Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 
2016 2017 2018 2019 2020 2021 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Сгустить краски

Лебединое озеро«Чистая дрянь, вспоминать без чувства стыда не могу». Такова была реакция Чайковского на премьерный показ балета «Лебединое озеро». Если уж сам композитор так отзывался о своём балете, то русские музыкальные критики весной 1877 года тем более выражений не выбирали. Они упражнялись в остроумии.


«Разномастная птичья стая утонула в озере»

«Странное скопление на сцене дам разного возраста и разной комплекции в тяжеловесных костюмах с перьями, тщетно старавшихся изобразить горделиво плывущих лебедей, - говорилось в разгромной рецензии на премьеру «Лебединого озера», опубликованной в «Санкт-Петербургских ведомостях». - К радости публики, в конце спектакля вся эта разномастная птичья стая утонула в озере вместе с немецким принцем Зигфридом, бросившимся вслед за ними в воду».

В первую очередь, издевались, разумеется, над хореографией, а не над музыкой (впрочем, в музыке Петра Чайковского нашли «излишнюю любовь к медным и особенно ударным инструментам»). Хореографом был чех Вацлав Рейзингер. Через некоторое время после безжалостной критики он Россию покинул, но в 1884 году вернулся и три года сотрудничал с цирковой труппой Альберта Саламонского. Возможно, цирковое искусство для Рейзингера было ближе?Лебединое озеро

Впрочем, в наши времена делаются попытки реабилитировать Вацлава Рейзингера. Ведь у него имелись не только провалы. В любом случае, очевидно, что проблема была не в одной хореографии. Невнятное либретто сбивало с толку. Смущали двусмысленные ассоциации... К тому же, к музыке для балета многие - за исключением узкого, почти сектантского круга балетоманов - тогда относились как к второстепенной. Балет переживал кризис. «Балеты не возбуждают и десятой доли того участия, какое возбуждали прежде, - писало издание «Русский инвалид». - Оно, конечно, так и быть должно, оно совершенно понятно, нам теперь не до балетов...». Балет «витал в облаках», а на дворе и при дворе была эпоха реформ. Большие композиторы предпочитали к балетам музыку не писать. Это касалось не только России.

И вот как раз в это время Чайковскому предложили сочинить музыку для балета. Нуждавшийся в деньгах композитор, невзирая на сюжет, согласился.

В двухсерийном советском художественном фильме «Чайковский» режиссёра Игоря Таланкина есть такой эпизод: профессор консерватории Пётр Чайковский (его играет Иннокентий Смоктуновский) после премьеры «Лебединого озера» появляется в консерватории и из-за двери слышит разговоры своих студентов. «Посмотрите, что пишет народ! - говорит студент, держа в руках свежую газету. - В «Лебедином озере», как и везде, проявился обычный недостаток господина Чайковского: бедность творческой фантазии, и как следствие - бедность тем и мелодий». Сценарист Юрий Нагибин почти ничего не придумал. Не всем было дано понять музыку Чайковского.

Через некоторое время в жизни, а не в фильме Герман Ларош (критик, педагог, композитор, в фильме «Чайковский» его играет Евгений Евстигнеев) предположил: «Быть может, именно убожество сюжета так вдохновляюще подействовало на Чайковского». То есть имеющий уши всё же распознал в музыке «Лебединого озера» высочайший уровень, однако некоторые критики продолжали придираться и к музыке тоже.

Иначе говоря, в семидесятые-восьмидесятые годы XIX века мало кто готов был к такому искусству - и публика, и критика, и хореографы, и композиторы... Потребовалось время, чтобы все привыкли, притёрлись. Нашли общий язык.

«Вдруг почувствуешь: легче дышится...»

Чайковский до триумфа «Лебединого озера» не дожил. Для этого потребовались новые редакции балета и новые времена. Хотя и в более поздние годы хореографы, бывало, шли путём Вацлава Рейзингера. В марте 2005 года в Большом концертном зале Псковской областной филармонии отдельные сцены балета напоминали то, о чём в позапрошлом веке писали «Русские ведомости»: «В постановке танцев г. Рейзингер проявил замечательное умение вместо танцев устраивать какие-то гимнастические упражнения».

Впрочем, полноценным балет «Лебединое озеро» образца марта 2005 года, показанный в Пскове, назвать трудно. Не хватало живой музыки. Представлению не доставало гармонии. Действо напоминало набор номеров - иногда изящных и остроумных, иногда тяжеловесных в прямом смысле слова (когда готовился этот текст, то в архиве обнаружилась потерянная публикация о том событии. Её можно прочесть ниже). Однако за полтора века «Лебединое озеро» заняло подобающее ему достойное место. Сегодня это уже не просто балет, а один из русских символов. «Вдруг почувствуешь: легче дышится. // И внезапно в душе твоей // Ни с того, ни с сего послышится // Танец маленьких лебедей...», - как написала Маргарита Алигер. Символ - русский, а героев зовут Зигфрид, Одетта, Одиллия... Неаполитанский танец, испанский танец, польский танец, венгерский танец... И в этом тоже проявляется Россия, много веков находящаяся в плодотворном диалоге с европейской культурой.

С 2005 года в псковской филармонии музыка из этого балета Чайковского звучала много раз - причём вживую.

Лебединое озероНо 10 апреля 2021 года на сцене никто не танцевал. Вернее, вместо танцоров в центре внимания были художник и краски. Дважды за день публике предложили не только живую музыку (дирижёр - Николай Хондзинский), но и рисунки на воде (за них отвечала художник из Петербурга Ольга Каурова). Месяц назад  псковичи могли под живые звуки нашего симфонического оркестра увидеть песочную анимацию Оксаны Чунчуковой.*

Теперь же песок сменила вода (что будет в следующий раз? уголь? нефть? газ?).

Древнее восточное искусство эбру (от персидского ebri - «воздушные облака») - это не только эффектно, но применительно к «Лебединому озеру» создаёт естественную среду. В Японии нечто похожее называли «плавающие чернила».

Зритель, он же - слушатель, видит взаимодействие стихий (если псковский симфонический оркестр когда-нибудь исполнит «Лебединое озеро» на воде - на реке Мирожке, публика это непременно высоко оценит).

Но водное пространство размером с небольшую ванночку тоже в  умелых руках способно превратиться в озеро. Словно из скорлупы над головами псковских музыкантов появлялись прекрасные лебеди. И ужасные тоже появлялись. Ольга Каурова выпускала их из рук. Музыка отражалась в воде...

Если бы в 1877 году существовала возможность транслировать на задник сцены процесс рисования на воде, то судьба этого балета при жизни композитора могла сложиться более счастливо.

Можно предположить, что после такого концерта не один и не два человека, особенно дети, из числа зрителей всерьёз заинтересуются искусством эбру и сами попробуют каково это - использовать воду с загустителем, краски, гребни, кисти, спицы...

На подобных концертах искусство Запада и Востока сходится и дополняет друг друга. Сказки ненадолго превращаются в быль. Освобождение от злых чар с помощью сгущения красок и воздушной музыки открывает новые перспективы. Злое колдовство - это не навсегда.

*А. Семёнов. Миссия выполнима. http://www.pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=4698

Фото: Кирилл Кожуков.

 

ГИМН ЛЮБВИ И КРАСОТЫ
(«Городская газета», 2005 г.)

Псковичи, сумевшие попасть 12 марта 2005 года в Большой концертный зал Псковской областной филармонии, увидели балет «Лебединое озеро» в исполнении петербургских артистов.

Мало кто помнит сказку Музеуса «Лебединый пруд», по которой полтора века назад было написано либретто знаменитого балета Петра Чайковского. Зато о балете знают все без исключения. «Лебединое озеро»  давно превратилось в легенду, разобрано на цитаты, тысячу раз пародировалось, а, благодаря ГКЧП, до сих пор у некоторых вызывает политические ассоциации. И всё-таки балет не утратил свою магию. Конечно, имеется в виду и магия названия. Но, в первую очередь, это гениальная музыка и великие исполнители, превратившие «Лебединое озеро» в один из символов нашей страны. В общем, не удивительно, что зал филармонии был заполнен до отказа.

Хотя некоторая тревога у отдельных зрителей присутствовала. Что именно увидят псковичи? Что это за «Международный проект» и действительно ли к нам приехали звёзды Санкт-Петербургского балета, в том числе и из Мариинского театра? Ведь бывало, когда провинциальный голод на высокое искусство использовали люди, имеющие к этому самому искусству лишь отдалённое отношение.

Теперь можно сказать, что антреприза Константина Пинчука не подвела. Действительно, нам был показан качественный спектакль. И это несмотря на фонограмму и одну декорацию на три акта. Но иначе поступить было нельзя. В нашем зале нет оркестровой ямы и технических возможностей для быстрой смены декораций. Не ждать же, пока всё это появится? Поэтому приезд петербуржцев был полностью оправдан.

Описывать спектакль бесполезно. В подтверждение этого можно процитировать Уланову: «Красоту балета не пересказать, балет нужно смотреть и им восхищаться». Так было предусмотрительно написано в программке.

Вот псковичи смотрели и восхищались. Особо выделяем Ирину Бадаеву (Одетта-Одиллия) и Ярослава Саленко (Шут). Самая миниатюрная из присутствовавших на сцене балерин, Ирина Бадаева была наиболее артистична и воздушна.

Роль шута - выигрышна. Причём, не только на сцене, но и в жизни. Но на таком уровне сыграть её удается единицам. Победитель международных конкурсов Ярослав Саленко с задачей справился.

При желании можно, конечно, найти в спектакле и недостатки. Наименее убедителен, по-моему, был пресловутый танец маленьких лебедей. Показалось, что не все балерины были нужной комплекции. Или я просто слишком близко находился от сцены? Однако комплекция некоторых балерин - единственный недостаток, достойный упоминания. Тот спектакль, который показали петербуржцы на небольшой сцене областной филармонии вечером 12 марта, заслуживает добрых слов.

Псковичи очень долго не отпускали со сцены исполнителей главных партий - Ирину Бадаеву и Миоцци Фатона (Принц Зигфрид). Около десяти раз они выходили на поклон. Как сказано в кратком содержании балета: «Злой волшебник гибнет. Звучит гимн любви, молодости и красоты».

Спасибо за то, что злой волшебник, наконец-то, погиб и на псковской сцене.

 

 

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий