлом, и сейчас много сделал и продолжает делать для торможения России, ее науки и образования. В 80-е годы именно Виктор Антонович Садовничий, по многочисленным свидетельствам, был одним из основных проводников политики дискриминации евреев-абитуриентов при поступлении на мехмат МГУ. В наши дни, уже будучи ректором МГУ, Садовничий стал одним из тех, кто настежь открывает двери науки и образования для РПЦ. «У нас, академического сообщества, общие с церковью задачи!» - заявил Садовничий в интервью «Интерфаксу».

 

Школьная программа всегда была, есть и будет полем конкурентной борьбы между представителями различных дисциплин. А если смотреть шире, то между сторонниками разных представлений о будущем страны. В нормальном светском государстве у  церковнославянского языка есть вполне достойные места - за церковной оградой и на кафедрах филологических и исторических факультетов. Изучение этого давно мертвого языка в школе - путь к углублению изоляции, отсталости и дальнейшей клерикализации страны.

Ежедневный журнал

 

 

Игорь ЯКОВЕНКО

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий